Турецкий кризис. Несостоявшийся отдых россиян вскрыл острую проблему туристической отрасли

Анастасия Целых Общество 49

Полмиллиона россиян остались без отдыха в Турции. Но деньги за туры, примерно 32 млрд рублей, им вернуть вряд ли получится: внушительная часть туристического рынка работает всерую — без кассовых чеков и других финансовых документов строгой отчетности. «Секрет» узнал у экспертов, почему российские турфирмы ушли в тень и чем для них обернётся внезапная забота властей о здоровье туристов.

Что произошло?

12 апреля Россия приостановила чартерное авиасообщение с Турцией из-за ухудшения ситуации с коронавирусом в этой стране. Полёты отменили с 15 апреля до 1 июня (за исключением двух регулярных рейсов в неделю в Стамбул и обратно).

Для туристической отрасли это означало отмену 90% туров в сезон высокого спроса. В АТОР — Ассоциации туроператоров России — этот запрет сравнили с полным закрытием границ в марте 2020 года.

Чем это обернулось для россиян? По закону туроператор обязан возмещать клиентам полную стоимость тура, если его отменили с объявлением угрозы для жизни и здоровья. Однако он оказался неприменим по отношению к Турции, так как здесь действует лишь режим временного ограничения направлений: клиенты вправе претендовать на возврат только части денег за вычетом уже понесённых туроператором расходов.

Но и здесь несостоявшихся путешественников могут подстерегать проблемы: многие турфирмы работает всерую — без кассовых чеков и других финансовых документов строгой отчётности, поэтому получить с них хоть какие-то деньги будет непросто.

«Компании, оформившие туры по серым схемам, сейчас оказались в заложниках сами у себя, — рассказывает старший преподаватель кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлия Кабелкайте-Вайткене. — С одной стороны, их атакуют с требованиями «всё вернуть» возмущенные туристы, а с другой, им необходимо точно так же стрясти свои серые деньги с партнёров».


Как решают проблемы крупные туроператоры

Coral Travel предлагает забронировать «равнозначный тур с сохранением всех параметров аннулированного кроме года». Это странная формулировка означает, что путёвку можно будет использовать только в следующем году.

_AnexTour — аннулирование без фактически понесённых туристами расходов или перенос туров без доплат.

SunMar — забронировать «равнозначный тур с сохранением всех параметров аннулированного кроме года».

Pegas — перебронировать на равнозначный тур или любое открытое направление в 2021 году.


Почему туркомпании ушли в тень?

Российский туризм ещё до начала пандемии находился в затяжном кризисе, из-за чего турфирмы начинали работать всерую. В 2014 году в едином федеральном реестре туроператоров было 2050 компаний, работающих с выездным туризмом, в 2016-м их осталось 721. В том же году объём теневого оборота компаний в сфере гостеприимства и туризма превысил 60 млрд рублей.

После нескольких кризисов туристической отрасли, когда банкротились крупные игроки, в России осталось порядка 15–20 больших туроператоров, которые работают по выездному туризму полностью легально, вспоминает заместитель руководителя платформы «Туту Приключения» Елена Чубина. «Долю тех, кто работает полулегально, оценить довольно сложно. Скорее всего, около 30% рынка, — объясняет эксперт. — Они заключают договоры с туристами, где обозначены услуги бронирования и сопровождения в туре, и там очень грамотно обходятся моменты, связанные именно с туроператорской деятельностью».


Как работает эта схема? Объясняет эксперт Института мировой экономики и бизнеса РУДН Мохаммед Селим

Туроператор не выписывает чеки, чтобы уйти от налогов. Многие работают по упрощённой схеме налогообложения и, чтобы сократить выплаты, стараются не заключать договор. Сейчас компания может оплатить тур кредитной картой и выдать клиенту только ваучер. Для туроператоров — это ещё и способ уйти от ответственности.


О том, что подобная схема работы характерна для подавляющего большинства туристических фирм, говорит и Юлия Кабелкайте-Вайткене, которая проработала в отрасли более 20 лет и имеет 10-летний опыт руководства собственной компанией.

«Зачастую работа всерую — это вынужденная мера. Например, арендодатель, у которого турфирма снимает помещение под офис, просит вносить плату только наличными, — объясняет она. — Кроме того, это, конечно, позволяет сэкономить часть средств от уплаты налогов на прибыль (которая в этой отрасли и так минимальна), отчислений в необходимые фонды с заработной платы (также довольно низкой) и так далее».

Понять, что туроператор серый, просто: Ростуризм ведёт единый федеральный реестр, в котором каждому игроку рынка присваивают идентификационный номер. Большинство компаний остаются в тени, потому что есть много бюрократических барьеров для того, чтобы попасть в реестр, говорит Елена Чубина.

Нужно обязательно зарегистрировать юридическое лицо, а не ИП, а также своевременно и регулярно предоставлять необходимую отчётность, то есть держать в штате или на аутсорсе бухгалтеров и юристов. Также есть финансовые барьеры: каждый туроператор должен ежегодно оплачивать страховой взнос, по выездному туризму он довольно ощутимый.

«Небольшие операторы, которые специализируются только на одном направлении, зачастую отказываются вступать в этот реестр, потому что для них это означает большие затраты», — говорит эксперт.

Что ждёт такие туркомпании?

Ситуация с Турцией выявила серьезные проблемные места российской туриндустрии, считает эксперт Института мировой экономики и бизнеса РУДН Мохаммед Селим.

Проблемы будут у компаний, которые работают без лицензии, а также компании, лицензии которых не соответствуют их видам деятельности; компаний, которые не выдают необходимые документы клиентам (договор, ваучер, чек/квитанцию об оплате).

Из-за нарушения налогового законодательства и требований Роспотребнадзора и Ростуризма их ждёт масса проблем — от лишения лицензии до штрафов и отстранения от работы директоров, прогнозирует эксперт.

Если турфирма не отбивает чеки и работает без заключения договоров, то её могут обвинить в неуплате налогов, подтверждает Василий Сосновский, партнёр ЮК «Генезис». Может выясниться, что она укрывает свои доходы от налогообложения, работая в серой зоне. Иначе как объяснить, что документы не сохранились ни у турфирмы, ни у её клиентов (если мы говорим о массовых случаях)? — задаётся вопросом он. — Туристам, столкнувшимся с такой ситуацией, если Ростуризм в итоге откажет по кому-то из них в возврате средств через турфирмы, придётся требовать деньги напрямую от турфирмы, у которой они покупали тур. Для этого придётся представить доказательства покупки тура».

Памятка для туриста. Как не наткнуться на недобросовестное турагентство

Юлия Кабелкайте-Вайткене,

эксперт по туризму и гостеприимству

Туристам необходимо проконтролировать, что он платит на счёт юрлица, с которым заключен договор. Кроме того, оплата должна быть подтверждена документально:

  • при оплате наличными — бумажный чек;
  • в случае оплаты онлайн — электронный.
Так называемый корешок приходника (он же «квитанция») в этом случае юридической силы не имеет. Недопустимы также переводы денежных средств на личный счёт физического лица (например, менеджера турфирмы).

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com/muhor, bloodua

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора