Аксиология марксизма в контексте мировых исторических трендов
СОВРЕМЕННЫЙ ЗАПРОС НА МАРКСИЗМ
Крушение СССР преподносилось противниками советской идеологии одновременно и как исторический крах марксизма. Утверждаемая главным образом в либеральном дискурсе неправота К.Маркса, снятие марксистской альтернативы, рассматривалось в рамках общих концептуальных положениях «конца истории» [30]. Особенно активно в антимарксистский дискурс включилась новая российская элита, интеллектуально вышедшая, казалось бы, из того же марксизма [7]. Однако обостряющиеся социальные противоречия в странах мира на фоне разразившегося в 2008 г. экономического кризиса вернули марксизм в мировую дискурсивную повестку.
Новый запрос на учение Карла Маркса наглядно продемонстрировала акция «оккупируй Уолл-Стрит», прошедшая под марксистскими лозунгами и с марксистской символикой. С портретами Маркса выходят левые антиглобалисты и альтерглобалисты в странах мира, позиционируемых в качестве развитого капитализма и оплота либеральных ценностей — США, Великобритании, Франции, Германии, Италии [21, с. 4; 34].
При этом марксизм сегодня — не только идеология андеграунда. Коммунистическая партия мало того, что сохранила правящие позиции в Китае, но и вывела его на уровень первой экономической державы мира. По состоянию на начало 2018 г. в 28 странах мира у власти находились политические силы, так или иначе саморепрезентующиеся в соотнесение с марксистским учением.
Марксизм на современном этапе получил небывалую популярность в американском обществе, превосходящую его популярность в послевоенный период, когда сенатор Дж. Маккарти объявил об угрозе в США коммунистической революции.
Особенно сильны марксистские симпатии среди американской молодежи. Согласно данным опроса Фонда памяти жертв коммунизма, 44% молодых американцев определило себя в качестве приверженцев идей социализма, а еще 7% — коммунизма, что дает в совокупности более половины всех респондентов. При этом сторонники капитализма составили среди американской молодежи — 44%, что крайне мало в соотношении с доминирующими ценностными ориентирами всех предыдущих поколений американцев. Для сравнения в целом в американском обществе, предпочтения распределяются следующим образом: 59% — за капитализм, 34% — социализм, 3% — коммунизм. Существует еще и фашистский сегмент: среди молодежи — 7%, в обществе в целом — 4%. Даже в данных для американского общества в целом показатель, превышающий треть приверженцев левых идеологий является для США свидетельством происходящей ценностной инверсии [5; 6; 25]. Директор Фонда Мэрион Смит прокомментировала результаты опроса следующим образом: «Среди американцев, рождённых на рубеже столетий, увеличивается количество тех, кто отворачивается от капитализма и склоняется к социализму и даже коммунизму как жизненной альтернативе»[8].
Отражением инверсионных тенденций в политическом процессе внутри США явился феномен Берни Сандерса, боровшегося в 2016 году за кресло Президента на праймериз Демократической партии. Он, как известно, хотя и сошел с президентской гонки, но имел все шансы обыграть Хиллари Клинтон. В паре же Трамп-Сандерс шансы кандидата от демократов выглядели бы гораздо более предпочтительными, нежели в паре Трамп-Клинтон. Между тем, идейно Сандерс диссонирует со всей предыдущей идеологической обоймой американского президентства. Его воззрения формировались под влиянием трудов К.Маркса и интерпретаций марксизма Э.Фроммом. Сандерс был членом американской партии «Союз свобод», чьим идейным кредо являлись идеологемы — социализм, антикапитализм, антиимпериализм.
Для иллюстрации приведем идеологически характерные фрагменты выступлений Сандерса:
«По-моему, в нашей стране нет справедливости, когда безработица среди молодежи держится на таких трагически высоких уровнях. Каждый пятый ребенок живет в бедности, а в тюрьмах Соединенных Штатов больше народа, чем в любой другой стране. Экономика подтасована самыми богатыми так, чтобы самые богатые наживались за счет остальных. С 2009 по 2014 год 58% прироста доходов доставались 1% самых богатых»[4].
«Функция правительства — в том, чтобы защищать интересы рабочего класса, людей со средним доходом и уже только потом богатых и обладающих властью. Мы стали слишком фанатичными в превозношении жадности. На обложки журналов мы помещаем миллионеров и забываем полицейских, пожарных, учителей, нянечек… Пора изменить нашу систему ценностей»[22].
«Наш средний класс рушится. Сейчас неравенство в богатстве и доходах сильнее, чем в 1920-х годах… Все, что могут сделать денежные тузы, — это вкладывать невероятные суммы в теле- и радиорекламу, чтобы отвлечь внимание от настоящих проблем, которые стоят перед американцами»[8].
Итак, во главе США мог потенциально оказаться марксист и социалист. Учитывая роль, которую Соединенные Штаты Америки играют в мире, последствия этого для мироустройства способны были оказаться революционными. Все переворачивалось с ног на голову, и США из главного противника социализма периода «холодной войны» превращалась бы в этой сценарной проекции в свою противоположность.
Дискредитация К.Маркса на постсоветском пространстве, высмеивание марксистского учения оказалось в разительном противоречии с отношением к этой фигуре в мире в целом. Согласно опросу Би-би-си, агентство, которое трудно заподозрить в симпатиях к марксизму, Маркс занял абсолютное первое место при определении величайшего мыслителя второго тысячелетия. На последующих местах расположились: Эйнштейн, Ньютон, Дарвин, Фома Аквинский, Хокинг, Кант, Декарт, Максвелл, Ницше. Первая позиция Маркса, как минимум, обязывает к изучению его творческого наследия, блокируемого в современном российском образовании [15].
МАРКСИЗМ НЕДОГМАТИЗИРОВАННЫЙ: ВАРИАЦИИ МАРКСИСТСКОГО УЧЕНИЯ
Советская линия интерпретация марксизма — являлась только одним из направлений, производных от идей К.Маркса и апеллирующих к его учению. Пространство марксистской, неомарксистской и постамарксистской мысли может быть классифицировано по следующим составляющим: бернштейнианство; австромарксизм (К.Каутский, О.Бауэр, К.Ренер); легальный марксизм (П.Б.Струве); люксембургианство; меньшевизм; большевизм, ленинизм; марксистское богостроительство (А.А.Богданов); национал-большевизм, сталинизм; троцкизм; маоизм; идеология «чучхэ» (Ким Ир Сен); будапештская школа (Д.Лукач); франкфуртская школа (Т.Адорно, Ю.Хабермас, М.Хоркхаймер); фрейдомарксизм (В.Райх, Г.Маркузе, Э.Фромм); экзистенциальный марксизм (Ж.П.Сартр, К.Лефер); феноменологическийв марксизм (Э.Пачи); структуралистский марксизм (Л.Альтюссер); грамшианство; школа «Праксис» (Г.Петрович); философия надежды (Э.Блох); аналитический марксизм (Дж. Коэн); мир-системный анализ (И.Валлерстайн); теология освобождения (К.Торрес); геварризм (Г.Дебре); боливарианство (У.Чавес); постмарксизм (З.Бауман, Ж.Бодрияр, М.Кастельс) [1; 10; 12; 29].
То, что исторически потерпел неудачу один из проектов, основывающихся на теории К.Маркса, не может означать, провала всего марксизма. В рамках самого советского проекта были различные подходы в интерпретации К.Маркса, и, очевидно, марксизм горбачевского периода существенно отличался, в частности, от марксизма сталинского периода. Соответственно, если мы говорим о крахе марксистского проекта советского исторического эксперимента, следует уточнить, что речь идет о позднесоветской горбачевской версии марксизма. Многообразие интерпретаций марксистского учения указывает на заложенный в нем значительный творческий потенциал. Наличие такого потенциала позволяло давать ответы на новые исторические вызовы развития мира и отдельных государств. В СССР первые десятилетия реализации советского проекта марксизм получил, действительно, творческое развитие, выразившись в создание новых направлений марксистского дискурса. Соединение марксизма с задачами государствостроительства, геополитического противоборства капиталистическому миру, цивилизационного российского преломления привело к появлению особой версии марксистской идеологии, обеспечившей на определенном этапе модернизационный прорыв Советского Союза.
Однако далее происходит догматизация марксистского учения. Возник феномен учебного марксизма-ленинизма, новой квазирелигиозной схоластика. Эта догматизация блокировала возможности реагирования на объективно происходящие изменения в мире.
Методологическая инверсия установления системы учебного марксизма заключалась в двух основных составляющих по отношению собственно к пафосам учения К.Маркса. Во-первых, это выхолащивание идеи преодоления отчуждения человека, «прыжка в царство свободы». Во-вторых, акцентировка на факторе материальных интересов, положение истмата — «бытие определяет сознание». Устранены оказались, таким образом, идеальные ценностные ориентиры, мотивирующие прежние поколения марксистов-революционеров на великие свершения. Преувеличение определяющей роли материальных интересов привела на этапе эпигонов к буржуазному перерождению марксизма. Основной фактически довод противников советской системы на этапе позднего существования СССР как раз и заключался в материальных преимуществах и комфортности для человека западной модели жизнеустройства. Марксизм как антикапиталистическое учение превращается в итоге в свою противоположность и следующим шагом происходит реставрация капитализма [14].
МАРКСИЗМ И РЕЛИГИЯ
В действительности экономическое учение К.Маркса, его теория капитала, не может быть отделена от общей мировоззренческой модели марксизма. Главным в марксизме являлся вопрос о человеке. Будучи убежденным антихристианином, Маркс идейно развивал христианскую аксиологию и сотерологию. Марксистский антагонизм между трудом и паразитизмом, выражающимся в присвоение результатов труда, являлся частным случаем антагонизма человека подлинного и античеловека, а он, в свою очередь, дихотомии добра и зла. В этом измерении вопросов о добре и зле и целесообразно посмотреть на теорию Маркса и марксистскую социальную практику [11].
Философия раннего Маркса была сосредоточена вокруг темы отчуждения человека. Все прочие разработки — экономические, социальные, социокультурные являлись преломлением сформулированных в рамках разработки теории отчуждения подходов. Сущность человека, согласно марксистскому учению, исторически оказалась деформирована в результате установления социальных систем, основываемых на эксплуатации. Происходит отчуждение по четырем онтологическим аспектам: отчуждение человека от процесса труда; отчуждение человека от продукта труда; отчуждение человека от других людей; отчуждение человека от человеческого в себе. В совокупности происходит то, о чем сегодня говорят как о расчеловечивание человека [9].
Маркс абсолютно точно спроецировал происходящий процесс антропологической деградации в будущее, предсказав, живя еще в девятнадцатом столетии, реалии постмодерна. Отчуждение человека от процесса труда выражается сегодня в восприятии труда как принуждения, распространения антитрудовой этики, появление новых поколений, принципиально нежелающих трудиться. Следствием отчуждения от продукта труда является деформированное восприятие создаваемых в результате трудовой деятельности объектов, распространения на этой основе вещизма, консюмеристской морали и нового антропологического типа — человека-потребителя. Отчуждение от других людей проявляется с усиливающейся очевидностью в социальном распаде, фрагментаризации общества и атомизации человеческого бытия. Наконец, отчуждение от человеческого в себе раскрывается сегодня в личностном распаде, утрате целостности «я», деструкции его на декомпозированные элементы «nicname» [28].
Маркс, как известно, стоял на воинствующих антихристианских позициях. Антихристианство Маркса является одним из узловых положений неприятия его учения со стороны приверженцев традиционных ценностей. Подвергать ревизии взгляды создателя марксизма на религию бессмысленно, но целесообразно, вместе с тем, проследить генезис этой позиции. Официальная Церковь в девятнадцатом столетии пребывала в состоянии кризиса. Кризис состоял в усугубляющемся отдалении церковных структур и клира от ценностей и идеалов самого христианства. Религиозная доктрина, собственно евангельское учение вступало в противоречие с актуальной социальной позицией Церкви, фактической легитимизацией мира неравенства. Церковь оказалась инкорпорирована в систему и не выдвигала в отношении нее альтернативы иного жизнеустройства. Она не отвечала на новые вызовы развития человечества, в значительной степени самоустранилась от общественного дискурса. Все это объективно подталкивало к генерированию новых альтернативных форм религиозности.
Этот поиск мог даже в наиболее радикальных проявлениях приобретать различные формы святотатственного кощунства и даже сатанизма. Бунт Люцифера против Бога воспевался многими поэтами девятнадцатого века во главе с Джорджем Байроном [35, p. 213.]. Не прошел увлечения темой богоборчества и молодой Карл Маркс. Эпатирующими для христианского сознания являлась его пьеса, прославляющая бунт против Бога «Оуланем» [33]. Вычеркнуть их из творческой биографии Маркса означало бы блокировать понимание исходных основ его мировоззренческой рефлексии, связанной с реакцией на вопросы религиозной веры. Идейный контекст альтернативной религиозности из сплава, которого вышел ранний марксизм, включал следующие компоненты:
— хилиастическое движение, с его установками в духе коммунистического эгалитаризма;
— новая религия, сфокусированная на культе Высшего Разума, официально провозглашенного в период Великой Французской революции;
— различные оккультные сообщества нового времени (масоны, иллюминаты, мартинисты), чье квазирелигиозное учение также подразумевало практику социального преобразования [23].
Маркс, как минимум, вступая на путь революционной оппозиционности быть совершенно дистанцирован от этого контекста. Не исключено, что и свой внешний облик, в соответствии с архетипами новой религиозности, Маркс формировал под образ античного Зевса [3]. Марксистская семиотика обнаруживает, вместе с тем, перифраз основных компонентов христианской религиозной системы:
— грядущее Царствие Божье — коммунизм;
— утраченный Эдем первозданный — первобытный (пещерный) коммунизм;
— грехопадение — появление института частной собственности;
— падший человек — учение об отчуждение;
— религиозный мессианизм — пролетарский мессианизм;
— Армагеддон — мировая революция;
— мировое зло — буржуазия, буржуазный мир;
— пять мировых царств — пять формаций;
— Церковь — Интернационал.
За внешним воинствующим антихристианизмом марксизма в нем обнаруживалось внутреннее развитие христианской аксиологии. Особенно наглядно эта преемственность обнаруживалось по фундаментальному для марксизма вопросу распределения общественных благ. Сообразно с марксистской теорией, выделялись две стадии развития справедливой распределительной системы, которые в последующей формационной классификации соотносились с формациями социализма и коммунизма. Капиталистическая модель характеризовалась нетрудовым принципом распределения, эксплуатацией человека человеком, присвоением прибавочного продукта.
Социалистический принцип был сформулирован словами Ж.Прудона — «от каждого по способностям, каждому по труду», коммунистический — раскрыт Марксом в «Критике Готской программы» — «От каждого по способностям, каждому — по потребностям»[17]. Оба принципа находят соотнесение со словами Нового Завета. «Если кто не хочешь трудиться, тот и не ешь» — слова Второго послания к фессалоникийцам апостола Павла стали девизом социалистической модели распределения. Его провозглашал В.И.Ленин в «Государстве и революции», ссылаясь при этом не на христианские тексты, а работы К.Маркса [16, с. 5–125.]. Коммунистическая распределительная модель обнаруживает соответствие в апостольском образе жизни. В «Деяниях апостолов» приводится следующая характеристика апостольского общинного устройства жизни: «И великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов: и каждому давалось, в чем кто имел нужду». Таким образом, по совокупности ценностно-смысловых ориентиров марксизма он, с одной стороны, оказывался отрицанием христианской традиции, с другой, развитием идущего от христианства преемственного направления в истории мысли.
МАРКСИЗМ И РАЗВИТИЕ
Марксизм привнес свою важную лепту в философию развития, заложив основания одной из альтернатив исторического модерна. Ко времени Маркса сложилось противопоставление идеи развития и духовных ценностей человека. Духовные ценности и солидарность связывались с прошлым, потерянным «золотым веком». Жозеф де Местр и его последователи связывали имманентно прогресс материальный и регресс нравственный, как две стороны одной медали [20]. Хилиасты, определяемые в изложении истории марксизма, как коммунисты-утописты, различные традиционалисты, руссоисты связывали идеалы духовности и общинности с прошлым. Будущее виделось всем им, либо как окончательная деградация, либо как реставрация прошлого. Марксизм, в противоречие с этими представлениями, устанавливал ориентир духовности и солидаризации ни как отрицание, а в качестве финалистской цели общественного развития.
Оппонируя либеральной версии модерна, основанной на принципах конкуренции, марксистская версия утверждала возможность соединить высокий уровень развития и солидаризацию. Именно с платформой солидаризационного развития связывался исторический прорыв Советского Союза, и на той стадии эта модель обнаружила преимущества перед конкурентоориентированной моделью капиталистической версии модерна. Сегодня в ситуации системного кризиса существующей модели мироустройства запрос на альтернативную версию развития, связанную с духовными ценностями и солидаризацией человечества, находится вновь в актуальной повестке. Актуализируется, соответственно, и запрос на переосмысление К.Маркса [24].
Прямой перенос марксистских положений из девятнадцатого в двадцать первый век было бы, безусловно, абсурдом. Маркс оперировал тем материалом, который предоставляла ему современная эпоха. Он многое предвидел в отношении будущего, но не мог объективно предвидеть все. Вне возможности анализа Маркса объективно оказались такие феномены глобальных трансформаций, как:
— ядерное оружие и выход в космос;
— появление политических технологий управления массовым сознанием, в том числе и в глобальном масштабе;
— акционерный капитал, институционализация новых форм собственности, нарушавших классическую марксистскую схему;
— учреждение ФРС, складывание мирового банковского бенефицариата, изменение природы денег, перестающих быть эквивалентом стоимости;
— интернет, новые сборки социальных сетей;
— робототехника, «умная машина», замещающая человека;
— утрата революционной роли пролетариата, обуржуазивание постпролетарских страт;
— включение ряда национальных сообществ в систему мировой эксплуатации, замещение классовых противоречий страновыми.
Все эти вызовы нуждаются в адекватном реалиям XXI века объяснении. Соответственно, речь должна идти не о марксистской ортодоксии, а именно о творческом переосмыслении Маркса, с отсеиванием одного и акцентировкой на другом.
МАРКСИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС, МАРКС И РУСОФОБИЯ
Одной из таких компонент исходного марксистского учения, который следует купировать в перспективе будущего общественного развития, следует признать отношение Маркса к национальному вопросу.
Время показало, что нации являются более устойчивыми общностями, чем это казалось Марксу. В СССР осознание пробуксовки левомарксистской идеологии с акцентировкой на стирание национальных различий привело к идеологическому повороту середины 1930-х годов. Первым проявлением этого диагноза явилась поддержка немецким пролетариатом в своем большинстве германского нацизма. Обнаружилось, что для немецкого рабочего принцип единства крови важнее принципа пролетарской солидарности. Вторым диагнозом стал «испанский полигон», продемонстрировавший недостаточную функциональность в борьбе с новым врагом левой идеологии. Начало войны убедило окончательно в необходимости обращения к российским цивилизационным ценностям, образам национальных героев русского народа, его традиционной вере. Возвращение к парадигмальным основаниям российской цивилизации и составило содержание правого сталинского идеологического поворота [2].
Провозглашенная в самый критический период военного противостояния фраза — «убей немца» звучала уже совершенно в разрыве с марксистской методологией.
Чтобы эта фраза нашла, например, отражение на плакате от лица босоногого мальчика, изображенного на фоне горящей деревни и убитой фашистами матери — «Папа, убей немца!» — требовалось, очевидно, решение на самом высоком уровне [26].
Плакат: Папа, убей немца! Художник М.Нестерова, 1942 г.
Разрыв с классическим марксизмом в национальном вопросе, вместе с тем, не означал полного разрыва с Марксом. Для определения содержания внутренних идеологических реверсов советской истории целесообразно использовать в качестве аналоговой модели диаграмму Дэвида Нолана. Вместо нолановских — ценностных шкал — политической свободы и экономической свободы, были взяты ориентиры ценностных дихотомий — национальная идентичность — космополитизм, равенство — неравенство.
Если либерализм соотносился с полюсом фактического неравенства и космополитизма, то фашизм — неравенства и национальной идентичности. Ленинизм (как идеология первой послереволюционной фазы развития советского проекта) связывался с полюсами космополитизма, категориально обозначаемого в качестве пролетарского интернационализма, и равенства. Сталинизм совершал реверс в сторону национальной идентичности, при том, что равенство сохранялось в качестве базового ценностного идеала. Таким образом, ленинизм и сталинизм расходились по вопросу о национальной идентичности, имея общность в аксиологии антропологического равенства человека. Именно в вопросе о равенстве и ленинизм, и сталинизм выступали в качестве альтернативы по отношению к идеологиям либерализма и фашизма с позиции единой для них коммунистической платформы. Таким образом, ценностно-смысловую установку фундаментального антропологического равенства человечества и следует признать ядром марксистского учения, его константой, при возможности вариаций в отношении переменных.
Маркс, как и любой из великих мыслителей, выступал в двух качествах — гением, перешагнувшим свою эпоху, и представителем определенного временного и странового контекста. В этом втором качестве и следует рассматривать феномен русофобии Маркса [27]. Здесь он противоречил себе, отступая от интернационализма, не допускающего, казалось бы, фобий к какому-либо народу. Время Крымской войны, развертывающейся в прямом геополитическом и цивилизационном противостоянии Россия — Запад, заставляла Маркса включиться на стороне «своих» в поток антироссийской пропаганды. Именно на этот период и приходятся его наиболее радикальные характеристики в отношении России. Типичные матричные положения антироссийской исторической мифологии — тезис об имманентном русском рабстве, тезис о врожденном русском империализме обнаруживаются в марксовых сочинениях вполне определенно. Это и есть так называемый «замолчанный Маркс». Именно наличие русофобской компоненты определило решение о приостановке в 1935 году издания Полного собрания сочинений Маркса и Энгельса. Парадоксально, что в государстве, руководствовавшемся теорией марксизма, труды Маркса никогда не были опубликованы в общем объеме, и часть из них оказалась фактически под цензурным запретом.
Одна из наиболее системных работ, излагающих позицию Маркса в отношении исторического опыта России, «Разоблачение дипломатической истории XVIII века» увидела свет на русском языке только в 1989 году в журнале «Вопросы истории».
Приведем некоторые характерные рассуждения автора. Тезис об имманентном русском рабстве иллюстрируется, в частности, следующими теоретическими выкладками: «Колыбелью Московии было кровавое болото монгольского рабства, а не суровая слава эпохи норманнов. А современная Россия есть не что иное, как преображенная Московия… Между политикой Ивана III и политикой современной России существует не сходство, а тождество — это докажет простая замена имен и дат… Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала virtuoso в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира»[18].
Представления Маркса о врожденном русском империализме могут быть раскрыты через следующий фрагмент «Разоблачения»: «Для системы местных захватов достаточно было суши, для системы мировой агрессии стала необходима вода. Только в результате превращения Московии из полностью континентальной страны в империю с морскими границами московитская политика могла выйти из своих традиционных пределов и найти свое воплощение в том смелом синтезе, который, сочетая захватнические методы монгольского раба и всемирно-завоевательные тенденции монгола-властелина, составляет жизненный источник современной русской дипломатии»[18].
Ведутся споры, отошел ли Маркс с течением времени от своих русофобских воззрений, но в любом случае его русофобия является фиксируемым историческим фактом.
Эту сторону воззрений Маркса также следует иметь ввиду, рассматривая применимость марксизма для перспектив будущего общественного строительства. Марксизм исторически аккумулировал вокруг себя различные силы, в том числе и определенный сегмент сил русофобии. На рубеже XIX — начала XX века русофобия получала основание в следующих положениях марксистского дискурса: Россия в силу своей исторической отсталости не обладает необходимыми условиями для революции; русский народ, крестьянский и мелкобуржуазный в своей основе, не способен построить социалистическое общество; российское государство выступает в качестве одного из главных препятствий мировой социалистической революции [32]. Проходит сто лет и с позиций ортодоксального марксизма вновь выдвигаются обвинения в адрес России. Теперь уже Россия обвиняется в том, что дезавуировала своим социальным экспериментом, подверстанным под цивилизационные реалии Российского бытия, сущность марксистского учения [13].
ЧТО ИЗ МАРКСИЗМА ВЗЯТЬ В БУДУЩЕЕ?
Следует провести дифференциацию положений марксистской теории в перспективе формирования мирового проекта для грядущего одухотворенного человечества. Вероятно, должен быть поставлен минус на следующих сторонах ортодоксального марксизма: воинствующий атеизм; классовая диктатура; негативизация традиции; апология революционного насилия; рассмотрение семьи как буржуазного института; нивелирование цивилизационной вариативности; негибкость в установке на ликвидацию любых видов частной собственности, включая крестьянскую собственность; отмирание национального государства; негативизация патриотизма (формула «рабочие не имеют Отечества»); доминанта материального в отношении идеального; русофобия. Плюс в этой перспективе целесообразно поставить на следующих аксиологических положениях марксизма: труд; неприятие паразитизма и эксплуатации человека человеком; коллективизм; прогресс; равенство; человеческое достоинство; социальность; личностное развитие; нестяжательство; справедливость; свобода духа; научность [19].
Двести лет прошло с рождения Маркса. Этот юбилей является не только основанием отдать дань памяти великому мыслителю и связываемым с его именем проекциям в истории России и человечества. Современная эпоха, с ее глобальными проблемами и кризисами, актуализирует запрос на генерирование новых обществоведческих учений по фундаментальным вопросам общественного бытия, «нового Маркса».
Вардан Багдасарян
ЛИТЕРАТУРА
[1] Андерсон П. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма. М.: Интер-Версо, 1991. — 271 с.
[2] Багдасарян В. Э. Октябрь 1917-го. Русский проект. М.: Алгоритм, 2017. 230 с.
[3] Басовская Н. Карл Маркс // (дата обращения: 12.07.2018).
[4] Берни Сандерс как персонаж Ильи Ильфа // https://evreimir.com/106359/berni-sanders-kak-personazh-ili-ilfa/ (дата обращения: 12.07.2018).
[5] Бовдунов А. Новая американская мечта: почему молодёжь США выбирает социализм // (дата обращения: 12.07.2018).
[6] Большинство молодых американцев выступило за социализм, показал опрос // (дата обращения: 12.07.2018).
[7] Бубнов В. А. Антимарксизм. (Критика трудовой теории стоимости К. Маркса или о том, как пролетариат эксплуатирует капиталистов). СПб.: ООО «Изд-во ДЕАН», 2000. 168 с.
[8] Герои молодёжи США — Сталин, Ленин, Че Гевара // (дата обращения: 12.07.2018).
[9] Горозия В. Е. Проблема отчуждения человека в учении Карла Маркса // Человек. Государство. Глобализация, Выпуск 3. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. C. 98–117.
[10] Дмитриев А. Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920–1930-е гг.). — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Летний сад, 2004. 528 с.
[11] К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви. М.: Мысль, 1986. 669 с.
[12] Кагарлицкий Б. Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. 1622 с.
[13] Кагарлицкий Б. Ю. Реставрация в России. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 376 с.
[14] Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать её наука. М.: Алгоритм, Эксмо., 2002. 256 с.
[15] Карл Маркс признан величайшим мыслителем тысячелетия // http://fakty.ua/115980-karl-marks-priznan-velichajshim-myslitelem-tysyacheletiya (дата обращения: 12.07.2018).
[16] Ленин В. И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.: Государственное издательство политической литературы, 1967 — 1981. М., 1969. Т. 33.
[17] Маркс К. Критика готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. Т. 19. С. 9–32.
[18] Маркс К. Разоблачение дипломатической истории XVIII века // https://scepsis.net/library/id_878.html(дата обращения: 12.07.2018).
[19] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т. 1–39. Издание второе М.: Издательство политической литературы, 1955–1974.
[20] Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. 216 с.
[21] Мягков П. А. Теоретические основы трудовой экономии. М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2015. 368 с.
[22] На Сандерса не надейся // http://rabkor.ru/columns/analysis/2016/02/04/how-the-sanders-campaign-undermines-revolution/ (дата обращения: 12.07.2018).
[23] Обичкина Е. О. Евангелие от Робеспьера // Наука и религия. — 1989. № 8. С. 11–16.
[24] Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Нетесова М.С., Пономарева Е.Г., Сазонова Е.С., Спиридонова В. И. Нравственное государство. От теории к проекту. М., Наука и политика, 2015. 424 с.
[25] США в ужасе — поколению миллениума по душе социалисты и даже коммунисты // (дата обращения: 12.07.2018).
[26] «Убей немца» в советской пропаганде // http://propagandahistory.ru/648/Ubey-nemtsa-v-sovetskoy-propagande/ (дата обращения: 12.07.2018).
[27] Ульянов Н. И. Замолчанный Маркс. Франкфурт-на-Майне, 1969. 43 с.
[28] Федулин А.А., Багдасарян В. Э. Сервис и ценности: вызов консьюмеризма. Москва: Собрание, 2012. 264 с.
[29] Фромм Э. Марксова концепция человека // https://scepsis.net/library/id_642.html (дата обращения: 12.07.2018).
[30] Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 84–118.
[31] Чем известен Берни Сандерс // (дата обращения: 12.07.2018).
[32] Baron S. Plekhanov in Russian history and soviet historiography. — Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1995. — 274 p.
[33] Early Works of Karl Marx: Book of Verse. Scenes from Oulanem //https://www.marxists.org/archive/marx/works/1837-pre/verse/verse21.htm (дата обращения: 12.07.2018).
[34] Gould-Wartofsky M. A. The Occupiers: The Making of the 99 Percent Movement. — New York: Oxford University Press, 2015. 272 p.
[35] Peter A. Schock, Romantic Satanism: Myth and the Historical Moment in Blake, Shelley, and Byron. Basingstoke and New York: Palgrave Macmillan, 2003.
Автор Вардан Эрнестович Багдасарян — д.и.н., замглавы Центра научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина).
Опубликовано в научном издании: Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки / 2018 № 4. С. 9–23.
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…2 140 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…2 382 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…1 638 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…806 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…1 485 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…620 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…745 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…391
- ПолитикаНарЖур ТВ
Как в будущем будут организованы силовые структуры? #ПрограммаСулакшина
Как в новом Нравственном и Справедливом государстве, устроенном по Программе Сулакшина будут организованы силовые структуры и как будет обеспечиваться внутренний правопорядок? #ПрограммаСулакшина #ТакЖитьНельзя #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию6 - ПолитикаАндрей Ланьков
Принуждение к выбору: за кем пойдёт Сеул?
Как показал недавний визит Мун Чжэ Ина в Вашингтон, в американо-китайском противостоянии Сеул сделает выбор, скорее всего, в пользу США. Выбор этот является вынужденным и не вызывает у Кореи особого энтузиазма, однако и южнокорейский политический класс, и большая часть южнокорейской публики, судя по всему, не видят ему альтернативы, пишет Андрей Ланьков, профессор Университета Кунмин. С 19 по 22 мая 2021 года президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин находился с визитом в Вашингтоне,…14 - ПолитикаАлексей Капустин
Сеанс трезвости. Почему на Украине нет пророссийских сил?
Виктор Медведчук. Фото: Centr.tv Украинская оппозиция Майдану и Кремль не стремятся взять власть в соседней стране Уголовное преследование кума Путина Виктора Медведчука и притеснение на Украине телеканалов «112», ZIK и NewsOne вызвали волну сочувствия у российской аудитории. Во многом симпатии наших граждан были подпитаны материалами, опубликованными в федеральных медиа. Главный месседж, который навязывается российскому обывателю,…23 - ПолитикаАлексей Кузнецов
Разбойничья натура
Люди придумали такую вещь, как «договор» (контракт) не просто от нечего делать. Смысл в том, чтобы ВНАЧАЛЕ договориться, а ПОТОМ начать обмениваться разными благами, которых у одних избыток, а у других – нехватка. Понимаете штуку? ВНАЧАЛЕ мы договариваемся об условиях обмена, и только ПОТОМ начинаем процесс обмена. При всех претензиях к зверствам традиционного капитализма, контрактное…19 - ПолитикаРусранд Степан Степанович Сулакшин
Как преодолеть безответственность государственной власти?
ВОПРОС: Сейчас в России мы наблюдаем очень много власти и почти никакой ответственности. Вы регулярно говорите о том, что новая власть станет ответственной. Можно поподробнее об этом приятном слове, и как новая власть будет реагировать на форс-мажор? С.С.СУЛАКШИН: Начну с форс-мажора. В основе управленческого процесса лежит контроль состояния управляемого объекта, достигаемый с помощью специальных «датчиков», от которых идут соответствующие сигналы к управляющему субъекту. Если есть планы…43 - ПолитикаРусранд Степан Степанович Сулакшин
ИТОГИ НЕДЕЛИ со Степаном Сулакшиным 31.05.2021
Дорогие друзья! В понедельник, 31 мая 2021 года в 20-00 по московскому времени — очередной выпуск еженедельной информационно-аналитической передачи «Итоги недели». События в мире, России, нашей жизни. Не пропаганда. Правда, раздумья, честная критика, прогноз. Патриотизм и интересы. Интересы большинства народа, нашей страны, всей доброй и человечной части мира. Ведущий — Степан Степанович Сулакшин.59 - ПолитикаНадежда Октябрьская СНЖ
Тут дружу, тут не дружу
Карикатура Ёлкина После конфликта с Чехией, связанного со взрывами на складах оружия в Врбетице Владимир Путин поручил правительству создать список недружественных стран. Итоговый список вызвал вопросы. Дело в том, что в него вошло только два государства: США и Чехия. Сразу почему-то вспоминается красноречивый намек Путина насчет Шерхана и Табаки — создание такого куцего списка недружественных…71 - ПолитикаНарЖур ТВ
Обращались ли вы со своими докладами по фальсификациям выборов в суды?
Проф. С.С. Сулакшин рассказывает о судьбе докладов Центра научной политической мысли и идеологии о фальсификациях выборов президента 2012-го и 2018-го гг. #ПрограммаСулакшина #ТакЖитьНельзя #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию19 - ПолитикаEADaily
Политолог об украинском законе о коренных народах: Откровенный национализм, переходящий в нацизм
Политолог Владимир Жарихин считает, что рассматриваемый на Украине законопроект о коренных народах ущемляет права русских. Эксперт называет происходящее «откровенным национализмом, переходящим в нацизм». Об этом Жарихин заявил в интервью Пятому каналу. Президент Украины Владимир Зеленский внес в Верховную раду законопроект о коренных народах Украины. Согласно законопроекту, только коренные народы Украины смогут учиться на своем языке, создавать свои учебные заведения и открывать СМИ. Государство будет защищать их от дискриминации и ущемления прав. Кто же…35 - ПолитикаСНЖ Софья Суворова
Куда подевалась Украина?..
Фото отсюда Неужели Кремль оскалился в сторону своих западных партнеров? Да не может такого быть?! Тем не менее, в сетях появилась информация о списке недружественных РФ стран. Вот выдержки из статей СМИ: Имеем хорошую компанию: в России представили предварительный список «недружественных стран», среди которых и Украина Российское правительство вскоре планирует официально объявить список «недружественных стран»…110 - ПолитикаЛев Вершинин
БЕРИ ШИНЕЛЬ, ИДИ ДОМОЙ…
«Армения готова отвести войска от границы с Азербайджаном», — заявил Пашинян, тем самым фактически отдав Азербайджану территории в Сюнике, которые в Ереване считают бесспорно армянскими, а Баку, оспаривая эту «бесспорность», полагает их своими, — и если говорить о юридической стороне вопроса, то можно сказать много всякого, как в пользу армянской стороны, так и в пользу азербайджанской,…31 - ПолитикаВ.Э.Багдасарян Сулакшин С.С.
«Русская идея» против мирового господства — I
Россия, как государство-цивилизация, империя собирающего типа, в числе жизненно важных функций имеет неотъемлемую мировую роль, без которой ее историческое бытие не мыслится. Человечество нуждается в спасении от распространяющегося в мире зла — фундаментальная российская постановка проблемы миростроительства. Вместо устремления к господству над миром мессианский пафос России выражается даже в идее Великой жертвы собой ради спасения…29.05.2021 9:14 33 - ПолитикаРедакция "Народного Журналиста"
ЗА ЯНУКОВИЧА ЗАПЛАТИЛИ, НО ОН НЕ ОТКУПИЛСЯ
Фото: Золотой батон Януковича На западном фланге России ни дня без скандальных новостей. Улучив момент, небратья решили взять Януковича за жабры и в очередной раз потребовали его экстрадиции. Российская сторона предсказуемо отказала, но это ничуть не обескуражило местные власти. «Украина будет вновь требовать экстрадиции экс-президента страны Виктора Януковича из России, несмотря на то, что ранее…28 - ПолитикаНарЖур ТВ
По каким критериям можно определить подставную оппозицию?
Кто такие подставухи и какая у них цель? О технологиях в российском политическом пространстве рассказывает проф. С.С. Сулакшин. Фрагмент передачи «Вопросы и ответы» #ПрограммаСулакшина #ТакЖитьНельзя #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию26 - ПолитикаЛюбовь Степушова
Протасевича создали Лукашенко и Путин
Организатор «цветной революции» Роман Протасевич — это продукт не только заигрывания президента Белоруссии с националистами, но и Владимира Путина — с Александром Лукашенко. ПРОТАСЕВИЧ СЛУЖИЛ УКРАИНСКИМ НАЦИСТАМ Силовые структуры обеих стран не могли не знать, что Роман Протасевич служил в украинском полку «Азов» (запрещённой в России террористической организации). В интервью «Нашей ниве», «белорусский боец с позывным Ким» заявил, что Россия как правопреемник «совка» проявляет агрессию и катится в «красную пропасть»….25 - ПолитикаПавел Кухмиров
Аппетит приходит во время еды: чего хочет Азербайджан
Фото: ru.president.az Главы военных ведомств России и Армении Сергей Шойгу и Вагаршак Арутюнян вечером 25 мая провели телефонные переговоры. В Минобороны РФ сообщили, что в ходе беседы обсудили обстановку в регионе и районах выполнения задач миротворческим контингентом России в Нагорном Карабахе, а также другие темы, представляющие взаимный интерес. Накануне в Минобороны Армении заявили, что армянский…26 - ПолитикаНарЖур ТВ
Прошло ли время идеологий?
Что такое идеология и для чего она нужна рассказывает проф. С.С. Сулакшин. Фрагмент передачи «Вопросы и ответы» #ПрограммаСулакшина #ТакЖитьНельзя #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию18 - ПолитикаМихаил Демурин
«Грехи» 1990-х и борьба за Украину: Киев не должен уйти от ответственности
Публикация ИА Regnum Рассуждая о мотивах невключения Украины в перечень недружественных государств, первый заместитель руководителя Комитета Государственной думы по делам СНГ Константин Затулин сделал акцент на том, что Россия сама допустила серьезный просчет в двусторонних отношениях с южным соседом, что сегодняшнее состояние и политика Украины — это «в том числе и наш грех», результат нашего «недомыслия» 1990-х годов. Другой тезис этого выступления свёлся к тому, что Киев в международных делах…18 - ПолитикаПетр Македонцев
Русская вера, украинские бесы и их зарубежные кукловоды
Конфликт России и Украины из-за принадлежности Крыма, а также продолжающаяся война в Донбассе являются серьёзными вызовами. На этом фоне продолжается информационная война, в которой СМИ всех стран — членов НАТО так или иначе поддерживают Украину. Чтобы понять опасность, исходящую от Украины для духовной сферы Русского мира, необходимо проанализировать роль религии и иностранных религиозных центров в становлении и развитии украинства как политического проекта — антипода России….29 - ПолитикаРусранд Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…26 - ПолитикаНарЖур ТВ
Когда наступит время воплощения всех идей ПНТ в жизнь?
О том когда наступит час Х рассказывает проф. С.С. Сулакшин. Фрагмент передачи «Вопросы и ответы» #ПрограммаСулакшина #ТакЖитьНельзя #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию27 - ПолитикаПавел Кухмиров
Изображая жертву: Палестина, которая не хочет быть государством
Фото: pixabay.com Госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что президент США Джо Байден выступил за разрешение палестино-израильского конфликта путём создания двух государств. Об этом сообщает NBC News. По словам Блинкена, необходимо создать условия для взаимодействия обеих сторон по этому вопросу. Он отметил, что создание двух государств — единственный способ обеспечить будущее Израиля как еврейской и демократической страны…38 - ПолитикаИгорь Олин
О «блестящей операции» Лукашенко по захвату ирландского самолёта ради задержания блогера
Раньше на Восточно-Европейской равнине сражались с завоевателями, теперь в основном — с оппозиционными журналистами и другими недовольными гражданами. Непризнанный мировым сообществом и значительной частью белорусов самопровозглашённый президент Лукашенко преуспел в борьбе с собственным народом, пожалуй, больше других, если не считать военную хунту в Мьянме. После жестокого подавления мирной революции в Минске и других городах главной заботой диктатора стала месть в отношении активистов протеста. В стране, долгие годы живущей на подаяния то России, то Европы,…55 - ПолитикаАнна Цыба
Коленный рефлекс Америки
25 мая 2020 года в Миннеаполисе полицейский Дерек Шовин убил 46-летнего мужчину Джорджа Флойда. В напряжённый выборный год для Америки это происшествие поделило мир на чёрное и белое. Не обстоятельства событий, а цвет кожи полицейского и жертвы вышел на первый план. Америка и весь мир узнали о Black Lives Matter («Жизнь чёрных имеет значение») – то ли общественном движении,…34 - ПолитикаВолк В.В.
Система против антисистемы
Люди старшего поколения, те, что учились в советской школе, точно знали, что завтра будет лучше, чем сегодня. И это был не только пропагандистский штамп, но и идеология государства, воплощённая в реальные решения. Можно сказать — даже идея российской цивилизации, базирующейся на социалистических принципах устроения общественной системы. Безусловно, можно найти тысячи людей, кто поставит под сомнение…25.05.2021 1:23 67 - ПолитикаРусранд
Внимание! Прими участие в опросе
Центр научной политической мысли и идеологии продолжает мониторинг политической температуры — показателя политической энергетики в обществе. Мониторинг позволяет прогнозировать приближение больших политических изменений в стране, что очень важно и ответственно. Очередной замер политической температуры проводится с 14 по 30 мая 2021 года. Приглашаем наших друзей, читателей принять участие в опросе. Свой ответ необходимо ввести в электронную анкету,…42 - ПолитикаРусранд Степан Степанович Сулакшин
Главное условие
ВОПРОС СУЛАКШИНУ: Всё-таки, вероятно, два проекта столкнутся в переходный постпутинский период в России. Первый прагматичный: «Будем строить страну по лекалам Запада — он показывает магистральный путь для всего человечества, всё остальное от лукавого!» и второй: «Россия — уникальная локальная цивилизация, её миссия — вести людей к высоким человеческим целям». Есть ли шанс у второго проекта? При каких условиях и обстоятельствах он может победить? СУЛАКШИН С.С.: Первый проект — это продолжение нынешнего оккупационного…29 - ПолитикаEADaily
«Оправданию не подлежит»: в Италии требуют вернуть за решетку нацгвардейца Маркива
Виталия Маркив. Иллюстрация: amp.politeka.net Кассационный суд Италии получил к рассмотрению апелляционные жалобы Генпрокуратуры Милана и семьи Андреа Роккелли на решение суда, оправдавшего 3 ноября 2020 года украинского нацгвардейца Виталия Маркива. О чем и рассказал в субботу, 22 мая, председатель Христианского общества украинцев в Италии Олесь Городецкий на своей странице в Facebook: «Впереди — кассационный процесс и юридические баталии». 12 июня прошлого года итальянский суд приговорил Маркива к 24 годам тюрьмы за причастность к убийству итальянского фотографа Андреа Роккелли и его…40 - ПолитикаВоенное обозрение
Бразильское издание обвиняет ГРУ РФ в кибердиверсиях с территории Венесуэлы
Министр окружающей среды Рикарду Саллес и министр Верховного федерального суда Алекшандре Джи Мораеш Действия по оказанию влияния 2 мая 2021 года бразильский сайт военной тематики Defesanet опубликовал статью, где обвиняет российских военных специалистов в Венесуэле в «действиях по оказанию влияния на севере Бразилии, с акцентом на внутреннюю политическую ситуацию в Бразилии и международный геополитический контекст». Источник:…26 - ПолитикаEADaily
Российский Су-24 сбили в 2015 году по приказу командующего ВВС Турции — СМИ
Иллюстрация infoportalru.ru Российский Су-24, сбитый близ турецко-сирийской границы в 2015 году, был атакован по приказу командующего Военно-воздушными силами (ВВС) Турции Абидина Юнала. Такой вывод следует из материала, опубликованного шведским порталом Nordic Monitor, в котором обнародованы показания турецкого штаб-полковника Али Дурмуша, которые он дал на допросе в суде 15 августа 2017 года. Военный заявил, что министр приказал подчиненным атаковать российские военные самолеты без предупреждения, как только…26
- ПолитикаВ.Э.Багдасарян Сулакшин С.С.
«Русская идея» против мирового господства — I
Россия, как государство-цивилизация, империя собирающего типа, в числе жизненно важных функций имеет неотъемлемую мировую роль, без которой ее историческое бытие не мыслится. Человечество нуждается в спасении от распространяющегося в мире зла — фундаментальная российская постановка проблемы миростроительства. Вместо устремления к господству над миром мессианский пафос России выражается даже в идее Великой жертвы собой ради спасения…29.05.2021 9:14 33 - ОбществоВ.Э.Багдасарян С.С.Сулакшин
Цивилизационно-идентичное состояние России: угрозы раскультуривания
Актуальным вызовом постсоветского периода России является утрата цивилизационной идентичности России в гуманитарной сфере. Глобализационные процессы, вместо предполагаемого сторонниками глобализации диалога культур, выродились в российской действительности в американизацию культуры. Нерегулируемость государством внешних культурных коммуникаций (отсутствие системы соответствующих квот на продукты культуры) привело, с одной стороны, к экспансии иноцивилизационной, прежде всего американской, культурной продукции. С другой стороны, российское культурное производство все более очевидно ориентируется…107 - ОбществоВ.Э.Багдасарян Русранд
2020: ЦИФРОВОЙ ФАШИЗМ * Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №139
Итоги уходящего года с проф. д.и.н. В.Э.Багдасаряном. Не пропаганда. Правда, раздумья, честная критика, прогноз. Патриотизм и интересы. Интересы большинства народа, нашей страны, всей доброй и человечной части мира.103 - ПолитикаВ.Э.Багдасарян
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК — ФАКТОР СУВЕРЕНИТЕТА * Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №133
Какие имена мы даем, так мы и мыслим. А если имена не наши, а иноцивилизационной специфики? Сегодня,в 20:00 МСК проф. В Э.Багдасарян с анализом о значении политического лексикона.86 - ПолитикаВ.Э.Багдасарян Русранд
Конституционная реформа… началась?
Смотрите анализ проф. В.Э.Багдасаряном конституционных инициатив из свежего президентского Послания Федеральному собранию. Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №126224 - ИсторияВ.Э.Багдасарян С.С.Сулакшин
История мира на основе ценностного критерия развития человека
ВВЕДЕНИЕ Историческое развитие человечества не было монотонным и традиционно перемежалось периодами «прорывов» и «откатов», для которых была характерна смена ценностных ориентиров, степень удаленности человечества от нравственных идеалов. В статье представлена история мира, этапы прорывов и откатов от нравственного идеала человечества — набора ценностей, включающих двенадцать универсальных ориентиров. Производится реконструкция и соотнесение факторных профилей исторических «прорывов» и «откатов». МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ Задача выявления наиболее значимых событий в истории…364 - ОбществоВ.Э.Багдасарян Русранд
Постчеловек или античеловек? — Вардан Багдасарян
Авторская программа В.Э.Багдасаряна «Глобальный процесс» выпуск №118. Тема: Постчеловек или античеловек? Ведущий — Вардан Багдасарян, доктор исторических наук, профессор.285 - Экономика и политикаВ.Э.Багдасарян Русранд
Глобальные последствия распада СССР в социальном развитии человечества
То, что современный мир предельно поляризован, критически дифференцирован между страновыми полюсами богатства и бедности, общеизвестно. Данный раскол традиционно рассматривается в мировом гуманитарном дискурсе как один из наиболее острых глобальных вызовов современности. Но принципиально было бы понять, насколько современное мироустройство ориентировано на решение проблемы неравенства. Необходимо ответить на вопрос о направленности изменений обнаруживаемых диспаритетов. Разрыв между…311 - ОбществоВ.Э.Багдасарян Русранд
Бог и эволюция: эволюционная теория в дискурсе цивилизационных проектов
Надо четко определить, в каких дихотомических полях находится категория эволюции. А таких полей два. С одной стороны, категория эволюции как развитие противостоит концепту неразвития. Но я сосредоточу внимание на второй категориальной дихотомии: эволюция противополагается революции. Показателен вопрос об ароморфозе. И здесь возникает развилка в трактовке: либо развитие есть монотонный процесс, либо развитие осуществляется скачкообразно. О чем говорят современные достижения…91 - ОбществоВ.Э.Багдасарян
«Народная воля» — историческое возвращение? * Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №117
«Народная воля» — историческое возвращение? * Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №117169 - ОбществоВ.Э.Багдасарян Русранд С.С.Сулакшин
Разрушение идентичностей как ценностная деструкция современной России
Для того чтобы лишить соответствующий социум будущего, следует разрушить несиловое поле, традиционно выступающее под наименованием «связи времен». Один из путей разрушения государственной общности заключается в сужении идентификационных масштабов. При устойчивой системе государственности идентичности выстраиваются по «матрешечному» принципу (рис. 1). Максимально широкой является цивилизационная идентификация. Внутри нее идентификационный пласт национального (народного) уровня самосознания. Следующий компонент — различного рода социальные идентификаторы….155 - ПолитикаВ.Э.Багдасарян
Государство-цивилизация VS государство-нация * Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №116
Национальное ли государство Россия или отдельная самобытная цивилизация? О развилках и вызовах современного нациостроительства в рамках цикла «Глобальный процесс» следуюшая передача д.истор. наук, проф. В.Э.Багдасаряна. #ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав116 - ОбществоВ.Э.Багдасарян
Мировое правительство? * Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №115
фото отсюда Новая передача д.и.н., проф. Вардана Эрнестовича Багдасаряна в рамках цикла «Глобальный процесс» о попытках и вызовах глобализма и глобального моноцентричного управления. Мировое правительство? * Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №115 #ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав215 - ОбществоВ.Э.Багдасарян С.С.Сулакшин
Истинные смысл и назначение жизни человека и человечества
Новый Интернационал соединит человечество! Манифест грядущего человечества «Быть человеком….726 - ПолитикаВ.Э.Багдасарян
Аксиология марксизма в контексте мировых исторических трендов
СОВРЕМЕННЫЙ ЗАПРОС НА МАРКСИЗМ Крушение СССР преподносилось противниками советской идеологии одновременно и как исторический крах марксизма. Утверждаемая главным образом в либеральном дискурсе неправота К.Маркса, снятие марксистской альтернативы, рассматривалось в рамках общих концептуальных положениях «конца истории» [30]. Особенно активно в антимарксистский дискурс включилась новая российская элита, интеллектуально вышедшая, казалось бы, из того же марксизма [7]. Однако…320 - ОбществоВ.Э.Багдасарян С.С.Сулакшин
Цивилизационный феномен в российском государствообразовании
Фото отсюда Существуют ли в российском государствообразовании особенности, связанные с реализацией российской цивилизационной модели? Находит ли фактор национальной идентичности свое отражение в нормативно-правовых актах? Комфортно ли сегодняшнее устройство Российского государства для жизни большинства его граждан? Еще раз констатируем очевидный факт: русские являются этнической основой России, составляя более 80% ее населения. Должно ли учитываться государственными институтами данное обстоятельство, или же их деятельность нужно «стерилизовать» в соответствии с положением…213 - ПолитикаВ.Э.Багдасарян
Колониальный наркофашизм
Вардан Эрнестович Багдасарян — д.и.н., проф., зам. главы Центра научной политической мысли и идеологии Идеология криминалитета — это идеология фашизма. Криминальные системы существуют фактически по принципам функционирования фашистских общностей. К какой идеологии тяготеет криминалитет? Очевидно, что это не идеология социализма. Распределительное равенство противоречит криминальному ориентиру — неравенства в распределении. Идеология криминала — это идеология превосходства и присвоения, тогда как социализм утверждает прямо противоположную ценностную…196 - ИсторияВ.Э.Багдасарян
Идеологическое провокаторство * Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №114
#ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав Помочь финансово: https://money.yandex.ru/to/4100139792… 💳 НАШИ РЕСУРСЫ ➤Центр Сулакшина: http://rusrand.ru/ 🔬🔭 ➤Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ 📕 ➤Народный Журналист: https://narzur.ru ✒️ https://zen.yandex.ru/narzur 📰 https://youtube.com/c/НарЖурТВ?sub_co… 📺277 - ПолитикаВ.Э.Багдасарян
Великая Отечественная война — закончилась ли битва?
В последние несколько лет развертывается широкая, в масштабах страны, информационная кампания, в связи с памятью о Великой Победе. Казалось бы, делается все правильно, отдается дань памяти павшим, создаются художественные образы героев, проводятся конференции, разоблачаются провокации ревизионистов и фальсификаторов. Если бы не одно но… За Победой в Великой Отечественной последовала катастрофа поражения в «Холодной войне». Результаты, достигнутые более семидесяти лет назад, оказались аннулированы. И тут важна констатация, что научное…582 - ПолитикаВ.Э.Багдасарян Русранд
Постиндустриализм как когнитивное оружие
КОНЦЕПТ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМА КАК УГРОЗА ПОРАЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ Развитие промышленности (промышленный переворот, индустриализация) является последние два столетия важнейшим, определяющим фактором экономических трендов и места государств в мировой геоэкономике и геополитике. Эту свою роль, несмотря на все разговоры о деиндустриализации, промышленность не утратила и сегодня. Деиндустриальные трансформации представляют собой не более чем географическое перемещение основных центров индустрии. Страны «золотого миллиарда», руководствуясь императивами борьбы за экологичность и максимизацию…209 - ИсторияВ.Э.Багдасарян
Кланы и власть * Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №112
#ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав Помочь финансово: https://money.yandex.ru/to/4100139792… 💳 НАШИ РЕСУРСЫ ➤Центр Сулакшина: http://rusrand.ru/ 🔬🔭 ➤Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ 📕 ➤Народный Журналист: https://narzur.ru ✒️ https://zen.yandex.ru/narzur 📰 https://youtube.com/c/НарЖурТВ?sub_co… 📺567 - ОбществоВ.Э.Багдасарян
Идет ли мир к счастью? Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №111
#ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав Помочь финансово: https://money.yandex.ru/to/4100139792… 💳 НАШИ РЕСУРСЫ ➤Центр Сулакшина: http://rusrand.ru/ 🔬🔭 ➤Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ 📕 ➤Народный Журналист: https://narzur.ru ✒️ https://zen.yandex.ru/narzur 📰 https://youtube.com/c/НарЖурТВ?sub_co… 📺157 - ПолитикаВ.Э.Багдасарян Русранд
Российские реформы образования в истории российской цивилизации
Образовательные системы фундаментально определяются положенной в их основание антропологической моделью. Как правило, эти модели корреспондируют с традициями национальной культуры, фактически каждая из которых дает свое специфическое прочтение, что есть человек. Однако бывали в истории и примеры, когда образовательные системы перестраивались на инокультурной платформе, в противоречие с выработанным исторически в соответствующей цивилизационной общности типом человека. Через…71 - ОбществоВ.Э.Багдасарян
Крупская — актуальность темы * Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №110
#ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав НАШИ РЕСУРСЫ ➤Центр Сулакшина: http://rusrand.ru/ 🔬🔭 ➤Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ 📕 ➤Народный Журналист: https://narzur.ru ✒️ https://zen.yandex.ru/narzur 📰 https://youtube.com/c/НарЖурТВ?sub_co… 📺22.03.2019 9:39 229 - ОбществоВ.Э.Багдасарян
Социализм по-боливариански — Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №108
фото отсюда #ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав Помочь финансово: https://money.yandex.ru/to/4100139792… 💳 НАШИ РЕСУРСЫ ➤Центр Сулакшина: http://rusrand.ru/ 🔬🔭 ➤Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ 📕 ➤Народный Журналист: https://narzur.ru ✒️ https://zen.yandex.ru/narzur 📰 https://youtube.com/c/НарЖурТВ?sub_co… 📺 НАШИ СТРАНИЦЫ В СОЦ.СЕТЯХ Твиттер: https://twitter.com/s_sulakshin Вконтакте: https://vk.com/sulakshin_center https://vk.com/narjour Facebook: https://ru-ru.facebook.com/sulakshinc… Одноклассники: https://ok.ru/group/53733695291468 Вы с нами? Тогда подпишитесь на наш канал, поставьте 👍🏻, сделайте 📢…117 - ПолитикаВ.Э.Багдасарян Русранд
Священная история — основа национального самосознания
О НЕДОСТАТОЧНОСТИ ПОЗИТИВИСТСКОЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ И ЦЕННОСТИ Наряду с историей как совокупностью научно достоверных фактов в отношении прошлого (назовем ее позитивистской историей), существует также на уровне национального исторического сознания историософия и священная история. Историософия акцентирована не на фактологии, а на смыслах истории. Она отвечает на вопросы — куда идет соответствующая общность? куда идет мир? в чем состоит базовый конфликт исторического процесса? Священная история сопряжена с национальной системой ценностей….123 - ОбществоВ.Э.Багдасарян
Охота на ведьм — Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №107
#ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав Помочь финансово: https://money.yandex.ru/to/4100139792… 💳 НАШИ РЕСУРСЫ ➤Центр Сулакшина: http://rusrand.ru/ 🔬🔭 ➤Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ 📕 ➤Народный Журналист: https://narzur.ru ✒️ https://zen.yandex.ru/narzur 📰 https://youtube.com/c/НарЖурТВ?sub_co… 📺 НАШИ СТРАНИЦЫ В СОЦ.СЕТЯХ Твиттер: https://twitter.com/s_sulakshin Вконтакте: https://vk.com/sulakshin_center https://vk.com/narjour Facebook: https://ru-ru.facebook.com/sulakshinc… Одноклассники: https://ok.ru/group/53733695291468 Вы с нами? Тогда подпишитесь на наш канал, поставьте 👍🏻, сделайте 📢 и оставьте…98 - ОбществоВ.Э.Багдасарян
2019 — в перспективе будущего — Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №106
#ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав Помочь финансово: https://money.yandex.ru/to/4100139792… 💳 НАШИ РЕСУРСЫ ➤Центр Сулакшина: http://rusrand.ru/ 🔬🔭 ➤Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ 📕 ➤Народный Журналист: https://narzur.ru ✒️ https://zen.yandex.ru/narzur 📰 https://youtube.com/c/НарЖурТВ?sub_co… 📺 НАШИ СТРАНИЦЫ В СОЦ.СЕТЯХ Твиттер: https://twitter.com/s_sulakshin Вконтакте: https://vk.com/sulakshin_center https://vk.com/narjour Facebook: https://ru-ru.facebook.com/sulakshinc… Одноклассники: https://ok.ru/group/53733695291468 Вы с нами? Тогда подпишитесь на наш канал, поставьте 👍🏻, сделайте 📢 и оставьте…30.12.2018 1:05 627 - ПолитикаВ.Э.Багдасарян
О запрете государственной идеологии в Конституции РФ
Что подразумевал законодатель, устанавливая в Конституции РФ запрет на государственную идеологию? Ни в одном законе, или подзаконном акте разъяснения понятия идеология не содержится. Следовательно, и то, что запрещается статьей 13, может трактоваться произвольно. В научном дискурсе насчитывается несколько десятков определений дефиниции идеология. Чаще всего под идеологией понимается система общественно значимых идей и ценностей. Получается, что…19.12.2018 0:34 1 042 - ОбществоВ.Э.Багдасарян
Бог и эволюция: эволюционная теория в дискурсе цивилизационных проектов
Надо четко определить, в каких дихотомических полях находится категория эволюции. А таких полей два. С одной стороны, категория эволюции как развитие противостоит концепту неразвития. Но я сосредоточу внимание на второй категориальной дихотомии: эволюция противополагается революции. Показателен вопрос об ароморфозе. И здесь возникает развилка в трактовке: либо развитие есть монотонный процесс, либо развитие осуществляется скачкообразно. О чем говорят современные достижения…365
Лента новостей
- США перебросили в Донбасс современное вооружение
- Над Сирией попытались сбить российский самолёт ДРЛОиУ А-50
- Российских водителей предупредили о новом штрафе за превышение средней скорости
- Новости экономики. 03.06.2021
- Новости экономики. 02.06.2021
- Россия ввела механизм плавающей пошлины на экспорт зерновых
- Разные новости 02.06.2021
- Генштаб ВС Судана отказал России в строительстве военно-морской базы
- Врачи рассказали о состоянии раненной в Екатеринбурге девочки
- Новости экономики. 01.06.2021