О проблеме ответственности президента перед народом и механизме его отзыва

Русранд Сулакшин С.С. Политика 110

ВОПРОС: Сейчас активно ведётся работа по поправкам Путина к действующей Конституции России. А вводится ли в вашем проекте Конституции возможность отстранить Президента от власти в случае недоверия народа?

С.С.СУЛАКШИН: Вопрос очень важный. Сейчас внимание многих приковано к путинским поправкам в действующую Конституцию. Для этого очередного обмана народа, чтобы вынудить его идти на голосование и поддержать трюк по протаскиванию пожизненного пенсиона в виде кресла верховного правителя, или наместником бога на земле лично для Путина — очень многое делается. Но в этой связи действительно есть внимание и к самой Конституции.

И вот посмотрите как делаются путинские поправки: лоскутное одеяло, штопаное, что называется, белыми нитками. А настоящая Конституции — это система жизнеустройства большой страны и многих миллионов людей, это сложнейшее поле жизни с конфликтами интересов, с внешними неконтролируемыми параметрами её устройства, с внутренними управляемыми параметрами. С таким системным документом нельзя обращаться так, как это сейчас делает Путин: что-то на левой коленке написал, вставил и породил противоречия в тексте, в самой конструкции. Настолько не уважать Конституцию, настолько издевательски глумиться над конституционным порядком стране, как это делает сейчас якобы её гарант, это значит породить хаос и глупость — но это, видимо, уже фирменный знак путинизма.

При этом Путин не затрагивает главное ядро ельцинской Конституции: главы 1, 2, 9, которые ответственны за деградацию страны. Там он ничего не меняет!

Наша Конституция строилась и построена иначе. Сначала были сформулированы высшие ценности, во имя которых обустраивается страна. С точки зрения научной модели страны высшие ценности — это управляемые факторы в многофакторном пространстве главного показателя жизни страны — её успешности и жизнеспособности. Конкретные факторы выбирались путем глубокого анализа цивилизационной сущности нашего народа и нашей страны. Это был системный выбор, а не выбор методом тыка, как делается сейчас.

Одна из проблем, среди сотен решаемых в нашем проекте Конституции во взаимной увязке проблем, касалась именно того вопроса, о котором Вы спрашиваете.

Как решается проблема ответственности президента перед народом и механизма его отзыва при провале обещаний и дееспособности в нашей Конституции? В ней введен новый принцип политической ответственности государственных выборных должностных лиц. Не дисциплинарной, не административной, не уголовной ответственности — которые уже есть, а политической. Сейчас должностное лицо проваливает свою ответственность, лжёт народу, не выполняет свои собственные обещания, которые многократно даёт и опять не выполняет… но не несет за это никакой ответственности! Путин говорит, например, что «пока я Президент Конституцию трогать не будем», а потом ноги о неё вытирает. Говорит, что «пока я Президент пенсионный возраст для выхода на пенсию не поменяется», а потом просит отнестись с пониманием и меняет этот возраст. А ответственности за свои слова не несет. А почему? Потому, что нет механизма.

Поэтому мы вводим в проект нашей Конституции новую норму политической ответственности для выборных государственных должностных лиц. Кто к ним относится? Президент, депутаты, губернаторы, члены Совета Федерации, которые по нашей Конституции будут избираться, а не назначаться из кремлёвского отдела кадров. В действующей Конституции есть процедура импичмента, но она, как и референдум, кастрирована, а уж право выразить недоверие народа вовсе растоптано. Как именно это делается? Сфальсифицированные выборы создали фактически карманные Госдуму и Совет Федерации, судебная власть не в состоянии обеспечить независимый механизм импичмента, фактически все ветви власти совмещены. Импичмент в путинской России по этой ельцинской-путинской Конституции реально невозможен.

В нашей же Конституции импичмент возможен, но есть ещё и механизм политической ответственности. Этот механизм многоступенчатый, на первом шаге обществу дается право публичного признания выборного должностного лица несоответствующим своим обязательствам и должности, даётся публичная оценка недееспособности. Это как бы предупреждение о должностном несоответствии, причем у такого лица есть право на совершение, так называемого, акта чести. Ему указали на недееспособность, несоответствие должности и товарищ уходит в добровольную отставку. А вот, если не уходит, включается механизм импичмента, который обеспечивается защищенными в конституции правами оппозиции, гарантиями независимости ветвей власти — всеми необходимыми условиями, чтобы импичмент стал реальным и возможным. Такой системный механизм заложен в нашу Конституцию.

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.


Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора