«Транснефть» отжимают от трубы. Компания может утратить продуктопровод в Белоруссии

Фото: источник
«Транснефть» рискует потерять идущий через Белоруссию транзитный продуктопровод УП «Запад-Транснефтепродукт» стоимостью почти 7 млрд руб. из-за увеличения налогов в республике и снижения загрузки. Минск может инициировать банкротство предприятия, а затем его национализацию, опасаются в «Транснефти». Самой Белоруссии труба нужна для обеспечения сырьем из Европы своих НПЗ и прокачки нефтепродуктов в направлении Украины. По мнению юристов, «Транснефть» могла бы оспорить повышение фискальной нагрузки в суде, но вряд ли ее аргументы будут там услышаны.
Оператор нефтепродуктопровода «Транснефти» на территории Белоруссии «Запад-Транснефтепродукт» может обанкротиться из-за повышения налогов в республике и административного давления на компанию, заявил “Ъ” первый вице-президент трубопроводной монополии Максим Гришанин. По этой трубе российское и белорусское дизтопливо поставляется в Венгрию и Латвию. С января 2020 года помимо экологического налога в размере 0,35 руб. на 1 тонну нефтепродуктов на 100 км Минск почти в три раза увеличил ставку налога на прибыль — с 18% до 50%. Под действие указа подпадают только национальное ОАО «Гомельтранснефть Дружба», которое и так перечисляет прибыль в госбюджет, и «Запад-Транснефтепродукт».
«Мы давно ведем работу через Минэнерго и комиссию высокого уровня по отмене этого налога, потому что он является дискриминационным. И если экологический сбор существенно снижал прибыль нашего предприятия, то рост налога на прибыль делает его работу убыточной на фоне снижения прокачки»,— отметил Максим Гришанин.
Решить ситуацию могло бы либо увеличение транспортировки до 5 млн тонн, либо повышение действующего тарифа в $2,36 за 1 тонну на 100 км на 80%, до $4,24, рассчитали в «Транснефти». Но рост стоимости прокачки, отмечает советник президента «Транснефти» Игорь Демин, может привести к оттоку объемов с этого маршрута.
Он отметил, что «Транснефть» будет сопротивляться банкротству и последующей национализации оператора, в том числе через суды.
Белоруссия через контроль над продуктопроводами сможет получить альтернативный России канал поставки нефти на свои НПЗ, отмечает эксперт финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Так, по его мнению, Минск может перепрофилировать северную трубу из порта Вентспилс (Латвия) под поставки нефти на Новополоцкий НПЗ и даже на Мозырский НПЗ — через строящуюся перемычку на нефтепроводе «Дружба». По южному участку трубы Белоруссия сможет поставлять дизтопливо на Украину без получения на это лицензии у России (сейчас поставки ограничиваются из опасения, что топливо будет использовано Киевом для военных нужд). Эксперт напоминает, что Украина и сейчас является одним из самых крупных (около 3 млн тонн в 2019 году) потребителей белорусских нефтепродуктов. Игорь Юшков полагает, что Белоруссия может пойти на уступки в отношении «Запад-Транснефтепродукта», если Россия согласится на ее условия по другим нефтегазовым вопросам.
Ольга Мордюшенко
Ещё по теме:
Белоруссия не добилась резкого повышения платы за транзит российской нефти
Лента новостей
- Новости экономики. 15.02.2021
- В COVID-госпиталях нашли экстремально устойчивые к антибиотикам бактерии
- РФ вводит квоту на экспорт зерна и пошлину на пшеницу
- Тува и Забайкалье стали худшими по качеству жизни регионами России
- Разные новости 15.02.2021
- В Великобритании испытают эффективность вакцины AstraZeneca среди детей
- 6-летний ребенок выпал из окна больницы в Чите — маме не разрешили быть с ним из-за карантина
- Гвинея вновь столкнулась с угрозой эпидемии вируса Эбола
- Жителям Севастополя подают ржавую воду
- Чайки массово гибнут в Керченском проливе
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ