Социальные лифты для выпускников

Алексей Волошинов Образование 109
© klgd.ru

Что такое олимпиады школьников и зачем в них участвовать?

Через считанные недели семистам тысячам выпускников по всей России предстоит поступление в вузы. В современной России это очень тяжелый и нервный процесс, которому предшествует долгая подготовка. Можно долго говорить о ЕГЭ, о том, насколько правилен этот экзамен, но факт остается фактом. Даже такой экзамен довлеет над всеми абитуриентами, и чрезмерное волнение часто сказывается на результате сдачи. Впрочем, альтернативный путь есть. Другое дело — о нем не знают. Речь идет об олимпиадах школьников, которых в России несколько сотен. В основном их проводят государственные вузы. Так, например, свои олимпиады есть у каждого престижного учебного заведения страны: МГУ, ВШЭ, МГИМО, РАНХиГС, СПбГУ и многих других. Есть свои состязания и у корпораций. «Росатом» проводит соревнования по физике и математике совместно с МИФИ, банк «Тинькофф» вместе с МГУ устраивает олимпиады по программированию.

Зачем нужны олимпиады школьников

Победители и призеры олимпиад получают льготы при поступлении в вузы. Какие именно — зависит от политики учебного заведения и от уровня олимпиады, которых, согласно публикуемому ежегодно указу Минобрнауки, существует три, первый — самый престижный и дает больше всего льгот, а с третьим можно претендовать на поступление без вступительных экзаменов разве что в региональные институты. Первый уровень присвоен чуть менее чем семидесяти олимпиадам, второй — пятидесяти, третий — примерно восьмидесяти. Отдельной категорией идет Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится по всему циклу школьных предметов (есть даже дисциплины «Экономика» или «МХК»). Победа или призерство в ней дают возможность поступить без экзаменов на профильное направление любого вуза, не считая МГИМО. Туда можно попасть только одержав победу в телевизионной олимпиаде «Умники и умницы». «Всеросс» (так называют всероссийскую олимпиаду) дает абитуриентам института международных отношений лишь 100 баллов по ЕГЭ, соответствующему дисциплине, в которой была одержана победа. В общем, с исключениями, кажется, разобрались. А что с правилами?

Для начала разберемся с механизмом написания олимпиад. Большинство из них проводятся в два этапа: заочный (отборочный) тур и очный (финальный). Задания первого тура можно выполнить на сайте олимпиады и вложить в специальную форму либо файл с решениями, либо скан-копию работы. Здесь все зависит от регламента и конкретных заданий. После проверки организатор вывешивает на своем сайте список людей, прошедших в финал. Исключение — Всероссийская олимпиада школьников. Она проходит в четыре этапа для более тщательного отбора: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский. С каждым раундом уровень сложности заданий повышается, система фильтрации становится более жесткой. А финалисты «Всеросса» и вовсе готовятся к финалу в специальных государственных центрах. Там их объединяют в сборную региона по тому или иному предмету и даже назначают тренера.

Помимо права поступления в вуз, для победителей Всероссийской олимпиады предусмотрен и материальный стимул. Однако если раньше размер премии победителям и призерам устанавливался на государственном уровне, то теперь его определяют регионы. Это приводит к серьезному дисбалансу: москвичам, например, платят 150 тыс. рублей за призерство и 300 тыс. за победу, а во многих других федеральных субъектах никаких «гонораров» нет вовсе.

Соревнования по меняющимся правилам

К сожалению, неравномерное распределение премий — далеко не единственный минус олимпиадной системы в России. Каждый год организаторы меняют параметры оценки работ конкурсантов, ужесточают или, напротив, смягчают требования к работам, что затрудняет подготовку к финальному туру, поскольку не удается учесть специфику системы проверки. По мнению участников, иногда вузы умышленно завышают порог призерства, чтобы сократить количество льготников при поступлении. В пример они приводят олимпиаду МГУ «Покори Воробьевы горы» по журналистике этого года, где диплом III степени можно было получить, лишь набрав 91 балл (в прошлом году он равнялся 75). Кроме того, общее число победителей и призеров в данной дисциплине составило 8 человек. В аналогичном состязании для 5-9 классов и вовсе был только один победитель и один призер.

Теперь обратимся к регламенту олимпиады. Там сказано, что максимальное количество победителей должно составлять не более 8% от общего числа участников, а призеров — до 25%. Университет сам вправе определять победительскую и призерскую квоту, но зачем устанавливать настолько высокую планку на получение преференций? На факультете журналистики МГУ почти 200 бюджетных мест, да еще и кризис в виде падения интереса к нему — налицо. Иначе проходной балл на бесплатное отделение был бы выше 346. К примеру, в «Вышке» это 379 баллов, в РАНХиГС — 279 (из 300). Они уже давно набирают большинство студентов по олимпиадным квотам, не обращая внимания на малорепрезентативные, откровенно говоря, для будущих журналистов результаты ЕГЭ. И если ситуацию с призерами из 10-11 классов можно понять, мол, это политика вуза, не хочется давать слишком много льгот, то почему нельзя было поставить более низкую планку для участников из средней школы, которым статус победителя или призера никаких льгот, кроме автоматического прохода в финал в следующем году, не даст?

Отстаивать свою правоту бояться не стоит

Из свежих примеров можно вспомнить и кейс Салтанат Кенжебаевой и Вероники Уваровой из Астраханской области, который смог даже получить какую-то огласку в государственных СМИ. Ученицы 11 класса прошли на региональный тур Всероссийской олимпиады по литературе, где не смогли набрать достаточно баллов, чтобы пройти на заключительный этап, однако, по результатам апелляции (такая функция присутствует во всех олимпиадах), все же сумели добыть те несколько баллов, которых не доставало до выхода в финал. Со спокойной душой девушки продолжили готовиться к всероссийскому туру, однако бюрократическая машина дала сбой, и их новые баллы банально забыли внести в базу, из-за чего поездка в Калининград, где проходила финальная часть состязаний, оказалась под угрозой.

Вот что в эксклюзивном интервью «Росбалту» сказала Вероника: «Оставалось меньше суток до открытия. Нам звонят: „Вы все-таки едете“. Оформили все справки и документы за три часа. Приехали за 5 часов до начала первого соревновательного дня (заключительные этапы часто проводятся в несколько дней —  „Росбалт“). Выспаться не удалось. Там уже пришлось два раза переезжать, хотя организаторы, волонтеры и участники относились к нам очень доброжелательно и даже сочувственно».

Впрочем, если учесть весь контекст, финал не покажется таким уж плачевным. В какой-то момент речь шла о том, чтобы участницы поехали за свой счет, да еще и не получали льгот в том случае, если добьются какого-то успеха. Кстати говоря, Салтанат даже стала призером, так что все «бумажные войны» с инстанциями различных уровней: от регионального министерства образования до приемной президента, не прошли даром.

По всему вышесказанному можно понять, что система еще не совершенна. Впрочем, если учесть то, что широкую популярность олимпиады — как институт — обрели не так давно, все это можно простить. К сожалению, об олимпиадах и о том, почему в них надо участвовать, знают далеко не все. И тот факт, что никто не занимается их популяризацией в регионах — очень печален. Ведь кто знает, сколько молодых и перспективных ребят «теряются» в своих местных учебных заведениях и не могут раскрыть свой потенциал.

 

Сейчас на главной
Статьи по теме