Школа учит прошлому, но не готовит к будущему

Игорь Витальевич Олин Русранд Общество 49

По опросу WorldSkills среди 19 стран — членов ОЭСР лишь четверть школьников полагают, что школа готовит их к работе и жизни. По этому опросу Россия занимает последнее место по количеству проводимых мероприятий в области знакомства школьников с современным рынком труда.

Хотя по своему опыту знаю, что чиновники в сфере образования теме профориентации уделяют совсем немало внимания. Только действуют они, как правило, в рамках распространенных ныне административно-командных методов, исходя из собственных представлений о необходимости тех или иных акций, не особо считаясь с мнением самих образовательных организаций. Потому в нашем регионе всем госшколам в обязательном порядке навязали привычные педагогические, медицинские и аграрные профильные классы. Районный конкурс «Мир профессий» ориентирует детей на список центра занятости, в котором можно найти профессии 19-го, но никак не 21-го века. Таким образом якобы решается проблема привлечения выпускников на предприятия родного края. На самом деле эта политика совершенно не учитывает современные тенденции, происходящие в мире профессий, консервирует образование на уровне вчерашнего дня, закладывает предпосылки к сохранению нашей общей отсталости.

Отношения человека с миром профессий в 21 веке кардинально изменились. Если раньше, в том числе в двадцатом столетии, жизненный цикл технологий был равен жизни нескольких поколений, то теперь за человеческую жизнь проходит несколько технологических циклов. Специалисты предсказывают, что это приведёт к тому, что вместо привычной нам единственной профессиональной карьеры, где профессии можно было поставить знак равенства с идентичностью, люди будут выстраивать несколько карьер, осваивая разнообразные компетенции.

Под воздействием автоматизации до 2030 г. в мире могут оказаться технически ненужными более 2 миллиардов рабочих мест. Исчезновение грозит, например, профессиям кредитных специалистов, розничных продавцов, водителей, помощников офисных сотрудников, охранников, поваров, барменов. В то же время прогнозируется возникновение около двух сотен новых профессий. В медицине появятся молекулярные диетологи, операторы медицинских роботов, специалисты по киберпротезированию, биоэтики, генетические консультанты, в образовании — координаторы образовательных онлайн-платформ, игропедагоги, менторы стартапов, тренеры по майнд-фитнесу. В России действует проект «Атлас новых профессий» http://atlas100.ru/ , созданный при участии Агентства стратегических инициатив и инновационного центра «Сколково», благодаря которому можно окунуться в мир профессий будущего, узнать о навыках, необходимых для их получения, познакомиться с учебными заведениями, осуществляющими подготовку специалистов.

Современные исследования показывают, что занятость будет расти в таких секторах, как  творческие индустрии, эко-экономика (эковосстановление и озеленение городов, производств, социальной жизни), персонализированные сервисы на уровне человек-человек и человек-сообщество, новые технологические секторы.

Впрочем, предсказать востребованность той или иной профессии в будущем сложно. Любопытно, что в минувшем десятилетии большинство имевших самый высокий спрос профессий появились всего 5–7 лет назад: инженеры установок возобновляемой генерации (солнце и ветер), специалисты по машинному обучению и данным, специалисты по компьютерному зрению и др.

Изменения в экономике неизбежно повлекут за собой изменения в сфере образования. Пока у нас массово продолжает реализовываться модель «индустриального образования», которая ориентирована на формирование навыков, уходящих в прошлое.

Организация Global Education Futures опубликовала доклад о будущем образования и сложном обществе 21 века, в котором отмечает, что нельзя научить креативности, предоставляя стандартные задачи; невозможно научить сотрудничеству, ставя людей в условия конкуренции друг с другом либо обращаясь к ним индивидуально; нельзя воспитывать эмпатию, избавлясь от эмоций в образовательном процессе; нельзя развивать медиаграмотность и информационную гигиену, запрещая использование информационных технологий в школьных классах; не получится научить людей жить в балансе с биосферой, постоянно называя природу «ресурсом», лишая людей контакта с природой.

Ключевым сдвигом в образовании 21 века должен стать переход к обучению на протяжении всей жизни. Оно должно включать в себя не только профессиональную подготовку, но все жизненные сферы. В этих условиях только сам учащийся может определять направления своего роста. В центр образования вновь должны встать качество самого процесса научения и связанные с ним переживания (радость, доверие, принятие, любовь).

В формирующемся сложном обществе для человека центральными становятся личностные «экзистенциальные» компетенции — навыки, которые можно универсально применять на протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах. Они включают способность ставить цели и достигать их, самосознание и способность к саморефлексии, способность учиться и переучиваться (саморазвитие). Кроме того, человек должен обладать готовностью к обществу стратегической неопределённости, что требует от него управления вниманием, жизнестойкости, решительности, открытости и ориентации на развитие, творчества, эмпатии (сострадания). К «новым грамотностям» людей 21 века относят цифровую гигиену, экологическое мышление, способность к совместной работе, кросс-культурную компетентность (навыки чтения, письма, тайм-менеджмента, работа в команде и т. п.).

К сожалению, российской школе всем этим заниматься недосуг. Задавленная невероятным количеством формальных бюрократический требований, во многом лишенная самостоятельности, используемая в качестве поставщика контингента на мероприятия «для галочки», в провинции не имеющая достаточных средств даже на исполнение предписаний органов надзора она по инерции продолжает обращаться в прошлое и учить прошлому. Ей бы только ночь простоять да день продержаться. Не до будущего.

Игорь Олин

Источник


Автор Игорь Витальевич Олин — директор средней школы в поселке Вахруши в Кировской области, учитель истории, публицист и блогер.

Фото Дарьи Казимирской, в СибГУ им. М.Ф. Решетнева

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора