Россия за МКАДом. Росляково: новое старое место

ИА СеверПост Общество 541

Именно сюда доставили поднятую со дна Баренцева моря АПЛ «Курск». Здесь возник пожар на заводе, затонул крупнейший плавучий док в мире. А поселение, разорвав оковы ЗАТО, присоединили к Мурманску. О прошлом, настоящем и об ослепительных перспективах, замаячивших на горизонте этого уголка Кольского края, в материале СеверПост.

СеверПост продолжает своё путешествие по городам и посёлкам Мурманской области. В рамках нового проекта мы планируем объехать всю Мурманскую область: от севера до юга, от западной до восточной ее границ.

Вот уже два месяца мы публикуем репортажи из населённых пунктов региона. А всё для того, чтобы честно рассказать о реальной жизни людей, раскрыть подробности их быта и ответить на вопросы, которые интересны всем.

И сегодня мы на восточном берегу Кольского залива, в 12 км к юго-западу от Североморска и в 15 км к северу от Мурманска. СеверПост приехал в самый молодой район Мурманска — Росляково.

Хотя мы-то помним, что ещё 3,5 года назад это был легендарный посёлок, да на 20 лет старше самого Мурманска. И известие о грядущем присоединении к заполярной столице, помнится,  вывело многих его жителей из состояния равновесия.

Вот тогда на общественных слушаниях жильцы поведали скопом обо всех своих горестях, включая и отсутствие тротуаров, и неубранный габаритный мусор, и неясности реальных перспектив.

Сразу скажем, первое впечатление — большая часть старожилов живёт по старинке на деревенский лад. В ушах — непривычная тишина. Старые детские площадки — как машины времени — относят в прошлое на много лет тому назад.

Местные сушат бельё на веревке, и оно, как паруса, раздувается от ветра. Выращивают цветы в палисаднике. Ездят на велосипеде до булочной. Ничего городского, на первый взгляд, нет.

Всё тут устроено удобно. Рюмочная — и рядом жилые дома. Потом аптека, магазин. Параллельно такая же цепь из жилых домов и почты заканчивается храмом и кортом. Что обнадеживает.

Злые языки утверждают, что в Росляково нет интересной архитектуры. Они просто плохо искали. Квартира с пятью углами – поле для полета фантазии.

«В «лишнем» углу прекрасно может обосноваться уютный каминный уголок. У меня, правда, нет, но… хочу», — это мне дяденька с фамилией Медведев сказал.

Кстати, о недвижимости в Росляково.

«Приказ о присоединении поселка к Мурманску подписал президент, сам он тут не был, жильё ему здесь не нужно. А цены на квартиры после «открытия железного занавеса» у нас выросли. Если раньше можно было купить «двушку» до 900 тысяч, то сейчас готовьте полтора миллиона рублей. А при этом как были мы окраиной, так и остались. Никаких перемен не вижу. Считаю это всё правительственной прохиндиадой», — рассудительно обрисовывает картину господин Медведев, с серебряной чеканкой на пальце и нашим отечественным простодушно-хитроватым лицом.

Отметил он и то, что большие реформы повлияли на жизнь «маленьких людей» отрицательно: присоединение забрало у сельских льготы по квартире и льготы жителей ЗАТО. При этом, по его словам, завод уже «не тот», и все сбежали, кто мог.

«Понимаешь, словно мор какой-то. Тысячу в год людей теряем. Остались бюджетники, пенсионеры и лодыри», — уверяет Медведев.

После квартплаты у него остаётся 9 тысяч пенсии. Так что внуки сами деду посылают на мороженое, а он их, 30-летних дядечек, вяленой рыбкой охотно балует.

А ведь когда-то этот посёлок на берегу Кольского залива процветал. Купец Богдашка Росляков занимался рыбным промыслом, а его потомки — судоремонтной промышленностью (о чем свидетельствует гаечный ключ на гербе). И в то, и в другое время в посёлке не бедствовали, о чём свидетельствуют историки.

Ещё при Сталине, в 47-м году прошлого века, на базе судоремонтных мастерских №1079 по приказу командующего Северным флотом был образован 82-ой судоремонтный завод, который был дойной коровой большинства проживающих в посёлке.

Остановимся подробнее на летописи этого места, по которой потомки будут изучать историю.

Ты кто такой будешь?

 

«Считается, что название свое поселение получило от купца Богдашки Рослякова, который занимался рыбным промыслом в этих местах. Об этом написано в Писцовой книге Кольского уезда начала 17 века», — краткий ликбез истории допетровской Руси выдала первая встречная. Как оказалось — Татьяна Баканова.

Заметим, по официальным данным поселение Росляково существует с 1896 года. В конце 50-х годов прошлого столетия оно стало посёлком городского типа.

В конце 19-го века в этих местах поселились выходцы из Финляндии. Некто Неронин и Текконен занялись хозяйством, и их поселение в 1889 году официально получило название колония Рослякова Губа.

Неизвестно, как провели колонисты непростые годы гражданской войны и интервенции.

Первые послереволюционные сведения о Росляково относятся к 1929 году. Тогда на побережье было организовано 26 рыбколхозов.

Ветер перемен задул в 1938 году, когда сюда из Мурманска были переведены судоремонтные мастерские, ставшие в 1947 году одним большим судоремонтным заводом №82. Населённый пункт приобрёл промышленный характер, увеличил численность населения, а рыбацкий посёлок переквалифицировался в рабочий.

По словам другой нашей новой знакомой — Светланы Чигор — посёлок с 70-х годов стал активно строиться. В эти годы она уехала на учёбу в Днепропетровск, где и задержалась на 10 лет. Когда же вернулась, посёлок было не узнать.

«Появилось много благоустроенных домов, на улицах выросли магазины, предприятия бытового обслуживания. Были открыты Дом быта, поликлиника, библиотека, открылось местное профтехучилище № 19, а также ясли-сад на 250 человек», — добавляет женщина.

По рассказам местных, было время, когда в общеобразовательной школе было 11 первых классов.

А вот современная школьница Юлия Кузьмичева, закончившая этим летом седьмой класс, признается, что в её классе 25 учащихся, и ещё столько же в параллельном. И что учатся в Росляково только до 9 класса. Далее – едут учиться в Североморск. Думается, теперь-то они смогут и в Мурманске продолжить образование.

«Буду учиться, а там посмотрим, какие ждут перспективы. Главное — не лениться. Хотя мне, конечно, хотелось бы устроиться в таможню, или в следственный комитет. Потом учиться поеду в культурную столицу, в Эрмитаж схожу раз 100», — выкладывает карты на стол Юля, кстати, выпускница местной школы искусств.

Съездит Юля в Петербург, насмотрится на рококо и прелестные картины — главное, чтобы домой захотелось вернуться.

Кстати, о культуре. По воспоминаниям всё той же Светланы, в советском прошлом в ДК «Строитель» ежедневно шли киносеансы. А на сцене выступали не только артисты мурманских театров, но и столичные гастролёры. Этого очень хочется местным жителям. Так сказать, на заметку властям.

Впрочем, и сейчас в ДК по праздникам многолюдно. Там, по словам Светланы, всегда перед гастролями ансамбля песни и пляски Краснознамённого Северного флота проходит абсолютно бесплатная и фантастическая генеральная репетиция.

Запретная зона

 

Следующим важным шагом в развитии посёлка стала передача его под крыло Северного флота, что связано с работой судоремонтного завода, который ремонтировал и корабли с ядерными энергетическими установками.

«Здесь ремонтировался весь водный транспорт Северного флота, в заливе очередь, помню, стояла из буксиров, кораблей. Одно из ярких детских воспоминаний: из окна школы был виден на воде атомный ледокол «Ленин», — вспоминает Светлана Чигор.

Много было кораблей и крейсеров, но самые сильные воспоминания оставили у росляковцев  подъём и постановка в росляковский док  атомной подводной лодки «Курск», с оторванной кормовой частью, в октябре 2001 года.

«Многих жителей тогда беспокоило состояние реактора. Дома у меня был собран «тревожный чемоданчик» на случай ЧС», — поделился воспоминаниями местный житель Антон, не захотевший называть свою фамилию.

Он припомнил и другую ЧС.

«29 декабря 2011 года в плавучем доке ПД-50 82-го судоремонтного завода начался пожар на атомном ракетном подводном крейсере «Екатеринбург». При проведении рабочими огневых работ воспламенились деревянные леса вокруг корпуса подводной лодки. Эта новость вызвала панику, появились слухи, что подлодка стоит с боезапасом. Пожар тушили более девяти часов. Мне родственники с Кубани звонили – говорят, что по телеку только новости с Росляково и крутят», — рассказывает Антон.

Осенью прошлого года Росляково снова попал в топ местных и федеральных новостей по причине нового ЧП. Как мы помним, во время ремонта авианосца «Кузнецов»  затонул самый большой в мире плавучий док – ПД-50.

И всё же и эта страница истории в прошлом. И вероятность того, что будущее в Росляково будет светлым, есть.

 

Кому и что открыли

Ни много ни мало – стать центром арктического судостроения предложили Росляково. Всемирно известная компания «Роснефть» запланировала построить в регионе новые судостроительные предприятия.

Местный судоремонтный завод №82 должен стать опорной береговой базой для реализации шельфовых проектов. Это жителям пообещал сам вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин.

Конечно, в эти ослепительные перспективы, замаячившие на горизонте, можно верить, а можно вспоминать обещанный Териберке Штокман , но…

Граница уже открыта, и потому теплится надежда, что в Росляково придут новые рабочие места и доходы…

«Жизнь ведь от нас самих зависит. Вот мы захотели, чтобы двор был красивый — сами его украшали, делали кормушки, сами следим, чтобы никто не ломал забор и цветы. Так же и с подъездом, и с Росляково в целом. И всё же внимание со стороны  «Роснефти» говорит о том, что будущее в Мурманской области есть. Появляется и надежда, что помимо туристов в наши края будут возвращаться и наши дети», — считает коренная жительница Анна Леонова.

И молодежь, признаться, дает уверенность в завтрашнем дне, но… с определёнными условиями.

«Мы любим своё Росляково и Мурманскую область. И чтобы нам, молодёжи, здесь остаться, хотим, чтобы это были города, в которых интересно жить, в которых есть, чем заняться, есть, где реализовать себя», — практически просит Юля Кузьмичева.

Москва, как говорится, не сразу строилась. И Мурманск – тоже. И каким он станет, зависит от всех нас. В любом случае, не стоит ждать золотую рыбку. Не в сказке живём.

Вот такой необычный Мурманск. Дальше – больше! И мы продолжаем наше путешествие по Кольскому Северу…

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора