Век квартиры не видать

Кира Деливориа Экономика 39

Одна из вечных российских проблем, которую не удаётся решить с начала нулевых годов, – проблема ветхого жилья. На очередную новую программу по расселению аварийного жилья из бюджета будет выделено 45 млрд рублей. Проект решено начать, не дожидаясь окончания предыдущего. Планируется, что в программу войдут дома, признанные аварийными в период с 1 января 2017 года до 1 января 2021-го. Есть ли у нового проекта шансы на реализацию или его постигнет участь предыдущих, разбирался «Октагон».

«Слив» программы

Впервые проблемой аварийного жилья российские власти озаботились в 2002 году. Тогда в рамках национального проекта «Жилище» анонсировалось расселение 50 млн квадратных метров аварийного жилья до 2010 года. В паспорте программы даже указывалась необходимая сумма – 160 млрд рублей. Правда, в итоге бюджет программы составил лишь 32 млрд рублей, при этом количество аварийного жилья продолжало увеличиваться. По данным Росстата, в те годы прирост составлял порядка 2 млн квадратных метров в год.

В одах программу переформатировали. Появился новый нацпроект – «Доступное жильё». Его цели оказались уже куда менее амбициозными: расселять решили только 11 млн квадратных метров аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2013 года.

Объёмы ветхого и аварийного жилья росли стремительными темпами с 1990 года.Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

По данным источников «Октагона», примерно с 2014 года власти перестали вести централизованный общероссийский учёт аварийного жилья. Это давало широкий простор для манёвра. Больше не надо было объяснять, куда делись 50 млн аварийных метров, заявленных ещё в 2002 году, и сколько не успели расселить по старой программе. Так что новая цель в 11 млн квадратных метров возникла практически из ниоткуда.

Впрочем, и с ней справиться не удалось, и в 2018 году жилищный проект претерпел очередную реинкарнацию. Обновлённо-обнулённый документ под названием «Жильё и городская среда» предполагает расселение уже только 9,54 млн квадратных метров, признанных аварийными в срок на 1 января 2017 года. Завершить расселение планировалось к 2024 году. Заявленный бюджет программы – 507 млрд рублей. Стоит заметить, что даже по данным Росстата в 2016 году объём аварийного жилья в стране составлял 22,7 млн квадратных метров. Почему в новый нацпроект вошли лишь 9,54 из них, – загадка.

Аварийный недоремонт

Интересное совпадение: в 2014 году не только перестали вести централизованный общероссийский учёт аварийного жилищного фонда, но и запустили программу капитального ремонта. В отсутствие статистики уменьшать объёмы аварийного жилья можно сколько угодно, при этом ещё и докладывать о том, что программа капремонта работает и даёт свои плоды.

В идеале так и должно быть.

Десятки миллионов квадратных метров аварийного жилья в нашей стране изначально появились именно потому, что в 90-е годы все программы по капремонту домов фактически были остановлены.

Так что сама идея возрождения капремонта была нужной и правильной. Проблемы возникли с её практической реализацией. Мало того что в подавляющем большинстве регионов тарифы капремонта в буквальном смысле слова написали «от фонаря»: программа по ремонту почему-то оказалась вообще никак не связана с программой по расселению аварийного жилья.

– А ведь основная задача программы по капремонту как раз и состоит в том, чтобы увеличить сроки эксплуатации жилого фонда и снизить долю выбытия домов. Но этой прямой связки нет. У обеих программ нет параметров эффективности, поэтому мы вообще не понимаем, как они реализуются. У нас накапливается огромное количество нерасселённых аварийных домов, при этом на горизонте нет понимания, как мы за счёт реализации программы капремонта будем снижать объём этого аварийного фонда», – рассказал «Октагону» лидер партии «Народное ЖКХ» Сергей Креков.

Основная задача программы по капремонту – увеличить сроки эксплуатации жилого фонда.Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости

Правда, для региональных властей программа капремонта оказалась очень полезной. Ведь теперь аварийные дома можно и не признавать таковыми, а ставить на ремонт. Так решаются сразу две проблемы: количество аварийного жилого фонда волшебным образом уменьшается, а программа по капремонту наполняется всё новыми и новыми планами. Когда в итоге будет сделан капремонт, вопрос непринципиальный. Сроки его проведения нарушаются даже в столице, не говоря уже о российской глубинке. Финансовый кризис и продолжающаяся эпидемия коронавируса фактически позволили чиновникам списать все косяки. Цены на стройматериалы выросли в разы, на рынке наблюдается дефицит рабочих рук – понятно, что с ремонтом никак не успеть.

Как выполняется план

О формировании списков аварийного жилья, подлежащего расселению, следует сказать особо. Каждый российский регион формирует собственную программу по расселению, самостоятельно включая в неё дома, которые считаются аварийным. Львиную долю финансирования регионы получают из федерального бюджета, однако часть средств им надо внести самостоятельно.

До 2018 года финансовое соучастие регионов было весьма значительным – 40 процентов. При этом, по оценкам экспертов, лишь треть региональных бюджетов вообще могли себе позволить финансировать подобные программы.

В результате в списки на расселение попадало такое количество домов, которое регион был в состоянии профинансировать.

При настоящих объёмах прироста аварийного жилья нельзя говорить о перевыполнении показателей расселения.Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Кстати, власти это ловкое жонглирование цифрами особо и не скрывают. Так, например, по данным Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в одах по всей стране расселили 3,4 млн квадратных метров аварийки. При этом в фонде заявляют о перевыполнении целевых показателей на 3 процента.

Каким образом расселённые 3,4 млн квадратных метров могут считаться перевыполнением целевых показателей, если ежегодный прирост аварийного жилья в стране составляет более 2 млн квадратных метров, не очень понятно.

Зато по официальным отчётам всё сходится: расселить удалось на 3 процента больше, чем заявляли власти регионов. Жаль, что с реальным положением дел эти заявления не очень коррелируют.

Вместо жилья — ипотека

Объявив об очередной перезагрузке-продлении программы по расселению аварийного жилья, власти и сами не заметили, как проговорились о собственном провале. Выделенные 45 млрд рублей должны будут пойти на расселение 11 млн квадратных метров, признанных аварийными с 2017 по 2020 год. То есть программа в очередной раз расширена на четыре года. Простые арифметические вычисления позволяют сделать вывод о том, что в последние годы прирост аварийного жилья составил чуть менее 3 млн квадратных метров в год. Именно с таких показателей в начале нулевых начиналась программа по ликвидации аварийного жилья. Получается, что за без малого 20 лет нам не только не удалось ликвидировать проблему, но даже снизить темпы прироста. Более того, эта цифра также красноречиво свидетельствует о провале программы капремонта, которая за семь лет работы могла бы дать хоть какие-то плоды.

Программа по расселению аварийного жилья не даёт результатов последние 20 лет.Фото: Егор Алеев/ТАСС

Не очень понятно и то, каким образом выделенных 45 млрд рублей должно хватить на расселение 11 млн квадратных метров. Не далее как в пошлом году власти объявляли о выделении дополнительных 50 млрд рублей, которые должны были пойти на расселение всего лишь 1 млн квадратных метров. Ценник одного млн квадратных метров в 50 млрд рублей, судя по всему, вполне реальный. В нацпроекте «Жильё и городская среда», видимо, исходили именно из этих подсчётов. На заявленные к расселению 9,54 млн квадратных метров планировали выделить 507 млрд. Получаются все те же 52 млрд за 1 млн квадратов.

Следуя этой логике, выходит, что для 11 млн квадратных метров потребуется как минимум полтриллиона рублей. Однако таких сумм из уст президента не прозвучало.

Куда ближе к реальности выглядели прогнозы Минстроя, озвученные ещё в начале этого года. В ведомстве тогда подсчитали, что к 2030 году объём аварийного жилья в стране составит порядка 30 млн квадратных метров, а на его расселение потребуется как минимум 2,3 трлн рублей.

Судя по всему, таких трат российский бюджет просто не выдержит. Впрочем, на этот случай ещё в конце 2019 года в том же Минстрое придумали «план Б».

Ведомство тогда инициировало законопроект, который был принят Госдумой, позволяющий не давать новую квартиру владельцам аварийного жилья, но выплатить им денежную компенсацию.

В этом же документе прописывался механизм льготной ипотеки. «Мы объединили все положительные практики и эти опции прописали в федеральном законе. Субъект (Федерации. – τ.) может потратить деньги на строительство манёвренного фонда, на создание института льготной ипотеки, потратить средства на возмещение или на предоставление квартир. Субъект совместно с муниципалитетом принимает решение, какими опциями пользоваться», – заявлял тогда Владимир Якушев, занимавший в то время должность главы Минстроя.

С тех пор дальше заявлений дело не пошло. Однако все инструменты для того, чтобы спустить программу по расселению аварийного жилья на тормозах, у властей сегодня имеются.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора