Цифровизации недостаёт кадров

Михаил Белый Общество 46

Цифровая революция, анонсированная в России, оказалась под угрозой срыва. Поставленная задача – ликвидировать нехватку вузовских преподавателей по IT-специальностям – пока не может быть решена. Представители образовательного сообщества и технологической сферы единодушны: подготовить несколько десятков тысяч уникальных кадров невозможно. В итоге возникает замкнутый круг: в стране при тотальном дефиците специалистов нет и тех, кто может их обучить. Означает ли это, что стратегическую отрасль заполонят самоучки, разбирался «Октагон».

Максим – студент IT-направления одного из вузов Самары. В разговоре с «Октагоном» он признаётся, что на занятия «ходит через раз», поскольку, по его словам, уже давно учится всему сам:

– Помните анекдот про шестиклассника, с которым отец решил поговорить о сексе? Вот так и в моем случае: мы, простите за нескромность, с ребятами из группы много чего нового можем рассказать нашим преподавателям-профессорам. Рассказывать на лекциях про Basic – это, конечно, перебор.

Максим уже несколько лет работает в IT-компании, в числе заказчиков которой крупные российские и западные структуры. В вузе стипендию не получает, поскольку часто пропускает лекции. Между тем зарплата Максима давно перевалила за 150 тыс. рублей – такими доходами не может похвастаться ни один из профессоров в вузе, где учится пока ещё не дипломированный программист.

Не хватает миллиона

Дефицит кадров по IТ-направлениям сегодня составляет от 700 тысяч до 1 миллиона специалистов – такие цифры привёл вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. «До 2024 года нам нужно 80 тысяч преподавателей, это пока расчётные данные ˂…˃. Я не очень понимаю, кто будет готовить этих преподавателей», – признался Чернышенко в ходе совещания «Кадры для цифровой экономики». По его словам, в текущем году должно быть переподготовлено 16 тысяч преподавателей вузов и заведений среднего профессионального образования. Вице-премьер подчеркнул: некоторым специальностям нет смысла учить пять лет, можно гораздо быстрее готовить специалистов по работе с данными и искусственным интеллектом. Именно такие кадры, пояснил Чернышенко, сейчас крайне нужны национальной экономике.

Ранее замглавы Минцифры Евгений Кисляков также оценил дефицит квалифицированных кадров в IT-сфере в диапазоне от 500 тысяч до 1 миллиона человек.

По его данным, в стране не хватает не только узких IT-специалистов, но и кросс-функциональных. Кисляков обратил внимание и на нехватку в российских вузах бюджетных мест по таким специальностям.

Таким образом, кадровый вопрос автоматически разделяется на два: с одной стороны, отрасль нуждается в узких специалистах, с другой – нет никакого понимания, кто и каким образом должен их обучать, чтобы образовательный процесс не стал просто формальностью и гонкой за номинальным дипломом.

Между тем, согласно ряду социологических исследований, каждый пятый родитель желает, чтобы его ребёнок поступал в университет на IT-специальности, считая их наиболее перспективными.

Не кассир для «Макдоналдса»

Переобучить за три года 80 тысяч преподавателей – практически утопия, рассуждают в разговоре с «Октагоном» представители IT-сферы. Задачу считает невыполнимой директор по маркетингу CS-Cart, соавтор книги «Как открыть интернет-магазин. И не закрыться через месяц» Павел Трубецков:

– Любой экспертный труд плохо клонируется, особенно быстро. Несложно вырастить второго кассира в «Макдоналдсе», а вот второго нейрохирурга НИИ Склифосовского – сложно. Так и здесь.

Эксперты указывают и на другую серьёзную проблему – морально устаревшие программы обучения в вузах.

Для переподготовки преподавателей в IT-сфере требуются время и современные программы обучения.Фото: Егор Алеев/ТАСС

– Вспоминая университет и то, чему нас обучали, прекрасно понимаю: это – прошлый век. Надо ли на это тратить время? Сегодня востребованы навыки для решения реальных проблем, но их чаще всего сами преподаватели решать не способны. Возрастные преподаватели предпочитают выезжать на авторитете двадцатилетней давности, а молодые квалифицированные кадры в вузы работать не идут, – подтвердил «Октагону» UX-дизайнер Игорь Бабичев.

Кадровый вопрос действительно упирается в деньги: что должно заставить профессионала остаться работать в вузе?

«До тех пор, пока преподаватель получает гроши, никакая программа переподготовки не решит проблему. Преподавать IT должны не пенсионеры, а люди, способные впитывать новое, как губка. Здесь уже не прокатит чтение лекций сорокалетней давности. Сделайте профессию преподавателя конкурентной – и выпускники не поедут в Москву или за рубеж, а останутся в alma mater».

Лев Винокуров
IT-разработчик

В высшей школе тоже осторожно подходят к поставленным государством задачам. Эксперты опасаются, что процесс переобучения рискует превратиться в профанацию.

– Потребуется очень интенсивная работа по подготовке, для которой нужна серьёзная мотивация, в первую очередь финансовая. Никто не может бросить свои дела и пойти учиться на квалифицированного преподавателя в IT без поддержки, – утверждает соруководитель совместной образовательной программы «Пандан» Европейского университета (ЕУ) в Санкт-Петербурге и «Яндекса», декан факультета социологии ЕУ Вероника Костенко.

По мнению эксперта, переобучить людей можно, но важно, чтобы это не стало профанацией. Она уверена: повсеместное назначение в вузах проректоров по цифровизации не поможет, поскольку будет саботироваться или подменяться отчётностью.

Короткий путь

Многолетняя подготовка будущих айтишников в вузах – вероятно, не самый лучший путь. В этом сходятся и участники рынка, и представители вузовского сообщества.

По оценкам IT-маркетолога Павла Трубецкова, чтобы обучить миллион крутых айтишников, необходимо не 100 тысяч преподавателей, а «мотивация для учеников, десятки миллионов умных людей и система комбинированного образования – онлайн плюс офлайн».

Вероника Костенко из Европейского университета уверена, что будущее – за короткими программами.

– Это отличный путь, особенно для людей, у которых уже есть высшее образование. Полгода-год – время, за которое можно освоить некоторые навыки, потом начать их применять, а затем продолжать учиться, потому что останавливаться в этой сфере нельзя, – считает собеседница «Октагона».

Однако в высшей школе указывают: проблема состоит в том, что до сих пор непонятно, что понимается под IT-специалистами.

«Высшее образование нужно только для подготовки программистов самого высокого уровня. Всем остальным достаточно коротких программ и курсов».

Леонид Эрштейн
кандидат педагогических наук

По оценкам эксперта, на сегодняшний день существует острая нехватка лишь очень узких специалистов:

– Например, системных администраторов Linux, возможно, и правда не хватает, но их ни в одном вузе не готовят. Есть дефицит 1С-программистов, потому что серьёзные спецы туда не идут, им это скучно. А другим специалистам это тяжело освоить.

Впрочем, у облегчённого подхода к подготовке кадров для IT-индустрии есть и оппоненты. Они указывают на то, что человеку без высшего образования в IT-кругах будет сложнее прижиться. Ключевой аргумент – отсутствие у таких «недоучек» фундаментальной базы знаний.

– Топ-менеджер одной крупной IT-компании как-то мне сказал: если его специалист учился на мехмате и смог сдать теорию функций комплексного переменного профессору Иванову в срок, то я точно знаю, что он справится с любой производственной задачей, – отмечает в беседе с «Октагоном» заведующий кафедрой бизнес-информатики Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук Дмитрий Назаров.

Впрочем, мнение профессора вряд ли можно считать популярным в среде айтишников.

Как показал опрос, проведённый онлайн-ретейлером Ozon, большинство российских разработчиков пришли в профессию самостоятельно, при этом лишь 30 процентов из них имеют профильное образование.

Согласно данным рекрутингового сервиса HeadHunter, требования о высшем или среднем профессиональном образовании указаны в описании лишь 20 процентов вакансий в сфере IT. Сами участники отрасли любят вспоминать историю о том, что основатель и глава Facebook Марк Цукерберг получил диплом о высшем образовании лишь спустя 12 лет после отчисления из Гарвардского университета. Его коллеге Биллу Гейтсу потребовалось на это куда больше времени – основатель Microsoft покинул Гарвард в 1975 году и сумел окончить его только в 2007-м, спустя 32 года после отчисления.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора