Что не так с воспитанием российского патриотизма

Игорь Алексеевич Николаев Русранд Общество 163

Сколько стоит патриотизм? Сама постановка такого вопроса, смею предположить, способна вызвать у некоторых людей возражения. Ну, типа того: «Как можно говорить, даже думать о деньгах, когда говорим о чувстве патриотизма?». Тем более что патриотизм сегодня, по мнению властей, это и есть национальная идея. А как можно говорить о цене национальной идеи?

На это я как экономист возражу: средства тратятся в целях патриотического воспитания — значит, можем и о деньгах поговорить. Почему нет?

Начиная с 2001 года, в России реализуется уже 4-я пятилетняя Программа патриотического воспитания. Да, уже скоро 20 лет, как у нас на программной основе происходит патриотическое воспитание граждан. В наступившем 2020 году должно завершиться исполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на оды». Неудивительно, что уже начата работа по подготовке нового документа, становятся известными некоторые будущие мероприятия. К примеру, в сентябре 2020 года в Сахалинской области должен пройти Всероссийский молодежный патриотический слет.

Что же касается текущей программы на оды, то по итогам ее реализации суммарный объем финансирования должен составить почти 1,7 млрд рублей. Во всяком случае, так планировалось. Координатором программы было определено Федеральное агентство по делам молодежи.

Существует много самых разных направлений деятельности в рамках Программы: здесь и поддержка творческой активности деятелей искусства и литературы по созданию произведений патриотической направленности; популяризация подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней; развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества…

Но, пожалуй, лучшее представление о Программе дают «оцифрованные» показатели ее реализации — те рубежи, которых необходимо достичь. К примеру, по итогам 2020 года доля граждан Российской Федерации, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), в общей численности населения, принимавшего участие в сдаче соответствующих нормативов, должна составить 70%. Хотите верьте — хотите не верьте, но в целях патриотизма старый — добрый ГТО уже должен вовсю возрождаться.

Однако больше всего меня поразили другие целевые показатели Программы. Вот, к примеру, такой: доля информированных о мероприятиях Программы граждан Российской Федерации в общей численности граждан Российской Федерации должна составить по итогам 2020 года… 300%(?!). Это как это? Должен честно признаться: в моей голове доктора наук это никак не укладывается. Возможно, каждый россиянин должен заучить соответствующие показатели Программы по три раза? Вспоминаются, конечно, «чуровские» 146% на выборах в Госдуму в 2011 году, но от этого как-то более понятной такая эквилибристика с цифрами не становится.

Ау, чиновники, перестарались, что ли? Больше патриотизма захотелось? Настолько больше, что в утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на оды» оказались столь вопиющие ошибки. Да-да, именно ошибки, потому что утвержденными оказался еще целый ряд столь же «удивительных» показателей: доля общеобразовательных, профессиональных и образовательных организаций высшего образования, над которыми шефствуют воинские части (корабли), должны составить в 2020 году 150%; столько же — 150% — должна составить в этом году и доля воинских частей (кораблей), над которыми шефствуют трудовые коллективы, бизнес-структуры, районы, города, области, края и республики, и т. д.

Я, конечно, догадываюсь, что подобными показателями хотели сказать авторы Программы — увеличение стартовых показателей в 1,5–3 раза (они как бы стартовые показатели принимали за 100%) — но все равно подобные ляпы в документах такого уровня недопустимы.

Интересно, что Программу согласовали десятки министерств и ведомств, и никого, получается, все эти показатели не смутили. Замечу, что среди соисполнителей Программы есть даже Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральное агентство по рыболовству.

Много это или мало — почти 1,7 млрд рублей на программу по воспитанию патриотизма? Для достижения показателей в 150–300% это, конечно, совсем небольшие деньги. Ну, а если серьезно, то подобные затраты сопоставлять надо с тем, что у нас происходит с такой чувствительной материей, как патриотизм, в последние годы.

Больше или меньше стало патриотизма у россиян в последние годы? Социологи регулярно делают соответствующие замеры, пытаясь ответить на данный вопрос, выявить динамику наиболее интересных показателей. Возьмем, к примеру, данные Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), к результатам исследований которого частенько обращаются российские власти. Значит, верят и доверяют. Поверим и мы. Почему нет? Там люди работают давно и профессионально. По июньским (2019 года) данным опроса общественного мнения, проведенного ФОМ на тему патриотизма, несколько сократилась доля тех, кого, по мнению опрашиваемых, можно было назвать из их знакомых патриотами.

Если в 2014 году таковых было 39%, то в 2019 году уже 33%. Ну, почему пиковым оказался 2014 год — понятно, тут никаких пояснений не требуется. Сокращается доля тех, кто сам считает себя патриотом: с 78% в 2017 году до 73% в 2019 году. Увеличилась доля опрашиваемых, которые не считают себя патриотами: с 17% в том же 2017 году, когда она оказалась наименьшей, до 21% в 2019 году.

Наконец, вот какая интересная динамика наблюдается в последние годы в ответах на вопрос о том, может или не может быть патриотом человек, который уезжает жить и работать за границу. Если в 2012 году у нас всего лишь 22% опрошенных ответили, что отъезд патриотизму не мешает, то в 2019 году таковых уже стало 46%. Неудивительно, что за этот же период доля тех, кто считает, что не может быть патриотом человек, который уезжает жить и работать за границу, сократилась с 61% до 45%.

В целом результаты соцопросов говорят о том, что патриотизма в последние годы точно больше не становится. Может, пропагандисты перекормили? Может, не учли, что истеричный ура-патриотизм и искренний глубинный патриотизм — это далеко не одно и то же? Но тогда встает вопрос об эффективности всех этих госпрограмм по патриотическому воспитанию, о целесообразности подобной траты бюджетных средств.

На самом деле, и в патриотическом воспитании (ох, не нравится мне это казенное словосочетание!) у нас в последние годы исповедовался простой подход: больше денег — больше патриотизма. А уж на фоне «крымской весны» 2014 года казалось, что тут проблем вообще никаких нет. После тех событий прошло уже почти шесть лет, и оказалось, что проблемы есть. Недаром в Госдуме даже озаботились подготовкой законопроекта «О патриотическом воспитании в Российской Федерации». Правительство, правда, раскритиковало его, но от принятия данного закона власти отказываться не собираются.

Так что мало госпрограмм на тему патриотического воспитания, еще и закон может быть принят соответствующий. Если на программной основе вам чувство патриотизма привить не удалось, власти собираются это делать на прочной законодательной базе. И новые миллиарды рублей будут тратить, не сомневайтесь. Так привитие патриотизма обходится нам дорого. А будет еще дороже — не сомневайтесь…

Источник


Автор Игорь Алексеевич Николаев — доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики, директор Института стратегического анализа.

Фото: Лилия Шарловская.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора