От памятника к памяти или Туда, сюда, обратно

Любовь Донецкая СНЖ 13.05.2020 23:04 | Альтернативное мнение 318

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

На днях в СМИ появилась информация о том, что в Донецке планируется установка памятника Сталину, причем на месте памятника Тарасу Шевченко. Об этом сообщает издание «Спектр» со ссылкой на источники, близкие к Главе ДНР Д.В. Пушилину. Также, на портале ОД «Донецкая Республика» размещена петиция об установке в Донецке памятника генералиссимусу.

И тут началось: как говорится, еще не пито, не едено, а протестный шум в определенных кругах донецкого общества поднялся такой, будто кого-то «хулиганы зрения лишают». Новость, собственно, двойная — и первая ее часть об увековечении памяти И.В. Сталина в Донецке. А почему бы и нет? Как всем известно, а быть может, и неизвестно, но Иосиф Сталин был избран Почетным забойщиком, Почетным членом Сталинского (ныне Донецкого) горсовета, и числится таковым по сей день.

Когда в ДНР «Почта Донбасса» открыла филателистическую серию «Великие люди» выпуском художественной почтовой марки №171 «Иосиф Виссарионович Сталин», тоже некая группа лиц возмущалась до небес, мол, тоталитаризм, «гулаг» и вообще кошмарный ужас. Но даже неуважаемый В. Соловьев (это который «Донбассу никто ничего не обещал»), сообразил, что «отношение к Сталину в Донбассе понятно, потому что там идет борьба с украинскими нацистами, и первые образы, которые всплывают в сознании, это образы победы над нацизмом, победы в Великой Отечественной войне. А руководителем Советского Союза тогда был Сталин».

Вторая часть новости — это якобы посягательство на памятник «славетному Кобзарю», причем речь идет не о «шевченкопаде» (мы же не дикари какие-нибудь, как некоторые украинствующие «небратья»), а о переносе бронзовой фигуры Тараса Григорьевича из центра города в какое-нибудь менее политически значимое место, например, меланхоличный и живописный «садок вишневий коло хати» для любителей. Но давайте вспомним, в чем вообще смысл памятников как таковых, зачем они нужны и с какой целью их воздвигают благодарные потомки. Если верить всезнающей Вики, то памятник — это такое сооружение, поддерживающее память о чем-либо, выполняющее объективно-историческую функцию, а иногда несущее политическую нагрузку.

И если в данном контексте рассматривать вехи биографии и государственной деятельности И.В. Сталина, то возведение памятника Почетному забойщику, члену горсовета, руководителю Советского Союза, при котором Донбасс, славный равно трудом и подвигом, уверенно обозначил себя как всесоюзная кузница, житница, здравница, родина стахановского движения, Саур-Могила, молодогвардейский Краснодон, не выглядит чем-то  напрочь оторванным от донбасской почвы. А вот в чем глубинный смысл памятника Шевченко перед Домом правительства (ранее — знаменитая ОГА) — большая историко-политическая загадка. Разве что на этом сакральном месте до войны собирались сторонники Евромайдана, а позже фанаты «минских соглашений» и возврата ЛДНР в украинскую юрисдикцию в статусе ордилос вокруг «Кобзаря» ритуально водили пленных укровояк, накормленных ресторанными блюдами в блокадном городе, дабы показать им, что вы нас за бабки убиваете, а мы «не уподобляемся».

И какие все сразу стали культуртрегеры, хором возопившие о «великом поэте» Шевченко. А что великого он создал, что мы вообще помним из его грандиозных произведений, просветивших и окультуривших жителей Донбасса? Даже самые украинизированные со школьной скамьи, получившие лучшее в мире советское образование дончане и луганчане, с трудом припоминают разве что пару строк вроде «як умру, то поховайте» или «незлим тихим словом», потому что не зашло, хоть сто памятников на квадратный метр всупонь.

Многочисленные комментаторы в сети бросаются громкими словами «разжигание розни», «вандализм», «неуважение к истории», «глумление над культурой», «уподобление бандеровцам» и т.д., но пока ни один из них не смог внятно объяснить, какое отношение, если по-честному и справедливости ради, Шевченко имеет к истории и культуре русского шахтерского края? Он здесь родился? Нет. Может, проездом бывал? Опять-таки нет. Он писал о Донбассе? Само собой, что нет, в отличие от Чехова, Куприна, Вересаева и многих других писателей и поэтов, влюбившихся в невероятной красоты и свободы донецкие степи, воспевших тяжкий труд освоителей Дикого поля и знаменитый донбасский характер. Тогда что он тут делает, бедолага, посреди города-героя, воюющего седьмой год с украинствующими неонацистами? Тот факт, что в рамках украинизации по указке Киева в 50-е годы прошлого века по всему Донбассу — и в Луганске, и в Артемовске, и в Горловке были водружены памятники «Кобзарю», еще не значит, что на это решение Совета Министров УССР по сей день молиться надо с придыханием. У нас есть свои славные земляки: Даль, Прокофьев, Седов, Куинджи, Ханжонков, Громова, Шевцова, Быков, Соловьяненко, и у русского Донбасса нет нужды в заимствовании символов «малороссийской культуры», коль скоро собственных героев и выдающихся деятелей для увековечения хватает с избытком. И почему-то никто из донецких поклонников творчества Тараса Григорьевича не задается симметричным вопросом: а как там на Украине, чествуют наших или мы опять в одни ворота играем?

Впрочем, богат Донбасс и «альтернативными» знаменитостями, например, числится в его активе наш современник, Жадан С.В., уроженец Старобельска (Ворошиловградская обл.), поэт, прозаик, переводчик, активист харьковского Евромайдана, обладатель премии «за особый вклад в украинскую культуру и стойкость гражданской позиции», а также носитель титула «самый сексуальный деятель украинской культуры» по версии 2019 года. Сей знатный земляк некогда написал роман «Ворошиловград», в котором передал парадоксальный привет столь любимому им украинству: «Они приходят и забирают у тебя все, что тебе принадлежит. Они лишают тебя твоей свободы и твоей территории. Они забирают у тебя твое прошлое и твою память. И все, что ты можешь им противопоставить – это свою любовь и свою ненависть. Ну, и свои криминальные навыки. Истории украинского рейдерства посвящается». Не правда ли, забавно, что выходец из Донбасса, щирый и свидомый донельзя тем не менее считает страну 404 рейдером — в том числе рейдером культуры, рейдером слова, рейдером литературы. При жизни памятники ставить не принято, но скорее всего, в Донбассе никто не удивится, если пана Жадана в Киеве где-нибудь напротив здания Верховной Рады в надлежащее время увековечат в бронзе, а вот памятник, к примеру, О. Бузине, который упомянутого выше Шевченко, как известно, не очень-то жаловал, скорее появится в ЛДНР, нежели в незалежной.

Словом, «все смешалось в доме Облонских»: и расы, и классы, и право почвы, и право крови, и свои, и чужие, да так, что теперь этот гордиев узел не распутать, а «резать, не дожидаясь перитонита», и это очень нехороший симптом. Странно то, что многие, не только сочувствующие граждане РФ, но и сами жители ЛДНР пока не до конца осознают, что Донбасская война губительна не только в прямом, кровавом ее проявлении, но и в противостоянии смыслов. Причем с украинствующей стороны эти смыслы людоедские, живодерские, неонацистские, но понятные и весьма конкретные: «Москаляку на гилляку», что в переводе на русский означает: «Обещайте мразям все, что угодно, а вешать будем потом». Тем временем проблема идеологии Донбасса, как и в 2014 году, остается нерешенной, более того, многие искренние и честные патриоты не считают отсутствие единых ценностей и целей проблемой. Но как мы можем объединиться, на какой платформе, во имя чего нам не только сражаться и погибать, но жить и побеждать, если даже не самый судьбоносный вопрос переноса памятника Шевченко и увековечения памяти И.В. Сталина порождает непримиримые общественные противоречия?

При всем уважении к активной части гражданского республиканского общества, а она в основном сосредоточена в сети, следует признать: мы до сих пор не готовы к консолидации, ничего не забыли и ничему не научились. На седьмом году гибридной войны первоначальные ориентиры неумолимо размываются, а депрессия в Республиках нарастает. Потому что для Победы нужно нечто большее, чем понимание «против» чего мы выступаем, а именно — четкое, ясное и здравое понимание «за» что.

Попытка Центра Сулакшина предложить Донбассу для рассмотрения свой проект Конституции России оказалась невостребована, и не только злокозненными кремлевскими кураторами, но и многими добросовестно заблуждающимися жителями Донбасса. С.С. Сулакшин писал в сопроводительной записке: «Высылаю обещанный текст Конституции ДНР „под ключ“. Это детальный и сложный текст. Но он профессионален, содержит идеологическую ценностную программу строительства страны. За такую страну можно кровь проливать. За страну, в которой опять появятся коломойские, ахметовы, абрамовичи, ее не стоило проливать. Наш опыт говорит о том, что если конституция не охватывает важнейшие вопросы, замалчивает их, то их вновь „охватят“ богатеи, известные в любой стране и истории захребетники и внешние манипуляторы.

Что это за вопросы? Основа всего в концепте высшие ценности, от них отталкивается вся конструкция страны. Это вопросы труда, собственности, природных ресурсов, земли, народовластия, его гарантий, справедливости, социальности, нравственности, правосудия, центрального банка, языка и идентичности, интересов большинства народа, русской (украинской) темы, как коренных народов территории и темы всех национальных отношений, религий, партий и выборов, устройства власти и ее ветвей, устройства территории, позиции к внешнему миру, прав и свобод, ответственности и обязанностей человека и гражданина, единства системы власти, всех ее ветвей и т.п. Многие десятки вопросов.

В вашей ситуации особенно важно заложить все эти детали. Повторю — иначе смыслы будут тут же перехвачены политическими мародерами и денежными захребетниками. Опять природные ресурсы будут работать на богатеев, опять не народ, а лоббисты будут управлять жизнью страны. Мы мечтаем, чтобы такая конституция появилась и в России, полным ходом идущей к своему собственному краху, но может быть именно в вашем трагическом случае, ценой многих жизней такой прорыв к нравственному и истинно народному государству станет возможным? М.б. вы покажете пример и России?»

Нет, не покажем, во всяком случае не сейчас, потому что все идет как по-писаному: проливается кровь за манипуляторов, мародеров и захребетников, а ведь нас предупреждали. И даже сейчас те граждане ЛДНР, которые уже ознакомились с Программой Сулакшина, отворачиваются от нее без объяснения причин и без какой-либо альтернативы (которой не было, нет и не предвидится), возвращаясь к безрезультатной, но зато привычной, а главное, легкой и не требующей затрат времени и сил симуляции политической и общественной деятельности: облаять приспособленку Поклонскую с ее «Донбасс цэ Украина», живописать ежедневные обстрелы (а кому они это рассказывают? Местные это все видят и слышат, а остальным дела не было и нет), в сто первый раз констатировать порочность путинского режима и послать бессильные проклятия на голову укронацистов.

И так седьмой год у разбитого корыта Русской весны длится исступленное, но бесплодное прозябание, безумная страсть однажды ощутившего свою невероятную силу и власть народа, жаждущего былого обладания, но ныне на него не способного, панически боящегося очередного политического «облома», хотя ЛДНР бояться уже нечего и терять нечего — даже наши цепи и те отжали, распилили и продали на металлолом по бросовой цене. Мы справедливо обвиняем кремлевский режим в политической мастурбации, а чем мы сами сегодня круче, мы, чудом выжившие при зачистке пассионариев неуловимыми тк.н. «укроДРГ», а сейчас промышляющие лишь ностальгией о всенародном подъеме 2014 года? Так же буксуем — кто в порядке осознанного саботажа, а кто в силу выученной беспомощности, но без малейшей сколько-нибудь осмысленной и серьезной попытки объединенными усилиями привести себя в рабочее состояние стояния, и наша общая слабость радует только протоукров, их кремлевских партнеров и слепоглухонемое мировое сообщество, а всю эту банду лично мне потешать совсем не хочется.

Пока у нас только преступность «организованная», а обыватели — каждый сам по себе и за себя, заблудившиеся между Сталиным и Шевченко, бросающие друг другу в лицо взаимные и отработанные годами обвинения в «тоталитаризме», «вандализме» и т.д. Родина, конечно, в опасности, но она подождет, мы заняты поистине важным делом: нет, не политическим строительством Новой России — колыбели будущей России Великой, а сетевыми битвами друг с другом. И это не чья-то посторонняя проблема, а моя собственная боль, мой гнев, мое бессилие и, наверное, моя вина, ибо мое бедное сердце, как его не утешай, а кровоточит так же, как седьмой год истекает кровью мой Донбасс — сердце России, отчаянно бьющееся из последних сил. Мой Донбасс. Твой Донбасс. Наш Донбасс.

Любовь Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора

Популярное за неделю