Внучка художника из Балашихи рассказала о трагической судьбе его наследия

ИА Красная Весна Регионы 27

Таким было мозаичное панно М.Аникеева на стадионе «Балашиха». Изображение: Из личного архива семьи Аникеевых

Работы советского и российского скульптора с мировым именем, заслуженного художника РСФСР, ветерана-фронтовика Михаила Аникеева знает и хотя бы раз видел каждый житель Балашихи. Композиции художника — чеканки, рельефы, витражи, графика, рисунки, мозаика, художественная ковка — радовали глаз не одному поколению балашихинцев.

Еще недавно, в начале осени 2020 года, в Балашихе состоялась выставка, посвященная 95-летию Михаила Аникеева. Проект «Жизнь творца XX века» был приурочен к 75-летию Победы и представил творчество скульптора в пространстве города — всего 119 уникальных работ.

«Солдаты 1941 года», живопись, М.Аникеев

«Солдаты 1941 года», живопись, М.Аникеев
Изображение: Из личного архива семьи Аникеевых

А уже в ноябре в Балашихе случилось невообразимое — монументальную чеканку «Символ связи», с 1978 года украшавшую здание местной АТС, варварски снесли и распилили на металлолом. Такое решение принял владелец здания — ПАО «Ростелеком». ИА Красная Весна писало о том, к какому результату привели «хождения по инстанциям» едва оправившейся от шока семьи Аникеевых — похоже, всё идет к тому, что за чудовищный акт вандализма никто не ответит.

Внучка художника Дарья Аникеева рассказала, что сейчас его семья озабочена тем, чтобы спасти хоть что-то более-менее уцелевшее из его наследия.

— Расскажу, что бы мы хотели сделать. Во-первых, здание бань на улице Флерова. Выставка, которая прошла осенью, была посвящена спасению барельефов. Был большой общественный резонанс. Здание бань огородили и даже повесили официальную табличку, на которой написали, что будут какие-то работы вести по восстановлению в 3-м квартале 2021 года. На этом — всё. Папа хотел связываться с собственником здания, но пока у нас нет точной информации.

ИА Красная Весна: А что с мозаикой на стадионе «Балашиха»?

— Половина мозаики обвалилась. Папа консультировался с художниками-монументалистами. Сказали, что надо ее снимать и пересобирать. А это, естественно, большие деньги. Городу — всё равно. Нам надо искать спонсоров. Рустам Мухтарович Гатауллин оказывал нам помощь. Он доктор технических наук, профессор, почетный горожанин Балашихи и был дружен с моим дедом. Но почему это только Гатауллину одному надо, непонятно! Вообще, если бы не он, не было бы и выставки. Всё, оказывается, делает не город, а один человек.

Сейчас мозаика на стадионе наполовину разрушена

Сейчас мозаика на стадионе наполовину разрушена
Изображение: Из личного архива семьи Аникеевых

ИА Красная Весна: Что Вы можете сказать по поводу ответов, которые получили от администрации города?

— Вывод такой. Город, в котором жил мой дед, из которого уходил на войну и в который вернулся, который он украшал, — наплевал на деда и на его искусство. Так наши чиновники поступали еще при жизни деда. Почти все его монументальные произведения разрушены. На глазах снесли мозаику на стадионе, где сейчас «Балашиха-Арена». Теперь вот то же самое — с «Символом связи». Это нормально? Во главе города сидят совершенно лишенные чести и совести люди!

ИА Красная Весна: В какие инстанции Вы еще обращались по поводу уничтожения чеканки «Символ связи»?

— Мы писали в Минкультуры России, Генпрокуратуру, Совет Федерации, на прямую линию президента Путина. Все наши жалобы спустили на город, и в итоге дело просто замяли. 11 февраля нам ответили из минкультуры МО. Мы уже рассказывали об этом — они пишут, что всё дело было в якобы неисправном креплении чеканки и всё сделал «Ростелеком» без ведома и согласия властей. Кто проводил оценку состояния крепления — не ясно. Мы также писали и на телевидение, но там никто не заинтересовался!

В полуразрушенном состоянии находится изгородь и фронтон «Кованые музыканты» в городском парке

В полуразрушенном состоянии находится изгородь и фронтон «Кованые музыканты» в городском парке
Изображение: Из личного архива семьи Аникеевых

ИА Красная Весна: Работы Михаила Аникеева имеют какой-то статус — являются историческими памятниками, имеют охранные грамоты?

— Работы в городе не занесены ни в какой реестр. Они делались по заказу города, а в итоге сейчас ничьи. Они не принадлежат семье и не принадлежат городу. Как такое может быть? Прошло уже столько времени с гибели чеканки, а в Минкульте только собираются создавать группу по рассмотрению этой проблемы. Это же просто дикость какая-то! Вот «Кованые музыканты» нашлись недавно. Мне прислали фотографию ограды — она просто заросла и заставлена помойкой! Поэтому ее все «потеряли». И это тоже к Минкультуры вопрос.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора