Правовое положение русского населения в Республике Казахстан в конце XX — начале XXI в.

Филиппов С.В. Закон 37

Юридический аспект положения соотечественников в постсоветский период в Республике Казахстан является актуальным и недостаточно изученным аспектом новейшей истории, так как на рубеже XX—XXI вв. происходили социально-экономические и этнополитические трансформации состояния русского населения в этой республике. Под «русским населением» понимается славянский элемент, но русские составляют его абсолютное большинство, им свойственно либо православие, либо атеизм и урбанистический образ жизни (за исключением севера страны).

По данным начальника департамента МИДа РФ по работе с соотечественниками А.В. Чепурина, 30 млн чел. проживает за пределами границ исторической родины [1]. Актуальность правового положения соотечественников в Казахстане не вызывает сомнения, так как переписи населения показывают стабильную убыль русского населения за 10 лет примерно на 1 млн 300 тыс. чел., или 10% от общей численности населения (табл. [2–4]).

Цифры эмиграции русских из Казахстана были целенаправленно засекречены с 1992 г., а ее масштабы постепенно снижаются и составляют сейчас примерно 20 тыс. — 50 тыс. чел [5, 6] в год. Русское население почти не влияет на политику и экономику Казахстана, так как запрещена деятельность партий по конфессиональному и национальному признаку [7–9], что ограничивает юридические инструменты отстаивания своих интересов [10] и способствует малой представленности в законодательной власти от мажилиса до районного совета.

С начала 1990‐х гг. в построении казахстанской государственности прослеживается тенденция к выделению особой роли казахской нации. В преамбуле и пунктах 1, 2, 3, 8 и 12 Декларации о государственном суверенитете признается: «право наций на свободное самоопределение… ответственность за судьбу казахской нации… право свободного выхода из Союза… (а также осуществлять действия по. — С. Ф.) укреплению национальной государственности. Возрождение… самобытной культуры, традиций, языка… национального достоинства казахской нации… Территория Казахской ССР… является… неприкосновенной… Казахская ССР вправе приостанавливать… действия законов… Союза, нарушающих… права и Конституцию Республики… Казахская ССР проявляет заботу об… национально-культурных, духовных и языковых потребностях казахов… за пределами Республики»[11].

Наряду с принципами гражданского равноправия в законе о государственной независимости (преамбула, статьи 6–8) продолжает развиваться идея особого положения казахского народа: «право казахской нации на самоопределение… Граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией (выделено мной. — С. Ф.), составляют вместе с ней единый народ Казахстана… За всеми казахами…, покинувшими территорию республики…, признается право иметь гражданство Республики…, Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц…, покинувших (его. — С. Ф.) в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации… антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов (из. — С. Ф.) … союзных республик… Казахстан проявляет заботу об… национально-культурных, духовных и языковых потребностях казахов, проживающих за ее пределами, защищает их интересы…»[12]. Это закреплялось в Конституции 1993 г.: «незыблемость казахской государственности», «форма государственности самоопределившейся казахской нации» и возможность для лиц, «вынужденно покинувших» страну, и «казахов, проживающих в других государствах, иметь гражданство Казахстана». Впервые появляется «языковой вопрос» — пункт 8 основы конституционного строя: «В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык. Русский язык является языком межнационального общения…». Статья 4 о законодательстве раздела 2 переходных положений декларирует: «на переходный период создать условие для свободного и бесплатного изучения государственного языка, в этот период делопроизводство в Республике Казахстан ведется на казахском и русском языках»[13].

Конституции 1995 г. (действующая) провозглашает: «государственность на исконно казахской земле» и подтверждает: «Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления»[7]. На наш взгляд, выбрана именно эта форма устройства, так как она обеспечивает безопасность, внутреннюю стабильность и территориальную целостность — на севере компактно проживает неказахское (русское) население.

Президентская форма правления — режим личной власти Елбасы — единоначалие, важное условие становления государственности: «установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены» [7, ст. 91]. В районах компактного проживания русских могло бы быть продуктивно местное самоуправление с территориально-административной и национальной спецификой, но оформилась «вертикаль власти»: «Местные исполнительные органы входят в… систему исполнительных органов Республики…, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с… потребностями развития соответствующей территории. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом… с согласия маслихатов… Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются… в порядке, определяемом Президентом… (он. — С. Ф.) вправе… освобождать акимов от должностей» [7, ст. 87]. Появляется «этнический компонент» в формировании парламента: «девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана» [7, ст. 51].

Русский уже не является языком межнационального общения: «в Республике… государственным является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский…» [7, ст. 7]. «Языковой и национальный вопросы» заложены в законе о гражданстве. Например, статья 1: «уважительно относиться к обычаям, традициям, государственному языку…». В статье 17 декларируется отказ в гражданстве лицу, если оно «…противодействует функционированию государственного языка» [14]. Статьи 3, 16 и 18 дословно повторяют закон о государственной независимости [12]. Иными словами, по мнению определенной части людей в политическом руководстве республики, Казахстан должен стать государством всех казахов. Эти же положения есть в законе о миграции.

В статье 1 говорится: «…репатриант (оралман) — лицо коренной национальности, изгнанное за пределы исторической родины и лишенное гражданства в силу актов массовых политических репрессий, незаконной реквизиции, насильственной коллективизации, иных антигуманных действий, добровольно переселяющееся в Республику Казахстан с целью постоянного проживания…». Статья 3 вводит принцип всестороннего содействия в «репатриации казахов на свою историческую родину, организации их расселения, создании рабочих мест и осуществлении комплекса других мер обеспечения адресной помощи и социальной защиты переселенцев коренной национальности» [15]. Статьями 13 и 29 гарантируются финансирование реэмиграции и адресные льготы оралманам: приобретение жилья, единовременные пособия, земельные участки, ссуды на строительство [15]. Теоретически этот юридический механизм может быть применён к русскому населению, например, китайской провинции Синьцзян (в начале 1930‐х гг. существовала миграция как русского, так и казахского населения в Китай с территории Казахстана, возникшая в результате голода). Данный закон позволяет расширить сферу применения этого юридического положения на все этнические группы Казахстана, но на практике привести пример подобной репатриации представляется довольно проблематичным в связи с ее отсутствием. В концепции миграционной политики выделяется этнический компонент: «стимулирование возвращения этнических казахов… и помощь в… адаптации и интеграции… оптимизация и стимулирование расселения мигрантов в соответствии со Стратегией территориального развития Республики Казахстан до 2015 г.» [16]. В действительности происходило переселение оралманов в районы проживания славянского населения. Таким образом, осуществлялось если не замещение этноса, то, во всяком случае, его «разбавление».

В законе о языках устанавливается, что казахский — «язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории…, а долгом каждого гражданина… является овладение государственным языком…» Государственным органам предписано создать условия для «свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики…, оказывать помощь казахской диаспоре в сохранении… родного языка»[17]. Происходит вытеснение русского языка казахским. Например, в статье 23: «развитие языков обеспечивается документами Системы государственного планирования Республики Казахстан, предусматривающими приоритетность государственного языка и… переход делопроизводства на казахский язык»[17]. Статья 5 регламентирует использование русского, а статья 6 декларирует заботу государства о языках: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский… Каждый… имеет право на пользование родным языком, на… выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Государство заботится о создании условий для… развития языков… Казахстана. В местах компактного проживания национальных групп при проведении мероприятий могут быть использованы их языки»[17]. Возможность использовать другие языки заложена в статьях 8 и 16, а статья 7 (о недопустимости препятствования функционированию языков) призвана гарантировать их соблюдение: «… не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку»[17].

Закон о СМИ квотирует казахскоязычный сегмент информационного пространства, который не должен быть менее суммарного объема передач на других языках [18]. Концепция информационной безопасности ограничивает вещание иностранных СМИ (в том числе российских) [19].

Помимо официальной позиции, существует альтернативная, более радикальная. Проект концепции национальной политики: «Республике Казахстан возвращается первоначальное ее наименование Казахская республика… Казахская нация — государствобразующая коренная нация, веками жившая на бескрайних просторах Казахской земли…. Следует придать приоритет ценностям казахского народа перед ценностями других национальностей и ускорить решение этого вопроса…»[20]. Стоит отметить, что это лишь проект, он не был принят (и в обозримом будущем вряд ли будет), но в обществе всё чаще звучат предложения придать подобным идеям юридически обязывающий характер.

Между Россией и Казахстаном в 1992 г. подписан договор о дружбе: «Стороны строят свои отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь принципами взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические или иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения обязательств»[21, с. 423]. Россия признала, что положение соотечественников находится под национальной юрисдикцией Казахстана, а также обязалась не воздействовать на ситуацию через «экономический силу (шантаж)» для достижения внешнеполитических целей. Существуют сложности при реализации договорённостей на практике [22]. В политических, общественных и научных кругах Казахстана не все признают необходимость интеграции с нашей страной [23]. Таким образом, часть русского населения республики, претендующая на посредничество в интеграции между Россией и Казахстаном, останется невостребованной при смене внешней политики как в прозападную, так и в исламскую, тюркскую стороны, в связи отсутствием необходимости в ней.

Проанализировав законодательство, констатируем: равенство прав для всех граждан совмещено с системообразующей (интегрирующей) ролью казахской нации. Упоминание об «исконной казахской земле» не имеет правовых последствий, но нормативно-правовая база может быть пристрастно истолкована: с одной стороны, компромисс между общепризнанными мировыми демократическими стандартами, с другой стороны, сигнал казахстанскому обществу о форме организации государства. В Казахстане нет законов о правах национальных меньшинств и оппозиции. Статус других языков и культур не прописан. Зафиксировано многообразие и права гражданина пользоваться родным языком, но нет механизмов реализации, таким образом, они просто нивелируются и находятся на грани ассимиляции. Северо-восточный регион (территория компактного проживания русского населения) никак не выделяется.

Анализ правового положения русского населения в Казахстане не может дать полное и сущностное представление о положении соотечественников в этой стране, так как не раскрывает сути проводимой политики руководства Казахстана в отношении «русского вопроса», ибо задекларированные нормы не отражают сущностной характеристики правоприменительной практики. Тем не менее отдельные положения, присутствующие в законах, свидетельствуют об усилении роли казахского народа в суверенном государстве на протяжении последних 25 лет.

Тенденция неизбежно затронет представителей всех национальностей нетитульного происхождения — их статус будет снижаться. Это коснётся русского населения, второго по численности этноса республики, после самих казахов. Вопреки утверждениям казахской историографии, пропаганды, отдельных граждан и идеологии государственного строительства (говорится о том, что Казахстан стал многонациональным государством искусственно) русское население в северных районах республики является автохтонным и не может считаться диаспорой.

Для 1990‐х гг. было характерно построение национального государства, для 2000‐х — тенденции к этнократии, а в 2010‐е звучат призывы к моноэтничности. Попытки ассимилировать русскоязычное население, на наш взгляд, в будущем будут предприниматься более активно. Существует вероятность, что в ближайшие годы с приходом к власти нового поколения руководителей Казахстан может поменять вектор внешнеполитического курса и вывести страну из всех союзов и ввести визовый режим с Россией, что не приведет к улучшению положения русского населения. В этом случае существующие тенденции продолжатся.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Интервью директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России А. В. Чепурина «За пределами России сейчас проживает около 30 миллионов наших соотечественников» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-dgpch.nsf/bab3c4309e31451cc325710e004812c0/937c865813334010c32577050027872b!OpenDocument. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

2. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР [Электронный ресурс]. — URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php?reg=5. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

3. Национальный состав населения Республики Казахстан. Итоги переписи населения 1999 года Республики Казахстан. Т. 1: Статистический сборник / под ред. А. Смаилова). — Алматы, 2000.

4. Итоги переписи населения Республики Казахстан 2009 года [Электронный ресурс]. — URL: http://www.stat.kz/p_perepis/Pages/n_04_02_10.aspx. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

5. Шустов А. Русские покидают Казахстан. Кампания по лишению русского языка в республике официального конституционного статуса начинает приносить свои плоды [Электронный ресурс]. — URL: http://www.stoletie.ru/zarubejie/russkije_pokidajut_kazahstan_2011‐;11‐22.htm. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

6. Васильев С. Возвращаются ли русские в Казахстан? [Электронный ресурс]. — URL: http://rusedin.ru/2011/05/26/vozvrashhayutsya-li-russkie-v-kazaxstan/ Дата последнего посещения: 25.04.2013.

7. Конституция республики Казахстан [Электронный ресурс]. — URL: http://www.constitution.kz/ Дата последнего посещения: 25.04.2013.

8. О политических партиях: Закон РК от 02.07.1996 No 16–1 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00063&all=all. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

9. Об общественных объединениях: Закон РК от 31.05.1996 No 3–1 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pavlodar.com/zakon/index.html?dok=00060&oraz=00&noraz=0. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

10. Крамаренко М. Б. Выборы в Казахстане. Политический брендинг и межнациональное согласие [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ia-centr.ru/archive/public_details4409.html?id=758. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

11. О государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики: Декларация от 25.10.1990 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00170. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

12. О государственной независимости Республики Казахстан: Конституционный закон РК [Электронный ресурс]. — URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1000798. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

13. Конституция Республики Казахстан 1993 года [Электронный ресурс]. — URL: http://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_Республики_Казахстан_1993_года. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

14. О гражданстве Республики Казахстан: Закон РК от 20.12.1991 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00088&all=all. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

15. О миграции населения: Закон РК от 13.12.1997 No 204‐I [Электронный ресурс]. — URL: http://migrant-help.org/node/28. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

16. Концепция миграционной политики Республики Казахстан на  [Электронный ресурс]. — URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/zakon/zakon090.html. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

17. О языках Республики Казахстан: Закон РК от 11.07.1997 No 151‐I [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00054&all=all. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

18. О средствах массовой информации: Закон РК от 23.07.1999 No 451‐I [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00084&all=all. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

19. Концепция информационной безопасности Республики Казахстан до 2016 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://ru.government.kz/docs/u110000017420111114.htm. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

20. Концепция национальной политики Республики Казахстан. Задачи до 2015 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zonakz.net/articles/27939. Дата последнего посещения: 25.04.2013.

21. Богатуров А. Д. Международные отношения в Центральной Азии: События и документы. — М., 2011.

22. Козлов С. Разведка или научные исследования. Отношения двух партнёров по СНГ подвергаются серьезному испытанию // Независимая газета. — 1997. — 14 авг.

23. Бесенбаев А. К. Не вместе: Россия и страны Центральной Азии. — СПб., 2011.

Источник: 1, 2


Автор Семён Владимирович Филиппов — аспирант кафедры востоковедения исторического факультета Алтайского государственного университета.

Опубликовано в научном издании: Известия Алтайского государственного университета. Серия История и политология №4-2 (80) 2013 г.

Фото: Почтовые марки: Казахстан — Народы Казахстана.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Русское население Казахстана: социально-демографические трансформации (90-е г. ХХ века)

Конец ЕАЭС

Мифологизаторство истории в Казахстане: политологический аспект проблемы

Операция «Ы»

На «узбекские грабли». Чем закончится переход Казахстана на латиницу?

Казахстан. Очерк с российской стороны

Взгляд на геополитику России из Казахстана

Россия и вызов восстановления общей идентичности в ближнем зарубежье

Сейчас на главной
Статьи по теме