Пандемия стала инструментом государственной политики

Редакция "Народного Журналиста" Политика 50

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Успешно эксплуатируя форс-мажор, губернаторы включились в марафон по бойкотированию на местах Парада Победы 24 июня. Важное мероприятие, предназначенное для сплочения страны и обозначения победного выхода из коронакризиса, не сможет стать и точкой сборки для голосования 1 июля. Процесс агитации «За» поправки в регионах больше походит на итальянскую забастовку со стороны власти. Главы субъектов стараются дистанцироваться от проблематики, связанной с предстоящим плебисцитом, изображая погруженность в медицинские проблемы и перекладывая ответственность за подготовку и результат на федеральный центр.

При этом в электорате закономерно просматриваются негативные настроения: бушующий вирус недовольства властями и лично Президентом, всеобщая обеспокоенность падением экономики и ростом безработицы, нарастание неудовлетворенности политической ситуацией в целом и несменяемостью элит в частности.

На фоне перманентно высокой тревожности общества (74%, по данным ВЦИОМ) исследование, проведенное Клубом регионов, ВЦИОМ и РАПК, обнаружило следующие серьезные риски голосования по поправкам в Конституцию:

• крайне неудачно выбран период для голосования – кризисная повестка раскалывает общество и сужает формат дискуссии обсуждения поправок;

• большинство (55%, согласно ВЦИОМ) заявляет о неспокойной политической обстановке в стране и не доверяет действующей власти. Среди респондентов 25-34 лет, а также людей с плохим материальным положением 70% не доверяют власти. У молодежи в возрасте 18-24 лет этот показатель достигает максимума – 75%;

• негативное отношение россиян к региональным властям усугубляется некомпетентными действиями местного руководства по ликвидации пандемии, культивирующими ощущение социальной несправедливости;

• высокий уровень тревожности населения предопределяет непредсказуемость реакции, спектр которой варьируется от поддержки голосования до активного протеста;

• на «обнулении президентских сроков» сфокусирован основной негатив электората в регионах, противники этой поправки выступают против «застоя и несменяемости власти»;

• ключевые риски легитимности заключены в самом формате плебисцита, который не вписывается ни в российскую правовую практику, ни в действующее законодательство.

Основной вывод просматривается в утверждении экспертов, согласно которому запрос в народе «на позитивное будущее, на быстрые и конкретные изменения к лучшему пока никак не связывается с голосованием по поправкам в Конституцию».

Коронавирусный кейс наглядно продемонстрировал гражданам бесполезность их надежд на реальную помощь со стороны государства, которое в беспрецедентно кризисной ситуации ограничилось лишь минимальными финансовыми подачками узким группам населения.

В новой реальности россияне, переживающие глубинный популяционный стресс и вызванный им посттравматический синдром, разорвали последние социальные контракты с властью. И эта тенденция обладает не меньшим консолидирующим потенциалом, чем некогда господствующий «крымский консенсус», только теперь со знаком минус. Протестный настрой в целом по стране может смешать планы по результатам плебисцита.

Так или иначе, 1 июля точка в вопросе с Конституцией поставлена не будет – краеугольным камнем станет легитимность. Опубликовано ТГ-каналом «Кремлевский мамковед«

Иллюстрация: источник

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора