В Екатеринбурге шесть лет проектируют вторую ветку метро, но не построили ни одной станции. Хроника трат

Урал Свердловская область сегодня 53
С 2013 года постановление о развитии метрополитена менялось как минимум четыре раза. Суммы, которые власти закладывали на строительство, а потом и просто проектирование второй ветки, сократились с 42 млрд рублей до 350 млн рублей. А сейчас мэрия повторно оплатит изыскательские работы, которые уже проводили шесть лет назад.

Администрация Екатеринбурга нашла 250 млн рублей на разработку проекта второй ветки метрополитена, которая должна связать западную и восточную части города. Всего на программу заложено 351,4 млн рублей. Федерация разработку документации финансировать не будет. Более того, без этого самого проекта городу никогда не получить деньги на строительство.

Сколько раз разрабатывали проект метро

Удивительно, что проект разрабатывали уже шесть раз. Проблема в том, что срок действия изысканий — два года. И если деньги под стройку не выбить, то придется все начинать сначала.

Первые исследования проводились еще в 1988 году, затем в девяностые и нулевые годы. «Уралгипротранс» провел изыскательские работы в 20122013 годах.

Фото: 66.ru
В одах «Уралгипротранс» уже разрабатывал проект первой очереди второй линии метро.

Согласно сервису «Контур.Фокус», тогда МКУ «Городское благоустройство» заключило два контракта: на выполнение предпроектных работ и разработку концепции автоматизации второй линии метрополитена от станции «Металлургическая» до станции «Площадь 1905 года» на 60 млн руб. Это была только первая очередь второй линии.

Фото: Метрогипротранс
Длина, количество станций и сроки реализации проектов постоянно меняются. Последний вариант второй ветки метро выглядит так

В 2013 году заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Сергей Мямин объявлял о том, что проектно-изыскательские работы, которые проводились с привлечением специалистов из Испании и России, полностью закончены.Завершена и сведена в единый документ рабочая версия концепции второй ветки метрополитена, которая, как предполагается, будет автоматизированной. Это бы позволило снизить стоимость строительства с 40 до 30 млрд рублей.

Александр Высокинский в то же время заявлял, что к чемпионату мира по футболу 2018 года будет построено четыре станции метро, а если удастся выиграть ЭКСПО-2025, то проведут еще пару станций к этому событию.

В 2016 году проект второй ветки екатеринбургского метро получил диплом «Лучшая концепция нереализованного проекта» на профессиональном конкурсе НОПРИЗ.

Фото: НОПРИЗ

В марте 2019 года Александр Высокинский объявил, что мэрия заключила контракт на проектирование второй ветки метро. Мэр поставил перед «Уралгипротрансом» такие задачи:

  • активизировать работу по проектированию,
  • сделать анализ имеющихся земельных участков,
  • выбрать технологию производства работ,
  • определить, какие станции и участки тоннелей нужно строить открытым, а какие подземным способом.

Уже готовый проект нужно будет обновить к 2023 году — 300-летию Екатеринбурга и Универсиаде. Ранее назывались суммы, которые требуются на разработку проектной документации. По подсчетамОАО «Уралгипротранс», цена проекта метро от станции «Площадь 1905 года» до станции «Металлургическая» составила 780 млн рублей, от «Металлургической» до станции «Западная» (на ВИЗе, где планируется разместить экспо-парк) — 300 млн рублей. В другую сторону, от «Площади 1905 года» до станции «Каменные палатки» с электродепо, стоимость проектной документации составит 1,1 млрд рублей.

Однако сейчас задача состоит в том, чтобы определиться с направлением строительства, отмечает сенатор, бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. Ответить на вопрос, куда прокладывать метро, можно, определив, где появится Деревня Универсиады. «Если Олимпийская деревня появится на ВИЗе, то и подземку стоит вести туда, но если нет — то метро надо строить в сторону Юго-Запада, Академического и Широкой Речки», — считает Аркадий Чернецкий.

Сколько денег закладывали на вторую ветку метро

В октябре 2013 года администрация Екатеринбурга подписала постановление, согласно которому до 2018 года на метрополитен потратят более 41,7 млрд рублей. Город и область собирались вложить по 10,5 млрд рублей. Более 20,8 млрд рублей должны были выделить из федерального бюджета. Однако область и федерация отказались финансировать проект из-за нехватки денег в бюджетах.

В апреле 2015 года мэрия Екатеринбурга сократила финансированиепрограммы по развитию метрополитена на оды. На развитие подземки планировалось потратить чуть более 650 млн рублей. Деньги закладывались на проектно-изыскательские работы в целях первого этапа строительства второй ветки метрополитена.

В ноябре 2016 года Александр Якоб подписал обновленный вариантразвития метрополитена в городе. В первую очередь, поменялись сроки реализации программы: вместо 2018 года она рассчитана уже до 2020 года. Кроме того, из документа исчезло упоминание о строительстве второй ветки метро. К концу 2020 года должна быть составлена проектно-сметная документация.

В июле 2019 года Александр Высокинский подписал постановление об изменении программы развития метрополитена на оды. На нее заложено уже всего 350 млн рублей. 250 млн из городского бюджета, 89 млн рублей из бюджета Свердловской области, 88 млн рублей — привлечение средств на возвратной основе, 100 млн рублей — внебюджетные средства.

 Где найти деньги на строительство метро

Стоимость второй ветки метро оценивается в 78,9—81,8 млрд рублей — два годовых бюджета Екатеринбурга. Существует три способа получить деньги на реализацию проекта: попросить из федерального бюджета, выкроить из областного бюджета или договориться с частным инвестором. Но все они не работают:

И в докризисные времена Москва отказывалась дать денег Екатеринбургу на метро. Их ждали под проведение чемпионата мира по футболу — не дождались, отказались их дать и под 300-летие Екатеринбурга, которое город отметит в 2023 году. Заявку ЭКСПО-2025 уральская столица проиграла, а значит, федерация не станет финансировать проект.

У области как не было, так и нет денег на новую ветку. Очевидно, чтобы профинансировать строительство ветки метро, областные власти должны будут где-то эти деньги взять в долг: либо у банка, либо у частного инвестора. При условии, что государственный долг Свердловской области превышает 66 млрд рублей, занимать еще 80 млрд руб. на метро — не вариант.

Третий способ найти деньги на строительство — государственно-частное партнерство. Однако власти до сих пор так и не разработали механизм привлечения частных инвестиций. Чтобы привлечь инвестора, проект строительства должен быть окупаем. А пока екатеринбургский метрополитен работает себе в убыток.

Александра Морозова, журналист

66.ru

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора