Новости экономики 01.10.2021

Редакция "Народного Журналиста" Лента новостей 31

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

В бюджет Пенсионного фонда заложили резкое сокращение числа пенсионеров

Тренд на стремительное сокращение числа пенсионеров, начавшийся после пенсионной реформы и ускоренный пандемией коронавируса, продолжится в ближайшие годы.Такую оценку правительство России заложило в прогноз социально-экономического развития на ближайшие три года (.doc) и проект бюджета Пенсионного фонда (.doc). Документы были в четверг внесены в ГосДуму и опубликованы в единой базе нижней палаты парламента.

Согласно бюджету ПФР, общая численность получателей пенсий в России по итогам 2021 года уменьшится на 398 тысяч человек, а в следующем году — еще на 326 тысяч, до 42,26 млн человек.

К существенному повышению уровня пенсий это, впрочем, не приведет.

Средняя страховая пенсия в 2022 году составит 17115 рублей и вырастет лишь на 819 рублей, или 5%, что ниже текущей инфляции, которую Росстат оценивает в 7,3%.Таким образом, в реальном выражении пенсии могут сократиться.

Чуть лучше обстоит дело с индексацией социальных пенсий. Она, согласно проекту бюджета ПФР, составит 7,1%, или 715 рублей. Однако размер соцпенсий — 10791 рубль — будет всего на 5% выше прожиточного минимума пенсионера.

Минэкономразвития в прогнозе на ближайшие три года рисует еще более мрачную картину.

Если в 2020 году в России было 36,8 миллиона граждан «старше трудоспособного возраста», то в этом их число уменьшится до 36,1 миллиона и продолжит сокращаться со средней скоростью 500-600 тысяч человек в год.

К концу 2022 года людей старших возрастов останется 35,5 миллиона, к концу 2023-го — 34,9 миллиона, к концу 2024-го — 34,4 миллиона.

По данным Росстата, тренд на уменьшение числа пенсионеров в России начался в 2019 году, когда власти впервые увеличили возраст выхода на пенсию в рамках реформы, запущенной после переизбрания президента Владимира Путина на четвертый срок.

До этого «армия» получателей пенсий росла почти 10 лет без перерыва и достигла рекордных 43,86 миллиона человек (на 1 января 2019 года).

В 2019 году число пенсионеров сократилось на 319 тысяч человек, в 2020-м — на 569 тысяч. В 2021-м году процесс ускорился: в первом квартале страна потеряла 379 тысяч пенсионеров, во втором — 243 тысячи.

Накопленным итогом численность пенсионеров за 10 кварталов уменьшилась на 1,51 миллиона, то есть со средней скоростью 5,5 тысячи человек в день. На 1 июля 2021 года пенсионеров в России осталось 42,355 миллиона — это минимум с 2015 года.

*****

Россия увеличит поставки угля в Европу на фоне рекордных цен на газ

Европейские потребители запросили увеличение поставок энергетического угля из России на фоне рекордных цен на газ, и российские угольщики готовы нарастить объемы продаж для региона, сказали ТАСС два источника на угольном рынке. РЖД, в свою очередь, имеют возможность увеличить транспортировку угля в европейском направлении, сообщили агентству в пресс-службе холдинга.

«Европейские потребители — в частности, электроэнергетические компании — запросили дополнительные объемы поставок энергетического угля из России, — сказал ТАСС источник в одной из угольных компаний. — Угольщики России могут поставлять дополнительные объемы в Европу. Однако в таком случае нужно, чтобы РЖД обеспечило дополнительные возможности перевозки в порты».

Второй источник на рынке подтвердил запросы европейских компаний на увеличение закупок российского угля и добавил, что спрос растет на фоне галопирующих цен на газ.

Министерство энергетики России не получало каких-либо обращений со стороны стран Европы по вопросу увеличения поставок угля, сообщили ТАСС ранее в ведомстве.

Цена газа в Европе на этой неделе впервые в истории превысила 1000 долларов, а затем и 1100 долларов за 1 тыс. куб. м. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер ранее заявлял, что сильное отставание в закачке газа в ПХГ Европы и растущий спрос на газ привели к тому, что цены на этот вид топлива в Европе побили рекорды и могут превысить их значения в ближайшее время.

Транспортировка в Европу

РЖД готовы удовлетворить возросший спрос со стороны угольщиков на перевозки продукции в западном направлении, сообщили ТАСС в пресс-службе холдинга.

«Инфраструктурные возможности РЖД в случае необходимости позволят обеспечить дополнительный вывоз угля в западном направлении. Что касается вагонного парка, то по оценке РЖД, его количества также достаточно для того, чтобы существенно нарастить объемы перевозок. Всего на сети железных дорог более 580 тыс. полувагонов. Из них порядка 10%, по данным РЖД, остаются незадействованы для перевозки грузов», — рассказали в компании.

Собеседник агентства уточнил, что в сентябре погрузка угля на экспорт в порты Азово-Черноморского бассейна, по оперативным данным, выросла на 43,2% к аналогичному периоду прошлого года, в порты Северо-Запада — на 0,1%.

По данным Минэнерго РФ, экспорт российского угля в страны Европы за январь — июнь 2021 года увеличился на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 22,55 млн тонн. Потребление угля в Европе растет на фоне роста цен на остальные энергоносители, «зеленых» мощностей еще недостаточно и у них нет такой надежности, как у действующей системы, говорилось в сообщении министерства от 3 сентября.

*****

Еще один чиновник попросил у Путина денег на строительство городов-миллионников

Идея Сергея Шойгу о строительстве новых городов, сулящая освоение триллионов рублей из бюджета, начинает набирать популярность среди руководителей российских регионов.

В пятницу с предложением создать два города с населением больше миллиона человек к президенту России Владимиру Путину обратился губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.

По его идее, «миллионники» можно построить на базе Кемерово и Новокузнецка, в каждом из которых сейчас проживают 550-560 тысяч человек.

«Мы просим поддержки в создании там особой экономической зоны», — сказал Цивилев. Речь идет о Кемерово, где после развала СССР закрылось множество заводов, но есть потенциальные инвесторы, которые, по словам губернатора, готовы «зайти» в химические проекты.

«Это было бы, конечно, большое движение вперёд — создание именно высокотехнологичных рабочих мест во внеугольной отрасли. Это дало бы хороший эффект», — сказал Цивилев.

В Кемерово и Новокузнецке, по словам губернатора, построена вся инфраструктура. «В этих городах мы можем делать комплексное развитие территорий. Будем сносить кварталами частный сектор, на месте частного сектора строить современные дома», — описал перспективы он. Людям из сносимых домов уже предоставляются квартиры. «Действуем за счёт собственных средств, но это будет очень долго. Если будет поддержка, то реально создать к 2030 году, подойти к этой цифре. Надо удерживать молодёжь, она убегает — очень серьёзный вопрос», — подчеркнул губернатор.

Путин, как следует из стенограммы на сайте Кремля, на предложение не отреагировал.

В сентябре, напомним, с идеей построить в Сибири новые города к Путину обратился глава Минобороны Сергей Шойгу.

По его словам, региону требуется три-пять крупных научно-промышленных центров с населением как минимум 300-500 тысяч человек. «Речь идет не просто о строительстве в тайге новых населенных пунктов, а именно о развитии сибирских макрорегионов и всей страны», — подчеркивал министр.

Расходы на проект, по словам Шойгу, будут «ни большими, ни маленькими», а по его итогам «можно было бы создать сотни тысяч рабочих мест» и «новую современную промышленность».

*****

Из бюджета России пропали десятки миллионов тонн нефти

Подготовка федерального бюджета на 2022-24 гг обернулась расхождениями между министерствами российского правительства, которые заложили в проектировки противоположные оценки по ключевому для экономике параметру — объемам добычи сырой нефти.

В 2021 году, по оценке Минэкономразвития, в России будет добыто 516,8 миллиона тонн «черного золота» — всего на 0,7% больше, чем годом ранее, и на 8% меньше, чем до начала пандемии (в 2019 году).

По мере того как страны ОПЕК+ снимают ограничения на производство, увеличивая индивидуальные квоты стран-участниц сделки, добыча нефти в России начнет бурно расти, полагает МЭР.

В прогноз социально-экономического развития (.doc), на основе которого должен верстаться бюджет, ведомство заложило рост добычи до 555,9 млн тонн в 2022 году, 562,8 млн тонн — в 2023-м, а затем небольшое снижение до 557,6 млн тонн — в 2024-м.

Иными словами, МЭР ожидает, что Россия полностью восстановит утраченные мощности по добыче и снова начнет качать нефть в объемах рекордных с последних лет СССР.

Но из проекта бюджета, подготовленного Минфином, десятки миллионов тонн нефти неожиданно исчезают.

Так, в разделе, посвященном сбору НДПИ, в 2022 году ведомство ждет добычу на уровне 524,85 млн тонн, то есть на 31,05 миллион тонн, меньше, чем МЭР (пояснительная записка, .doc).

Более того, с 2023 года Минфин закладывает не рост добычи, а ее снижение, до 519,84 млн тонн, что на 42,96 млн тонн меньше, чем прогнозирует МЭР.

Бюджет-2024 Минфин сверстал исходя из 514,75 млн тонн добытой нефти — на 42,85 млн тонн меньше, чем в прогнозе у ведомства Максима Решетникова.

Суммарно за три года разница составляет 116,85 млн тонн — то есть примерно пятую часть годовой добычи стоимостью около 57 млрд долларов по текущим ценам (75 долларов за баррель Urals).

Что касается цен на нефть, то в бюджет заложено их снижение — до 62,2 доллара за баррель в следующем году, 58,4 доллара в 2023-м и 55,7 доллара в 2024-м. В таких условиях, по расчетам Минфина, казна сможет собрать 9,542 трлн рублей нефтегазовых налогов в следующем году. Затем начнется спад до 9,194 трлн рублей в 2023-м и 8,564 трлн в 2024-м. Из этой суммы более четверти правительство направит на пополнение ФНБ — 3,397 трлн рублей в 2022 году, 2,71 трлн в 2023-м, 2,096 трлн в 2024-м. В результате размер фонда через три года должен приблизиться к отметке 20 триллионов рублей.

*****

«Ситуация жуткая»: В России взлетели цены на авиакеросин

Беда на рынке бензина, где оптовые цены взлетели на 20-30% с начала года, пришла в Россию не одна.

Вслед за моторным топливом на бирже стремительно дорожает авиакеросин, разрывая балансы авиаперевозчиков, не успевших оправиться от катастрофического 2020 года.

На торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи стоимость топлива для реактивных двигателей в пятницу второй день подряд установила исторический рекорд — 53,285 тысячи рублей за тонну.

За день керосин подорожал на 0,73%, с начала недели — на 4%, а с начала года — на 34%.

Текущие цены на авиатопливо на 15% превышают значения докризисного 2019 года, хотя объемы перевозок у компаний остаются меньше на 18% — 71 млн пассажиров, по данным за январь-август.

Ситуация «жуткая», говорит совладелица и председатель совета директоров S7 Group Татьяна Филева (ее цитирует Tourdom): «Раньше мы грузили сильно меньше 40 тысяч рублей за тонну, а сейчас — почти под 50».

Новый удар по перевозчикам пришелся на низкий сезон: в четвертом квартале спрос на перелеты традиционно падает, отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Со стоимостью авиакеросина у нас примерно того же характера проблемы, что и с регулярным подорожанием бензина, — рассуждает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. — Но по бензину есть хотя бы худо-бедно действующий механизм так называемого демпфера. Государство доплачивает отрасли до 2/3 разницы между высокими экспортными и удерживаемыми временами в узде внутренними ценами. От роста цены на авиакеросин перевозчики по-настоящему ничем не застрахованы, кроме периодических увещеваний производителей керосина властями».

Если авиакомпаниям не предоставят компенсаций, то начнут дорожать авиабилеты, а в среднем прибавка составит не меньше 12-15%, прогнозирует Пушкарев: «Поскольку цены на авиационное топливо уже подскочили, то быстро запихнуть этого джинна обратно в бутылку будет сложно».

Маловероятно, что в нынешней ситуации авиакомпаниям удалось бы в полной мере компенсировать рост издержек на авиационное топливо, соменивается Пантелеев: ситуация с COVID-19 не улучшается, а спрос на перелеты очень эластичен, люди просто не могут позволить себе платить больше.

«По итогам четвертого квартала собственникам авиакомпаний будет грустно смотреть на бухгалтерскую отчётность», — говорит эксперт.

Покупательная способность на рынке — низкая, подтверждает Филева: «Никто переплачивать ни за что не готов». В связи с этим сохраняются риски банкротства авиакомпаний, так как перевозки в целом убыточны, говорит Пантелеев, оговариваясь, впрочем, что громких потрясений не предвидится: «Крупные перевозчики либо имеют достаточный запас ликвидности, либо могут рассчитывать на поддержку акционеров».

Utair, к примеру, привлекла крупный кредит, а «Якутию» не бросает в беде республиканское правительство.

*****

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора