Путиномику готовят к бурям, а народ — к лишениям

Шелин С. Г. Экономика 56

Планы на 2022-й — 2024-й только выглядят оптимистично. Сбои предусмотрены заранее, и заплатят за них рядовые люди. Всплеска начальственных щедрот россияне могут ожидать только накануне «транзита» в 2024 году.

Конечно, бюджетный проект на предстоящие три года, который начал движение через Думу и Совфед, еще украсят лоббистские и пиаровские вставки. И даже сделавшись законом и получив подпись Путина, в точности исполняться он не будет. Традиции свято блюсти бюджет у нас нет.

Но документ, составленный в Минфине и рассказывающий об «основных направлениях» финансовой политики на 2022-й — 2024-й годы, прочитать стоит. Это декларация о намерениях. В которой перечислены начальственные опасения — и сказано, пусть слегка завуалированно, кому ждать государственных попечений, а кому лучше о них не думать.

Угрозу всемирного экономического обвала, как в 2008-м или 2020-м, Минфин считает небольшой. Бюджетный план исходит из того, что мировое хозяйство в ближайшие три года будет уверенно расти, ковид затихнет, а санкции против России не усилятся. Но этот оптимизм, делиться которым министру Силуанову приходится дистанционно, находясь на самоизоляции, имеет оборотную сторону. Бури в финансовом плане тоже прописаны.

По мнению Минфина, начавшийся на Западе «зеленый переход» может привести к падению спроса на нефть раз в пять при цене барреля всего $30–50: «Результаты стресс-тестирования устойчивости госфинансов отражают, что… вопрос устойчивости федерального бюджета может встать уже в начале 30-х годов. В этом свете к инвестированию дополнительных конъюнктурных доходов, накапливаемых в период относительно высоких цен, необходимо подходить особенно аккуратно…»

Хотя наши интеллектуалы-финансисты изъясняются коряво и не совсем грамотно, в умении нажимать на нужные кнопки им не откажешь. «Подходить аккуратно» — любимое выражение Путина. И ему же адресовано напоминание о 30-х годах, готовиться к которым мудрый Силуанов советует вождю уже сейчас.

А именно: не тратить слишком много «конъюнктурных» нефтедолларов, откладывать деньги на потом, поднять величину Фонда национального благосостояния до 10% ВВП (с нынешних 7%), тратить из этого фонда на госинвестиции не больше 400 млрд руб. в год (и то с большим разбором) и исходить из того, что уже в 2024-м баррель Urals будет стоить всего $56.

Скорее всего, этот толково составленный призыв, скрытно заложенный в трехлетний бюджетный план, будет услышан.

Тем более что расчеты, на которые этот план опирается, идут навстречу пожеланиям вождя: ВВП будет расти на 3–4% ежегодно, индекс инфляции уже в 2022-м опустится до 4%, а реальные доходы граждан станут увеличиваться на 2,5% в год.

Все это условности, прекрасно осознаваемые авторами документа. Таких темпов роста экономики на длительных отрезках времени у нас не было с позапрошлого десятилетия. Реальные доходы с тех же примерно пор чаще падали, чем росли. Что же до скорого и уверенного снижения инфляции, то в нынешнем году индекс потребительских цен далеко обгонит заложенные в расчеты 5,8% и, скорее всего, перевалит за 7%.

Это означает, помимо прочего, что реальные доходы, например, пенсионеров, в 2022-м вовсе не вырастут, как мимоходом обещает план, а снизятся. Потому что назначенная на 1 января предстоящего года индексация страховых пенсий составит всего 5,9%. И коснется только неработающих пенсионеров. О работающих в трехлетнем плане ни слова.

Такое цифровое несоответствие выдает спрятанный в этом бюджете простой рецепт: за любой сбой в начальственных предначертаниях, будь то недостижение контрольных цифр роста экономики, перевыполнение таковых по инфляции или что угодно иное, платить будут рядовые люди.

Правда, бюджетные траты на оборону, нацбезопасность и правоохрану, которые должны увеличиться за трехлетку на 18% (с 5,77 трлн руб. в 2021-м до 6,81 трлн руб. в 2024-м), выглядят лишь защищенными от инфляции, но не более того. Однако даже и не беря в расчет профильные траты, разбросанные по другим бюджетным статьям, учтем, что фактические доходы, а значит и расходы бюджета окажутся заметно выше плановых. Ведь идеологизированный «зеленый переход» ничего, кроме хаоса в мировых поставках и роста цен на энергоносители, еще не принес. Пока не похоже, что нефть станет дешеветь так быстро, как угрожает осмотрительный Минфин.

Значит, очень внушительные деньги прямыми или косвенными способами будут у нас поделены дополнительно. И уж конечно охранителей не обидят.

Но кое-что достанется и рядовым гражданам, хотя и совершенно особым порядком. Чтобы понять, каким именно, вернемся к плановым цифрам.

В нынешнем году траты по строке «социальная политика» (это в основном пенсии и пособия) должны составить 6,21 трлн руб. В 2022-м бюджет предусматривает крупное их снижение — до 5,84 трлн руб. Но потом, в 2023-м и 2024-м, они опять поднимаются — соответственно до 6,28 трлн и 6,34 трлн. Ясно, что этот всплеск щедрот приурочен к «транзиту»-2024.

Вероятно будет несколько туров денежных раздач, наподобие недавней сентябрьской премии пенсионерам. Причем более внушительных, чем на полтриллиона в год, как можно было бы вывести из бюджетного проекта. Ведь появятся и сверхплановые доходы. А в крайнем случае можно будет задействовать еще и часть «условно утвержденных», т. е. ожидаемых, но пока не распределенных трат. По совпадению, они предусмотрены только для 2024 года, но зато в весьма внушительном объеме — 1,3 трлн руб.

Так что за «транзит» народу выплатят компенсацию. Но на этом щедрость заканчивается. Все нормальные, регулярные, неисключительные расходы распределены в бюджете сообразно приоритетам путиномики: простонародные потребности, в общем, признаются, но стоят на последнем месте — после нужд силовиков, расходов на мегаломанские затеи и обслуживания заявок лоббистов.

Примем для простоты, что национальные проекты «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Наука и университеты» и «Культура» нацелены только на улучшение жизни обычных граждан и ни на что другое. Вырастут ли на них траты? Представьте, да. На все перечисленные нацпроекты в 2024-м планируется потратить на 490 млрд руб. больше, чем в 2021-м.

Прибавка составляет меньше 2% бюджетных расходов. Много это или мало? Есть с чем сравнить. Скажем, на одну только загадочную «стратегическую инициативу» под названием «Технологический рывок» за тот же отрезок времени траты вырастут на 206 млрд руб. И это ведь совсем не единственная «инициатива» — поди разбери, про что они и кто будет отвечать за отпущенные деньги.

А вот трата, которая хотя бы понятна. На три предстоящих года суммарно в план заложены «дополнительные бюджетные ассигнования… более 2,1 трлн руб. на реализацию мероприятий в сфере национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности: включая средства на повышение денежного довольствия, увеличение численности „контрактников“ и мобилизационного резерва, улучшение материально-технического обеспечения и др.»

После этого «и др.» как раз и идут нужды простых граждан. Их не отрицают и совсем перечеркнут, только когда грянет очередная экономическая буря. А пока до них просто не доходят руки.

Сергей Шелин

Источник


Автор Сергей Григорьевич Шелин — политический аналитик, журналист, обозреватель ИА «Росбалт».

Фото: Коллаж ИА «Росбалт»

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора