Так ничего и не сделав в образовании, Ольга Васильева покинула пост министра

Игорь Витальевич Олин Русранд Общество 108

Констатирую, скорее, с горечью, потому что надежды на улучшение были. После назначения Васильевой на должность министра звучали опасения, что из-за её «клерикальных» и «сталинистских» взглядов школу ждут времена мракобесия и жестокого администрирования. Однако мрачные прогнозы не оправдались. Наоборот, Ольга Юрьевна в отличие от своих предшественников не раздражала учительское сообщество, а многие её инициативы находили там поддержку. Но такова уж участь российских министров, возглавляющих финансируемые по остаточному принципу ведомства. Разменные пешки в большой политической игре.

Что можно изменить в отрасли за три с небольшим года при дефицитном бюджете и полномочиях, ограниченных регулярным вмешательством персон и структур, находящихся куда выше в негласной государственной иерархии? Лишённые реального политического веса депутаты, губернаторы, сенаторы и прочая публика властной вертикали, не имея возможности влиять на генеральную линию, ищут себя там, где нет особого риска получить обратный удар. Образование, медицина и культура — благодатная сфера приложения усилий всего сонма чиновничьей братии. В этих направлениях разбирается, как известно, каждый, и здесь можно командовать без оглядки.

Ольга Васильева не захотела занять освободившееся место приживалки при правительстве. О педагогическом труде она высказывалась неизменно и подчеркнуто уважительно. Имела независимый взгляд на школьные процессы и самостоятельное видение путей развития школы. Впервые за последние десятилетия во главе системы образования находился министр, чувствовавший за своими плечами людей отрасли, которые ждут от него поддержки и защиты профессиональных интересов.

Васильева упорствовала в продвижении идеи о коренном изменении сложившегося порядка оплаты труда в школьном образовании. Говорила о несправедливости сложившегося положения, когда за одинаковый труд учителя в разных регионах получают зарплату, отличающуюся в разы. Призывала добиться того, чтобы оклады на ставку составляли 70% фондов оплаты труда. Поднимала проблему крайней перегруженности педагогов часами как раз из-за смехотворно низких базовых окладов. Отмечая безысходное состояние тысяч сельских и поселковых школ, прозябающих в нищете, разрухе, технической отсталости, выдвинула концепцию возвращения всем общеобразовательным организациям статуса государственных. В 16 регионах, включая Кировскую область, проект начал реализовываться.

Понимая недостатки ЕГЭ, резко критикуя натаскивание к экзамену, она отстаивала его необходимость на современном этапе для обеспечения возможности выпускникам провинциальных учебных заведений поступать в вузы крупных городов. Озаботилась отсутствием в школах трудового воспитания, вспомнив забытую эффективную практику советской поры. Обозначила сложные задачи обновления содержания образования и подготовки качественно новых учебников.

Внушительный перечень (далеко неполный) идей министра даёт понять, что она пыталась убедить властные круги заняться реальными реформами, а не их имитацией. Но позволено ей было немного. Например, вернула в учебные программы астрономию после 20-летнего забвения этого важнейшего для формирования мировоззрения предмета и стала способствовать возвращению шахматных кружков. Однако большинство поднятых Васильевой проблем силами и ресурсами одного министерства решить было невозможно. К сожалению, единомышленников в институтах государственной власти она не нашла.

Я не ставлю цели преувеличивать заслуги Ольги Юрьевны. Как в любой работе наверняка хватало ошибок, просчётов. Только ни ей дела довести до конца не дали, ни её ценные начинания не отметили, утопив теперь образовательную повестку во второстепенных вопросах поддержки классных руководителей и организации питания младших школьников. Вместо вдумчивого глубокого совершенствования системы создаётся шумиха вокруг отдельных элементов. И новый министр, кажется, нужен только для того, чтобы успеть произнести какие-то фразы и быть заменённым следующим министром.

Источник


Автор Игорь Витальевич Олин — директор средней школы в поселке Вахруши в Кировской области, учитель истории, публицист и блогер.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора