Прославленный институт уходит в авиационный кластер «Ростеха», но блокпакет остается у Бориса Тихомирова
Интрига с продажей Казанского Гипронииавиапрома разрешилась. Как стало известно «БИЗНЕС Online», 50% + 1 акция института теперь у оборонного магната Виктора Григорьева: КазГАП отныне в его холдинге «Технодинамика», который входит в авиационный кластер «Ростеха» во главе с Анатолием Сердюковым. Гарантией того, что с институтом при новом собственнике все будет в порядке, служит крайняя заинтересованность Татарстана в модернизации Казанского авиазавода силами местных проектировщиков и строителей.
Казанский Гипронииавиапром, большая часть акций которого, по неофициальным данным, принадлежала генеральному директору Борису Тихомирову (в центре), продан. Сделка состоялась в августе
ПЕРСОНАЖИ МИХАИЛА ВЕЛЛЕРА ШТУРМУЮТ КАЗАНЬ
Казанский Гипронииавиапром (КазГАП), большая часть акций которого, по неофициальным данным, принадлежала генеральному директору Борису Тихомирову, продан, сообщили источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме. По их информации, 50% + 1 акцию получили структуры владельца московского НК Банка Виктора Григорьева. Сделка состоялась в августе. Мы предложили обеим сторонам прокомментировать эту информацию, но на момент выхода статьи ответа не получили.
Григорьев — личность хотя и не особо публичная, но в оборонке очень известная. Некогда он был партнером Сергея Недорослева, создавшего группу «Каскол», владевшую акциями важнейших оборонных предприятий (Улан-Удэнский и Иркутский авиазаводы, Ростовский вертолетный завод, РКК «Энергия», ЦКБ «Лазурит» и так далее; историю создания группы иронично изложил Михаил Веллер в рассказе «Самолет»). В 2005 году генеральный директор «Оборонпрома» Денис Мантуров (ныне министр промышленности и торговли РФ) предложил Григорьеву возглавить дирекцию вертолетных программ, так что холдинг «Вертолеты России» в том числе и его детище.
В Татарстане бизнесмен известен прежде всего по громкому делу ОКБ им. Симонова, и, по некоторым данным, сегодня банкиру опосредованно принадлежит около 40% акций бюро. При этом Григорьев через НК Банк владеет 48,65% акций Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которому симоновцев заставили передать тему военного беспилотного комплекса «Альтиус». Для этого в Казани даже создали филиал данного предприятия.
50% + 1 акцию получили структуры владельца московского НК Банка Виктора Григорьева: КазГАП отныне в его холдинге «Технодинамика», который входит в авиационный кластер «Ростеха»
Утверждают, что Григорьев хотя и самостоятельный бизнесмен, его правильно воспринимать как одно из ближайших доверенных лиц генерального директора «Ростеха» Сергея Чемезова. В связи с КазГАПом особенно любопытна информация о том, что в конце 2018 года григорьевская группа «Динамика» стала стратегическим инвестором госкорпорации — купила у нее на закрытом аукционе за 14 млрд рублей 75% минус 1 акцию холдинга «Технодинамика». Блокпакет остался у «Ростеха», и холдинг продолжает входить в состав его авиационного кластера, который возглавляет бывший министр обороны Анатолий Сердюков. Аналитики тогда предположили, что все дело в санкциях, под которыми находится «Технодинамика» как один из важнейших активов российского ОПК: передача контрольного пакета частному инвестору снижает риск попадания под более жесткие ограничительные меры со стороны Запада (этого могут избежать компании, где доля «Ростеха» меньше 50%).
По данным «БИЗНЕС Online», «Технодинамика» и стала владельцем контрольного пакета КазГАПа. Сколько он может стоить? Как полагает аналитическая служба нашей газеты, если отталкиваться от результатов 2016 года (а это последняя открытая отчетность института), то есть учитывать собственные чистые средства КазГАПа (814 млн рублей) и среднюю прибыль в одах, то приблизительную стоимость института можно оценить в 1,5 млрд рублей.
Как бы то ни было, теперь казанским институтом распоряжаются Григорьев и стоящий над холдингом Сердюков. Но зачем им понадобился КазГАП?
В «Технодинамику» входит 35 компаний авиационной и космической промышленности, которые проектируют и выпускают комплектующие, агрегаты, тренажеры, беспилотники
ПОКУПАТЕЛИ С БОЛЬШОЙ ТАТАРСКОЙ УЛИЦЫ
В «Технодинамику» входит 35 компаний авиационной и космической промышленности (например, такие известные, как НПП «Звезда» и НИИ парашютостроения), которые проектируют и выпускают комплектующие, агрегаты, тренажеры, беспилотники. Среди свежих разработок — парашютная бесплатформенная система для десантирования боевой техники. В последнее время особый упор делается на гражданскую продукцию. Так, среди новинок — механизированный многоуровневый паркинг, парашют «Шанс» для экстренного спасения из высотных зданий, идут научно-исследовательские работы по созданию облика шасси широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR929. Летом «Технодинамика» и фонд перспективных исследований подписали соглашение о проведении исследований для создания летательных аппаратов концепции «Более электрический самолет» (модная ныне в мире тема по переводу гидравлических и пневматических систем на электропитание).
Возглавляет «Технодинамику» наш земляк — Игорь Насенков. Родился он в 1975 году в Набережных Челнах, в 1997-м окончил Камский политехнический институт
В 2017 году холдинг получил 31,5 млрд рублей консолидированной выручки и 3,7 млрд прибыли. К 2025-му выручка должна достигнуть 129 млрд рублей, но еще раньше «Технодинамика», по концепции «Ростеха», должна войти в первую пятерку мировых авиакомпонентных лидеров. Заявлено, что холдинг будет интегрироваться в глобальную авиастроительную отрасль и приобретать международную репутацию через партнерство с мировыми лидерами по производству агрегатов. Компания планирует стать поставщиком 2–4 уровней для Airbus, Boeing, Embraer, Bombandier.
Насенкова до недавнего времени часто называли правой рукой гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Николая Колесова
Небезынтересно и то, что возглавляет «Технодинамику» наш земляк — челнинец Игорь Насенков, которого до недавнего времени часто называли правой рукой еще одного небезызвестного татарстанца — генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николая Колесова (по примечательному совпадению в Москве офис холдинга «Технодинамика» располагается на Большой Татарской улице). Насенков родился в 1975 году в Набережных Челнах. В 1997-м окончил Камский политехнический институт по специальности «экономика и управление на предприятии». Трудовой путь начал в Когалыме — начальником отдела маркетинга филиала Белорецкого металлургического комбината. В одах — на КАМАЗе: начальник производства вспомогательных цехов, директор департамента закупок «КАМАЗ-Металлургии». До 2008-го — коммерческий директор октябрьского завода «Автоприбор». Далее — советник министра имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства Амурской области, первый заместитель областного министра экономического развития, промышленности и ТЭК. В 2009 году назначен первым заместителем гендиректора КРЭТ. С декабря 2016-го — гендиректор «Технодинамики».
При реализации грандиозных планов, стоящих перед Насенковым и Ко, не обойтись без обновления ряда предприятий, в том числе по принципу комплексного технического перевооружения, а аэродром экспериментальной авиации «Киржач» даже планируется модернизировать под гражданские воздушные суда. Сообщалось, что в одах «Технодинамика» потратит на перевооружение 19 млрд рублей.
Как уверяют эксперты, в России нет гипроинститута более квалифицированного, чем КазГАП, поэтому к его услугам прибегают и вертолето-, и авиастроители, и двигателисты, и ракетчики
ГИПРОНИИАВИАПРОМ ПРОДАЛИ ИЗ-ЗА КАССОВОГО РАЗРЫВА ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАНСКОГО АВИАЗАВОДА
КазГАП специализируется именно на комплексном подходе к модернизации производств. К примеру, в разработанной институтом программе реконструкции и перевооружения Казанского авиазавода (КАЗ) — обновление всех основных производств (сборочного, заготовительно-штамповочного, гальванического и термического, сварочного), энергетики, летно-испытательного комплекса, а также строительство нового корпуса агрегатной и окончательной сборки, инженерного центра, топливо-заправочного и ангарного комплексов. Как уверяют эксперты, в России нет гипроинститута более квалифицированного, чем КазГАП, поэтому к его услугам прибегают и вертолето-, и авиастроители, и двигателисты, и ракетчики. Словом, приобретение Гипронииавиапрома нельзя связать только с желанием Чемезова и Сердюкова получать прибыль от деятельности института. К тому же ценность покупки возрастает в связи с грядущим тотальным переформатированием (в том числе обновлением предприятий) российского авиастроения, о котором заявил все тот же Сердюков — председатель совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации, которую сегодня вливают в «Ростех».
Приобретение КазГАПа нельзя связать только с желанием Чемезова (второй слева) и Сердюкова (справа) получать прибыль. Ценность покупки возрастает в связи с грядущим тотальным переформатированием российского авиастроения
К тому же если ранее КазГАП специализировался в первую очередь на военно-промышленном проектировании, то сегодня в его активе — ряд знаковых гражданских объектов: Дворец водных видов спорта, терминалы аэропорта «Казань», жилой комплекс «Магеллан», все крупные объекты Иннополиса и т. д. «Из узкоспециализированного института ГАП превратился в фирму, которой по плечу любые проекты — и жилищные, и планировки территории. Мне кажется даже, что гражданки у него сегодня больше, чем военки, — обрисовал в беседе с „БИЗНЕС Online“ достоинства института завкафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич. — Борис Иванович (гендиректор КазГАПа Борис Тихомиров — прим. ред.) собрал сильный коллектив: есть хорошая инженерная часть, неплохие архитекторы. На сегодня в Татарстане — два ведущих крупные проектные работы титулованных института — „Татинвестгражданпроект“ и КазГАП». К тому же сегодня КазГАП стал предприятием полного цикла. Как сказано на его сайте, компания допущена ко всем видам работ по подготовке проектной документации и инженерным изысканиям и вправе выполнять функции генерального проектировщика, технического заказчика, генерального подрядчика по строительству.
Некоторые эксперты полагают, что стремление к многоплановости и подвело компанию, загнав ее в долги. Другие же считают, что институт заманили в долговую ловушку намеренно — при помощи достаточно нехитрых схем, создавших сложности при получении оплаты за уже выполненные работы. Тем более есть сведения о том, что Тихомирова давно склоняли продать институт.
Впрочем, информированные источники «БИЗНЕС Online», уверены, что сделка была полюбовной. «Никто насильно КазГАП у Тихомирова не отбирал, — утверждает один из наших собеседников. — Приход нового собственника объясняется как раз стремлением сохранить институт». Наш собеседник, не вдаваясь в подробности, опроверг версию того, что Гипронииавиапром специально загнали в долги, и подтверждает предположение о том, что институт финансово надорвался в ходе реконструкции КАЗа. «Если бы не было проекта по авиазаводу (а это более 10 контрактов на модернизацию), у ГАПа не возникло бы никаких долгов, — рассказывает наш источник. — Но получилось так, что заказчики тянут в одну сторону, подрядчики (а ГАП, не имея собственных строительных сил, пользовался их услугами) — в другую, а институт — между ними. Произошел кассовый разрыв, потребовались вливания для финансирования стройки, пришлось взять банковские кредиты, а их оказалось невозможно обслуживать».
«Приход нового собственника — это далеко не частное дело ГАПа: модернизация КАЗа для Татарстана — очень значимый имиджевый проект, и важно, чтобы он был сделан именно силами республиканских предприятий»
«НАШИ УКРАСТЬ НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДАДУТ»
Очевидно, что новые хозяева существенно изменят жизнь института. К лучшему ли — большой вопрос. По словам одного из сотрудников, по понятным причинам пожелавшего сохранить анонимность, после смены владельца стало известно, что работающих пенсионеров собрались увольнять, ожидались и другие непопулярные нововведения. Но, глядя на то, как залихорадило коллектив, новый собственник от изначальных кадровых решений отказался — заявлено, что никого трогать не будут. По крайней мере, пока.
Один из наших источников уточнил, что изменения, скорее всего, будут по строительному дивизиону КазГАПа — там штат точно сократят. «Строительная „дочка“ ГАПа во многом была создана именно для проекта по КАЗу, она и приняла на себя весь удар, теперь ее существование под вопросом», — отметил наш собеседник. Он также сообщил о том, что финансирование со стороны «Технодинамики» уже началось, а Тихомиров, которому принадлежит значительная доля из оставшихся акций, продолжает возглавлять институт. Но надолго ли?
По некоторым данным, в составе акционеров КазГАПа может оказаться татарстанский госхолдинг «Связьинфестнефтехим» (СИНХ) Валерия Сорокина. Ранее источники «БИЗНЕС Online» сообщали, будто на участии СИНХа в делах института настаивали власти Татарстана. Как говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, это могло быть условием РТ, «которая намерена сохранить влияние на актив, продолжить его контроль». «Для Татарстана важно, чтобы институт не просто продолжил работу, но и был зарегистрирован в республике, — отметил аналитик „Финам“ в комментарии „БИЗНЕС Online“, — чтобы платил налоги, чтобы сохранялись рабочие места, чтобы туда на работу приходили выпускники местных вузов, чтобы продолжалось выполнение организацией своих социальных обязательств». Он уверен, что эти вопросы обсуждались и мнение республики учитывается.
Но, как заверил наш источник, приход СИНХа возможен, только если дело пойдет не по согласованному заинтересованными сторонами плану. «Но, думаю, этого не произойдет, — полагает он. — СИНХу, конечно, интересно получить часть такого актива, как ГАП, но вряд ли такой поворот интересен „Технодинамике“». В «Связьинфестнефтехиме» на запрос «БИЗНЕС Online» не ответили.
Шамиль Агеев (в центре): «Мы в Общественной палате всегда говорим: главное — чтобы сохранялся блокирующий пакет. Надо влиять на хозяев, чтобы они отвечали за этот коллектив и данную территорию»
Источники полагают, что, несмотря на возможные минусы (например срезание социальных программ для коллектива и сокращение штата), КазГАПу изменения пойдут на пользу — его деятельность приобретет по-настоящему федеральный масштаб. «Полноценно загрузить такой институт только в пределах республики невозможно, — поддержал в беседе с „БИЗНЕС Online“ эту точку зрения председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — КазГАП — один из лучших институтов, которые сохранились в этой отрасли. Сейчас ведь проектантов не найдешь, а данный коллектив способен решать очень большие задачи». Агеев уверен: неважно, где будут объекты КазГАПа, и не стоит опасаться, что контрольный пакет акций института оказался у федералов. «Они же не отбирают, чтобы кончить компанию, а покупают, — уверен Агеев. — Кстати, это показатель того, как хорошо в республике сохранилась оборонка. И потом… наши украсть никому ничего не дадут. Мы в Общественной палате всегда говорим: главное — чтобы сохранялся блокирующий пакет. Надо влиять на хозяев, чтобы они отвечали за данный коллектив и территорию».
В свою очередь, один из наших источников подчеркнул главный момент: «Приход нового собственника — это далеко не частное дело ГАПа: модернизация КАЗа для Татарстана — очень значимый имиджевый проект, и важно, чтобы он был сделан именно силами республиканских предприятий».
Переход КазГАПа под федералов – это плюс или минус для института?
Прием голосов по опросу закрыт