ПНТ. Программные основы. Занятие 11. Социал-дарвинизм, социализированность и государственное устроение

Русранд Политика 49

Продолжаем публикацию курса лекций по основам политики и методологии формирования партийной программы Партии нового типа, составленного как обязательный партминимум знаний члена ПНТ.


ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ — ВОЛК ИЛИ КОНКУРЕНЦИЯ, СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ, ЛИБЕРАЛИЗМ

Социал-дарвинизм, социализированность и государственное управление. Вы даже по интонациям должны почувствовать, что социал-дарвинизм и социализированность — это некие противоположности. И это, конечно, имеет отношение к идеологиям: первая, разумеется, к либерализму, вторая к социализму. Напомню, что идеология — это собрание ценностей, базовых мотиваций мировоззрения, интенций намерений и действий, как отдельного человека, так и совокупного общественного действия, да и государственного действия тоже.

Сравнивая социал-дарвинизм с социализированностью и все это рассматривая применительно к государственному управлению, мы начинаем с того, что выясняем, в каких человеческих взаимоотношениях проявляются существенные различия, задаваемые этими типами идеологии, а потом привносятся в жизнь государственным устроением.

Начнем с праистории. В древние времена в соответствии с теорией Дарвина действительно существовала борьба всех со всеми за выживание. Ее отголоски живут и теперь в формуле «Человек человеку — волк» в рамках современного либерализма.

Это был первый этап эволюции образцов жизни, этап, на котором на тот момент волчизм был фактором увеличения жизнеспособности и жизнь продолжалась и развивалась. Помните, мы отмечали важную, исходную точку: «В чем смысл жизни?»? В жизни. Если она исчезает, то и все остальное тоже исчезает.

Что происходило дальше? По дарвиновскому же закону успешные образцы жизни генетически закрепляли увеличение очень важного показателя — жизнеспособности, но однажды вместо конкуренции в качестве более эффективного способа выживания, и для повышения жизнеспособности — перешли к коллективному бытию. Родилась протосоциальность. При этом характер взаимодействия изменился с борьбы друг с другом за выживание — конкуренции — на кооперацию. Вместо индивидуализма, священной коровы современного либерализма, появилась социальность, коллегиальность, коллективность, общежительство. И новая формула: «Человек человеку — друг, товарищ и брат».

Что будет на третьем этапе? Помните, мы говорили: «Теоретическая модель верна тогда, когда она позволяет прогнозировать»? Что прогнозируется в этой логике? От разъединения, борьбы всех со всеми к сближению, кооперации. Делаем в мысленном эксперименте следующий шаг — получаем дальнейшую интеграцию, агрегирование. Для этого шага люди должны измениться, перейти в полевую форму. А это то, что описано в прогнозах глубокой, наукоподобной религии — преображение человека.

Наша секулярная научная логика говорит, что направление логики прогноза совпадает.

Почему важен этот экскурс? Для того, чтобы увидеть корни, истоки, природу того, что является учением, теорией и политической практикой социал-дарвинизма. То есть учения о биологической фазе жизни, когда не было ни мозгов, ни совести, ни соображения, перенесенной на социальные, политические практики и типы государственного устроения. Биологический социал-дарвинизм сегодня должен более точно называться современным либерализмом, практику которого мы видим в нашей стране и в большинстве стран мира, где господствует глобализация по-американски. Почему социал-дарвинизму противостоит социализированность, социализированная модель? А вот почему. Элементы социальности, общественности, общинности, кооперативности являются ключевой характеристикой идеологии, теории и типа государственного устроения, который мы называем истинным социализмом, настоящим социализмом, различая его от разных типов социализмов, некоторые из которых от жуткой преступности не отличаются. С терминами «социал-дарвинизм» и «социализированность» мы более или менее разобрались, теперь будем разбираться, как же они проецируются на конструктив — устроение государственности.

Еще один маленький пример. В биологии есть понятие пищевой цепочки. Есть вершина цепочки — это, как правило, хищник с самыми длинными, острыми зубами, а внизу какие-то безобидные антилопки.

Аналогом пищевой цепочки в социал-дарвинизме служит функция распределения по доходам. Это не единственный, но уж больно яркий, универсальный и всем доступный показатель. Обычно эта функция распределения имеет колоколообразный вид: бедных мало, сверхбогатых тоже, средний класс составляет основу здорового, устойчивого современного общества. Что сегодня можно увидеть в России, и чем неизбежно везде кончает социал-дарвинизм в форме либерализма? Известной формулой: «Бедный становится беднее, богатый становится богаче». Это абсолютный закон расплывания функции распределения по доходам в обществе, если никто не удосуживается регулировать противостояние.

И функция распределения по доходам в этом случае получается такой.

Беднеющее, нищающее большинство, и меньшинство, богатство которого в разы больше, чем все богатство всего населения. В России сейчас по некоторым подсчетам 1% богатеев владеет 85% богатств нашей страны.

Вот, что такое пищевая цепочка в современном варианте, означающая ровно то же самое — выживают те, у кого богатства, у кого административный ресурс, еще выживают жулики, преступники, бандиты, коррупционеры, взяточники, а в наихудшем положении — большинство населения. Это разве не российская действительность? И как с этим можно побороться? Что нам предлагает социализированность как противоположный либерализму подход?


ГОСУДАРСТВО КАК РЕГУЛЯТОР, КАК ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ, УСТАНАВЛИВАЮШАЯ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Кто и что может противопоставить этой хищнической пищевой цепочке, сооруженной Путиным, его командой, его либеральной обслугой? Это, конечно же, государство с его регуляциями. Государство не как институт насилия (оно только на этапе санкций эту функцию включает), а государство как последняя инстанция, устанавливающая всеобщие правила поведения.

Например, какое правило поведения установил социал-дарвинизм в путинской версии? Плоская, точнее даже, регрессивная ставка подоходного налога. Она обирает бедных, несчастных, но дает преференции Путину, его друзьям, всему олигархату, тому самому социал-дарвинистскому меньшинству. Он уничтожил прогрессивную шкалу налога, как механизм перераспределения, важнейшую функцию государства в этом плане.

А ведь прогрессивная ставка налогообложения выравнивает доходы, делает отношения более справедливыми.

Что еще государство может и должно применить в виде обустройства отношений, гармонизируя их в обществе? Конечно, обустроить отношения собственности. В нашем проекте Конституции записано, что государство поддерживает труд (предпринимательство — это тоже труд), но ограничивает ренту, как механизм паразитирования на праве силы.

Что еще делает государство? Оказывает социальную помощь, для чего формирует целевые фонды общественного потребления, государственный бюджет. С какой главной ценностной целью? Люди должны быть людьми, а не участниками пищевой цепочки. Это устремленность к тому, чтобы человек стал человеком истинным.  В системе двенадцати ценностей мотиваторов, мы их еще называем ценностными реостатами, которые описывают человека истинного, нечеловека и античеловека, первый реостат — это противостояние труда, ренты, и разбоя и отъема — проблематика, поднятая Марксом. Эта проблема, со своим материальным компонентом справедливости, о котором говорили в прошлый раз, разрешается специальным устроением государства, названным социальным государством или welfare state. Проблема, как добиться того, чтобы человек был настоящим, а общество истинным человеческим, вызывает к жизни такой тип устроения государства, который естественно называется нравственным государством. Это ответ на необходимость человеку быть человеком. И, наконец, государство справедливости или праведное государство включает все эти компоненты. Государство справедливости — это следующий эволюционный этап, который мы предлагаем открыть в России, предлагаем и миру увидеть эту модель и это предложение.

Зададим вопрос: «Как должно быть институционально, функционально, по механизмам, по процедурам, структурно, т. е. как система, устроено государство этого типа?». Мало сказать: «Халва-халва». Надо отвечать на вопросы: «Как будет устроена система управления, система распределения и перераспределения ресурсами, материальными и нематериальными? Каковы должны быть обратные связи? Как будут построены специальные системы мониторинга? Кто и что является субъектом и объектом управления в этом случае? Какие параметры состояния объекта должны мониториться, чтобы включались управленческие функции, и государство становилось бы социальным, т. е. ведало бы справедливым распределением материальных ресурсов, и нравственным, генерируя (я сейчас напоминаю определения, что это за тип государства) в человеке, гражданине этого государства и в обществе нравственные кондиции? И, наконец, как это все должно быть устроено в остальных деталях?».


СОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВА

Попробуем воспроизвести непростой чертеж. Я не случайно употребляю это слово, потому что, если мы хотим отличаться от лукавых болтунов, должны ясно представить себе социально-инженерный конструктив нового российского государства, которое будем строить. Рассмотрим структурно-функциональное поле государства справедливости. Мы с вами обсуждали, что справедливость, как ценность и как ценностная цель — делится на две ветви:

1) на ветвь, связанную с материальным аспектом (распределением материальных благ, потреблением);

2) и на ветвь, связанную с очень важным нематериальным аспектом, влияющим на трудовые, потребительские и психологические мотивации.

Определим в явном виде, во имя кого решаются задачи достижения справедливости? Естественно, что во имя человека, но важно уточнить: «конкретного человека» — не того, кто сидит в кресле №1, а обычного, простого человека, гражданина в обществе, одного из 146 миллионов. Именно этот человек является объектом целевой адресации для достижения справедливости, поскольку справедливость — это ощущение конкретным человеком: справедливо или не справедливо.

Что порождает нематериальный аспект в этом функциональном, структурном поле? Еще раз приведем привычную для нас формулу справедливости: ожидаемое=воздаваемому. Слева — ожидаемое, с которым государство может работать. Как можно воздействовать на завышенное ожидаемое?

1. Через воспитание. Есть у государства такая функция? В путинском нет, а в нашем будет, и это уже было в нашей стране и в школе, и в университете, и в рекламе, и в литературе, и в СМИ, и на улице, где угодно.

2. Через образование, и понятно, какие именно институты в государстве этим должны заниматься. Понятно, что в государственных образовательных стандартах, в методике преподавания, в структуре дисциплин, в учебниках должны быть заложены именно эти ценности. А Путин предлагает избавиться от них: «Надо деидеологизировать всю историю, культуру нашей страны», вот страна и разрушается. Мы же строим социализированную модель.

3. Через «Службу престижа» или «Службу нематериальных мотиваций человека к труду, законопослушанию, нравственному, социальному поведению». «Доброе слово и кошке приятно», что же говорить о человеке. Государство должно выстраивать и использовать системы поощрения, внимания, уважения, оценки заслуг. Это тоже должно быть.

4. Через пропаганду самих ценностей, образцов поведения, т. е. реализацию установок, которые дает культура, воспитание и образование.

Все это вместе сольется в функцию воспитания настоящего человека, человека нравственного, социального, правового, законопослушного, справедливого, патриотичного. Отсюда и тип государства.

Теперь материальный аспект, материальная вертикаль. Как она формируется в государстве справедливости? Конечно, это перераспределительная функция, это бюджет, и это целевые общественные фонды потребления — то, что путинизм разрушил. Бюджет он тоже разрушает, постоянно урезая его относительно ВВП по либеральным формулам.

Бюджет, целевые общественные фонды потребления работают на основную функцию материальной поддержки и адресуются опять-таки конкретному человеку.

Почему я все время говорю: «Конкретный человек»? Потому что мы не имеет права настраиваться на среднюю температуру по больнице, когда средняя зарплата российского гражданина якобы — 40 тысяч рублей, но только особый гражданин получает 5 миллионов рублей в день, а большинство нищих получает в среднем 12 тысяч рублей в месяц, во всяком случае, пенсии на этом уровне.

Нельзя государственный механизм настраивать на такие обобщенные параметры мониторинга, мы его будем настраивать на конкретного человека. А сейчас, в нынешнем государстве, конкретный человек куда может пойти со своей болью, проблемой, неудачами, несчастьями любого сорта? Попыталась мать российского воина, которого пленили разбойники ИГИЛ, обратиться в десять российских инстанций, а они ее футболят по кругу.

Итак, необходимо конструирование системы, которая будет знать, в чем беда конкретного человека, и будет возбуждать прямые связи, которые через материальные и нематериальные аспекты будут решать проблемы этого человека. Тогда и только тогда государство сможет стать государством справедливости.

Что для этого нужно? Государство должно построить, а мы это обязательно сделаем, систему мониторинга самочувствия конкретного человека.

Не забудем еще один важный институт, влияющий на самочувствие человека — религию, духовную поддержку. И здесь взаимодействие религиозных объединений и государства выполняет вполне светскую, но уникальную, общественно значимую функцию, включая социальный заказ, конкордат. Иногда поговорить человеку не с кем, получить утешение не от кого, а религиозные институты культивируют удивительную функцию — печалование, сочувствие человеку. И это очень важно в социализированном государстве, когда живем миром, коллективом.

Идем дальше. Партии, профсоюзы, отраслевые союзы и объединения тоже должны исходить из самочувствия человека, поэтому они тоже должны войти в систему мониторинга в обратной связи.

Тут возникают политические адресации апелляций. К кому человек может апеллировать, чтобы включить все прямые государственные связи? К госорганам: «Отдай пенсию!», «Помоги человеку!», «Окажи социальную, материальную помощь!». Туда же апеллируют и гражданские медиаторы (профсоюзы, партии и союзы, различного рода НКО), и политические медиаторы (депутаты, фракции, партии, только натуральные, а не нынешние). Наконец, существует важнейшее пространство общественного дискурса, в котором государство обеспечивает свободу мысли, слова, провозглашения проблематики, свободу общественной апелляции к политическим и государственным институтам, и это то, что в нашей теории называется политическим спектром и тоже входит в пространство мониторинга и управления государственным строительством.

Оптимальное значение ширины политического спектра (обширности общественно и политической дискуссии), так же, как и функции распределения по доходам, — это целевые назначения, которые позволяют сделать государство устойчивым, нравственным, справедливым и работающим для людей.

Апелляции к госорганам, конечно, должны попасть в поле государственного управления справедливостью и выдать управленческие импульсы. Как это можно реализовать?

В Советском Союзе такую роль исполняла КПСС — вертикально-горизонтальная структура, с партийными комитетами по месту работы и месту жительства. Обиженному человеку было куда обратиться с просьбой, жалобой, предложением и, так или иначе, включались обратные связи и механизмы. Кто-то сейчас подумает: «А! Степан Степанович КПСС хочет вернуть, партийную монополию». Нет. КПСС, кроме позитивного опыта, дала нам хороший урок и пример того, как опасны монополии, особенно политические.

То, о чем я сейчас говорил, должно быть устроено в государственной, а не партийной системе, и такой государственный институт мы проектируем и обязательно реализуем. Смотрите, есть институт министерства внутренних дел, с управлениями, отделами внутренних дел, вплоть до участковых, которые знают и работают с конкретными жителями районов, их задача — обеспечение общественной безопасности на местах. Есть система уполномоченного по правам человека — не работающая, но подсказывающая система. А в государстве справедливости, будущей России будет распределенная, разветвленная система уполномоченного по делам человека, по его самочувствию. Эта фигура будет в шаге от президента, уполномочена высшим мандатом, с вертикально-горизонтальной сетью, охватывающей всю страну, с уполномоченными по делам человека внизу, к которым сможет прийти простой человек и принести свою боль, беду, жалобу на бездушного чиновника, на безысходность какого-нибудь правового тупика. И эта обратная связь будет работать так, как сейчас не работает ни одна система. В новой конституции есть статья на эту тему. Как справедливость будет как целевая ценностная субстанция пронизывать устроение государства, чтобы государство стало государством справедливости? Будут выстроены институты, функции, механизмы, процедуры, право, а также традиции, уклады, порядки, которые, работая в совокупности, и сформируют государство справедливости.

В теории строительства государства, в, так называемом, проблемно-управленческом дереве, которое мы с вами уже обсуждали, в разделе «Успешность страны, партии и государства», справедливость наверху как высшая ценность породит комплекс ценностных целей. Каких? Это патриотизм, социально-политическая устойчивость, психологический комфорт, правильность и праведность жизни человека и общества. Это мотивации к труду, нравственность, очеловеченность человека и общества. Все это ценностные цели высшего уровня.

Эти цели, как мы с вами много раз говорили, порождают идентифицированное проблемное поле, которое декомпозируется на субпроблемы, те, в свою очередь, на суб-субпроблемы, и, наконец, задачи, получающие решения в государственном управлении. Решения оперативно-распределительные, нормативно-правовые.

Какие функции в государстве справедливости являются главнейшими? Их три.

1. Функция воздействия на массовое индивидуальное сознание, формирующее ожидания (левая часть в уравнении справедливости ожидаемое=воздаваемому).

2. Функция воздействия на процессы создания материальных и нематериальных благ для обеспечения возможности воздаяния.

3. Функция мониторинга состояния, самочувствия всех и каждого конкретного человека.

Какие основные проблемы, препятствующие построению государства справедливости выявляются в современной России? Во-первых, дух стяжательства и потребительства, мутация сознания, девиации, асоциальность и преступность, расчеловечивание, которые культивируются в путинистической системе образования, воспитания, рекламы, средств массовой информации. Вторая проблема — это отстраненность государства от управления распределением национальных благ в обществе. Либеральная догматика, социал-дарвинизм в чистом виде. И третья проблема — безразличие государства к делам, состоянию и самочувствию конкретного человека.

От чего зависит первая проблема? От официальной социал-дарвинистской идеологии, от отсутствия идеологии нестяжательства, от того, что запрещена государственная идеология как позитив. Мутация сознания, преступность, асоциальность, расчеловечивание происходят в каких сферах? Реклама, религия, СМИ, образование, воспитание, государственная идеология, Конституция, пропаганда.

В этих сферах государство, построенное по нашей Конституции и по модели государства справедливости, поставит иные ценностные цели и будет их достигать. Управление государством справедливости, таким образом, включает образование, воспитание, рекламу, пропаганду, СМИ, культуру и государственную идеологию. В Конституции должны быть прописаны основания достижения справедливости. Это общественная нравственность, это равенство права на признание, охрану достоинства каждого человека. Это законные интересы граждан, их законных юридических объединений в лице общества. Это результаты труда, это благодарность общества и государства за заслуги в социально значимой деятельности человека и это милосердное отношение к слабому и обездоленному.

От чего зависит проблема №2 — отстраненность государства от управления распределением национальных благ в обществе? От социал-дарвинистской, либеральной догматики, в которой государство — ночной сторож, госбюджет уменьшается, субсидирование и дотации бедным, малоимущим уничтожаются, нет фондов общественного потребления, всем руководит рынок, человек сам себе должен накопить и на пенсию, и на образование, и на здравоохранение. Только так получается далеко не у всех, не хватает у человека денег, вымирать начинает этот конкретный человек.


В НАПРАВЛЕНИИ К СВЕТУ — ЧЕЛОВЕКУ НАСТОЯЩЕМУ

Государство справедливости построит классические институты перераспределения. Через бюджет, который будет восстановлен до оптимального уровня относительно ВВП. Через налоги, которые будут взиматься по прогрессивным шкалам налогообложения. Через пенсионную систему, которая увеличит пенсии за счет изменения параметра оплаты труда в макробалансе страны. Через систему вспомоществования, социальной защиты, благотворительности и порядка ее стимулирования, целевых фондов общественного потребления. В этом пространстве будет то, что составляет часть государства справедливости, а именно, социальное государство, welfare state.

Соответственно, будут внедрены, вменены новые регуляции в распределении, возникнут социальные стандарты, будет реализовываться принцип социальной справедливости. Помните, в социальном пространстве функция распределения по доходам? Территориальная справедливость, помните, в физическом, географическом пространстве? Будут оптимизированы вопросы приватизации основных фондов, частная собственность будет социализироваться, сочетая интересы собственника, наемного труда, общества и государства, в том числе, защищая предпринимателя и его право частной собственности, поскольку она станет фактором прогресса, станет социализированной, выпишется из социал-дарвинистской модели, впишется в модель социализированного государства. Будет остановлена фашизация страны.

Что такое фашизм? Сильное меньшинство присваивает себе право превосходства над слабым большинством и право насилия над ним — вот вечная формула фашизма как вируса, который спит в человеческой цивилизации, а в сегодняшней России начинает просыпаться.

Будет восстановлена государственная политика управления оплатой труда. Повторю, прогрессия НДФЛ, нематериальное и материальное стимулирование производительности труда. Восстановлена зарплатоемкость валового внутреннего продукта, будет регулироваться коэффициент Джини. Будет регулирование сверхграничной ренты, где она становится инструментом паразитизма, она будет оставаться в том пространстве (рента, маржа банка, на капитал, природная), в котором является премией собственнику как организатору производства, создателю рабочих мест, социального пакета, инициатора прогресса. Частная собственность в нашем государстве справедливости станет фактором прогресса, нравственности и справедливости, что бы сейчас на левом полюсе мне ни пытались возразить. Вы мне возражайте, только, пожалуйста, на таком же уровне детализации и структуризации проблемного поля, а самое главное — конструктивного предложения. Вы-то что предлагаете, кроме экспроприации экспроприаторов, а потом гражданской войны? Проходили, извините. Уроки надо извлекать.

Соответственно, будет перестроена структура макробаланса страны, о чем мы с вами говорили. Будут возрождены погубленные фонды целевого общественного потребления. Что это такое? Это фактически субсидированное жилье, образование, здравоохранение, рекреация, транспортная система, ЖКХ. ЖХК — это главный зуб на вершине пищевой социал-дарвинистской цепочки. Мы этот зуб вырвем. Макробаланс страны станет оптимальным.

Третья проблема, а именно, безразличия государства к делам, состоянию, самочувствию каждого человека будет решаться в виде специализированной системы. Да, это бюджетные расходы, и мы знаем, откуда возьмем эти деньги, потому, что бюджет относительно нынешнего кастрированного станет здоровым и планомерным относительно задач государства, общества и развития человека. Вернется обратная связь от конкретного человека к государству.

Возникнет социальный и гражданский мониторинг. Меня спрашивали о механизмах народного контроля. В этом они и будут заключаться как распределенная система, а не как отдельное решение типа панацеи. Не бывает панацей.

Возникнет институт уполномоченных по делам человека. Правящая партия, общественные структуры по закону, по жесткому требованию новых регламентов будут обязаны быть не безразличными к членам своих партий, избирателям, среди которых они собирают голоса.

Будет ликвидирован феномен приватизации государства, а именно отрыва власти от общества, феномен формирования власти узким кланом, который интересуют только дела семейные или клановые.

Итак, государство справедливости, основанное на строгой теоретической базе эволюционной, абсолютно физичной, природной модели прогрессивного развития государства в противоположность путинской социал-дарвинистской модели государства.

В джунгли, в животное состояние, в озверение, в социал-дарвинизм, либерализм, путинизм превратилась современная Россия, и против этого социализированность, истинный человек, очеловеченное, нравственное, справедливое общество. Нам с вами нужно выйти к свету.



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И УГЛУБЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННОГО ЗНАНИЯ

1. Что такое социал-дарвинизм?

2. Что может служить аналогом биологической пищевой цепочки в устройстве государства?

3. Назовите основные функции государства справедливости?

4. Перечислите основные проблемы, препятствующие построению государства справедливости?


 

Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

Фото: Школа Лонжюмо. Слушатели горячо обсуждают задачу, поставленную перед ними товарищем Лениным… Рисунок С.Трофимова

#ПрограммаСулакшина  #ПартияНовогоТипа  #ПартминимумПНТ  #ПартшколаПНТ


ПРЕДЫДУЩИЕ ЗАНЯТИЯ КУРСА

ПНТ. Программные основы. Замысел партшколы. Вводное занятие

ПНТ. Программные основы. Занятие 2. Партия и государство

ПНТ. Программные основы. Занятие 3. Человек истинный. Нравственность. Добро и зло

ПНТ. Программные основы. Занятие 4. Успешность страны

ПНТ. Программные основы. Занятие 5. Идеология

ПНТ. Программные основы. Занятие 6. Ценности, цели и управление

ПНТ. Программные основы. Занятие 7. Что такое государство? Из прошлого в будущее

ПНТ. Программные основы. Занятие 8. Государственное управление

ПНТ. Программные основы. Занятие 9. Макробаланс страны

ПНТ. Программные основы. Занятие 10. Справедливость и социальная справедливость


Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора