Тайна «Суперджета», или история госизмены
Конец минувшего года обернулся для российского авиапрома двумя сокрушительными ударами. Сначала министерство юстиции США запретило нам экспорт 40 самолётов «Суперджет-100» в Иран. Одновременно американские и японские фирмы прекратили поставки композитных материалов, необходимых для создания так называемого «чёрного крыла» для самолёта МС-21.
Увы, но за ошибки или вредительство недавних руководителей авиационной отрасли всё же придётся расплачиваться. И дело не в двух этих самолётах, а в фактическом уничтожении ведущих в мире авиационных конструкторских бюро – «Туполева» и «Ильюшина». И это пострашнее «недогруза нескольких самолётиков» или замены производителей той же «эпоксидки» для крыльев нового самолёта МС. О том, есть ли «свет в конце тоннеля», разговор главного редактора «АН» Андрея Угланова с экс-советником Департамента гражданской авиации Минтранса России Сергеем КРУТОУСОВЫМ.
– СЕРГЕЙ Сергеевич, правительство США запретило поставку примерно 100 машин «Суперджет‑100» (SSJ) в Иран. Почему так случилось?
– Это одно из последствий катастрофы c SSJ.
– Почему катастрофы? Я, например, дважды летал из Сочи на «Суперджете», хотя «АН» про этот самолёт писали много неприятного. Но когда покупаешь билеты, не смотришь. Я летел из Сочи, и ничего необычного не было.
– Мы уже находимся в том состоянии, когда восторг приходит не от осознания наличия самого самолёта, а от создания комплекса. От того, что это работоспособная система, не убыточная, имеет возможность к развитию. И на данный исторический момент решает те задачи, которые стоят перед гражданской авиацией и страной. Ни одну из задач SSJ не решает. Да, он полетел. Было бы удивительно, если бы в России сделали самолёт, который даже не полетел бы. Так глубоко мы ещё не упали.
– Вернёмся к иранской истории. Известно, что в США принят закон о противодействии с помощью санкций соперникам и врагам США. Так вот «Суперджет» как раз оказался в этом ряду и попал под санкции, потому что в нём оказалось 10% компонентов, которые произведены в США.
– Не в санкциях дело. Здесь «вражеская помощь» от идеи до создания этого самолёта.
– Поясните.
– Размерность 50–75 мест «Боинг» не делал. Для такой размерности характерно расположение двигателей сзади у хвоста самолёта, а не под крыльями. Посмотрите, например, на любой «бизнес-джет», самолёт меньшей размерности, у всех двигатели сверху. Не должен движок быть от взлётной полосы в нескольких десятках сантиметров – к примеру, 40 см, как у SSJ. Для этого аэродромная ВПП должна быть идеальной, как зеркало: чтобы ни камушка, ни пылинки. Плюс фактор местности, где самолёты летают. У нас до Урала – это Северная Канада, а после Урала – Аляска, где по минимуму 20–30 циклов замерзания. Где у нас принципиально плохие аэродромы. Не зря в СССР движки региональных самолётов располагались высоко у хвоста – Ту‑154, Ту-134. У Ан-24 не под крылом, а на крыле, при высоком шасси.
– То есть это была ошибка или чьё-то сознательное решение? Кто его принимал? Это было в так называемые нулевые годы?
– Когда начались разговоры про SSJ, никто их всерьёз не воспринимал.
– У нас же был уже сертифицированный ТУ-334!
– Да, практически завершающая стадия. Там были определённые дрязги, кто будет делать. Но это чепуховая проблема, которых всегда хватало.
– Так почему ТУ-334, который закладывался ещё во времена СССР и был предназначен для эксплуатации в очень суровых условиях и на не очень хороших аэродромах, был «задвинут»? Он был даже сертифицирован. Однако вместо него всплыл огромный пузырь с дурным запахом, который даже назвали не по-русски – «Суперджет»! Кто принимал это решение?
– SSJ появился не в контексте Ту-334. «Суперджет» появился в контексте Ту-414, регионального самолёта. Он меньшей размерности, чем 100-местный ТУ-334. 75‑местный Ту-414 был даже в состоянии передачи рабочей документации на завод. И тут на конкурс «вылезает» вообще не существующий даже в эскизном проекте SSJ‑75. И выигрывает, поскольку Михаил Погосян – генеральный конструктор фирмы «Сухой», никогда гражданской авиацией не интересовавшийся, заявил, что сделает SSJ без госденег. Да, это было в нулевых годах.
– А почему конкурс объявили?
– Реально конкурс должен быть. Вдруг кто-то предложит что-то умнее.
– И этим «умным» оказался SSJ, при том что «туполя» уже имели готовый проект?
– По существу, да, он уже был доведён для передачи на завод. И тут как чёрт из коробочки появляется SSJ-75.
– Идея чья была? Кто первый сказал? Погосян?
– Нет, конечно. Это был тот, кто имел административный ресурс завернуть огромные будущие денежные потоки в свою сторону.
– ДЕЛО давнее. Скажите кто? Это был Алёшин?
– Те, кто администрировали этот процесс, Алёшин – Коптев.
Для справки
Борис Алёшин. С 2000 по 2004 год – ключевой человек в этой гадкой истории. Он был замминистра промышленности, науки и технологий, председателем госкомитета по стандартизации и заместителем премьер-министра по промышленной политике.
Юрий Коптев. С 1992 года – директор Российского космического агентства, после чего до 2008 года возглавлял Департамент оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и энергетики РФ.
– Коптев – это тогдашний начальник «Роскосмоса».
– Да, туда и передали авиацию, в «Роскосмос». Алёшин был замминистра, потом руководителем Агентства по промышленности. Оттуда, похоже, и была предпринята эта убийственная атака с «Суперджетом».
– Потом Алёшин мрачно переместился в АвтоВАЗ, где загибался автозавод…
– Потом опять «зашёл в авиацию», где сразу было подчищено любое сопротивление по поводу всех его деяний.
– Значит, Алёшин и Коптев?
– Да, они. Но и здесь, я думаю, что они только администрировали. Интересы там круче, потому что переломить всю систему и направить финансовые потоки в чёрный тупик с инженерно-технических позиций было просто нереально.
– Тогда, если говорить круче, это был Христенко, который с 2008 года был министром? Или кто? Сегодня же это можно говорить.
– Честно говоря, я сам хотел бы знать.
– Или это «игры» фирмы «Боинг», чтобы у нас не появился нормальный самолёт Ту-414?
– Точно нет. «Боинг» оперирует глобальной конкуренцией. Там хорошо знают, что с одним изделием, хоть это региональный «Ту» или «Суперджет», вы можете только в туалет съездить. Для «Боинга» вопрос состоит в другом: вы вообще генерируете «ряд» или не генерируете?
– «Ряд» – это региональные, средние и дальнемагистральные машины одной фирмы?
– Да, совершенно верно. У «Боинга» свой ряд и у «Эрбаса» свой. А тут третий ряд. Опасного конкурента надо было ликвидировать.
– Третий ряд – это российский?
– Совершенно верно. И самый простой путь – занять нас какой-нибудь глупостью. «Суперджетом», например.
Кукушонок в славном семействе стальных птиц
– Наконец-то мы вышли на тему нашего разговора – о том, какими силами был уничтожен третий ряд и сегодня продолжается его уничтожение.
– Я не думаю, что здесь «Боинг» так разрулил. У нас свои умельцы есть. Почему? Потому что хорошие финансовые потоки. А авиация – это очень большие деньги, и в любом случае подержать этот «шмоток сала»… А если при этом ещё и на этапах приватизации! Сколько времени пройдёт, пока деньги, пришедшие в авиацию, из неё выйдут. За эти долгие годы много чего можно сделать. Поэтому на этом этапе нужно как можно дольше тянуть резину – как с «Суперджетом»! Скоро двадцать лет как тянут. Причём чтобы в финале ничего не получилось.
– Чтобы разрушить этот третий ряд, и появляется «Суперджет».
– Боковой это эффект или главный – всё зависит от того, кто инициатор. Если «Боинг», то это главный эффект, если это действия наших негодяев, то это называется сгноить на рубль, чтобы украсть на копейку. Мелко и подло.
– Получается, что «Суперджет» выполнил роль кукушонка, который выкинул из гнезда уже сформировавшегося птенца под названием Ту-414?
– Это даже не кукушонок. Здесь удалось убить целую авиационную систему и не сесть: нужно было сделать SSJ. Он же летает – не подкопаешься. Пришли к ним прокуроры, а им так и говорят: «Мы денег взяли, так вот он и летает!»
– Получается, из нашей «третьей линейки» SSJ сначала убил Ту‑414, потом началась история с уже готовым самолётом Ту-334! 7 машин было сделано!
– Дело не в этом. Да, поначалу SSJ отодвинул и убил 75-местный Ту-414, поскольку тоже был заявлен как 75-местный. И всем стало ясно – туполевский региональный проект сдох. И тут вдруг на совещании у Погосяна произносится, что их маркетологи пришли к выводу, что 95-местная машина сегодня лучше 75-местной, а «Ту» они сделают когда-нибудь потом. Начались крики «мошенничество!». Это другая ниша, и программа развития гражданской авиации предусматривает серийное производство Ту-334, ближнемагистрального, а не регионального самолёта, это совсем другая тема! Но крики уже не имели значения. Всё было кончено и убито.
– А Ту-414 уже был убит и выкинут из всех программ?
– Да как хитро убит. По нему был даже эскизный проект. Не в пример SSJ, который лепили даже без эскизного проекта и с отменой государственных стандартов!
– Так отмена в Российской Федерации системы государственных стандартов, эта вопиющая подлость, лежит конкретно на Алёшине?
– Совершенно верно. Более того, он зашёл в ОАК, и его кадры везде.
– Он до сих пор советник ОАК? Достаточно сказать, кто сегодня руководит ОАК, – человек по фамилии Слюсарь, который не имеет профильного образования.
– До появления Слюсаря был «талантливый» Рубцов, выпускник МГИМО.
Расчёты на «неэффективность»
– Поясним. Рубцов – это человек, который отвечал за лизинг самолётов, которые должны были производиться в Российской Федерации.
– Рубцов – воистину историческая личность и не должна кануть в Лету среди действующих лиц, которые заслуживают особого внимания, – Анодина (председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Алёшин, Коптев. Рубцов – среди них ключевая фигура, он автор методики расчёта эффективности заказов на Ту-334.
– Так нарассчитывал, что убил «Туполева» и лично ездил в Канаду с министром Мантуровым закупать канадские региональные самолётики.
– Рубцов занимался верификацией заказов, причём рассказывал, что Минтранс не заказчик, хотя мы на этом настаивали. Но им был выдвинут аргумент – Минтранс не заказчик, заказчик – авиакомпания. Хорошо, опросили авиакомпании, а они пишут, что нужен как воздух Ту‑334. Рубцов про своё – они всё просто врут. И насочинял заказ на 800 SSJ.
Этот «экземпляр», Рубцов, который к авиации вообще не имеет никакого отношения, появился из МГИМО. Его имплантировали в авиапром, в «Ильюшин-финанс». Напомню удивительные слова Коптева: «Рубцов – такая выдающаяся фигура, он на рубль государственных денег притаскивает 4 рубля инвестиций». Сегодня он возглавил «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС)… Одни долги и десятки миллиардов государственных денег.
– То есть Рубцов сегодня отвечает как раз за «Суперджет». Я могу пояснить, что при Рубцове поставили на прикол все Ил‑96, все Ту‑204, которые летали с Дальнего Востока до Москвы, это всё произошло при нём!
– Надо сказать, что в идеологии всех этих людей изначально закладывались два концерна. В первом – «Сухой», «Ильюшин» и «Яковлев», называется группа «Сокол». Второй концерн – «МиГ», «Туполев» и «Камов». Так вот группа «Сухой – Ильюшин – Яковлев» и пыталась отобрать всю гражданскую нишу, у кого? Реально у «Туполева» и у «Антонова». «Антонов» ещё рассматривался как партнёр. В конечном итоге кого можно выпихнуть? Ну конечно, Туполева. Обратите внимание, удаляется Ту-334, но якобы взамен в Киеве делают Ан-148 и затаскивают на российский рынок. Украина ничего не теряет, теряет только «Туполев». Но «Туполев» – это стратегическая дальняя авиация, ядерные силы. Вне развития гражданского авиастроения он хиреет и хиреет, и мы видим, что там происходит. Вот последствия. Удар наносится куда? По стратегическим ядерным силам.
– За этим тоже Алёшин стоял?
– Да, по недоумию они творили всё что ни попадя!
– Тут я с вами, Сергей Серге-евич, никогда не соглашусь. Такие вещи не делаются по слабоумию. Это может быть только вредительство.
– Михаил Горбачёв остановил полёты дальней авиации. Встал Завод имени Кузнецова. На оборонке были только ремонт двигателей для газоперекачивающих станций. Потом вдруг, когда полетела дальняя авиация, через полгода самолёты выработали весь ресурс. Вот и началась реанимация и «Кузнецова», и «Туполева». Теперь мы выходим на апгрейд машин Ту-160, Ту-22М. Самое страшное, что удар наносился сюда, в «Туполева», в стратегические ядерные силы. Это не хи-хи-ха-ха: ребята, давайте уберём слабоумие и окинем всё взрослым взглядом. Что такое SSJ? Удар по обороноспособности всей страны.
А началось с похорон и разграбления «Туполева» как КБ. Потому что деньги ушли на SSJ, и на него начали вынимать отовсюду людей. Сегодня вдобавок к этому реанимируют КБ «Яковлева» – он уже в Советском Союзе был полный труп.
Тем временем КБ«Ильюшина» практически на грани смерти. У нас до недавнего времени реально существовало 4 авиационных КБ: «Антонов», «Туполев», «Микоян» и «Сухой». Чтобы реанимировать «Яковлева» и «Ильюшина», что нужно сделать? Кто должен выпасть? Здоровые «Туполев» и «Антонов». «Ан» уже выпал, потому как он за рубежом. В результате у нас сейчас бесхозный Ан-124. Вдруг он оказывается «украинской машиной». Это всё звенья одной цепи.
– То есть параллельно гробится и Ан-124?
– Машина реально выдающаяся, там бездонный апгрейд. Но экономика вся формируется именно на тяжёлых машинах. А мы куда полезли? В SSJ.
Пыль стряхните у «туполей», и вперёд!
– Но в России ещё много чего осталось. У нас, например, на «Иркуте» делают стойку переднего шасси для А-320, килевые балки, закрылки, затем на ВАСО делают компоненты пилонов для этих же самолётов. На «АВИСМЕ» делают до 30% силовых элементов для В-777, для А-380, гидравлику делают, чего только не делают. У нас же фактически остался производственный потенциал?
– У нас есть «Ростех», есть прекрасный современный самолёт Ту-214.
– Президент на нём летает, на Ту-214.
– Ту-214 доведён до двух членов экипажа, борт есть. Вся авионика может легко переходить в Ту-334, на 414-й. То есть у нас есть эталонный борт. Грубо говоря, пыль стряхните у «туполей», и вперёд! Не нужно нам на этом этапе «чёрное крыло», имеется в виду композит. С ним делают крылья «Дримлайнера» и А-350 на максимальную дальность, 15–17 тысяч километров. А нам это зачем?
– Им надо из Лос-Анджелеса лететь в Сидней.
– И нам нужна дальность, но при нашей размерности композит нам не нужен, вот о чём речь идёт. Нужна нормальная, надёжная, унифицированная машина! Когда посмотрите на Ту‑154, на Ту-134 – у них мощные тележки шасси, почему? Потому что иметь высококачественную аэродромную сеть при такой огромной территории с таким непредсказуемым суровым климатом затратно. Поэтому аэродромы в среднем состоянии, и проблему решали за счёт прочностных характеристик машин нашей гражданской авиации. В этом главное отличие наших гражданских самолётов от боингов и эрбасов. Поэтому до сих пор в Африке, да и во всех третьих странах вовсю летают советские самолёты, где аэродромов нет совсем. А с SSJ – ужас, потому что низко расположенные движки сосут грязь и камни с полосы. И перед тем как он прилетает, полосу чистят, что довольно затратно.
– Имеется в виду, что гондола на двигателе «Суперджета» находится в нижней части, в 40 см от плиты аэродрома. Поэтому когда двигатель работает, то вся грязь, мелкие камни всасываются в него со страшной силой. А у того же Ту‑334 двигатели находятся в задней части самолёта, сверху, и ничего лишнего не засосут.
– Обратите внимание, Ил-62 с высоким расположением, и Ту‑154, и Ту-134. Что, они не совсем понимали, что двигатели можно опустить? Да, можно, но сразу появились бы проблемы. Для того чтобы летать по нашим аэродромам, мы всё равно вернёмся к тяжёлой тележке и к высоко расположенному двигателю – такая у нас планида.
Санкции на псевдоинновации
– Помимо запрета на поставку «Суперджетов» в Иран, в США запретили продавать нам композитные материалы для крыла МС-21. Что делать?
– Конкурентным преимуществом «чёрное крыло» на МС-21 не было никогда. Всё как обычно – дело в распиле денег. На псевдоинновациях делать это приятнее всего – никто ничего не поймёт, кроме специалистов. А они молчат, чтобы не лишиться работы.
Всё – в инновации! Потом выясняется, а зачем «чёрное крыло», композитный материал? Для суровых российских условий? Или опять собираются морочить нам голову об огромном экспортном потенциале МС-21? Рубцов обещал продать за границу 800 самолётов SSJ. Где они?
– Меня интересует, не где эти 800 самолётов, а где Погосян, где Алёшин, где Христенко? Где эта троица, которая «освоила», как говорят, 8 миллиардов долларов на «Суперджете»? Ни на один самолёт в мире столько денег не потратили. Почему эти люди не в прокуратуре? Особенно после того как США запретили продавать этот самый погосяновский «Суперджет» в Иран?
– Иран хотел Ту-334. Не дали, Иран возьмёт Ту-204, Ту-214. Всё возьмёт. Естественно, нужно будет создать сервисную систему. А это почти 70% стоимости эксплуатации самолёта за весь его жизненный цикл.
Я задавал Коптеву вопрос: «Куда знаменитая американская авиационная фирма «Дуглас» делась? Было две – «Боинг» и «Дуглас». И даже они две сервисные системы тянуть не смогли. «Дуглас» разорился.
– А здесь задумали при существовании «Ильюшина», «Туполева» ещё и создать сервисную систему для «Суперджета»?
– Сегодня по этой причине встал Ил-96, встал SSJ. Также встанет и МС-21. Мало того, на уходе с поста вице-премьера Дм. Рогозин выделил деньги на SSJ‑75, и Рубцов вновь говорит, что мы его сделаем!
– На носу – новый распил. Кого будут гробить на этот раз? Времена Христенко возвращаются?
– Пришли другие времена.
– Хочу сказать, что один персонаж никуда не уходил, и сегодня рулит в Министерстве промышленности и торговли. Его фамилия Мантуров. От него зависит очень много, он подписывает программы развития авиации.
– От него, я думаю, не зависит ничего. Понимаете, наши министерства не вырабатывают госполитику. Они обеспечивают политику, выработанную где-то в тени.
– То есть в банях с пивом, где собираются «решать вопросы» серьёзные пацаны?
– Да, мы там решили, а вы обеспечьте, совершите административное сопровождение. На этом всё.
– Этот бардак приводит к деградации авиастроения, в том числе и военного авиастроения. Почему? Есть же… Шойгу, есть… Путин… Эти люди не могут не понимать пагубности такой политики?
– Обратите внимание, ни академии Жуковского, ни академии Гагарина в Москве уже нет, вынесли по каким-то причинам сами военные. И ВВС у нас уже ВКС. Как-то сильно прищемили эту нашу авиацию, уж не знаю почему, но есть такая тенденция. Сильно много здесь заправляли ракетчики. Но авиационная деятельность для страны ключевая.
– Для России особенно ключевая.
– Поэтому решим проблему с авиацией – решим проблемы страны. Почему? Потому что организационные и экономические механизмы в авиации и её психология совершенно не частнособственнические. Авиация – дело коллективное, многодельное…
– Кстати, ещё и высокопатриотическое. Какие бы 3 шага вы обозначили, которые смогли бы в течение ближайших лет 10–30 восстановить авиационно-промышленный комплекс?
– Он легко восстанавливается. Есть базовая машина с двучленным экипажем, с современной отечественной авионикой. Сделать из него «ряд» – проблем нет. Тот же Ту-334 никуда не делся. Как и Ту-414.
Быстро воплотить «в железо» их несложно. По двигателям есть проблемы, но это нужно пересмотреть всю политику ОДК. Она должна быть заточена под задачу. Всё это под силу «Ростеху». И не за 10 лет, а много быстрее. Главное – освободиться от балласта и приняться за настоящую работу.
- ПолитикаС.С.Сулакшин Самое интересное
Подпиши петицию: С.Сулакшин: «Президент Путин, дай России шанс развиваться, уйди в добровольную отставку!»
Степан Сулакшин создал(а) эту петицию, адресованную Путин, Народ России Устройство всех сфер жизни страны, политический режим в стране, его практики управления государством и результаты губительны для России и ее народа. За 20 лет путинизма все стало предельно ясно и безнадежно. Народ вымирает, падает рождаемость и растет смертность. Лучшая часть населения эмигрирует. Экономика деградирует в сырьевую…4 121 - ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…835 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…1 094 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
ПОБЕДИТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО УМНАЯ ОППОЗИЦИЯ — Университет оппозиции. Выпуск №33
2 апреля в 20:00 мск очередной прямой эфир Университета оппозиции. Канал ютуб Центра Сулакшина. Присоединяйтесь. Политическая оппозиция обязана быть умной и просвещенной,только тогда возможна ее победа и оздоровление нашего Отечества! Тема выпуска: ПОБЕДИТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО УМНАЯ ОППОЗИЦИЯ Ведущий: Степан Степанович Сулакшин350 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…467 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Результаты моделирования эпидемии коронавируса в России
Распространение коронавируса в мире в режиме пандемии пришло и в Россию. Очень важно своевременно осознать масштабы бедствия. В мире есть много работ по моделированию эпидемии коронавируса на основе официальной эмпирики, публикуемой в открытых СМИ. Например, работа «Coronavirus: Why You Must Act Now» даёт важные выводы, полученные путем моделирования, и на их основе практические рекомендации. Основные…907 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…75 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
Не быть идиотом
Разве участь быть идиотами — это и есть смысл жизни среднестатистического россиянина? Понимать, что нас заставили жить по совершенно немыслимым для нравственного общества правилам, но не делать ничего, чтобы их поменять. Ради детей и внуков. Ради того, чтобы у них перед глазами был положительный пример, человек, не променявший на ипотечную комнатушку своё Отечество и его…142
- ПолитикаКанал «Центр Сулакшина»
Западу Путин удобен? #Сулакшин #ВопросОтвет
«Считаете ли Вы нынешнего президента России самым удобным для Запада? Дайте, пожалуйста, развернутый ответ». Отвечаем… Фрагмент передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы https://www.youtube.com/playlist?list… #ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав4 - ПолитикаРусранд
Сулакшин: Какой мы будем строить Россию без Путина. Выпуск 38 ◄13.08.2020►
Прощание с путинизмом. Как будем строить нашу Россию. Вокруг чего объединяться. Новая Конституция и Программа Сулакшина в деталях. Смотрим в 20:00 МСК.5 - ПолитикаАнатолий Несмиян Русранд
Право на восстание
В Белоруссии вечером и ночью вчера протесты продолжились. Сценарий остается прежним — ОМОН выступает главным карателем, остальные силовые структуры на подхвате. События переместились с центральных улиц и районов на окраины. Неорганизованные протестующие возникают там, где нет ОМОНа — примерно так происходило и в Москве летом прошлого года. Сообщений из Белоруссии приходит ощутимо меньше, но это на самом деле объясняется тотальными отключениями интернета. Сами по себе события по уровню остаются такими же,…26 - ПолитикаРусранд Степан Степанович Сулакшин
Как Вы относитесь к Конституции СССР 1977 года? Взяли ли вы из нее что-то для Вашего проекта?
Создавая нашу Конституцию, мы изучили Конституции всех стран мира, все существовавшие Конституции и конституционноподобные акты нашей страны. Но мы не компилировали, как это делалось в ельцинской Конституции 1993 года, свою Конституцию из разных частей чужих Конституций. Наша Конституция строилась, начиная с вызовов, Высших ценностей, которые позволяли высветить проблемное поле устройства нашей страны, а эта проблемная линейка получала устроительно управленческие ответы, которые мы сами находили, их сотни, и они ещё…9 - ПолитикаРедакция "Народного Журналиста"
Ползучее поражение
Режим «партнерствования» российской власти во внешней политике хорошо известен. И, как мне кажется, идиотов, которые верят в «хитрый план» уже не осталось. Очевидно, что речь идет не о плане, а о ползучем поражении, которое лишь замедляется в темпе, в надежде на то, что обстановка изменится к лучшему. Но, во-первых сейчас есть угроза, что изменится к…13.08.2020 1:08 48 - ПолитикаВладимир Иванович Стечкин Игорь Витальевич Олин Русранд
К событиям в Беларуси
RUSRAND.RU: Два текста от очень уважаемых нашей редакцией авторов с различной оценкой событий после выборов в Беларуси. И хотя полное сочувствие на стороне людей, которые защищают свой выбор и достоинство, собственный исторический опыт подсказывает, что в отсутствии у протестующих осмысленной позитивной государственной программы перемен, плодами народного гнева воспользуются те же персонажи, что нам знакомы по череде цветных революций на постсоветском пространстве. Лукашенко совершил не ошибку — историческое преступление — он не построил…36 - ПолитикаКанал «Центр Сулакшина»
Ключевой фактор для объединения оппозиции #Сулакшин #ВопросОтвет
#ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав НАШИ РЕСУРСЫ ➤Центр Сулакшина: http://rusrand.ru/ 🔬🔭 ➤Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ 📕 ➤Народный Журналист: https://narzur.ru ✒️ https://zen.yandex.ru/narzur 📰 https://www.youtube.com/c/НарЖурТВ?sub_confirmation=1 📺13 - ПолитикаРусранд Степан Степанович Сулакшин
Не принимаю превращение марксизма в религиозную секту
ВОПРОС: Профессор Попов настаивает и обосновывает классовую борьбу в современном мире. Что Вы думаете о классовой борьбе, диктатуре пролетариата в наши дни? С.С.СУЛАКШИН: Очевидным фактом является то, что той жесткой классовой дихотомии: частный собственник, буржуй, эксплуататор и бесправный наемный труд, которая была 100–150 лет назад, уже давно не существует. И труд смешался с правом собственности через вкладочный капитал, акционерные общества, и появились механизмы сглаживания этого конфликта….26 - ПолитикаРусранд Самое интересное
Программа Сулакшина. Начинаем агитацию! Заходи и скачивай
Уважаемые друзья, получить печатный экземпляр Программы Сулакшина «Настоящий социализм» Новая стратегия успешной России можно отправив заявку на [email protected] Типографскую верстку для самостоятельного типографского издания готовы выслать по запросу. Для новых тиражей нужно софинансирование. Яндекс кошелёк 410011946901802 Помогайте! На этой страничке вы найдёте листовки, наклейки, плакаты, которые наши товарищи подготовили для агитационной работы. НОВОЕ: ЛИСТОВКА [СКАЧАТЬ] НОВОЕ: ЛИСТОВКА Листовка с ячейками…810 - ПолитикаАлександр Дмитриевский ДОНБАСС СЕГОДНЯ
Отсутствие белорусского «Донбасса» лишает Минск шансов на спасение
В Белоруссии, которая также, как и Украина, находилась под влиянием Запада, нет спасительного фактора в виде Донбасса. Об этом корреспонденту «Донбасс Сегодня» рассказал донецкий историк и политолог Александр Дмитриевский. Белорусский проект Польши В частности, эксперт заметил, что Белоруссия является таким же «реваншистским проектом» польской шляхты, который та осуществила при помощи «мягкой силы». «Надо отметить, что…41 - ПолитикаРедакция "Народного Журналиста"
Из первых рук: О тайне Фургала и Приморье – консервах для Китая
Редакция «Народного журналиста» публикует интервью известного в стране специалиста по Дальнему Востоку, экс-президента Якутии, ныне заместителя председателя Совета по Дальнему Востоку при Совете Федерации Вячеслава Анатольевича ШТЫРОВА главному редактору «АН» Андрею УГЛАНОВУ: Почему Дальний Восток стал стеной за Сергея Фургала и на дух не переносит гастролёров из Москвы? Как получилось, что газ Сахалина должен был…65 - ПолитикаВера Зелендинова
Белоруссия: клубок проблем становится всё больше
Фото: EPA/Vostock-photo Независимо от того, как разрешится скандал вокруг задержания под Минском 33 граждан РФ и чем закончится противостояние между Александром Лукашенко и оппозицией, главным вопросом для России на белорусском направлении останется судьба Союзного государства. Антироссийские настроения стали одним из главных трендов президентской кампании в Белоруссии. Если раньше президент Лукашенко – хотя и с определёнными оговорками – рассматривался как…11.08.2020 7:21 54 - ПолитикаАнатолий Круглов
«План Б». Крупный белорусский завод прекратил работать в знак протеста
Работники Белорусского металлургического завода (БМЗ) объявили о начале забастовки против результатов закончившихся 9 августа выборов президента Белоруссии. Это одно из крупнейших предприятий республики. Металлурги потребовали проведение честных выборов. Свою работу прекратила существенная часть работников металлургического завода в городе Жлобин (Гомельская область). По данным источника РИА «Новости», оказались остановлены минимум два цеха — трубопрокатный и канатный. На БМЗ работают более…34 - ПолитикаИгорь Олин Русранд
Наступила пора гнать Лукашенко поганой метлой
Конечно, на фоне бездарной российской власти с её отъявленной коррупцией, патологической жадностью и враньём, полнейшим пренебрежением к людям президент Белоруссии Лукашенко долгое время выглядел светочем. Он не разворовал, а сохранил национальную экономику. Он не плевал спесиво в собственных граждан. И только за то, что человек не оказался жуликом и моральным уродом, многие у нас готовы носить его на руках. Как же мало порою нам надо, чтобы замылился глаз. Ведь сейчас очевидно, что…53 - ПолитикаДмитрий Севрюков
Панацея премьера
Фото: © Алексей Никольский/ТАСС Если бы был мишустинский план восстановления экономики, а самого Михаила Мишустина не было или он казался бы совсем незаметным и невидимым, то это было бы куда хуже, чем сейчас, когда плана фактически нет, а Мишустин не просто есть, но и с каждым днём увеличивается в политических размерах. Предстоящий многодневный вояж премьера на Дальний…38 - Политикаavia.pro
США предъявили России территориальные претензии к полуострову Таймыр и заявили об усилении прессинга российских границ
В США решили пойти на очень серьёзную провокацию против России в Арктике. Вашингтон пошёл на территориальный конфликт с Россией, впервые предъявив некие претензии на российский полуостров Таймыр. По мнению США, в настоящий момент этот регион является важнейшим флангом НАТО, а следовательно, военное давление на Россию следует оказывать именно здесь. «По сообщению пресс-службы Северного флота (СФ),…117 - ПолитикаПавел Кухмиров
BREXIT. Сделка в которую больше не верят
Тема пандемии, до сих пор являющаяся основной в европейской повестке, ни коим образом не отменила, а в чём-то даже ещё более актуализировала другой ключевой европейский вопрос —проблему выхода Великобритании из Евросоюза. Переговоры по Brexit между Брюсселем и Лондоном то продолжались, то прерывались на протяжении всей первой половины года. И прогресса по ним так и не…9.08.2020 5:22 44 - ПолитикаСергей Миркин
Донецк: страсти вокруг границы и иллюзия мира
Иллюстрация: kp.ru Проблемные вопросы, которые порождают дискуссию в обществе, были во все времена и на любых широтах. И конечно, если государство находится в состоянии войны и частичной экономической блокады, избежать споров внутри социума невозможно. Один из острых вопросов сегодняшнего дня звучит так: нужно ли сделать свободным проезд на Украину из республики и с Украины в ДНР, как это было до мировой пандемии коронавируса? Дело в том, что сейчас на передвижение…27 - ПолитикаСулакшин С.С.
Какие действия, придя к власти, вы предпримете в сфере создания секторов опережающего развития?
Планы этих действий уже детально проработаны. Первый шаг — это изменение эмиссионной и денежно-кредитной политик Центрального банка России — восстановление рублевого хозяйственного оборота в суверенном валютном пространстве. Второе — создание специального института развития — Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда Российской Федерации по типу KFW в послевоенной Германии, который будет осуществлять «политическое кредитование». Термин позаимствован из успешной практики КНР в период активного промышленного роста, с уровнем ставок кредитования вплоть до нулевых, поскольку…30 - ПолитикаСулакшин С.С.
Сулакшин: Какой мы будем строить Россию без Путина. Выпуск 37 ◄06.08.2020►
Прощание с путинизмом. Как будем строить нашу Россию. Вокруг чего объединяться. Новая Конституция и Программа Сулакшина в деталях. Смотрим в 20:00 МСК.22 - ПолитикаСулакшин С.С.
Как вы относитесь к идее электронной демократии?
То, что цифровизация общественных отношений, в том числе отношений «общество-власть», быстро прогрессирует, совершенно очевидно, этот процесс даёт новые возможности, их нужно использовать, но при этом видеть могущие возникнуть риски и опасности, купировать и бороться с ними. Важно понимать, что прогресс остановить нельзя и интеграция информационного поля будет только нарастать. В моих футурологических представлениях человек когда то освободится от своего материального тела и перейдет в некую полевую форму, а у поля…28 - ПолитикаЛюдмила Кравченко
Почему провалился сценарий «варяг» в Хабаровском крае?
Главный феномен региональной политики Кремля — это варяги в губернаторском кресле. Иными словами, назначенцы из Москвы, которые избраны не народным волеизъявлением, а президентским повелением. И как правило, сценарий назначения варяга работал безоговорочно, однако в Хабаровске произошел сбой. Почему же сейчас отлаженная система назначенцев на это раз не сработала? Для ответа на вопрос, разберемся в том, что же из себя представляет так сказать политический институт варягов. Это как правило назначенцы,…144 - ПолитикаПавел Кухмиров
КОНСЕРВАТИВНОЕ ВОССТАНИЕ ЕВРОПЫ
Тема коронавируса уверенно и надолго заняла доминирующее положение в мировой повестке. На её фоне на многое перестали обращать внимание. Тем не менее, в глобальном обществе идут и иные процессы. Часть которых была временно притушена пандемией. Часть видоизменилась под её действием. А часть продолжает идти, несмотря ни на что. И многое из этого имеет на перспективу…42 - ПолитикаСергей Александрович Варзин
НАРОД. ЛОЖЬ И ПРАВДА ДЛЯ НАРОДА — ЧАС ВАРЗИНА ◄05.08.2020►
В 20:00 МСК смотрите новый выпуск еженедельной передачи «Час Варзина» о наиболее важных событиях в нашей стране и Санкт-Петербурге за предшествующие дни. Информация будет сопровождаться ее анализом на основе теории, созданной профессором Сулакшиным и его соратниками. Ведущий Сергей Александрович Варзин – доктор медицинских наук, профессор медицинского вуза, хирург, ученый, живет в Санкт-Петербурге.24 - ПолитикаАлексей Топоров
Косовские сепаратисты решили сажать сербов за отказ признавать боевиков героями
Разрабатываемый Приштиной проект «Закона о ценностях войны «Армии освобождения Косово» (UCK) грозит уголовной ответственностью каждому, кто считает эту военизированную организацию бандформированием, а отторжение края от Сербии – незаконным. Против законопроекта, который направлен на рассмотрение депутатов Ассамблеи Косово, уже выступили президент Сербии Александр Вучич и посол США в Косово Филипп Коснетт. Как сообщает корреспондент «ПолитНавигатора», в…5.08.2020 6:21 35 - ПолитикаСулакшин С.С.
Отвечаем на все вопросы!
ВОПРОС: Если государство — это социальная оболочка, то почему она не является защитой, ведь, оболочка — это и есть защита? ОТВЕТ (С.С.СУЛАКШИН): Государство обеспечивает безопасность, оно и рождалось, как ответ на внешние и внутренние угрозы. Конечно же социальная оболочка обеспечивает безопасность социума. ВОПРОС: Государство не имеет своих отдельных целей от населения, тогда почему оно решает, что для народа лучше? ОТВЕТ: Неверное утверждение. Государство имеет свои отдельные цели. Есть…28 - Политикаavia.pro
Стало известно о перехвате американцами контроля над уникальным российским подводным аппаратом
Российская торпеда «судного дня» находится «под колпаком» у американцев. Уникальнейшее российское оружие, ядерный подводный беспилотный летательный аппарат «Статус-6», известный также под наименованием «Посейдон», оказалось «под колпаком» США. Согласно данным информационных агентств, процесс перехвата управления над ядерным беспилотником уже является фактически реализованной задачей, что создаёт очень неблагоприятные перспективы для России. «Российский перспективный подводный беспилотный плавательный аппарат «Посейдон»,…70 - ПолитикаДмитрий Севрюков
Батяня-комбатант
Фото: © Наталия Федосенко/ТАСС Почитаешь отечественные СМИ и соцсети, включая Telegram, – и Александр Лукашенко предстаёт как нечто среднее между Обамой и Порошенко, то есть совсем не рукопожатным, а таким, которых ещё Высоцкий в своей песне про альпинистов советовал не бранить, а гнать, вверх не брать и про таких не петь. Вместе с тем официальная риторика российских властей относительно Лукашенко не столь…63 - ПолитикаЛюбовь Донецкая СНЖ
Камо грядеши?
Очередным «рывком» порадовала российская действительность, на сей раз «рвануло» в сознании граждан: рекордная за 6 лет доля россиян искренне не понимает, в каком направлении движется страна, показал опрос «Левада-центра». Слишком много навалилось всего за последнее время: пандемия, странный режим «самоизоляции», падение доходов, триумфальное голосование в багажниках и на пеньках за обнуление сроков правления Владимира Владимировича, хабаровские…309 - ПолитикаКанал «Центр Сулакшина»
Конкуренты у Вашего проекта Конституции есть?
Знаете ли Вы другие проекты Конституции? Конкурентны ли они Вашему? Отвечает профессор С.С.Сулакшин. Фрагмент передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы29
Лента новостей
- В федеральном бюджете не хватает каждого третьего рубля
- Новости экономики. 13.08.2020
- Разные новости 13.08.2020
- Полицейские пресекли несогласованную акцию возле белорусского посольства в Москве
- Китай восстановил регулярное авиасообщение с 50 странами мира
- Новости экономики. 12.08.2020
- ЦБ разрешил банкам увеличить кредитование бедных
- Минобороны Украины запретило ношение советских наград, не относящихся к Великой Отечественной войне
- Украинская прокуратура направила в Минск запрос о выдаче россиян
- Разные новости 12.08.2020