Повесть о настоящем человеке

из блогов 20.05.2018 22:24 | История 76

20 мая 1916 года, сто два года назад родился легендарный советский лётчик, летавший без обеих ног — Алексей Петрович Маресьев.
Алексей Маресьев родился в небольшом русском городке Камышин, недалеко от Саратова. В три года мальчик остался без отца и хлебнул все тяготы городской жизни царской России. Мать работала уборщицей и воспитывала троих сыновей, а на дворе уже вовсю шла Гражданская война, бушевал голод, на окраинах высаживались интервенты. В такой тяжёлой ситуации Россия не была никогда… Но мужество и героизм населения и солдат, мудрость правительства В. И. Ленина смогли побороть и эти проблемы, разорвав удавку, которую набросила нам на шею Антанта. Именно в этот период Алексей Петрович переносит тяжёлую форму малярии, но чудом остаётся жив, потом, из-за этой малярии будущему воздушному асу дважды откажут в поступлении в лётное училище.
В 1934 году по распоряжению Комсомола Маресьев отправляется на строительство Комсомольска-на-Амуре, где параллельно с работой учится в аэроклубе. Через три года, в 1937 году Алексея Петровича призывают в армию, в авиацию на острове Сахалин, в 12 авиапогранотряд. Затем была авиашкола в Чите, которая в 1938 году была переведена в Батайск и стала называться Батайское авиационное училище имени А. К. Серова. Окончив училище, Маресьев получает звание младшего лейтенанта и остаётся в училище инструктором.
22 июня 1941 года, в 4 часа утра без объявления войны, гитлеровская Германия объявила войну нашей стране. Это было воскресение, выходной день, люди отдыхали на природе, гуляли по городу, но в 12 часов 15 минут по Московскому времени тревожно заговорило радио — выступал Вячеслав Молотов. «Граждане и гражданки Советского Союза», прозвучало из радиоприёмников, а потом вдруг вырвалась фраза, заставлящая замереть слушателей: «Сегодня, в 4 часа утра…без объявления войны, германские войска напали на нашу страну». Миллионы советских людей отправились в военкомат, все рвались защищать свою Родину от наглого агрессора. Маресьев не был исключением, но инструкторов неохотно отпускали из училищ.
Но Маресьеву повезло, в августе его отправляют на фронт. Уже в конце августа в районе Кривого Рога, Алексей Петрович совершает свой первый боевой вылет. В период с августа по март 1942 года, Алексей Маресьев сбил четыре самолёта противника, что для этого периода является большим достижением. Дело в том, что советским лётчикам личную победу засчитывали в нескольких случаях: если находили сбитый самолёт на своей территории, если наземные части подтверждали падение, или в случае захвата сбитого лётчика в плен (самолёт мог упасть на чужой территории), подтверждение своих лётчиков не являлось доказательством, поэтому у наших пилотов скромные личные счета сбитых, немецким лётчикам верили на слово, поэтому их счета имеют трёхзначные цифры, и зависят от фантазии. Один такой «ас» в одном бою сбил десять штурмовиков Ил-2, ему не поверил даже собственный механик. На вопрос о том, где доказательства побед, лётчик ответил, что они лежат на дне Ладожского озера, что сразу же заметало следы его вранья.  Для примера выдающийся советский ас Александр Покрышкин, воюя с 22 июня, к концу года имел два подтверждённых сбитых и один сбитый в группе.
Маресьев в кабине По-2.

В марте 1942 года 296-й истребительный авиаполк, где служил Маресьев, перебрасывают на Северо-Западный фронт, под Демянск. В ходе наступления наших войск, на этом направлении возник котёл, куда попала крупная немецкая группировка, центром котла был город Демянск. На новгородской земле развернулось ожесточённое сражение за небольшой русский городок. Опережая события скажу, что ликвидировать этот котёл наши войска так и не смогли, не хватило сил. Немцы постоянно подкидывали туда свои резервы, отражая советские контр. удары. Немецкие дивизии таяли, но им на смену постоянно приходили полнокровные соединения, а советские войска Северо-Западного фронта крупных резервов не получали, основные силы наших войск направлялись под Сталинград, Воронеж и Ржев, где летом-осенью 1942 года развернулись грандиозные бои.
4 апреля 1942 года очередная группа советских бомбардировщиков наносила удар по демянской группировке противника, одним из истребителей, прикрывавших наши бомбардировщики был Александр Маресьев. Появились немецкие истребители, завязался воздушный бой. Один из «мессеров» зашёл в хвост истребителю Маресьева. Короткая очередь, и самолёт Маресьева загорелся, лётчик был ранен. Собрав последние силы, Алексей Петрович смог посадить самолёт на захваченной немцами территории. С трудом лётчик покинул машину и попытался встать. Не получилось — ноги не слушались, они были пробиты вражескими пулями. И тогда, советский пилот пополз в глубину леса в надежде найти людей, которые помогут, обязательно помогут, должны помочь! Восемнадцать суток, питаясь ранними ягодами и шишками, Маресьев полз по лесу. На восемнадцатый день его обнаружили мальчишки из деревни Плав: Серёжа Малин и Саша Вихров. Чуть больше недели колхозники ухаживали за раненым лётчиком, пытались лечить народными способами, врача в деревне не было. Наконец, у деревни приземлился советский самолёт, который забрал Маресьева и довёз его до госпиталя. Молодой лейтенант с заражением крови и гангреной сразу был записан в неживые. С таким диагнозом не могла ничего поделать даже советская медицина, одна Алексею Маресьеву повезло. На его счастье в госпитале оказался профессор Николай Наумович Теребинский. Он приказал немедленно доставить лётчика в операционную. Доктор от Бога, Н. Н. Теберинский спас от смерти безнадёжного больного. Однако, из-за гангрены, ноги Маресьеву ампутировали до голени.
Казалось, это был конец всему: полётам, войне, грёзам о небе, работе. Оставалась жизнь в инвалидной коляске. Но советские люди были другими, даже такой удар не мог сломать настоящего советского человека. И Маресьев дал себе слово, что будет дальше летать. В госпитале он начинает ходить на протезах, тренируется, готовится к полётам. Уже в начале 1943 года он проходит медкомиссию, и отправляется в Ибресинскую лётную школу для переучивания на новые виды самолётов. Зимой 1942-43 годов, наша авиация массового переучивалась на современные машины, старички И-16 и И-153, вытянувшие на себе первые два года войны списывались в запас, на их место пришли современные, не уступающие противнику Ла-5, Як-7, Як-9, и лендлизовские «Аэрокобры». Алексей Маресьев доказывает окружающим, что без ног летать можно, и летать хорошо. Он добивается отправки на фронт, и летом 1943 года принимает участие в Курской битве  в составе 63 гвардейского истребительного полка. Поначалу, к нему относились настороженно и сочувственно. Ну что может лётчик без ног? Но и тут нашёлся понимающий человек — комэск Алексей Михайлович Числов, будущий Герой Советского Союза, сбивший за войну 21 самолёт лично с 13 в группе.
И Маресьев не подвёл своего командира — 20 июля 1943 года он сбил в одном бою два «Фокке-вульфа — 190», и спас при этом двоих своих товарищей. Эти новейшие истребители дебютировали в летних боях 1943 года и являлись очень грозным противником, но и Маресьев к этому времени был уже искушённым воздушным бойцом, поэтому «фоккеры» в том бою были сбиты, а бомбардировщики, которых они прикрывали, ретировались с поля боя. Слава об этом воздушном бое быстро разнеслась по фронту, в полк зачастили фронтовые корреспонденты. Ещё бы, лётчик без обеих ног в одном бою сбил два новейших истребителя противника! Одним из корреспондентов был Борис Полевой, который после долгой беседы с Маресьевым написал бессмертное произведение — «Повесть о настоящем человеке«, навсегда прославив Алексея Маресьева.  24 августа 1943 года за спасение боевых товарищей и уничтожение двух новейших истребителей Алексею Маресьеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Не за то, что долгое время полз по лесу к своим, а за боевые заслуги. Я специально выделяю это, в 90-е годы много грязи было вылито на Советский Союз, Великую Отечественную войны и советских людей, пострадал и Маресьев, забывшие свои корни «люди» клеветали, мол «Героя» дали за то, что сначала скитался по лесам, а потом летал без ног, чего тут героического? Так вот, хотелось бы обратить внимания тех, кто ещё верит в эту гнусную ложь, что звание Героя Советского Союза Алексею Петровичу Маресьеву дали за подвиг, совершённый в боевых условиях.

После награждения Маресьев продолжает летать и сбивать самолёты противника. Всего за годы войны, Алексей Маресьев сделал 86 боевых вылетов и сбил 11 самолётов противника. В 1944 году он становится лётчиком-инспектором, начинает готовить кадры для ВВС Советской Армии. Летает до 1950х годов.
После войны Маресьева часто приглашают на мероприятия и в школы. Сам он не почевал на лаврах, активно занимался спортом, в 1956 становится кандидатом исторических наук, в 1960 выпускает книгу о боях на Курской дуге.
Алексей Маресьев в кабине реактивного самолёта.

Алексей Маресьев поздравляет Юрия Гагарина с успешным полётом в космос.

Когда у стен древнего Кремля в Москве решили зажечь Вечный огонь, то сразу же стало ясно, что переносить огонь должны только заслуженные люди. Довольно быстро остановились на кандидатуре Маресьева. И 8 мая 1967 года Алексей Петрович Маресьев передал факел главе государства — Леониду Брежневу, а тот в свою очередь зажёг Вечный огонь в Александровском саду.

Алексея Петровича не стало 18 мая 2001 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Так окончился путь несломленного судьбой настоящего человека, символа Советской страны.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...
Партия нового типа
Центр сулашкина