Украина и МВФ: шкура неполученного транша

Артем Бузила Экономика 73

Фото: сайт Минфин

Две недели назад украинский центр «Социальный мониторинг» провел социологический опрос по поводу отношения украинцев к обязательствам государства перед МВФ. Результаты, надо сказать, ошеломительные. Условия Международного валютного фонда восприняты населением негативно. 70,3% украинцев не поддерживают введение рыночных цен на газ и тепло для населения, 71% не согласны с продолжением реформы нынешней системы здравоохранения, а 85,4% — с оптимизацией школ. Всего за месяц негатив относительно обязательств Украины перед МВФ вырос на 9%.

Демократическое государство не может не прислушиваться к мнению своих граждан. Или может? По крайней мере, сам Международный валютный фонд почувствовал нарастающие сомнения в украинских верхах и намерен продолжить сотрудничество в рамках программы stand-by.

«Дискуссии по выполнению параметров и показателей программы продолжаются, дата начала работы миссии МВФ относительно первого пересмотра программы пока еще не определена, — считает постоянный представитель МВФ на Украине Йоста Люнгман.— Важно, чтобы текущая экономическая политика отвечала тем критериям, на которых основан меморандум об экономической и финансовой политике, и чтобы содержание и временные рамки плана реформ были как можно понятнее. Именно по этим вопросам и продолжаются дискуссии».

Таким образом, МВФ весьма нарочито подталкивает Украину к ужиманию срока проведения реформ, опасаясь, что Зе-команда возьмет и в последний момент спрыгнет с сомнительного поезда stand-by на полном ходу. Завершение реформы таможенной и налоговой служб, утверждение плана работы с неработающими кредитами в банковской системе остаются дискуссионными, консенсус в которых пока не найден.

Депутаты Верховной Рады, вестимо, заняли отнюдь не позицию народа. Вдобавок к долгам МВФ, сегодня 248 представителей парламента Украины проголосовали за ратификацию меморандума по кредиту с Евросоюзом.

Тот факт, что Украина целиком и полностью опирается на грядущую европейскую помощь, подтверждают слова главы НБУ Кирилла Шевченко. Свежий макропрогноз Нацбанка построен на предположении, что второму траншу от МВФ в этом году быть.

Мало того, что требования, выдвигаемые Международным валютным фондом (а вдогонку к ним пришли и условия от ЕС), Украина выполнить в ее нынешнем состоянии не сможет, так кредитование по программе stand-by – это банальное перекладывание европейских денег из одного кармана в другой. Украинские карманы здесь, конечно же, не при делах.

Напомним, что весной правительство вело переговоры с МВФ, чтобы объединить две кредитные программы — EFF и помощь на борьбу с коронавирусом. Но в итоге грамотные экономисты для Украины утвердили только stand-by. Не все до сих пор понимают, что это за программа. Покупки иностранной валюты, совершенные на основе этого соглашения, должны быть погашены в течение двух лет. Объем выделяемых средств обычно превышает сумму их фактического использования. После окончания соглашения не использованная страной сумма кредита возвращается Фонду.

В итоге деньги, полученные от МВФ и ЕС Украина тратит, конечно же, не на развитие и даже не покрытие бюджетных дыр, а на проведение реформ, заказанных этими международными кредиторами. Обязательства, связанные с медреформой и оптимизацией школ, уже в этом году приведут к тотальным увольнениям, не говоря уже о банковской системе и юстиции. Эти госструктуры вообще ожидает социальная катастрофа. Это приведет к очередной волне миграции в соседнюю Польшу, где и так уже украинцев пруд пруди. Остается только ждать увеличения коронавирусных показателей, чтоб был повод закрыть границу настежь…

МВФ очень волнуется по поводу дефицита украинского госбюджета и заставляет Украину тратить столько, сколько она реально заработает. После небольшого дефицита 2,3% в 2019 году, он снова должен быть увеличен. Расходы могут превысить доходы на 8% ВВП (почти 300 млрд грн). Правительство говорит, что все силы брошены на борьбу из COVID-19, так что все финансовые потоки отправляются в медицину и экономику. Кабмин уже даже не надеется на завершение пандемии. Бюджетная программа «Фонд для борьбы из COVID-19» будет действовать до 31 декабря 2020 года (а судя по всему, и дальше).

В свободный полет отпущены и тарифы на газ и отопление для населения — впервые в истории государства их определяет импортный паритет. От тарифов на газ существенно зависит и рост цен, который ускоряют допзатраты на медицину. Так объясняет политику ценообразования-2020 НБУ.

От налоговой реформы имени премьер-министра Дениса Шмыгаля также остается только название. Пока действует stand-by, правительство ну никак не введет привилегии или безналоговые зоны для предпринимателей, которых с легкой руки МВФ уже обязали пользоваться кассовыми аппаратами со следующего года. Это совершенно непохоже на «стимулирование предпринимателей», разве что стимулирование к закрытию своего бизнеса.

Неэффективная борьба с коронавирусом, которая уже привела к внутриукраинскому кризису, как бы играет на руку как Европе, так и официальному Киеву. Кредитные обязательства, требующие уменьшения бюджетных трат и фактического перевода банковского и судебного сектора страны под внешнее управление, усугубят ситуацию, но у команды нынешнего президента будет замечательная отговорка, связанная с пандемией.

И вот тут-то правительство смешивает в кучу коней и людей: медреформу и борьбу с коронавирусом, что делать небезопасно. «Мы завершим описание пакета медицинских услуг, который финансируется Национальной службой здоровья Украины, и будем контролировать спрос с помощью финансовых стимулов для поставщиков услуг, одновременно предоставляя возможность вводить доплаты для пациентов», — пишут авторы в меморандуме. Первый звоночек прозвучал весной: многие украинские медучреждения оказались на грани закрытия после введения «подушного» финансирования. Больницы остро нуждаются в деньгах на зарплаты медикам и на оказание госуслуг – и это в разгар пандемии! Теперь понятно, откуда на Украине такой бешеный прирост в полторы тысячи заболевших ежедневно минимум. Таким образом, чтобы сократить расходную часть бюджета, Украине придется экономить на борьбе с коронавирусом (на что изначально страна и запрашивала кредит). Нонсенс!

Широкомасштабный аудит МВФ проведет в Киеве только в марте 2021 года, до него еще долго, и такой немалый срок Фонд дает не зря. Чтобы потом у украинского правительства не было отговорок «не успели» по реформам!

Дискуссии, само собой, на Украине продолжатся — и все потому, что хитрецы из МВФ хранят интригу. При заявленной готовности сотрудничать и дальше Фонд не сообщает, когда ждать следующего транша кредита. Вот поэтому в НБУ и Минфине страны уже делят шкуру неубитого медведя, тренируясь пока на сокращениях в госструктурах. Что касается Международного валютного фонда и Евросоюза, то более выгодного вложения, чем в украинские реформы, для них и не придумать.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора