За чередой внешнеполитических новостей слегка потерялось известие о новой концепции по развитию Москвы: ее обсуждали 27 апреля в формате public talk на мероприятии под названием «Изменение архитектурного облика Москвы» в здании Центрального Телеграфа. И очень зря. Из всего сказанного экспертами, вырисовывается прямо-таки чудовищная картина: столицу уплотнят, добавят этажности (куда уж больше?), а на историческую ценность закроют глаза. «Русская Планета» разбирается, как будет выглядеть столица (спойлер: очень много небоскребов) и можно ли будет в этом жить.
«Москву ждут грандиозные изменения, сравнимые с 1930-ми» — так охарактеризовал грядущие планы по изменению облика столицы главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Сейчас все, что выходит за пределы Третьего транспортного кольца, городом назвать сложно. И вот как это планируют исправить.
Больше высоток, больше жилья, больше экономии
Наверное, остальной России нужно напрячься от того факта, что Москву и впредь будут застраивать ударными темпами. Переводим на человеческий язык: все экономически активное население просто-напросто стянут в столицу, превратив ее в гигаполис, а за МКАДом – хоть трава не расти. «Нам никуда не деться от того, что город должен застраиваться», — заявил Кузнецов. И, поскольку территория города физически ограничена, строить будут «вверх».
Речь идет, между прочим, о массовом строительстве, а не об отдельных спорных высотках, уродующих облик города — от них еще как-то удается отбиться (правда, не всегда). Так что в довесок к неоднозначному Москва-Сити город получит целую россыпь кварталов, состоящих почти сплошняком из небоскребов. Строить их будут вдоль Москвы-реки – от гостиницы «Украина» в сторону Мневников, а также в Южном Порту. Выглядеть это будет примерно так:
А вот так в самом ближайшем будущем будет выглядеть Нагатинский затон: это уже не проект, даже квартиры продаются.
А это — один из проектов развития Северного Порта. Фотография с сайта cian.ru. Там, к слову, можно немало подробностей о грядущем изменении столицы.
При этом на строительстве будут нещадно экономить. Где же выше обещанное «знаково», «интересно»? Не бывает такого при массовом строительстве, вот и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов это признает. «Мы понимаем, что от удешевления и рационализации процессов деться никуда невозможно». А значит, все эти красивые презентационные рендеры превратятся в мемасики из разряда «ожидание/реальность», вот увидите.
— вопрошает в своем Facebook Людмила Лунина, автор журнала The Art Newspaper Russia, по итогам посещения этого самого public talk. Вот мы тоже каждый день ездим по городу, в особенности по новым районам, и на фоне нынешних бетонных коробок старые, советские спальные районы, понатыканные по тогда еще окраинам Москвы в 80-е, начинают казаться милыми, уютными и вообще приятными глазу.
Поразмышляв над грандиозными планами по переделке Москвы, на ум приходит несколько очевидных вопросов. Ладно, допустим, стоны об утере Москвой исторического ландшафта можно опустить — увы, в наше время этот аргумент растерял свою силу и на градоначальников с застройщиками не действует, ибо бабло, сами понимаете. Но вот где будут парковаться и по каким дорогам планируют ездить обитатели всех этих небоскребов?
Ответ: а нигде не будут! Вот так просто. «Дорожные ресурсы себя исчерпали», — считает главный архитектор Москвы Кузнецов. «В итоге единственный путь — сокращение использования личного транспорта, что уже и происходит».
Вообще, в планах сделать Москву эдаким 15-минутным городом. Ну, то есть чтобы на необходимые передвижения по столице, будь то дорога от места работы или до ближайшей харчевальни/танцевальни или иного места досуга москвич тратил не более 15 минут.
К слову, ранее в одном из интервью Сергей Кузнецов критиковал такой подход к городу, назвав москвичей, препятствующих развитию города, людьми с «менталитетом дачника». Вот выдержка из интервью VTimes:
В этом принципиальное отличие города от деревни. Здесь твое — это квартира. Соседи и двор — уже не очень твое, а дальше — все общее. Это основа функции и успешности города, это надо четко понимать. Но наши общения с публикой сводятся к тому, что «это наше», и поэтому здесь нельзя ничего делать такого, что привлечет сюда хоть кого-то извне. Хотя это полный абсурд… для того, чтобы от этого перейти к современному, классному, комфортному городу, к сожалению, необходимо перестроить эту «ментальность дачника», как я ее называю: «не надо сюда идти с реновацией, потому что тут у нас зелень». Под этой зеленью валяются алкаши и наркоманы? Ну не страшно, зато тут других нет, зато я могу машину бесплатно оставить во дворе.
На public talk, к слову, высказался и руководитель Центра исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий Сергей Капков. Тот самый, при котором началась череда урбанистических изменений столицы, самый яркий проект — обновленный Парк Горького. Так вот, слова Капкова на фоне всего вышесказанного звучали прямо как эталон здравомыслия.
Например, он задал вполне определенный вектор: прежде, чем планировать какой-то район, нужно четко представлять, кто купит здесь квартиры, чтобы не плодить гетто. А периферийные районы нужно развивать в разной стилистике и в разной этажности. Кроме того, по мнению Капкова, главными архитектурными доминантами города являются театры, университеты, музеи и церкви.
Кроме того, складывалось ощущение, будто Капков — чуть ли не единственный, кто учитывает реалии сегодняшнего дня. Возьмем, к примеру, пандемию: выяснилось, что львиную долю работников можно легко и безболезненно перевести на удаленку, и городу больше не нужно такое количество бизнес-центров и офисов. Реальность изменилась: люди осознали, что не хотят тратить свою драгоценную и единственную жизнь на обслуживание гигаполиса. Им нужны уютные районы, малая этажность и зелень. И балконы, к слову, тоже, как оказалось, очень нужны.
А если заглянуть еще чуть дальше, то становится очевидным: уже нет нужды бросать все и ехать в Москву. Так что вопрос «куда бы отсюда свалить» — совсем не праздный. А куда валить? Да хотя бы в Подмосковье, но и там, судя по всему, гигантская стройка и не думает останавливаться.
К слову, иностранная «урбанина» все эти реалии учитывает. Вот для примера, картинка китайского проекта Bamboo Craft Village. Проект уже построен, там находится культурный центр, общественные пространства, участок полностью интегрирован с соседними деревнями и естественной экологией региона.
А вот проект социального (!) жилья в Великобритании. Ба, пятиэтажки! — воскликнет российский читатель. Спросите себя — где бы вы хотели жить? В 30-этажной новостройке без балкона или вот в этом?
С каждым годом люди все больше задумываются: а так ли мы живем? И по чьей воле по всей России, с ее-то просторами, плодятся бетонные безликие человейники — вместо того, чтобы делать среду обитания максимально комфортной, приятной глазу, удобной и … человечной?
А что касается Москвы, то, по всей видимости, ей не суждено быть уютным, прекрасным европейским городом с историей и уникальной архитектурой. Вселяет надежду лишь одно: учитывая гигантскую демографическую яму, спрос на все эти коробки в ближайшем будущем упадет по естественным причинам. А там, глядишь, и перекуем через 3D-принтеры весь этот бетон, и пустим его на малоэтажную Россию…