Старые самолеты миротворцев: мятеж в Казахстане обнажил проблемы российского авиапрома
«Нужно вернуть подходы, которые были при советской власти»
Теперь, когда у нас с гордостью подводятся итоги первой за все 30 лет существования ОДКБ столь успешной операции по переброске миротворческих сил в Казахстан, стоит вспомнить о тех проблемах российской авиации, которые она обнажила. По масштабу ее можно, пожалуй, сравнить с событиями декабря 1979 года — воздушно-десантной операцией при вводе советских войск в Афганистан.
Цифры сопоставимы. Тогда дивизию ВДВ в Афганистан доставляли 50 тяжелых самолетов Ил-76, 40 Ан-22 «Антей» и почти 200 военно-транспортных самолетов средней грузоподъемности Ан-12. Сейчас для переброски почти двух тысяч десантников задействовали более 70 самолетов Ил-76 и 5 самых больших в мире транспортников Ан-124 «Руслан».
Но разница есть, и большая. Тогда это были новые военно-транспортные самолеты, а сейчас — старые советские транспортники 70-80-х годов прошлого века. Сколько еще лет они смогут выполнять такие задачи? Как утверждает ряд авиационных знатоков, переброску десанта в Алма-Ату они совершили чуть ли не на последнем издыхании. Так ли это — попытался выяснить «МК» у представителей российского авиапрома.
В Интернете на авиационных сайтах сейчас идет бурное обсуждение успешной доставки силами российской военно-транспортной авиации (ВТА) коллективных миротворческих сил ОДКБ в Казахстан. Вряд ли может кто-либо поспорить с тем, что скорость решения этой проблемы — 2–3 дня — сыграла решающую роль в стабилизации ситуации в соседней стране. В связи с этим абсолютно справедливо поднимается вопрос ближайшего будущего военно-транспортной авиации России, так как более быстрого, чем по воздуху, способа доставки десантников пока никто не придумал. Звучат утверждения, что сегодня у нас это самое уязвимое место мобильной переброски военных сил.
К сожалению, основания для беспокойства есть. Взять тот же Ил-76. Первый полет совершил полвека назад, в 1971 году. В широкую эксплуатацию поступил в 1975 году. Основная масса построена Ташкентским авиазаводом, который давно уже авиацией не занимается. Конечно, за все эти десятилетия машину модернизировали. Последняя версия Ил-76 МД-90А выпускается серийно на Ульяновском авиазаводе. Несколько новых самолетов этой модификации даже поучаствовали в казахстанской операции. Но таких машин в парке наших ВВС порядка десяти. Остальные самолеты Ил-76 — заслуженные ветераны летной службы.
То есть доля современных самолетов в этом конкретном, очень востребованном, кстати, сегменте авиатехники — порядка 10%, а может, и меньше. Более того, в сегменте «супертяжей» (Ан-124) и легких транспортников (Ан-26) у нас вообще нет современных машин.
Много это или мало — 10%? А давайте сравним с состоянием ракетной техники в наших стратегических силах. К примеру, в РВСН современных ракет более 80%. К 2024 году обещают довести этот показатель до 100%. В целом же в наших Вооруженных силах доля современных вооружений — более 70%.
Как же так получилось, что ВТА — «рабочая лошадка» всей армии и особенно ВДВ — оказалась в загоне? «МК» уже не раз писал об этом. Например, о том, как начиная с 90-х убивали отечественный авиапром — столичные КБ Туполева, Ильюшина, Яковлева… Государство тогда бросило всемирно известные фирмы на произвол судьбы, видимо, посчитав обузой. Численность конструкторских бюро сократилась в десятки, а то и сотни раз. Многие из талантливых конструкторов нашли место за бугром. Лично встречала, например, таких в израильских авиационных концернах. Израильский ВПК, кстати, в 90-е сильно рванул. Возможно, как раз за счет советских мозгов.
Ну, а что мы? Мы остались у разбитого авиационного корыта. Гражданская авиация пересела на американские «Боинги» и европейские «Эрбасы». Хорошо еще, что пока стране есть чем за них расплачиваться. Но зависимость от авиационного импорта в гражданской авиации полная. Туда «нога импортозамещения» по большому счету еще не ступала.
На территории некогда мощных столичных авиационных КБ сегодня построены или строятся жилые кварталы. Очень мудро. «Уплывала» эта территория разными путями, часто криминальными. Свидетельство — несколько уголовных дел в отношении бывших авиационных менеджеров. На беду авиапрома не нашлось в нем мудрых и решительных руководителей и дальновидных покровителей. Никто не крикнул: «Государево слово и дело!» А вот ракетным КБ повезло. Например, Московскому институту теплотехники — автору ракет «Тополь-М», «Ярс», «Булава». Там Юрий Семенович Соломонов смог достучаться до кого надо и МИТ сохранил. Говорят, в свое время поддержку ему оказал выпускник института нефтехимической и газовой промышленности, тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. Теперь имеем новый, а не ржавый ракетно-ядерный щит.
Проблемы российского авиапрома, который порой срывает сроки оборонного заказа — головная боль военного ведомства. При Сергее Шойгу ее взяли под жесткий контроль. Чуть не ежемесячно проводят совещания, на которых промышленникам ставят задачи. Где-то стимулируют дополнительными заказами, где-то объясняют, а в некоторых случаях бьют рублем, выкатывая миллиардные штрафы за невыполненные вовремя работы.
Нет, конечно, если бы авиапром взяли бы да и передали в военное ведомство, то наверняка дело пошло бы куда живее. Но это так, мечты, которые в нынешней рыночной экономике реализовать нельзя. К сожалению.
Так что же дальше будет с нашей авиацией для «крылатой пехоты»? Беседую об этом с двумя своими давно и хорошо знакомыми действующими специалистами авиапрома. Имен не называю, так как разрешения на беседу с журналистом от своего руководства они не получали. Ответы рисуют более-менее объективную картину происходящего в отрасли. Сначала, конечно, спрашиваю о Казахстане.
— Задачи по Казахстану выполнены на «пятерку». Может, даже с плюсом. ВТА очень мобильно сработала.
— Что нужно сегодня сделать авиаконструкторам, чтобы ВТА и впредь у нас имела возможность решать такие задачи?
— Вернуть советскую власть. А если не ее, то хотя бы те подходы, которые существовали тогда в авиастроении. До тех пор пока отраслью будут рулить экономисты, финансисты и прочие юристы, ничего хорошего не будет. Во главе всех процессов по созданию самолетов должен стоять конструктор либо производственник — человек, который мыслит этими категориями. Но сегодня конструкторы, производственники в цепочке создания самолета и в табели о рангах отрасли — последние люди. Все те менеджеры, что ими управляют, «помогают, рассказывают, как и что делать», сами при этом ничего не создают. Это сегодня наша самая главная беда. Она замедляет процесс создания авиатехники, если не окончательно его гробит. Пока это все будет продолжаться, добра не жди. Пока до наших великих менеджеров — а они могут быть очень даже неплохими людьми — дойдет, что за самолеты и как их нужно строить, проходит слишком много времени.
— Потому этап от создания проекта до серийного выпуска самолета у нас занимает долгие годы? Это ведь касается и ВТА?
— Конечно. То, что наши старики — антоновцы, ильюшинцы заложили, когда делали свои первые машины Ил-14, Ил-12, всю линейку «Анов» — от Ан-8 до Ан-124, — так это сработал правильный подход к созданию самолета. Он актуален до сих пор. Иначе бы они не смогли создать таких машин, которые до сих пор летают, прекрасно решая свои задачи. К примеру, самолет Ил-76. И на него легла основная тяжесть перевозок как в Афганистане, так и сейчас, в Казахстане. Они выполнили большинство полетов. И в будущем, уверен, ему придется решать многие важные задачи.
Вывоз российских туристов из Алма-Аты на военно-транспортном самолете. Фото: Гульнара Минькова
— А есть у него это будущее? Самолет ведь старый. В советское время его делали в Ташкенте. После развала Союза там производство свернули. Много лет возились с тем, чтобы перенести его сюда, к нам. Вроде перенесли. Здесь должны выпускать уже модернизированный самолет. А теперь вот читаю, якобы его серийное производство до сих пор не запущено.
— Ерунда. Первые 12 машин летают. В том числе эти новые машины летали во время последних событий и в Казахстан. Кстати, выпуск этих самолетов совершенствуется, идет модернизация производства — от ручной сборки сейчас перешли к поточной линии. Уже третий новый самолет с поточной линии сошел.
— Мало. Штучная продукция. Дорого, наверное, обходится. В советское время выпускали десятки машин в год.
— Конечно, хотелось бы, чтобы самолетов у нас было больше. Но, кстати, в 90-е годы почти 300 бортов Ил-76 осталось на Украине. Там ведь базировалось пять дивизий ВТА. И все там остались. Потом те Ил-76 они распродали почем зря. Трудно сказать, сколько их там осталось. Может, около сотни и наберется.
— Сколько Ил-76 выпускали в Ташкенте и сколько делают сейчас у нас?
— Ташкент в лучшие годы выпускал по 72 самолета в год. Причем это была ручная сборка. Сейчас здесь в России уже поточные линии — а это большая разница. Но цифры пока не в нашу пользу — ежегодно от силы делаем 4–5 самолетов.
— А должны больше?
— Должны по 12 штук ежегодно выдавать. Но не получается.
— Что так?
— Причин много. В том числе — бесконечные реорганизации отрасли, смена руководства, идущие по инициативе ОАК. Это очень болезненный фактор для предприятий отрасли, который сильно сказывается на производительности. Все это никак не улучшает производства, что отражается на зарплате. А если нормального заработка нет, то и рабочие, инженеры с предприятия уходят. Причем рабочие квалифицированные.
— Пусть так, но почему такая разница в цифрах и планах? В советское время 72 самолета в год, которые были нужны армии, а сейчас не более 12 штук? И те не делают.
— Трудно сказать… Говорят, больше 12 единиц в год вроде бы и не нужно. Хотя я, честно говоря, в этом сомневаюсь. Потому что транспортные самолеты ведь не только военные. Они ведь нужны и для решения чисто экономических задач, и в МЧС востребованы, и у других силовиков.
— Ну ладно, выпуск «Илов» хоть и штучный, но уже наладили. А что касается транспортных «Анов», тех же «Русланов»? Их ресурс заканчивается, а как его продлевать, если фирма «Антонов» осталась в Киеве? Точнее, там от нее уже почти ничего не осталось. Я общалась с антоновцами, они говорят, что когда американцы стали у них там распоряжаться, то главное, что их интересовало, это конструкторская документация и уничтожение производства самолетов.
— Это и понятно. Кому нужны конкуренты? Если есть возможность их уничтожить и заодно разжиться их конструкторскими идеями, почему не использовать такой шанс?
— Но антоновские машины составляли основу авиапарка наших средних и легких самолетов ВТА. На замену им у нас в планах был только Ил-112В. 17 августа прошлого года этот самолет разбился во время испытательного полета под Кубинкой. Экипаж — три человека — погиб. Следствие еще ведется, результатов нет до сих пор. Хотя известно, что там изначально были серьезные проблемы с двигателем. Выходит, судьба Ил-112В вообще под вопросом?
— Об этом пока трудно судить. Надо дождаться результатов расследования. Но мне говорили, что двигателисты там и сейчас продолжают мудрить. Под требования, которые выставил производителю заказчик, требуется увеличить мощность двигателя, снизить его массу на 180 кг, так как он перетяжелен. Но мотористы молчат и, похоже, не собираются этого делать. Так что непонятно, есть ли у этого проекта перспективы.
— Выходит, у ВТА не будет легких и средних самолетов, когда сроки эксплуатации антоновских машин закончатся? А это произойдет в ближайшие год-два. Опять-таки специалисты пишут, что и с сегментом супертяжелых транспортников проблемы. Ан-124 «Руслан» из-за разрыва кооперации с Украиной и отсутствием для него двигателей тоже не имеет перспектив модернизации. И замены ему нет — создание тяжелого самолета у нас до сих пор лишь в отдаленных планах.
— Да кто это пишет? Слышал звон, да не знает, где он. Антоновским самолетам, включая Ан-12, хотя они и старенькие, ресурс продлевается. В этом вопросе учли опыт с Ил-18, полное списание которых было неудачным решением. Так что сегодня аналогичные самолеты списывают очень осторожно. Если есть возможность продлить ресурс, он продлевается.
— Как же он продлевается без Украины?
— При чем здесь Украина? Разве там нас спрашивают, когда самостоятельно занимаются нашими Ил-76? Нет. Так почему мы должны к ним обращаться?
— Чтобы считаться цивилизованной авиационной страной.
— Если у нас стоят на вооружении эти самолеты, значит, в создавшихся условиях всю ответственность за продление ресурса и их эксплуатацию мы берем на себя сами. Конкретно — авиационный комплекс Ильюшина и его составляющая — завод имени Мясищева. Мясищевцы ведут теперь всю антоновскую тематику. Только Ан-124 занимается непосредственно ПАО «Ильюшин».
— Как занимается?
— Обыкновенно. Приходит машина на серийный завод. Ее смотрят, проводят дефектацию. Часть деталей и агрегатов, которые вызывают сомнения, изготавливают заново и заменяют. Ведь они изначально делались на наших заводах. Вся документация на них у нас есть. И никого спрашивать мы не будем. Тем более Украину, которая ведет такую политику.
— Хотите сказать, рано списывать со счетов антоновские самолеты?
— Конечно. Еще полетают. И даже не один год.
— Но не вечно же. Надо когда-то делать и новые самолеты. Давно уже говорят о создании своего нового сверхтяжелого транспортника. Это всего лишь разговоры?
— По нему в самое ближайшее время будет принято решение и начнется его разработка. Это решение уже практически готово. Вы правы, к сожалению, речь о нем идет давно, чуть ли не с советских времен. Тогда этот самолет назывался Ил-106. Но на форуме «Армия-2021», а затем на одном из совещаний министр обороны Шойгу назвал этот проект Ил-100. Этот тяжелый военно-транспортный самолет придет на смену Ан-124. Он — аналог американского военного транспортника С-17.
Одна из предпосылок всерьез заняться этой работой — как раз события в Казахстане. Самолеты такого класса, как Ил-100 или С-17, как раз нужны для выполнения подобных задач. Большей размерности нет, они тяжеловаты, для них нет нормальных аэродромов. А эти — в самый раз. Они по размерности естественно будут сочетаться со средними военно-транспортными самолетами типа Ил-76 МД, Ил-76 МД-90А.
— И в какой стадии проработки находится этот новый тяжелый самолет?
— Ильюшинцы уже много раз представляли его потенциальному заказчику. Сегодня уже пора сформировать окончательное техническое задание и начинать воплощать его непосредственно в самолете.
— А есть еще кому воплощать?
— Конечно, сейчас не те советские годы, когда выпускались десятки самолетов. Да и конструкторские кадры поредели. Но я все же думаю, если они приступят сейчас к его производству, то через 7–8 лет этот самолет появится. По крайней мере, его опытный образец.
— Ему же еще нужен двигатель. С ним что?
— Его облик формируется на базе ПД-35. Причем эти движки уже в хорошей стадии проработки. Соответственно, требуется и пилотажный авиационный комплекс, который на сегодня удовлетворяет всем принципам самолетовождения. Без этого хороший самолет тоже не получится. Ну, думаю, что и это не проблема при нормальной организации.
— Кстати, рамки в 7–8 лет, которые вы определяете для создания нового транспортника, некоторые специалисты определяют как срок окончательной кончины российской ВТА. Говорят, она закончится просто потому, что ей больше не на чем будет летать.
— Да каких таких «специалистов» вы все цитируете? Военно-транспортная авиация не закончится никогда. По крайней мере, у нас в России, потому что она определяет суть государства и его возможности.
Эх, эти бы слова да Богу в уши. Ну, или хотя бы Верховному главнокомандующему. Давно пора исправлять то, что наворотили в отечественном авиапроме за последние десятилетия.
Источник
Автор Ольга Божьева / газета «Московский комсомолец»
Фото: Алексей Меринов
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…3 699 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…3 571 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…2 778 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…1 925 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…3 228 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…1 991 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…1 296
- Наука и техникаАлексей Капустин
Арктический фронт. Как можно его укрепить?
Фото: ИЭМЗ Купол Действенной мерой РФ в Заполярье должно стать усиление системы ПВО, в том числе за счёт ЗРК «Тор-М2ДТ» В ближайшее время одним из важнейших мероприятий Москвы в контексте обострившейся геополитической ситуации в мире, вероятно, станет усиление системы противовоздушной обороны Заполярья. Примерно последние 10 лет Соединённые Штаты пытаются оспорить доминирующее российское военное присутствие в…92 - Наука и техникаАнна Владимировна Крюкова
Есть ли выход из пластикового тупика
Действующие меры по минимизации загрязнения Мирового океана пластиком позволят сократить его количество лишь на 7% к 2040 году. Фото Reuters Пластиковое загрязнение уже невозможно игнорировать. Неконтролируемое производство и использование пластика негативно влияет на природу, климат, здоровье и благополучие людей. Для решения проблемы необходимо глобальное соглашение, которое будет учитывать весь жизненный цикл пластика – с момента…30 - Наука и техникаКристина Холупова
Российским вузам и НИИ раздадут сотни миллионы на разработку критически важных комплектующих
Российские вузы и научные организации, связанные с разработкой критически важных комплектующих, могут рассчитывать на госсубсидии на создание или развитие центров инженерных разработок. Максимальный размер гранта — 300 млн руб. Получатели субсидий будут определены специальной комиссией, созданной Минпромторгом. Правила предоставления грантов Правительство России утвердило правила предоставления субсидий из федерального бюджета на проекты по созданию или развитию…34 - Наука и техникаРусранд Степан Степанович Сулакшин
Новый физический взгляд на природу жизнетворения
[СКАЧАТЬ PDF] Обнаружено новое природное состояние вещества и предметов, соответствующие им статическое поле, волновое излучение и распространение нового типа волн, аналогичные электростатическим и электромагнитным явлениям. Новые состояния, статическое поле и волны содержат и переносят информацию, взаимодействуют как с неживой природой, так и с образцами жизни. Статическое, как и волновое, полевое воздействие увеличивает жизнеспособность образцов жизни [1] во всех фазах цикла жизни (зарождение, взросление, производство потомства). Ряд…79 - Наука и техникаХАБР
Роборуку китайской космической станции показали на видео
Источник изображения: CMSA Управление программы пилотируемых полётов КНР (CMSA) опубликовало видео, демонстрирующее, как огромная роботизированная рука перемещается по внешней поверхности китайской космической станции «Тяньгун». В апреле 2021 года на сверхтяжелой ракете Long March 5B с острова Хайнань на околоземную орбиту был выведен Tianhe — основной модуль новой китайской космической станции Tiangong, которую предстоит осваивать китайским космонавтам. И,…22.02.2022 1:11 49 - Наука и техникаМария Черкасова
Создатель «Спутника V» рассказал о новой вакцине от COVID-19
Центр имени Гамалеи, создавший «Спутник V», ждёт от Минздрава разрешения на проведение клинических исследований вакцины от COVID-19, разработанной по новой технологии. Её сделали на основе вирусоподобных частиц, в том числе штаммов «дельта» и «омикрон». Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на директора центра, академика Российской академии наук (РАН) Александра Гинцбурга. Препарат может понадобиться на случай…39 - Наука и техникаМастерок.жж.рф
Дорога через дом
Многоэтажка Gate Tower — результат оригинального компромисса между землевладельцем и японским правительством. Этот участок издавна принадлежал компании по обработке древесины и добыче угля, которая планировала построить здесь собственный комплекс. Но в 1983 была намечена перестройка этого района, по плану здесь должно было проходить скоростное шоссе. Владельцы земли отказались передавать её государству и заняли принципиальную позицию….35 - Наука и техникаАнна Лысенко
75 лет назад в Приморье выпал железный дождь
Фото: Соцсети 12 февраля 1947 года около поселка Бейцухе в Уссурийской тайге упал знаменитый Сихотэ-Алинский метеорит. Вспоминаем известнейшие столкновения метеоритов с Землей в современной истории. Сихотэ-Алинский метеорит Метеорит, который упал 12 февраля 1947 года в Приморском крае, раздробился еще в атмосфере. Он выпал железным дождем на площади 35 квадратных километров. Осколки образовали в тайге 106 кратеров и воронок диаметром от 1 до 28 метров. Глубина самой большой «ямы» достигала…169 - Наука и техникаАлександр Чуйков
Отказ от «научной старухи»
В когда-то отсталой от всего мира Японии был дикий обычай «обасутэ». В грубом переводе: «отказ от старухи». Суть: престарелых родителей отправляли в чащу леса или в горы, обрекая на голодную или холодную смерть. Мол, лишних и не способных работать членов общества будет меньше. Говорят, обычай был даже узаконен многими местечковыми правителями. К чему это предисловие? А вот к чему… На прошедшей неделе состоялось совещание президента Владимира Путина с членами…33 - Наука и техникаДенис Федутинов
Что представляет собой российский беспилотный разведчик
Беспилотный летательный аппарат «Альтиус-У» ©Министерство обороны РФ/РИА Новости В последние месяцы значительно возросла активность воздушной разведки стран НАТО возле российских границ. Причем значительная доля задач решается за счет применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Высотные беспилотники, находясь за пределами воздушного пространства России, просматривают ее территорию на пару сотен километров вглубь. Долгое время наша страна не имела…49 - Наука и техникаАлкснис В.И.
Песец подкрался незаметно…
Как известно, в пакете санкций, который США и их союзники подготовили против России, присутствует глобальный запрет на поставку в РФ электронных комплектующих, оборудования и изделий с их использованием, технологий и программного обеспечения. На пальцах объясняю — это означает полную остановку нашего оборонно-промышленного комплекса поскольку в наших системах вооружений и боевой техники до 70 процентов электронных комплектующих иностранного происхождения. Коснется это и немногих еще работающих предприятий, где импортные микросхемы составляют практически 100 процентов. В данной…49 - Наука и техникаНадежда Синицина
Ученые успешно имплантировали вырабатывающие инсулин клетки пациентам с диабетом 1-го типа
Подкожная имплантация инкапсулирующего устройства, которое содержит выращенные эндодермальные клетки поджелудочной железы, безопасна и приводит к выработке инсулина у пациентов с диабетом 1-го типа, показало исследование. Большинство нежелательных явлений связано с самой процедурой имплантации и иммуносупрессивной терапией. Группа исследователей из Альбертского университета в Канаде успешно имплантировала пациентам с диабетом 1-го типа инкапсулирующее проницаемое устройство, которое содержало…37 - Наука и техникаАлексей Чадаев
Почему бессильна «мягкая сила» России
По поводу недавней фразы Лаврова о том, что России надо больше тратить денег на «мягкую силу». Поднялся вал предсказуемых комментариев — что, опять платить денег всяким там политологам, пропагандистам и прочим жуликам, осваивающим бюджеты на продвижение идей «русского мира»? Кормить всяких «пророссийских политиков» в чужих странах, из которых каждый первый кинет и перевербуется? Сама тональность этих комментариев — признак глубокого интеллектуального кризиса, чтоб не сказать деградации….42 - Наука и техникаХАБР
Студент обнаружил мощный космический объект, не похожий ни на что из того, что астрономы видели раньше
Представление художника о том, как мог бы выглядеть объект, если бы это был магнетар. Credit: ICRAR. Команда, занимающаяся наблюдением за радиоволнами во Вселенной, обнаружила необычный объект GLEAM-X J162759.5-523504.3, который порождает гигантский выброс энергии три раза в час, и это не похоже ни на что, что астрономы видели раньше. Команда, обнаружившая его, считает, что это может быть нейтронная…47 - Наука и техникаИван Дмитриенко
Российская горно-металлургическая отрасль взяла курс на цифровизацию
В металлургических цехах внедрять цифровые инструменты сложнее, чем в бизнес- процессах, но ряд первичных направлений автоматизации отрасли уже выделен (на фото: розлив меди) ©Пресс-служба УГМК В конце прошлого года правительство РФ утвердило шесть направлений цифровой трансформации обрабатывающей промышленности на предстоящее десятилетие. По мысли чиновников, внедрение искусственного интеллекта (ИИ), интернета вещей (IoT), дополненной реальности (AR), роботов и других…46 - Наука и техникаАлексей Капустин
«Железнодорожный» ракетный пуск. В чём проблемы таких проектов?
Фото: Kosmonavtika.com Россия должна учитывать фактор экономических трудностей и опыт создания военных ракетных поездов. В российской экспертной среде достаточно активно обсуждается идея ракетных пусков с железнодорожных платформ. Дискуссия началась с невольной подачи главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, который в интервью журналу «Русский космос» заявил о проработке возможности «железнодорожных» стартов для определённого типа носителей спутников. «Лёгкие и сверхлёгкие…35 - Наука и техникаmasterok
Почему он его отпустил?
(Изображение: Соцсети) А ведь уже почти чуть ли не в рот засунул. Но что то богомолу явно не понравилось… Жук бомбардир имеет защитный механизм, который работает следующим образом. Два химических элемента, гидрохинон и перекись водорода, вырабатываются в гландах и затем хранятся в большом резервуаре, расположенном в брюшной полости жука. Во время опасности его мышцы…31 - Наука и техникаИван Дмитриенко
Без Земли в иллюминаторе: сможет ли человек выжить на других планетах
Участники проекта «Марс-500» Александр Смолеевский, Роман Шарль, Алексей Ситев, Сухроб Камолов, Диего Урбина, Ванг Юэ ©Алексей Филиппов/ ТАСС Первый человек отправится на Марс в лучшем случае через пять лет, в худшем – через десять, заявил в недавнем интервью гендиректор компании SpaceX Илон Маск. Возможно ли это? Ранее «Профиль» рассказывал, что для полноценного заселения других планет потребуется ряд…40 - Наука и техникаАлена Миклашевская
И молвил ИИ человеческим голосом
Индустрия синтеза голоса и речи быстро растет и развивается, и ее объемы уже превышают $1 млрд. Широкие возможности применения таких технологий очевидны: голосовые помощники, говорящие роботы, радио- и телепрограммы, озвучивание книг и фильмов голосами известных людей, восстановление голосов тех, кто умер или лишился возможности говорить и т. п. В последние два года в условиях пандемии разработки в…35 - Наука и техникаИван Дмитриенко
Как космонавты теряют здоровье на орбите
37-я экспедиция МКС ©ESA Освоение человеком космоса выходит на новый уровень. 2021 год был отмечен прорывом в области космического туризма. В 2022-м запланирован полет сверхтяжелой ракеты SLS по программе «Артемида» – первый шаг на пути создания американской базы на Луне. Кроме того, ожидается свыше десятка запусков Starship, корабля нового поколения, c помощью которого компания SpaceX…38 - Наука и техникаОльга Божьева
Старые самолеты миротворцев: мятеж в Казахстане обнажил проблемы российского авиапрома
«Нужно вернуть подходы, которые были при советской власти» Теперь, когда у нас с гордостью подводятся итоги первой за все 30 лет существования ОДКБ столь успешной операции по переброске миротворческих сил в Казахстан, стоит вспомнить о тех проблемах российской авиации, которые она обнажила. По масштабу ее можно, пожалуй, сравнить с событиями декабря 1979 года — воздушно-десантной операцией при вводе советских войск в Афганистан. Цифры сопоставимы. Тогда дивизию ВДВ в Афганистан…27 - Наука и техникаkajaleksei
Об искусственном интеллекте
Обратил внимание, что в этой теме есть несколько очевидных аспектов, которые мало кто осознает. Т.е. попросту — почти никто не обращает внимания. Во-первых, закавыка заключается в неоднозначности понятия «искусственный интеллект», потому что между тем, что понимают под этим научно-технические жулики и тем, что подразумевает подавляющее большинство обывателей (и не только) дистанция огромного размера. Примерно, как до…49 - Наука и техникаScience & Future
Китай показал элементы миссии по высадке на Луну и её освоению: Россия в роли подмастерья
О партнёрстве с Китаем разговоров много. Чаще всего можно встретить утверждение о том, что это партнёрство принесёт России какие-то выгоды. Разумных аргументов в пользу этого мнения я не встречал. Своё мнение по этому поводу я высказывал неоднократно — Россия в космонавтике нужна Китаю в лучшем случае в качестве рабочей силы. Недавно прошедший авиасалон в Чжухае — отличное тому подтверждение. Китай собирается высадиться на Луне примерно к 2030-му году, как ещё совсем недавно собиралась и Россия….16 - Наука и техникаСергей Маржецкий
Неудача российского Су-75 Checkmate на Ближнем Востоке: что пошло не так
Несомненно, главным ньюсмейкером лета ушедшего 2021 года стал российский истребитель пятого поколения Checkmate. За какие-то символические 25–30 миллионов долларов иностранным заказчикам предлагалось приобрести однодвигательный легкий тактический самолет, выполненный с применением технологий «стелс». С такими данными Су-75 предрекли самое светлое будущее, однако вскоре ему дорогу перешли французские «Рафали», которые перехватили прибыльный контракт в ОАЭ, а потом и Индии. Что же пошло не так? Как известно, Checkmate…31 - Наука и техникаИван Дмитриенко
Полетал – убери за собой: чем грозит проблема орбитального мусора
©Shutterstock/FOTODOM Тема космического мусора, долгие годы обсуждавшаяся в узком кругу отраслевого сообщества, близка к тому, чтобы стать причиной международного скандала. Испытания Россией ракеты противоспутниковой обороны, проведенные в ноябре, создали облако летающих на высокой скорости обломков, что, по мнению западных экспертов, может представлять угрозу для МКС и китайской станции «Тяньгун». Также они якобы повышают вероятность «синдрома…35 - Наука и техникаИрэна Колесова
Опубликованы новые фотографии с Марса, сделанные китайским зондом
©cnsa.gov.cn Национальное космическое управление Китая сразу после Нового года опубликовало четыре новые фотографии Марса. Снимки были сделаны с помощью исследовательского зонда «Тяньвэнь-1», которой работает с китайским марсоходом «Чжуронг». На них виден рельеф Красной планеты: можно подробно рассмотреть кратер Сергея Королева и дюнное поле Олимпия. Также опубликована фотография, на которой видна северная полярная шапка Марса. Она…35 - Наука и техникаАлексей Капустин
Эволюция «Тора». Почему он признан лучшим в мире?
Фото: ИЭМЗ «Купол» Уникальное отечественное средство ПВО можно более широко использовать для защиты гражданских объектов На фоне возросшего военно-политического напряжения с Западом Минск решил приобрести новую партию модернизированного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) малого радиуса «Тор-М2». Об этом сообщила пресс-секретарь Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Валерия Решетникова. Ранее о желании получить эту систему ПВО заявил…38 - Наука и техникаИгорь Королев
Власти потратят 38 миллиардов на обеспечение чиновников планшетами на российской ОС
38 млрд руб. потратит федеральный бюджет до 2024 г. с целью развития отечественной мобильной операционной системы «Аврора» и обеспечения чиновников и работников госорганизаций работающими на ней устройствами. Ранее 360 тыс. планшетов под управлением ОС «Аврора» уже было закуплено для проведения Всероссийской переписи населения. Затраты на оснащение чиновников планшетами с ОС «Аврора» Федеральный бюджет с 2021…27 - Наука и техникаhealth.mail.ru
У человека нашли новый орган
Depositphotos О своем открытии сотрудники Института анатомии и Центра стоматологической медицины Базельского университета (Швейцария) рассказали в журнале Annals of Anatomy. До сих пор было принято считать, что жевательная мышца состоит из двух мышечных слоев — поверхностного и глубокого. Однако у специалистов давно существовали подозрения, что таких структурных слоев не два, а три. Чтобы разобраться в этом вопросе,…37 - Наука и техникаМастерок.жж.рф
Что такое время
Какое время верное? Эйнштейн постулировал, что абсолютного времени нет. Время относительно в зависимости от системы сил, которым оно подвергается. Формально это называется системой отсчета. Время, протекающее в рамках вашей системы, называется собственным временем. Если законы движения должны быть одинаковыми для всех наблюдателей, независимо от их движения, то время должно замедляться. То есть чем быстрее вы…37
- Наука и техникаОльга Божьева
Старые самолеты миротворцев: мятеж в Казахстане обнажил проблемы российского авиапрома
«Нужно вернуть подходы, которые были при советской власти» Теперь, когда у нас с гордостью подводятся итоги первой за все 30 лет существования ОДКБ столь успешной операции по переброске миротворческих сил в Казахстан, стоит вспомнить о тех проблемах российской авиации, которые она обнажила. По масштабу ее можно, пожалуй, сравнить с событиями декабря 1979 года — воздушно-десантной операцией при вводе советских войск в Афганистан. Цифры сопоставимы. Тогда дивизию ВДВ в Афганистан…27 - Наука и техникаОльга Божьева
«Советская плесень» взбунтовалась против реформы Сердюкова, грозящей авиапрому России
Огласка скандального плана повергла в растерянность его авторов. Наша публикация от 24 февраля о реформе авиапрома под руководством главы совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Анатолия Сердюкова вызвала горячий отклик у авиастроителей и большое смятение в кабинетах руководителей отрасли. Пока нельзя сказать, что правда восторжествовала. Но можно утверждать наверняка, что, благодаря огласке в СМИ «реформаторам» не удалось втихаря выселить авиационные КБ из Москвы, чтобы пустить их территории под коммерческую…55 - Наука и техникаОльга Божьева
Прощай, авиапром
Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения. SOS — помогите! На прошлой неделе так начинался каждый разговор, когда раздавался телефонный звонок от моих давних знакомых из авиационных фирм. Всех волновало одно: совещание пяти начальников от авиапрома, состоявшееся 2 февраля в Москве. Известно о нем стало недавно, после того как кто-то из умельцев выудил протокол этой встречи в Интернете и разослал друзьям. Из документа следует, что уже в этом…145 - ОбществоОльга Божьева Сергей Вальченко
Обострение между Белоруссией и Россией обнажило военную проблему
ФОТО: НАТАЛИЯ ГУБЕРНАТОРОВА Если обострение отношений Белоруссии и России перед выборами президента 9 августа сохранится и дальше, это может сказаться на военной составляющей во взаимодействии наших стран. Не говоря о «заскоках» самого Лукашенко, многие из местных оппозиционных политиков не скрывают прозападной ориентации. Между тем особое значение для РФ имеет совместная с Белоруссией система ВВС и…92
Лента новостей
- Стоимость алюминия, меди и палладия обновила исторический максимум
- Вице-премьер Украины сказала, что украинцы не будут эвакуироваться в Россию
- AliExpress рассказал о дальнейшей работе с картами Visa и Mastercard
- США нашли способ покупать российскую нефть в обход санкций
- Украинские боевики беспорядочно минируют дома и улицы в Мариуполе
- Киевские силовики задержали паралимпийского чемпиона РФ и Украины — за освобождение требуют выкуп
- Борис Джонсон отгородил Великобританию и НАТО от ситуации на Украине
- Россельхознадзор предлагает разрешить 15 предприятиям Грузии поставлять молочную продукцию
- В Киеве убили члена украинской делегации в переговорах с Россией
- Украинскими диверсантами взорванжелезнодорожный мост на границе с ПМР