Поучайте лучше ваших дошколят

Анастасия Курилова Общество 34
Фото отсюда

Сотрудники детсадов недовольны рабочей программой воспитания

Сообщество дошкольного образования недовольно рабочей программой воспитания, которая была создана экспертами по поручению президента России. Основная претензия в дублировании: тема воспитания прописана в других документах для детских садов. Вопросы касаются также терминологии, содержания программы, ее использования в подготовке своих программ и последующей реализации на практике. Раскритикованный документ обещают доработать.

Минпросвещения РФ внедряет «программы воспитания» в детские сады и школы, выполняя поручение президента Владимира Путина от 2018 года. В июле 2020 года ведомство внесло поправки в закон об образовании, обязав образовательные учреждения включить «рабочую программу воспитания» (РПВ) в свои программы. Институт изучения семьи, детства и воспитания РАО составил примерные РПВ для школ (летом 2020 года) и для детских садов (летом 2021 года). Отталкиваясь от этих методик, организации должны были к 1 сентября 2021 года разработать собственные воспитательные программы и начать применять их на практике уже в этом учебном году.

Программа предлагает детским садам шесть «направлений воспитательной работы» и устанавливает «главные ценности», которые следует разъяснять детям.

Для патриотического направления это ценности родины и природы, для социального — ценности человека, семьи, дружбы. Для познавательного направления — ценность знания, для физического — ценность здоровья, а в трудовом направлении — ценность труда.

По каждому направлению разработаны «общие задачи воспитания» для трех возрастных периодов: с месяцев до года, от года до трех лет и с трех до восьми лет. Есть и показатели. Например, в рамках патриотического направления ребенок должен к трем годам проявлять привязанность, любовь к семье, близким и окружающему миру. А к восьми годам — любить свою малую родину, иметь представление о стране, испытывать чувство привязанности к дому, родным.

«Если школам дали на разработку своих программ воспитания больше года, то у детских садов было всего два месяца»,— заявила президент Ассоциации развития качества дошкольного образования Эльфия Дорофеева на вчерашней встрече в Общественной палате РФ. По ее словам, предложенная детсадам рабочая программа воспитания содержит целый ряд недостатков:

  • указанные в документе «ценности» и «направления воспитания» частично дублируют федеральные госстандарты дошкольного образования;
  • среди перечисленных шести ценностей нет нравственных ценностей;
  • много необъясненных или дублирующих друг друга терминов;
  • и в РПВ, и во ФГОС ДО есть «портреты ребенка» к концу младшего, раннего и дошкольного возраста, поэтому воспитателям не ясно, на какой документ опираться.

«Что такое «национальный воспитательный идеал», упоминаемый в РПВ? Что такое «национальные ценности российского общества»? Проведи сейчас опрос по регионам — в каждом будут свои ответы. А тут предлагается воспитателям самим формулировать эти ценности»,— подчеркнула госпожа Дорофеева. Она выразила опасение, что в итоге воспитатели напишут требуемые программы, «положат их на полку и забудут о них до очередной проверки».

«Усилить воспитание в практике детского сада нужно, но отдельные программы не нужны»,— считает преподаватель факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Наталья Губанова. Она напомнила, что в педагогике направления воспитания давно детально описаны учеными. А эта наука настолько традиционна, что новые знания в ней появляются крайне редко. «В педагогике есть пять направлений воспитания: нравственное, физическое, умственное, эстетическое, трудовое. Их не надо искать, студенты их знают со второго курса как «Отче наш»,— пояснила госпожа Губанова. По ее словам, РПВ — это еще один правовой норматив, который воспитатели будут выполнять под прицелом Рособрнадзора и который будет отнимать их время, отвлекая от детей.

Директор московского Центра образования №109 Евгений Ямбург подчеркнул, что выделять отдельно воспитание в работе с детьми нельзя, так как в педагогике категории «обучение-воспитание-развитие» идут в связке.

В программе в основном демагогические вещи: отчитаться перед президентом — и все»,— уверен господин Ямбург.

Документ может быть скорректирован и дополнен, успокоила участников встречи ведущий советник управления социальной политики аналитического центра при правительстве РФ Инна Каракчеева. «В рамках содержательного обновления потребуется участие экспертного и профессионального сообщества. Я уверена, что проблем в расширении рабочей группы не будет»,— заявила она. «Институт открыт для всех. Это наше госзадание — приезжайте ко мне в любой день, будем обсуждать»,— сказала директор Института воспитания РАН Наталья Агре. Она добавила, что сейчас в институте разрабатываются методические рекомендации по использованию пунктов программы воспитания.

Примерная рабочая программа воспитания — документ для методистов или руководства детских садов, а не для рядовых воспитателей, считает представитель Общероссийского профсоюза образования Марина Степина. По ее словам, методисты, опираясь на эту программу, сформировали свои программы воспитания и включили их вместе с пожеланиями родителей в образовательные программы организаций. А воспитатели должны учитывать в своей работе только образовательную программу детского сада, подчеркнула госпожа Степина.

Анастасия Курилова

 

Сейчас на главной
Статьи по теме