Уничтожение военного наследия СССР и деградация российского ВПК: рассказ А. Широкорада

Русский Вестник Политика 77

О том, какие уникальные разработки СССР ушли в историю вместе с распадом государства, читайте ниже (фотоколлаж на основе Яндекс.Картинок). На фото: самолеты Ту-160, Бе-12, Як-36, Ту-123

О том, что происходит в сфере производстве военной техники и в оборонном комплексе страны в целом по состоянию на 2020 год, в интервью каналу Андрея Караулова рассказал военный журналист, обозреватель Александр Широкорад (youtube.com/watch?v=p-CtJgYPEmU).

По мнению эксперта, отечественный ВПК сегодня выпускает не то, что нужно армии, а то, что выгодно прежде всего вышестоящему руководству в качестве пиара (этот тезис во многом подтвердила прошедшая война в Карабахе – прим.ред.).

Взять те же полигоны, которые сегодня сохранились в большинстве регионов благодаря полученному от Советского Союза богатому наследию – ярким примером является Балаклава, где испытывались морские, крылатые и баллистические ракеты. Там же, между Ялтой и Севастополем, находился завод по ремонту подводных лодок, который еще в 90-е годы был разворован и растащен. На полигоне же располагались телеметрические комплексы и экспериментальные стенды, на которых изучалось «поведение» ракет – однако в какой-то момент наверху решили, что все эти исследования можно смоделировать на компьютерах, и вместо уникального комплекса на этой территории ныне построены дачи и виллы.

Недостаток именно моделирования в реальных условиях и привел к нынешним неудачам с «Булавой» и другими новинками. Кроме того, защищавшую весь южный берег Крыма армаду пограничных кораблей передислоцировали в Инкерман, где выход судов по тревоге осуществляется примерно на 1 час дольше – за это время потенциальный нарушитель просто успеет скрыться. А на месте балаклавской базы, как утверждает Широкорад, теперь находятся катера и прочие суда Федеральной службы охраны РФ. При этом важно отметить, что украинские власти в период пребывания полуострова в составе Незалежной вообще не лезли в эти дела, т.е. все разрушительные инициативы целиком и полностью принадлежали Москве.

Полигон Чижа на п-ове Канин Нос (Архангельская область) в последние три года также перестал функционировать, хотя его содержание обходилось не в такие большие деньги. Слава Богу, что удалось сохранить аналогичный объект под названием Кура на Камчатке – он необходим для проведения учебных ракетных стрельб по подводным лодкам.

Балаклавская бухта (фото ridus.ru) — секретный объект был скрыт внутри горы

Оружие, которое мы потеряли

Следующий важный вопрос касается боевой подготовки солдат и офицеров – и здесь также ключевая проблема заключается в том, что наш военно-промышленный комплекс создает технику прежде всего для парадов и выставок, а не реальных боевых действий, считает аналитик. Например, в новейшем танке «Армата» было выявлено много недоработок, которые никто не хочет устранять – задумка же о применении в связке с ним разведывательного дрона «Птеродактиль», похоже, так и осталась на бумаге как красивая идея. Вместо этого пытаются реанимировать старые машины Т-72, Т-80 и Т-90, но, если брать серийное производство последней модели, её было выпущено всего 150 единиц.

Когда-то СССР славился производством лучших в мире мин – донных, противолодочных и других видов боеприпасов, расцвет славы которых пришелся на 60-70-е годы. Если посмотреть на сегодняшний оружейный экспорт РФ, мы по-прежнему продаем мины МДМ образца 1979 года – создаваемый же «с нуля» комплекс под названием «Поверхность» призван использовать в качестве носителя самолет Бе-12 «Чайка», выпускавшийся с 1959 года и до начала 90-х, после чего данные машины были утилизированы. Тот же сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 в свое время заслуженно считался шедевром авиастроения на начало 80-х, и вот не так давно стало известно о планах создать еще 50 таких машин до 2035 года – то есть ничего более совершенного и современного, очевидно, наши конструкторы за эти годы придумать так и не смогли. Так же как канул в лету и БЖРК «Баргузин», 5 полков которого планировалось развернуть к 2020 году – а ведь нес в себе уникальную технологию «блуждающего старта», в основе которой лежала мобильность и незаметность для потенциального противника.

Мало кто знает, но так широко используемые сегодня дроны одними из первых появились в СССР в 1963 году под названием Ту-123 «Ястреб» или ДБР-1 – они могли долетать до Европы и Северной Африки, а в случае запуска с Чукотки облететь и половину США. Потом были Ту-143 «Рейс», и, хотя предназначались такие аппараты прежде всего для разведки, при желании их можно было оснастить даже водородными бомбами, утверждает Широкорад. Впрочем, на выставках «Макс» и подобных мероприятиях до сих пор каждый год демонстрируются модели БПЛА, но почему они так и не выходят в массовое производство – загадка.

Еще одно интересное и благополучно забытое советское ноу-хау – самолеты с вертикальным взлетом типа Як-36 и Як-38, идея которых также благополучно ушла в небытие. Таким образом, гордиться нашей некогда мощной оборонке, кроме, пожалуй, созданного на рубеже веков благодаря усилиям НПО «Алмаз» зенитного ракетного комплекса С-400, особо и нечем, подытоживает эксперт.

Сейчас на главной
Статьи по теме