Зачем власть пиарит пропагандиста наркотиков Моргенштерна и фрика Милохина?

Геворг Мирзаян Общество 49

Моргенштерн и Милохин нужны банкам для того, чтобы привлекать новых клиентов. Но вот зачем они нужны государству?


ПОКАЖЕМ И НАУЧИМ РАЗДЕЛЯТЬ

Государственные и окологосударственные СМИ продолжают рефлексировать относительно содержания и итогов питерского форума. Говорят об огромном количестве гостей и о форуме как символе победы России над коронавирусом, пишут о заключенных контрактах на 3,8 триллиона рублей, радуются заявлению Владимира Путина о достройке первой нитки «Северного потока — 2».

Однако широкой общественности, далекой от пафоса и больших цифр, форум запомнился скорее скандалами. Например, космическими ценами в меню с «Бонаквой» за 500 рублей («если у них нет хлеба, то пусть едят пирожные») и персонажем, которого «Сбер» выбрал в качестве молодежного лица форума. Этим лицом стал не какой-нибудь молодой чемпион мира. И не победитель молодежной Олимпиады. Даже не юный гений. Молодежным лицом форума избран фрик, звезда «ТикТока» Даня Милохин. Человек, который (судя по его выступлению на одной из панелей) говорит на великом и могучем в стиле какого-то гастарбайтера, то есть с трудом подбирая слова и выстраивая их во что-то похожее на предложение.

На первый взгляд, возмущениям тут не место. Для «Сбера» фрик Милохин — это бизнес-вложение, ровно такое же, каким для Альфа-Банка был наем на работу пропагандирующего наркотики фрика Моргенштерна. И берут их не из-за фриковости, а лишь для того, чтобы эффективно побороться за молодежь, для которой эти фрики как минимум являются лидерами общественного мнения, а как максимум — образцами для подражания. И если Моргенштерн призывает людей, только-только получивших паспорт, открывать свои счета и карты в «Альфе», если Милохин расскажет своим фолловерам, как найти дорожку в «Сбер» (а не только будет подсказывать, как эту дорожку правильно разделять), то банки получат долгожданных новых клиентов.

Да, получать клиентов можно по-другому. Создавать привлекательные продукты, повышать уровень обслуживания, относиться к людям по-человечески. Однако это долго, сложно и непонятно. Гораздо лучше побороться за новые толпы клиентов, компенсировав массовостью низкое качество.

Да, методы борьбы (а Моргенштерн и Милохин вызывают у нормальных, взрослых людей в лучшем случае отвращение и презрение) могут отпугнуть от банка приличных клиентов. Куда более платежеспособных и интересных, чем аудитория «ТикТока». Однако и в «Сбере», и в «Альфе» прекрасно понимают, в какой стране живут. Люди до сих пор боятся класть большие средства в маленькие или даже средние банки, опасаясь эти средства потерять. Поэтому они вынуждены держать их в больших государственных или окологосударственных учреждениях — и, соответственно, терпеть скотское отношение банкиров к клиентам, а также ассоциацию этих банков с пропагандистами наркомании, проституции и иного асоциального поведения.


ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

Проблема, однако, в том, что Даня Милохин был презентован «Сбером» своей физиономией не где-то, а на Питерском экономическом форуме. Мероприятии, которое тесно ассоциируется с действующей российской властью. И получается, что власть официально дала добро на то, что тесно ассоциирующийся с государством банк позиционирует Милохина символом современной молодежи. И все бы ничего, если бы эта самая власть на всех возможных углах не говорила о том, что пропагандирует правильные ценности: семью, консервативные идеи, здоровый образ жизни и мысли. В эту пропаганду вкладываются серьезные деньги, за ее счет кормятся многие люди и организации. А тут получается, что власть не просто признает, но еще и де-факто пропагандирует «Милохиных» как кумиров современной молодежи. И не надо тут говорить о том, что Кремль просто смиряется с неизбежным. «Любое кумирство — это, в первую очередь, конструкт. Хобсбаум прекрасно это назвал „изобретением традиций“. Вопрос, кому такое изобретение нужно и зачем», — вопрошает известный российский политолог Сергей Маркедонов.

Зачем российской власти воспитывать молодежь на принципах, пропагандируемых Милохиным и Моргенштерном? Ведь те, кому сейчас 14–16 лет, через один избирательный цикл пойдут на выборы, а через несколько циклов станут основным российским электоратом. От них будет зависеть судьба страны и ее устои. В том числе, например, судьба легализации наркотиков в нашей стране. Зачем Кремлю нужно пиарить в провластном информационном пространстве всяких фриков вместо того, чтобы рассказывать о молодых людях, которыми действительно можно гордиться и которые должны стать образцами для подражания?

Зачем, наконец, заниматься деконструкцией консервативных устоев общества и делать его более восприимчивым к идеям Майдана? Кремль что, самоубийца? Увы, нет. Ответ гораздо проще и, по всей видимости, страшнее — властям все равно. Молодежной политикой либо не занимаются, либо отдают ее на откуп людям, которые не умеют ей заниматься. Не умеют создавать и продвигать эффективные молодежные смыслы, но при этом являются гроссмейстерами в науке распила бюджета. Все окружающие это видят и делают выводы. «Когда эта публика „изобретателей традиций“ и „творцов смыслов“ начинает что-то зажигать про патриотизм, традиционные ценности и прочее, я им не верю! И безо всякого, заметьте, Станиславского!» — говорит Сергей Маркедонов.

Однако российские власти (в процессе строительства вертикали потерявшие вертикальные же связи с народом) на это неверие внимания не обращают. Пипл все равно схавает. И пока они продолжают такую вот пофигистическую политику, по пути «Альфы» и «Сбера» — то есть в ногу со временем и тиктокерами — пошел МХАТ. В ближайшее время на сцену этого оплота классической культуры выйдет кумир молодежи Ольга Бузова. «Сегодня смысл там, где Бузова», — пояснил художественный руководитель МХАТ Эдуард Бояков.

Занавес.

Геворг Мирзаян

Источник


Автор Геворг Валерьевич Мирзаян — политолог, журналист-международник.

Фото: Рэпер Моргенштерн перед заседанием по делу о пропаганде наркотиков в Зюзинском суде Москвы. Фото: Ведяшкин Сергей/ Агентство «Москва»

Сейчас на главной
Статьи по теме