Забытые победы героя советского подплава

Владимир Нагирняк История 113

Итальянский танкер «Суперга, торпедированный Александром Девятко ©sovboat.ru

Несмотря на то, что с окончания Великой отечественной войны прошло уже 75 лет, имена многих ее героев до сих пор не получили должной известности.  Среди незаслуженно забытых – командир подводной лодки «Щ-211» Александр Девятко. Этот выдающийся офицер-подводник открыл счет победам подводных лодок Черноморского флота и стал самым результативным командиром советского подплава в начале войны. Сегодня его имя известно только специалистам, хотя, безусловно, должно упоминаться в одном ряду с другими выдающимися героями Великой отечественной.

У болгарских берегов

Моряки-черноморцы встретили начало войны в полной боевой готовности. За два часа до ее начала, по приказу наркома ВМФ СССР командующий Черноморским флотом (ЧФ) адмирал Октябрьский объявил по флоту готовность №1. На его главной базе в Севастополе был объявлен общий сбор и произведено затемнение. Это оказалось своевременной мерой, так как уже в 03:15 22 июня 1941 вражеская авиация совершила первый налет на Севастополь для минирования местных фарватеров. Изначально эти самолеты приняли за румынские. По воспоминаниям очевидцев, моряки-черноморцы были крайне возмущены – внезапная воздушная атака со стороны какой-то там Румынии! Все посчитали, что уж с ней-то советские войска и флот разделаются быстро.

Александр Девятко sovboat.ru

У этой убежденности были веские основания. Ведь советские военно-морские силы на Черном море обладали абсолютным превосходством над противниками. В их состав входило свыше 180 кораблей, включая линкор, пять крейсеров, эсминцы и 47 подводных лодок. Именно перед подводниками в первые дни войны командование ЧФ поставило задачу прервать коммуникацию противника между Босфором и румынскими портами. Подлодкам разрешалось вести неограниченные боевые действия против румынских, немецких и итальянских кораблей и судов. Но это не касалось болгарских территориальных вод, в которые советским субмаринам заходить запрещалось. Лишь одна черноморская «щука» была направлена туда с особым заданием.

6 июля из Севастополя к побережью Болгарии вышла «Щ-211» Александра Девятко. На ее борту находился опытный разведчик и бывший болгарский торговый моряк Иван Изворский. Ему предстояло найти удобные места для будущей высадки групп болгарских антифашистов. Хотя Болгария войну Советскому Союзу не объявляла, она была союзницей Рейха. Поэтому Москва решила разложить ее изнутри с помощью партизанской борьбы. Для этого были подготовлены группы болгарских политэмигрантов, которые предполагалось переправлять в эту страну, в том числе и на подводных лодках.

«Щука» проникла в воды Болгарии южнее порта Варна. Девятко часто уступал гостю место у перископа, чтобы тот мог рассмотреть окрестности. При этом командир лодки обратил внимание, что вокруг не было кораблей и судов противника. Девятко догадался, что ходят они у самого берега, находясь под защитой минных полей. Это было верное предположение. С началом боевых действий объем грузоперевозок румынскими, болгарскими и итальянскими судами сократился, но полностью эти перевозки не прекратились. Маршрут между Констанцей и Босфором теперь пролегал возле побережья, где было более безопасно. Это наблюдение пригодилось командиру «щуки» во время следующего похода.

Первая победа черноморского подплава

«Щ-211» вернулась в Севастополь утром 25 июля. Девятко доложил командованию результат разведки – высадка в Болгарии возможна. Изворский улетел в Москву готовить диверсионные группы, а командиру «щуки» оставалось ждать их прибытия и повторного выхода в район, где намечалась высадка. Состоялся он 5 августа – а «Щ-211» покинула Севастополь с 14 болгарскими диверсантами на борту.

Согласно полученному заданию, Девятко должен был снова идти в район Варны, чтобы там высадить диверсионную группу. После этого его лодке следовало, заняв позицию на коммуникации между этим болгарским портом и Босфором, «действовать оружием неограниченно», топя суда и корабли немцев и их союзников. Все это стало возможным после того, как в начала августа Москва разрешила советским подлодкам атаковать в болгарских водах любые цели, кроме турецких судов.

7 августа «Щ-211» пришла в нужный район и начала его разведку. Девятко действовал осторожно и не торопился. За время нахождения на позиции подлодка два раза обнаруживала вражеские суда, но атаковать их не смогла. Наконец вечером 11 августа она подошла к берегу у мыса Карабурун и успешно высадила там болгарских товарищей. После этого Девятко приступил к выполнению второй части задания – поиску и уничтожению вражеских судов.

В течение последующих трех суток «Щ-211» неоднократно обнаруживала корабли противника, но Девятко их не атаковал из-за малой ценности целей. Удача ему улыбнулась утром 15 августа, когда лодка находилась в южной части Варненского залива. В 10:14 она обнаружила крупный транспорт. Командир «щуки» объявил тревогу и начал маневрирование для выхода в торпедную атаку. Вскоре он заметил и второе судно. Эскорт у судов был символическим, так как враг считал эти воды безопасными. Ведь пока еще советским подводникам не удалось потопить ни одного транспорта с начала войны.

Две торпеды устремились к целям. Спустя 30 секунд на «щуке» услышали взрыв. Её командир узнал результат атаки лишь спустя полчаса – после залпа лодка вынуждена была погрузиться. Подняв заново перископ, Девятко увидел, что один транспорт исчез, а второй выбросился на берег. Подводник посчитал пропавший транспорт потопленным, а спустя два часа исчезло и судно, сидевшее на мели. Девятко предположил, что оно тоже затонуло. И эта версия оказалась верной.

Оказалось, что «Щ-211» атаковала два румынских парохода – «Сучава» (5695 брт) и «Пелеш» (5 708 брт), шедших в сопровождении болгарских катеров. «Сучава» остался цел. Торпедированный «Пелеш» через два часа сполз с мели и затонул. Вот так Девятко открыл счет победам черноморских подводников в Великой Отечественной. К сожалению, другие его атаки в этом походе оказались неудачными. 24 августа «щука» вернулась в Севастополь, где ее встречали с духовым оркестром.

Стратегический успех

В следующий поход «Щ-211» вышла 21 сентября. И в этот раз Девятко вновь пришлось действовать южнее Варны. Выход «щуки» в море совпал с обнаружением вражеского конвоя советской подлодкой «М-34». Это были вышедшие из Констанцы под конвоем румынских кораблей итальянские танкеры «Суперго» и «Тампико». В то время Италия морским путем получала из Румынии нефтепродукты. Столь ценный груз требовал хорошей охраны, поэтому Бухарест для охраны танкерных конвоев задействовал почти весь свой маленький флот. К примеру, «Суперго» и «Тампико» сопровождали девять румынских кораблей.

Нападения на этот конвой «М-34» и другой подлодки «Д-5» оказались неудачны. Но они напугали румынское командование, которое отвело оба танкера в Варну, чтобы там они переждали опасность. Танкеры вновь вышли в море лишь 29 сентября, но теперь их путь к Босфору пролегал через позицию «Щ-211». Девятко обнаружил конвой в тот же день. Условия для атаки были сложными, но это не помешало «щуке» торпедой поразить танкер «Суперга» (6 154 брт) с грузом 1800 тонн бензина и 2350 тонн нефти. После этого командир «щуки» поздравил экипаж с новой победой.

Однако поврежденный танкер полностью не затонул. Его корма уперлась в дно, но носовая часть осталась на поверхности. Именно в таком состоянии его увидел Девятко уже на следующий день, когда вернулся к месту атаки. Рядом с «Суперга» стояли корабли – противник проводил какие-то работы, вероятно, надеясь поднять танкер или спасти часть груза. Но «Щ-211» не оставила ему на это никаких шансов. Несмотря на обнаружение «щуки» вражескими кораблями, Девятко сумел добить «подранка» двумя торпедами. Итальянский танкер был уничтожен.

Эффект от случившегося получился очень значительный. Немецкое командование временно прекратило движение судов через воды Болгарии, озадачившись постановкой там защитных минных полей. А после потопления в ноябре «Щ-214» еще одного танкера, столь нуждавшиеся в нефти, итальянцы приостановили ее вывоз из Румынии до начала 1942 года. Однако, узнать все это Александру Даниловичу суждено не было. Следующий поход «Щ-211» стал ее экипажа последним.

Неврученная награда

За потопление двух транспортов Девятко был награжден орденом Красного Знамени. Но получить эту награду не успел. 14 ноября 1941 он вывел свою подлодку в четвертый поход. «Щ-211» снова ушла к берегам Болгарии, но не вернулась. Долгое время ее судьба оставалась загадкой. Подсказкой послужило обнаружение в конце августа 1942-го на пляже у болгарского села Бяла трупа советского моряка с биноклем на шее. При нем были документы на имя старшего лейтенанта Борисенко Павла Романовича – помощника командира «Щ-211». Эта находка со временем помогла разгадать тайну гибели Девятко и его экипажа.

В сентябре 2000 года южнее Варны на глубине 26 – 27 метров болгарскими дайверами был найдена советская подводной лодки типа «Щ». Три года спустя исследовательская экспедиция ВМФ России установила, что корпус «щуки» сильно разрушен – субмарина погибла от мощного взрыва, разломившего её на две части. Не оставалось сомнений, что это была «Щ-211». Согласно выводу обследовавших лодку специалистов, она погибла от детонации торпед в носовом отсеке, вызванной попаданием авиабомбы. Однако, эта версия опровергается историками, так как никаких воздушных атак подводных лодок в данном районе в то время не происходило. Вероятнее всего, «щука» погибла на минах.

Гибель Александра Девятко – настоящая трагедия советского подплава. Этот талантливый подводник стал единственным из командиров подлодок, не только уничтожившим два вражеских транспорта, но и добившийся этим стратегического успеха. Однако после его гибели произошло, то чего не должно было случиться. Девятко был забыт и его имя не получило известности в нашей стране. Такое забвение героя-черноморца совершенно несправедливо, ведь этого подводника заслуженно можно признать лучшим по итогам деятельности советских субмарин начала войны.

 

Сейчас на главной
Статьи по теме