Цивилизационные особенности западного понятия справедливость
Изучение социальной справедливости следует вести с учетом глубинных факторов исторического процесса, которые учеными часто именуются «цивилизационными».
Цивилизация как социокультурная общность представляет собой крупномасштабное единство в пространстве и времени. Цивилизация имеет большую длительность, чем общеисторические этапы. Время ее жизни измеряется веками и тысячелетиями. Различия между цивилизациями носят глубинный характер, трудно схватываются и артикулируются с помощью общепринятого научного понятийного аппарата. Цивилизация складывается не только из ценностей, но и из институтов, что подчеркивает факт укорененности соответствующих элементов культурного наследия в социуме [2].
Огромную роль в формировании цивилизационной общности играет религия. Под влиянием религиозных представлений, институциональной и культурной общности у цивилизации формируется «центральная зона» или «культурное ядро». Центральная зона цивилизации характеризуется сакральной природой. В этом смысле каждое общество имеет «официальную» религию [3].
С.Хантингтон высказал вполне убедительное предположение, что в современном мире идентичность на уровне цивилизаций становится более важной, чем идентичность на уровне нации-государства [4].
Давнюю традицию в социальной мысли имеет деление цивилизаций на западную и восточную. Такая типология отражает поляризацию мировой культуры и фиксирует противоположные модели культурной идентичности, по большей части, со стороны Запада, нежели всего остального мира. Эта классификация сохраняет свою значимость и при анализе современных социальных процессов в силу той роли, которую играет в настоящее время Запад в мировой истории. Его напор и агрессивность приводят к конфликту между Западом и всем остальным миром [5]. Кроме того, данная схема наиболее оптимальна для анализа российской действительности, поскольку отечественная история всегда протекала между Западом и Востоком. Для выяснения цивилизационной специфики справедливости необходимо выбрать наиболее важные параметры сравнения.
Поскольку справедливость фиксирует отношения между личностью и обществом (другим человеком, государством), то поиск этих параметров следует вести в анализе плоскости взаимоотношений «Я» и «Мы». Следует выяснить характер отношения индивида к социальному окружению, какова постановка вопроса о соотношении в справедливости социального обязывающего равенства и индивидуальной свободы.
Западный порядок существует как навязанный извне, порожденный из некого хаоса трансцендентной силой (Логос, Абсолютная Идея, Бог, «объективные закономерности» и пр.). Западному восприятию мира свойственен поиск причин и анализ результата действия. Как показанов разделе 1.2 уже в античности было заявлено об утверждении личностного, индивидуального начала в человеке. Об этом говорит один из фрагментов, дошедших до нас от Протагора: «Человек есть мера всех вещей»[6]. Софисты провозгласили идею о том, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании. Они выдвинули свободу духа в противовес традиции, продемонстрировав тем самым неограниченную веру в разум. Гражданин любого города, по мнению софистов, — такой же, как и гражданин другого, представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку: все имеют одни и те же естественные потребности, все дышат ртом, ноздрями и т. п. [7]
У Платона идеальное государство основано на подлинном воспитании и достижении справедливости. Справедливость существует как не только общественная, но и индивидуальная добродетель. Она не принадлежит какому-либо определенному классу, а может быть достоянием каждого. Человек путем воспитания может гармонизировать составные части своей души: разум должен господствовать, мужество должно подчиняться разуму и помогать ему. Таким образом, справедливость оказывается не только государственным устройством, подчиняясь которому, сапожник будет сапожником, а портной — портным. Справедливость — это внутреннее свойство души, которая побуждает каждую ее часть выполнять свое назначение, заставляет человека владеть собой и приводить в согласие все внутренние побуждения [8].
Все писаные законы, будучи изобретением человека, могут и не соответствовать законам природы, а значит, могут быть пересмотрены и усовершенствованы. Необходимо прочное рациональное усвоение законов: четкое знание того, что правильно, а что — нет, что законно, а что — нет. Греки настаивали на сознательном, добровольном послушании приказам законодателя, ибо природе людей более всего соответствует не насильственная власть закона, но добровольное ему подчинение. Главное в государстве — гражданин. Полис — это сообщество равных в политическом отношении граждан.
Концепция справедливости, разработанная в трудах Платона и Аристотеля, является нерасчлененной, охватывает этические, социальные и правовые аспекты. Это связано с тем, что, по мнению Аристотеля, человек по своей природе есть существо политическое. Тот, кто в силу своей природы живет вне государства,-либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек. Основное свойство людей, отличающее их от всех других живых существ, состоит в способности к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Совокупность всего этого и создает основу семьи и государства. Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас, ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части.
Уничтожь живое существо в его целом, и у него не будет ни ног, ни рук, сохранится только наименование их. Поэтому государство по своей природе предшествует каждому человеку, поскольку последний относится к нему как часть к целому [9].
Для Аристотеля очевидна связь справедливости и государства. Он утверждает, что понятие справедливости связано с представлениями о государстве, т. к. право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения [10]. Справедливость у Аристотеля — это добродетель, которая не может существовать без другой — более широкой и полной добродетели — правосудности. В своих рассуждениях Аристотель употребляет понятия «справедливость», «правосудность» как синонимы, и, в то же время, дифференцирует их. Тождественность справедливости и правосудности заключается в том, что характеризуют законопослушное поведение. Правосудный человек — это одновременно законопослушный и справедливый человек. Неправосудный всегда несправедлив. Несправедливость включает в себя присвоение чужого блага и является общим понятием. Правосудность как полная добродетель существует лишь тогда, когда она рассматривается не безотносительно, но в отношении к другому лицу, следовательно, она может быть выражена только через закон. «Законы говорят обо всем вместе, причем имеют в виду либо пользу всех, либо лучших, либо имеющих власть (по добродетели) или как-то еще иначе, так что в одном из этих значений (а именно в широком), мы называем правосудным то, что для взаимоотношений в государстве создает и сохраняет счастье, и все, что его составляет»[11].
В то же время, правосудность и справедливость не совпадают, если они рассматриваются вместе с принципом равенства в отношении распределения.
Аристотель говорит о справедливом равенстве лишь как о следовании закону, с помощью которого возможно установить некую меру между «больше» и «меньше»[12]. При распределении общественных благ право должно не уравнивать, а учитывать известное достоинство. Таким достоинством сторонники демократии считают свободу, сторонники олигархии — богатство, иные — благородное происхождение, а сторонники аристократии — добродетель[13]. Право, правосудие — это пропорциональность, устанавливающая в распределении середину с учетом взносов каждого в общественное благо. Неправосудие — нарушение пропорциональности. Поступая неправосудно, имеют блага больше, чем следует, а терпя неправосудие — меньше. А со злом наоборот: при сравнении с бớльшим, меньшее зло подпадает под определение блага, ибо меньшее зло предпочтительнее большего, а то, что предпочтительно, то и благо [14].
Также существует другой вид права, который регулирует отношения обмена между частными лицами. Аристотель называет его направительное право. Оно основано на принципах арифметического равенства. Ведь безразлично, кто у кого украл — добрый у дурного или дурной у доброго, кто сотворил блуд — добрый или дурной. Закон должен учитывать разницу только с точки зрения вреда, со всеми людьми он обращается как равными [15].
Таким образом, справедливость, с точки зрения Аристотеля, это благо, в котором сочетаются общественное и индивидуальное, нравственное и правовое содержание. Тем не менее, для греков само собой разумеющимся представлялся факт доминирования блага государства над благом отдельно взятого человека.
Благо отдельно взятого человека по своей природе то же, что и благо города-государства, только последнее еще более «прекрасно и божественно», т. к. оно из частного перерастает в социальное [16]. Древние греки понимали индивида в модусе государства, а не государство в модусе индивида. Справедливость полисной жизни заключалась в следовании благу государства, отстаивании разумных решений, исполнении общественных законов. Гражданин и полис неравноправны, как неравны в своих правах отец и сын, господин и подчиненное ему лицо. Античный полис, подразумевающий единство культа и политики, религии и государства, государства и общества, вызывает к жизни всеохватывающую морализацию и универсализацию общества [17].
В средние века поиски справедливости обрели сугубо теологическую форму. В это время формируется новое представление о справедливости, в основе которого лежал принцип равенства людей перед Богом. Согласно христианскому вероучению, вверяя себя свободному послушанию Богу, человек вовсе не боится потерять свою свободу и достоинство. Любовь к себе, а не к Богу является для человека злом. Это равно справедливо в отношении к индивиду и к человеку общественному. Августин Аврелий выразил эту мысль в рассуждении о «граде земном» и «граде небесном».
Августин различает окончательную божественную справедливость, которая воцарится в граде Божьем, и справедливость земного мира. Земная справедливость состоит в том, «чтобы Бог повелевал повинующимся ему человеком…». Греховная природа человека создает препятствия к такому повиновению. В граде Божьем, с которым «должна соотноситься и для достижения которого должна соблюдаться эта справедливость», все препятствия будут преодолены. Таким образом, справедливость земного мира в концепции Августина является частью высшего закона, данного Богом для управления человеческим родом, но представляет собой низшую форму божественной справедливости.
Личностное провидение, уравнивающее всех членов сообщества, в официальных религиозных социальных доктринах представало в качестве идей провидения социального устройства. Общество трактовалось как легитимная религиозная иерархия. Это были идеи формальной справедливости, поддерживающие существовавшие формы господства и социального неравенства.
С наступлением эпохи индустриального общества появление института предпринимательства сопровождается и дополняется институтом свободного наемного труда. Экономические критерии становятся главными критериями формирования социальной структуры индустриального общества. Понятие справедливости входит в пространство материального распределения. В экономической сфере реализация возможностей всех стать частными собственниками приводит к конфликтам частных интересов. Властно-государственная политическая интеграция предполагает принятие и действие обязательных для других частей социальной системы решений.
Представления о справедливости формируются при этом в русле происходящих социальных процессов. По причине политизации общественной жизни происходит и политизация понятия справедливости. В Новое время появляется термин «социальная справедливость», т. к. ее требования перемещаются в политико-правовую сферу [18]. С этого времени «справедливость» становится неотъемлемой составной частью любой политической идеологии. На этапе становления индустриального общества, в период борьбы с феодализмом, формулируются требования справедливости, отражавшие социальные интересы буржуазии. Суть их состояла в защите права каждого человека, независимо от его социального происхождения участвовать в жизни страны. Так появляются идеи буржуазной демократии, содержащиеся в трудах величайших мыслителей эпохи — Локка, Гоббса, Спинозы, Руссо, Дидро и многих других.
Серьезные доводы в защиту буржуазной демократии приводит Джон Мильтон, активный идеолог английской буржуазной революции 1648 г. он развивал идеи о свободе и ответственности, необходимости естественного права народа [19]. Опорой справедливости, по его мнению, являются естественные права людей.
Т.Гоббс, создавая одну из первых конструкций «общественного договора» утверждал, что справедливость строится как правовое воздаятельное требование. Политика и этика — есть наука о справедливости и несправедливости.
Вместе с тем, справедливость имеет собственную естественную основу. Справедливость — это соблюдение соглашений, это правило разума, запрещающего нам делать что-либо, что пагубно для нашей жизни. Из этого следует, что справедливость есть естественный закон [20].
Подобные идеи высказывал Ф.Бэкон. По его мнению, справедливость есть то, что объединяет людей, создает основания для права. «Только благодаря наличию справедливости человек человеку — бог, а не волк. Справедливость состоит в том, чтобы не сделать другому того, что не желаешь себе»[21].
Ограниченность политического восприятия справедливости пытался преодолеть Лейбниц. На первом месте у него стоит коммутативная справедливость, означающая гармонию отношений. В случае несправедливого деяния субъект имеет право предъявить иск (внутри государства) или объявить войну (вне государства). Вторая степень справедливости — это право любви. В любой форме — деяние, милосердие и прочее. Высшая степень справедливости — это гармония добродетели и пользы, а также других противоречивых начал, даруемая Богом бессмертной душе [22].
На стадии развитого индустриального общества антагонизм социальных интересов буржуазии и пролетариата приводит к поляризации идей справедливости по классовому признаку: буржуазная — пролетарская. К.Маркс и Ф.Энгельс в своих работах сформулировали содержание «буржуазной справедливости» и «справедливости трудящихся классов». Релятивизм понятия в то время так и не был преодолен.
К.Маркс выявляет объективные причины возникновения идей справедливости в обществе. Исследуя процесс возникновения частной собственности на средства производства, он приходит к выводу о неизбежном отчуждении работника от условий своего труда и его результатов, а также от сущности человечества как рода, индивида от индивида.
С появлением частной собственности возникает противоречие между частным и общественным интересом в процессе производства. Общий интерес приобретает самостоятельную форму, оторванную от действительности в виде государства, и, вместе с тем, форму иллюзорной общности. Общий интерес, вступая в противоречие с особыми интересами индивидов, выступает как чуждый, независимый от них. Это порождает борьбу особых интересов против общих и иллюзорно общих интересов. Именно данные явления, по мнению Маркса, являются причиной возникновения в обществе идей справедливости.
Суть же представлений о справедливости (и равенстве) составляет стремление к преодолению отчуждения работников от объективных условий своего труда и его результатов, отчуждение от человека его родовой сущности.
Раскрывая «тайну» буржуазной справедливости, К.Маркс писал: «Справедливость сделок, совершающихся между агентами производства, основывается на том, что эти сделки как естественное следствие вытекают из отношений производства… Содержание это является справедливым, поскольку оно соответствует способу производства, адекватно ему. Оно несправедливо, поскольку противоречит ему. Рабство на основе капиталистического способа производства несправедливо; точно также несправедлив и обман на качестве товара»[23].
Ф.Энгельс отмечал, что справедливость в буржуазном обществе определяется не моралью, не правом, не сентиментальными призывами к гуманности, справедливости и милосердию, а наукой, имеющей дело с материальными фактами производства и обмена — политической экономией [24]. Ожидание справедливости без учета экономических реалий бессмысленно. Справедливое использование рабочей силы и справедливое возмещение затраченной рабочей силы определяются экономическими условиями.
В первой половине ХХ в. западные теории справедливости выстраивались, преимущественно, в связке с понятием «правовое государство»[25]. Достаточно глубокая проработка данной проблемы представлена О.Хеффе [26]. Он отмечает, что различные трактовки права и правового государства в политическом контексте предстают как дилемма: оправдание господства или освобождение от него. Подобная постановка вопроса порождает государственно-правовой позитивизм и анархизм, которые каждый на свой лад ставят под сомнение смысл и возможность дискурса справедливости 27. Государственно-правовой позитивизм воздерживается от постановки проблемы легитимации и лимитирования государственно-правовых отношений, исключая всякую нравственную критику государственных решений. Государственно-правовой анархизм настаивает на полной свободе от господства. С принятием такой позиции всякий правовой и государственный порядок оказывается нелегитимным.
Противоположное течение исходит из опыта угнетения и эксплуатации. Оно недооценивает значение власти и конкуренции в политике, обнаруживает склонность к замалчиванию необходимости правопорядка и его общественного обеспечения через государственную власть. Эти теории нередко принимают крайнюю анархистскую форму, объявляя сами правовые и государственные структуры источником угнетения.
Однако и опыт угнетения и эксплуатации, и опыт гражданской войны свидетельствуют о пренебрежении правом на справедливость. Поэтому политическое сознание должно постоянно удерживать перед мысленным взором три понятия: право, справедливость и государство. Между ними существует систематическая связь: справедливость понимается как правовое понятие, она связана с осуществлением в государстве [28].
Связка правового государства и справедливости развивает западные цивилизационные традиции, создает механизм достижения формального правового равенства, превращая массы несвободных людей в свободных индивидов. Требования социальной справедливости с правовой точки зрения рациональны и могут быть признаны и удовлетворены лишь постольку, поскольку их можно выразить в виде требований правовой справедливости в соответствующих областях социальной жизни.
Итак, в ходе исторического развития западного общества в трактовках справедливости происходит взаимодействие меры равенства и свободы индивидов. Если в доиндустриальную эпоху всеобщее равенство и свобода были возможны лишь в сфере духа, то в индустриальном обществе они распространяются и на правовую сферу. Соответственно изменяются и принципы обоснования идеи социальной справедливости.
С середины ХХ в. начинается новый этап в развитии западного общества, который получил название постиндустриального общества. В 1971 году появляется работа Джона Ролза «Теория справедливости». Она имела большое значение для западной философии, социологии и политологии.
Дж. Ролз рассматривает справедливость как политическую ценность и формулирует неолиберальный вариант концепции справедливости, придавая ему универсалистский характер. Справедливость наряду с такими критериями, как эффективность и свобода, должна обеспечивать рациональные стандарты базисной структуры общества [29].
Дж. Ролза интересуют, прежде всего, социальные аспекты справедливости. Более того, он подчеркивает, что нельзя путать справедливость для институтов с принципами, которые применимы к индивидам с их действиями в конкретных обстоятельствах [30]. В его трактовке справедливость — это нормативный критерий распределения социальных позиций, который должен и может быть принят всеми членами общества. Центральными в его теории справедливости являются два принципа.
Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей. И социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы они одновременно вели к наибольшей выгоде наименее преуспевших в соответствии с принципом справедливых сбережений, и делали открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей [31]. Следовательно ключ к справедливости в априорном равенстве возможностей. Это определенно увязано с идеей правового государства.
Но легко разбивается с раскрываемой в последующих главах авторской позиции тем, что здесь проигнорированы обстоятельства стартовых условий. Эти базовые принципы дополняются двумя основополагающими правилами приоритета. Первое правило — приоритет свободы. Основные свободы могут быть ограничены только во имя самой свободы. Второе правило — приоритет справедливости над эффективностью и благосостоянием. Второй принцип справедливости иерархически предшествует принципам эффективности и максимизации суммы выгод, а честное равенство возможностей предшествует принципу различия [32].
Кроме общих принципов системы, существуют и особые принципы для индивидов. Принцип честности звучит следующим образом. Человек должен выполнять свою роль так, как она определена правилами для институтов, если удовлетворяются два условия:
1) институт справедлив (или честен), т. е. удовлетворяет двум принципам справедливости;
2) человек добровольно принимает выгоды устройства или же пользуется предоставленными ему возможностями для преследования своих интересов [33].
Значительную часть книги занимает описание институциональной системы общественного устройства, обеспечивающего реализацию принципов справедливости. По сути дела, Ролз стремится создать идеальную конструкцию либерального государства, преодолевающего социальные конфликты и противоречия. Под воздействием его теории, представляющей реакцию на рост социального неравенства и распространение социал-реформистских идей, либералами была признана необходимость и правомерность вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь общества [34].
Проблема социальной справедливости широко обсуждается в современном западном обществе, но окончательного решения не получено [35]. К настоящему времени трудно говорить о наличии новых, четко оформленных представлений о справедливости. Путь главным образом пролегает через критику теории Ролза. Анализу подвергаются основополагающие принципы схемы Ролза: «занавес неведения» как исходное положение выбора принципов справедливости, концепт распределения и институциональное обеспечение реализации норм справедливости [36, 37].
М.Уолцер вводит понятия «насыщенной» и «разреженной» справедливости.
Сначала появляются насыщенные, полнозвучные концепции справедливости, содержащие различия между людьми, которые значимы для нас больше всего, и людьми, которые для нас менее значимы. «Разреженное» понятие и его максима — не проводить произвольных различий между моральными субъектами — озвучивается только в особых случаях. В этих случаях разреженное понятие часто может обращаться против какой-либо из насыщенных концепций в форме важных вопросов о том, можно ли обоснованно (а не произвольно) считать, что одни люди важнее других [38].
Р.Рорти считает, что следует отбросить кантовскую идею о том, что нравственный закон изначально чист, т. к. он может быть замаран иррациональными чувствами, которые проводят произвольные различия между людьми.
Понятие справедливости как универсального морального принципа на этом основании вполне может быть заменено требованием лояльности наиболее крупным группам, например, согражданам, человеческому роду или всем живым существам [39].
Подмена в справедливости морального требования достижения всеобщего блага требованием лояльности к разнообразным групповым интересам коренным образом изменяет предназначения справедливости, оправдывая и закрепляя существующие формы неравенства между людьми.
Другой современный философ С.Хэмпшир, считает, что задача справедливости состоит в разрешении конфликтов в рамках существующих социальных структур. Он отрицает представления Платона и Аристотеля о справедливости как гармонии в душе человека и государстве, потому что такая гармония невозможна ни в душе, ни в государстве [40]. Философ призывает идти в противоположном направлении — не от сознания, ментальных структур, а от наблюдаемых публичных действий. Отношения между публичными действиями взвешивания и вынесения суждения открыты для всеобщего обозрения, а их тени, соответствующие частные ментальные действия, предположительно дублируют эти отношения [41]. Он решительно уходит от обсуждения вопроса о том, какая концепция блага лежит в основе справедливости, заявляя, что эта проблема остается абстрактной, теоретической и неопределенной [42]. Также относительны, исторически изменчивы особые институты, призванные осуществлять справедливость. Только одна черта сохраняется в качестве необходимого условия для сохранения справедливости — честность процедур, в ходе которых обсуждаются вопросы справедливости. Необходимое условие, обеспечивающее установление честности процесса — это противоположные заявления, которые нам приходится слушать. Несправедливая процедура, нарушающая это необходимое условие процедурной справедливости, несправедлива везде и всегда, независимо от всякой отдельной концепции блага [43].
Отмечая, что исторически понятие справедливости всегда было связано с понятиями рациональности и обоснованности, автор замечает, что их нужно относить не к сфере разума, а к существующим институтам [44].
Вынужденные конкурировать друг с другом, личность или группа могут достичь своей цели двумя способами: при помощи прямого господства, связанного с применением силы или угрозой ее применения, или же при помощи процедуры спора в рамках определенного института. Существование такого института для состязательного спора — необходимое условие справедливости [45]. Идея равных возможностей для обеих сторон является сущностью процедурной справедливости. Справедливость и честность содержатся в различных процедурах: в дуэлях, спортивных состязаниях, играх, судах, парламентах, во всех спорах и антагонистических процессах, в которых одна сторона побеждает, а другая проигрывает — честно или нечестно. Так и развивается политическая и социальная жизнь — путем управляемых и признанных конфликтов [46].
Основное внимание современных философов при обсуждении проблем справедливости и сопряженных с ней проблем равенства, привлечено к формам социального равенства. Ж.-Ф. Лиотар считает, что нужно стремиться к достижению локальных консенсусов, временных контрактов по правилам игры, которые потом могут быть расторгнуты. Эта эволюция социального консенсуса двусмысленна: она выгодна не только индивиду, но и системе. Временный контракт поощряется системой по причине его большей гибкости, минимальной стоимости и сопровождающей его «бурной» мотивации [47].
Таким образом, в постиндустриальном обществе в представлениях о справедливости на первый план выходят требования признания уникальности, автономности личности. Не общество, не класс, а индивид с его неповторимым своеобразием должны быть защищены справедливостью. Представления о справедливости эволюционируют от тотального подчинения индивида целому, будь то природа, общество, Бог, в сторону эмансипации личности.
К. Юнг характеризует западный тип мышления как экстравертный. Экстравертное мышление направлено преимущественно на внешний объект. Им может быть окружающий мир, Бог как трансцендентная сила, сознание человека [48].
Экстраверт уверен, что верно все, что соответствует этой формуле, неверно все, что ей противоречит, и случайно то, что безразлично проходит мимо нее. Эта формула становится мировым законом, который всегда и повсюду должен осуществляться как в единичном, так и в общем.
Человек западной цивилизации направляет всю свою энергию на познание и преобразование внешнего мира, поэтому конечной задачей является изменение мира и его совершенствование. «Западный» индивид деятелен, активен [49]. Он всегда идет напрямую к достижению поставленных целей, обходные маневры претят ему. Существует перманентная неудовлетворенность в реализации индивидуальности, следствием которой выступает навязчивое стремление западного человека к самостоятельности, высвобождению собственного «Я». Проведение четкой разделительной линии между «внутренним» и «внешним» человеком считается в европейской традиции само собой разумеющимся. Оно укоренилось и на уровне языка, и на уровне мышления [50].
Постоянно возрастающее значение в практике Запада имеет свобода. Р.Пайпс отмечает две особенности в ее трактовке. Первая сводится к тому, что понятия «свобода» и «права» фактически являются синонимами. Вторая особенность объясняет их слияние. Свобода и права неразрывно связаны с собственностью. Собственность — исходное условие западного понимания свободы [51]. Свобода в восприятии западного человека в большей степени связывается с выбором действий внешних, т. е. социальных, а не внутренних, т. е. духовных. Социальное пространство внешней свободы западного человека выглядит значительно шире, поскольку оно не в такой степени нормировано, как в восточных обществах.
На основании вышеизложенного можно выделить ряд особенностей трактовок справедливости в западной цивилизации.
Во-первых, справедливость всегда находится в становлении, это непрерывный процесс созидания идеала и его практического воплощения. Не существует абсолютных и безусловных критериев справедливости, поэтому она сама всегда как бы ускользает или исчезает вовсе.
Во-вторых, справедливость для своего существования требует прагматичных рациональных доводов индивидуалистической ориентации. Индивид имеет возможность «примерить» к себе нормы справедливости посредством разума. Из-за неизменного скепсиса, присущего разуму, логических ошибок или сознательного использования неверной посылки в рассуждениях нормы справедливости на Западе не обладают такой полнотой охвата общества.
В-третьих, справедливость выступает в качестве социальной оценки общественных отношений. Эта оценка имеет два неразрывно взаимосвязанных проявления: легитимация общественного устройства и его критика. Другими словами, критическая легитимация есть оценочная сторона социальной справедливости. Индивидуальный или групповой вердикт общественному устройству в целом или отдельным социальным фактам на основании принципов социальной справедливости на Западе и Востоке будет различаться по своему содержанию и последующим социальным действиям. С определенной долей условности можно говорить о преобладании критической составляющей оценки на Западе из-за отсутствия абсолютных оценочных критериев. Результатом будут действия, направленные на изменение существующих условий в соответствии со своими представлениями.
На Востоке у социальной справедливости преобладает легитимирующая функция. Критика, выносимая социальной справедливостью, не приводит к действиям, в корне преобразующим социальные устои. Сказанное, впрочем, не означает отсутствия социальных потрясений в виде разного рода революций и гражданских войн. Речь идет о том, что их результатом была лишь видоизмененная интерпретация господствовавшей структуры ценностей, без какихлибо новых ориентаций [52].
В целом цивилизационный тип западной социальной справедливости можно именовать либеральным — в широком смысле этого слова. В нем личность с ее индивидуальными потребностями и правами выступает на первый план.
Разумеется, в ходе исторического процесса имеют место цивилизационные контакты, их результат — трансформация взаимодействующих сторон. Западная цивилизация, обладая материальной мощью и экстравертным напором, стремится к мировому лидерству, что проявляется во внешнеполитической деятельности, экономической и культурной экспансии. Одной из попыток навязывания Западом своих экономических, политических и культурных основ было упорное желание провести все страны, так или иначе находящиеся в сфере его влияния, независимо от их цивилизационной идентичности, по пути «классической» западной модернизации. Однако она закончилась полным провалом и доказала необходимость учета социокультурной специфики при выработке тактических и стратегических планов. В том случае, если страна копирует западный опыт, происходит вестернизация без модернизации. По такому пути пошли Египет, Филиппины, Турция и другие страны. В результате были разрушены собственные культурные традиции общества без хотя бы частичного заполнения их заимствованными образцами. Такое общество называется разрушенным традиционным обществом, не перешедшим на следующую ступень развития.
Таким образом, при выявлении цивилизационных черт социальной справедливости актуализируются следующие цивилизационные признаки:
− степень социальной активности индивида по отношению к внешнему окружению;
− отношения между «Я» и «Мы» в контексте представлений о равенстве и свободе.
Эти два параметра в концентрированном виде аккумулируют в себе духовные основы цивилизационной общности и отражают характер базовых социальных институтов, способствующих воспроизведению того или иного цивилизационного порядка. Выделенные признаки позволяют рассмотреть социальную справедливость не только со стороны общества как целого, когда индивид выступает в качестве объекта социального нормирования, но и со стороны индивида как активного участника социальных процессов.
В целом же очевиден релятивизм и «заказной» характер исследований и когнитивных парадигм современного западного прочтения справедливости. Она не выходит ни фактически, ни теоретически за рамки либеральной доктрины, т. е. носит исторически конъюнктурный и малоконструктивный характер, непригодный для конструирования государства справедливости. Не выходит за рамки распределительной материальной справедливости и обслуживает интересы в снятии конфликта бенефициаров от фактической несправедливости и неправедности западной модели общежития и государства.
ПРИМЕЧАНИЯ
[2] Рашковский Е.Б., Хорос В. Г. Мировые цивилизации и современность: (К методологии анализа) // Восток — Запад — Россия. М., 2002. С. 45.
[3] Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Пресс,1999. С. 79–80.
[4] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полит. исслед. 1994. № 1. С. 35.
[5] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. С. 281.
[6] Марру А.-И. История воспитания в античности: Греция. М., 1998. С. 81.
[7] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. I. Античность. СПб., 1994. С. 60–61.
[8] Йегер В. Пайдейя. М., 1997. С. 230.
[9] Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т. 4. / Пер. с древнегреч. М., 1984. С. 378–379.
[10] Там же. С. 380.
[11] Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 146–147.
[12] Там же. С. 150.
[13] Там же. С. 151.
[14] Там же. С. 152.
[15] Там же. С. 153.
[16] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т. 1. Античность. С. 159.
[17] Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М., 1998. С. 16.
[18] Новиков А. И. Человек среди людей: размышления о справедливости. Л., 1987. 32.
[19] Цит. по: Козловский В.В., Федотова В.Г. В поисках социальной гармонии (социальная справедливость и социальная ответственность). Свердловск, 1990. С. 66–67.
[20] Гоббс Т. Избранные произведения. М., 1964. Т. 2. С. 173.
[21] Бэкон Ф. Сочинения. М., 1977. Т.I. С. 365.
[22] Цит. по: Козловский В.В., Федотова В. Г. Указ. соч. С. 67.
[23] Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 373.
[24] Энгельс Ф. Справедливая заработная плата за справедливый рабочий день // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. — С. 255.
[25] Мальцев Г. В. Буржуазный эгалитаризм: Эволюция представлений о социальном равенстве в мире капитала. М.: Мысль, 1984.
[26] Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. М.: Гнозис, 1994.
[27] Хеффе О. Указ. соч. С. 7.
[28] Там же. С. 12.
[29] Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 21.
[30] Там же. С. 61.
[31] Там же. С. 66.
[32] Там же. С. 267.
[33] Там же. С. 104.
[34] Алексеева Т. А. Справедливость: морально-политическая философия Джона Роулса. М., 1992. С. 111.
[35] Сутор Б. Малая политическая этика // Политическая и экономическая этика. М., 2001. С. 65.
[36] Аргунова В. Н. Социальная справедливость: ценностно-институциональный анализ. Иваново, 2004. С. 153.
[37] Макинтайр А. После добродетели. М., Екатеринбург, 2000. С. 343.
[38] Там же. С. 59.
[39] Там же. С. 56.
[40] Там. С. 91.
[41] Там же. С. 93.
[42] Хэмпшир С. Справедливость — это конфликт: душа и государство // Логос. 2007. No 5. С. 101.
[43] Там же. С. 97.
[44] Там же. С. 96–97.
[45] Там же. С. 97.
[46] Там же. С. 101.
[47] Лиотар Ж.-Ф. Указ. соч. С. 157–158.
[48] Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1997. С. 421.
[49] Жюльен Ф. Путь к цели: в обход или напрямик. М., 2001. С. 41.
[50] Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования: В 2 т. М.; СПб., 2001. Т. 1. — С. 35.
[51] Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2001. С. 159.
[52] Эйзенштадт Ш. Указ. соч. С. 185.
Из главы 1.2 Культурно-религиозные и цивилизационные особенности западного понятия справедливость» фундаментальной коллективной монографии Центра «Государство справедливости — праведное государство (от теории к проекту)», опубликованной в 2018 г., под ред. С. С. Сулакшина.
Автор доктор социологических наук Вера Николаевна Аргунова.
- ПолитикаС.С.Сулакшин Самое интересное
Подпиши петицию: С.Сулакшин: «Президент Путин, дай России шанс развиваться, уйди в добровольную отставку!»
Степан Сулакшин создал(а) эту петицию, адресованную Путин, Народ России Устройство всех сфер жизни страны, политический режим в стране, его практики управления государством и результаты губительны для России и ее народа. За 20 лет путинизма все стало предельно ясно и безнадежно. Народ вымирает, падает рождаемость и растет смертность. Лучшая часть населения эмигрирует. Экономика деградирует в сырьевую…4 231 - ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…923 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…1 249 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
ПОБЕДИТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО УМНАЯ ОППОЗИЦИЯ — Университет оппозиции. Выпуск №33
2 апреля в 20:00 мск очередной прямой эфир Университета оппозиции. Канал ютуб Центра Сулакшина. Присоединяйтесь. Политическая оппозиция обязана быть умной и просвещенной,только тогда возможна ее победа и оздоровление нашего Отечества! Тема выпуска: ПОБЕДИТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО УМНАЯ ОППОЗИЦИЯ Ведущий: Степан Степанович Сулакшин418 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…624 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Результаты моделирования эпидемии коронавируса в России
Распространение коронавируса в мире в режиме пандемии пришло и в Россию. Очень важно своевременно осознать масштабы бедствия. В мире есть много работ по моделированию эпидемии коронавируса на основе официальной эмпирики, публикуемой в открытых СМИ. Например, работа «Coronavirus: Why You Must Act Now» даёт важные выводы, полученные путем моделирования, и на их основе практические рекомендации. Основные…1 026 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…150 - ПолитикаСулакшин С.С.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ И ЗАДАЧИ ОППОЗИЦИИ ПУТИНИЗМУ #ПрограммаСулакшина — ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ МСК. Присоединяйся
В четверг 20 августа 2020 в 20-00 МСК на ютуб-канале Центра Сулакшина принимайте участие онлайн-трансляции открытого Всероссийского рабочего совещания актива и сторонников Программы Сулакшина «Настоящий социализм». Реплики и вопросы задавайте в чате. https://www.youtube.com/watch?v=T_T0M5RPnl0 Вернуться на главную82
- ИсторияИстория России в фотографиях
Портреты тружеников советской деревни: простые и красивые лица
Фото: Скоро ли убирать? Колхозный агроном определяет готовность яровой пшеницы к уборке. Колхоз «Красный комбайн» Владислав Микоша, 1938 год, Куйбышевская обл., МАММ/МДФ. Сегодня в подборке из нашего фотоархива — снимки людей, на которых держалось советское сельское хозяйство. Это пастухи, свинарки, комбайнеры и люди других профессий, которые обеспечивали СССР продовольствием своим тяжелым трудом. «Дадим стране больше свиней» Михаил Грачев,…27 - Историяиз блогов
Как отдыхали рабочие и крестьяне в довоенном СССР (Редкие ФОТО)
1960 г. Автор фото: Виктор Руйкович Лето в самом разгаре, но с отпусками в этом сезоне по известным причинам полные непонятки. Поэтому сегодня я хочу предложить вашему вниманию подборку редких архивных фотографий на тему отпуска. Причем, все фотографии в статье (кроме одной) не просто советского периода, но даже довоенные. То есть до 1941 года. Не знаю…80 - ИсторияАлексей Волынец
Романтизм, скандалы и университетская вольница: как формировалась высшая школа России
©INTERFOTO/Vostock Photo «А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии?» – наверное, все узнают первые строки гоголевского «Тараса Бульбы». Но не все знают, что сыновья казацкого полковника приехали к отцу из учебного заведения, которое иногда считают первым вузом в истории России. Упомянутая Бульбой…41 - ИсторияСтепан Зайцев
Сдача без боя. Как Михаил Горбачёв провалил сделку по НАТО
Фото: Berlingske.dk 30 лет назад Москва не смогла получить достойные отступные на переговорах по объединению Германии 12 сентября 1990 года в Москве был заключён «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии», подпись под которым поставили министры иностранных дел ФРГ, ГДР, СССР, США, Франции и Великобритании. Документ получил название «Договор 2+4». Соглашение вступило в силу 15…51 - ИсторияМихаил Васильевич Демурин Русранд
Величие победы над Японией непререкаемо: к публикации документов Минобороны
Публикация портала ИА Regnum. Опубликованные Министерством обороны РФ документы, касающиеся войны СССР с Японией, еще раз напоминают, что 3 сентября Россия должна праздновать не «День окончания Второй мировой войны», а День Победы над Японией. «Рассекреченные и опубликованные Министерством обороны документы, касающиеся войны СССР с милитаристской Японией, подчеркивают значение праздника — Дня Победы над Японией. Они подтверждают правоту тех, кто посчитал принятый весной этого года закон,…34 - Историяruinformer.com
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда
Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое значение, началось летом 1941 года. На Ленинград шла группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу, немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года началась 872-дневная блокада Ленинграда….28 - ИсторияАлексей Топоров
Жертвы перемирия: кто ответит за гибель дончан
Фото: Давид Худжец / ИА «Новороссия» Четверть века назад альянс НАТО начал бомбардировки боснийских сербов, в результате чего их противники – бошняки и хорваты отобрали у тех 200 квадратных километров территории. О сотнях убитых при этом военных и мирных людей, заражении вод и недр из-за применения радиоактивных боеприпасов, уничтожении десятков православных храмов сейчас если и…91 - Историяruinformer.com
1 сентября 2004 года. Беслан
1 сентября 2004 года весь мир потрясло известие о захвате террористами здания школы в североосетинском городе Беслан. В этот день отряд террористов под руководством Расула Хачбарова численностью более 30 человек захватил здание средней общеобразовательной школы №1. Во время праздничной линейки во дворе школы вооруженные люди, открыв стрельбу поверх голов собравшихся, стали сгонять всех присутствующих в…43 - ИсторияАлексей Волынец
Последний банк русского капитализма
Хлопкоочистительный завод, Ташкент, 1900 год ©РИА Новости В сентябре 1917 года, буквально за месяц до падения, Временное правительство выдало разрешение «на открытие действий» Русско-Бухарскому банку. Едва ли в тот момент кто-либо догадывался, что эта кредитная организация станет последним коммерческим банком, учрежденным в бывшей Российской империи до социалистической революции. Впрочем, Русско-Бухарский банк даже без этого колоритного…50 - ИсторияВалерий Бурт
Таких людей не слышат и не слышали. Легендарный Патон
Фото: Соцсети История ученого, вхожего во все кабинеты СССР Дважды Герой социалистического труда, Герой Украины, лауреат Сталинской и Ленинской премий, орденоносец Борис Патон, окончивший свой земной путь, был личностью мирового масштаба. Он трудился во славу двух стран — России и Украины. Патон — автор более четырех тысяч научных публикаций, включающих в себя несколько десятков монографий…47 - ИсторияAnna
Память, заросшая травой
«На сем месте будет воздвигнута часовня…» Фашисты стёрли с лица земли посёлок Михизеева Поляна за один день. Почему же так мало известна «кубанская Хатынь»? О гибели белорусской Хатыни знают все. Скрупулёзная работа историков, книга Алеся Адамовича «Хатынская повесть» и снятый по ней фильм Элема Климова «Иди и смотри» навечно вписали деревню, уничтоженную 22 марта 1943…16.08.2020 0:07 47 - ИсторияАлексей Волынец
Заговоренные зубы России: история стоматологии от революции до наших дней (продолжение)
©Егоров Василий, Стужин Алексей / Фотохроника ТАСС Накануне крушения Российской империи в стране работало менее 5 тыс. профессиональных дантистов – весьма скромная цифра для 180 млн населения. По статистике 1916 г., в царской армии, после фронтовых мобилизаций насчитывавшей более 8 млн солдат и офицеров, официально числилось всего 39 врачей-стоматологов. Революционные потрясения и последовавшая Гражданская война…46 - ИсторияАлексей Волынец
Заговоренные зубы России: история стоматологии от Владимира Мономаха до революции
©Bridgeman Images / FOTODOM Зубная боль, вероятно, родилась с человеком, и всю историю человечества люди пытались от нее избавиться. Поэтому стоматология очень популярна, чего нельзя сказать об истории этой науки. Вот о ней-то и расскажет «Профиль», а чтобы эта история в зубах не навязла, ограничим наш рассказ о прошлом стоматологии пределами Руси и России. Святой…52 - ИсторияВалерий Бурт
Жизнь в свое удовольствие. Без телевизоров и компьютеров
Фото: Соцсети Дореволюционные дачи сулили покой, уют и романтические свидания Дача – слово летнее, пахнущее травой, цветами. Скажешь и представишь уютный дом, развесистые деревья, гамак, поросшие травой дорожки. Впрочем, воображение у всех разное, загородные поместья — тоже. Главное — уют, покой, свежий воздух. Так повелось издавна, и традиция благополучно дожила до наших дней. В нынешнем…60 - ИсторияТатьяна Д.
Девушки-снайперы ВСУ со свастикой вошли в один из посёлков Донбасса
19 августа 2014 года – в великий праздник Преображения Господнего – я вышла из храма святого Георгия Победоносца и увидела страшную картину. На центральных улицах села стояли танки, БТРы, машины, в которых находились солдаты укробандеровской армии. Больше всего меня потрясли девушки-снайперы с немецкой свастикой… В тот момент мне было очень страшно, я подумала: «Как хорошо,…67 - Историяalexey43
Немножко истории
Фото: Николай I на Сенатской площади 14 декабря 1825 года Павел Анненков в мемуарах «Две зимы в провинции и деревне» описывает конец времени правления Николая I: «По приезде из Парижа в октябре 1848 года состояние Петербурга представляется необычайным: страх правительства перед революцией, террор внутри, предводимый самим страхом, преследование печати, усиление полиции, подозрительность, репрессивные меры без нужды и без…60 - Историяkajaleksei
Почти забытый нюанс
Обратил внимание, что кремлеботы часто эксплуатируют тему о том, что в СССР квартиру было невозможно просто купить. Мол, нужно было ждать годами и так и не дождаться. В отличие от сейчас. И это как бы действительно так. Иногда люди действительно годами стояли в очередях на улучшение жилищных условий (кстати, если жилья не было совсем, то…85 - ИсторияРусранд Тамара Натановна Эйдельман
От чумных докторов до ковидоотрицателей: краткая история вакцинации от Средних веков до наших дней
Весь мир живет в ожидании появления вакцины от коронавируса. Антипрививочники притихли, журналисты распространяют сенсации, вирусологи заперлись в лабораториях. Почти тысячу лет человечество прививанием борется с эпидемиями, и многое сегодня напоминает о легендарных временах Мэри Монтегю, Луи Пастера и Владимира Хавкина — малоизвестного в России врача, который стал легендой и официальным рыцарем Британской империи, вылечив от чумы и холеры миллионы человек. Историк Тамара Эйдельман напоминает о ключевых моментах в мировой…54 - ИсторияАлексей Корнилов Анатолий Анисимов Дмитрий ИВАНОВ Игорь Байков Юрий Виноградов
Начало Великой Отечественной войны. Этот день в учебниках истории
фото отсюда В воскресенье, 22 июня 1941 года, на рассвете войска фашистской Германии без объявления войны внезапно атаковали всю западную границу Советского Союза и нанесли бомбовые авиаудары по советским городам и воинским соединениям. Началась Великая Отечественная война. Её ждали, но всё же она пришла внезапно. И дело тут не в просчёте или в недоверии Сталина данным…61 - ИсторияВалерий Бурт
«Гони в Чертаново!». Московскому такси исполняется 95 лет
Фото: Архив Исторический экскурс от первых поездок до героев советских кинофильмов Недавно шел по старинной московской Большой Дмитровке и как-то ненароком вспомнил, что в давние уже времена, когда улица называлась Пушкинской, недалеко от Столешникова переулка, располагалось популярное кафе «Зеленый огонек». Оно было для таксистов, но туда пускали всех, кто желал отведать борща, котлет с картошкой…51 - ИсторияНиколай Долгополов
Операция «Хозяин»
Участники операции «Хозяин» получили высокие награды. В центре (первый ряд) — Лев Галкин, во 2-м ряду (крайний слева) — Борис Иванов. Фото 1943 года. Фото: Из семейного альбома семьи Ивановых. 1942 год: вологодские чекисты против Абверкоманды-104 Военное положение объявили в Вологодской области сразу после нападения Гитлера. Крупные воинские склады, аэродромы, Северная железная дорога, проходившая через всю…76 - Историяkajaleksei
Историко-политическая дилемма
В продолжении темы поднятой в заметках: «О «сталинских» репрессиях», «О репрессиях и их масштабах», «О массовости массовых репрессий», «О потерях в ВОВ», «О потерях в ВОВ 2», «Что не так со «сталинскими репрессиями» — решил написать небольшую реплику. Что можно предъявить Сталину, кроме репрессий и больших потерь в ВОВ? Да ничего… В истории России никогда еще не было такого масштабного, длительного и…64 - ИсторияАлексей Волынец
За что революционеры уважали банки
©TopFoto / Vostock Photo «Крупные банки есть тот аппарат, который нам нужен для осуществления социализма и который мы берем готовым у капитализма…» – писал Ленин в октябре 1917 года, за две недели до свержения Временного правительства. Если в упрощенной агитации для широких масс вождь будущей революции применял известный лозунг о земле крестьянам и фабриках рабочим,…57 - ИсторияАндрей Николаевич Ланьков Русранд
Корейское фэнтези. Как в Северной Корее описывают Вторую мировую и советскую помощь
В случае с Северной Кореей мы имеем дело с интересным и нетипичным примером «войн исторической памяти». Основными противниками в них выступают не геополитические оппоненты, а те силы, кого даже сейчас условно можно считать союзниками Северной Кореи – Россия и Китай. А уж во время описываемых событий они были не просто союзниками, а спасителями. С точки зрения…68 - ИсторияRussiainphoto.ru
Савва Морозов: человек, который тратил на Россию свои средства и душу
Портрет семьи Морозовых Неизвестный автор, 1897 — 1898 год, МАММ/МДФ. «Богато наделенной русской земле и щедро одаренному русскому народу не пристало быть данниками чужой казны и чужого народа… Россия, благодаря своим естественным богатствам, благодаря исключительной сметливости своего населения, благодаря редкой выносливости своего рабочего, может и должна быть одной из первых по промышленности стран Европы». Это…66 - ИсторияАлексей Волынец
Что происходило с курсом рубля накануне Октябрьской революции
©Иван Марчук / Фотобанк Лори Временному правительству досталось сложное наследство свергнутой монархии: фронт Первой мировой войны съедал ежедневно более 50 млн руб. – всего за две недели боев тратилось столько же средств, сколько уходило на армию и флот за весь мирный 1913 год. Попытки увеличить внешние и внутренние заимствования не удались, и в итоге «временным»…49 - ИсторияВладимир Нагирняк
Забытые победы героя советского подплава
Итальянский танкер «Суперга, торпедированный Александром Девятко ©sovboat.ru Несмотря на то, что с окончания Великой отечественной войны прошло уже 75 лет, имена многих ее героев до сих пор не получили должной известности. Среди незаслуженно забытых – командир подводной лодки «Щ-211» Александр Девятко. Этот выдающийся офицер-подводник открыл счет победам подводных лодок Черноморского флота и стал самым результативным…106 - ИсторияАлександр Шолохов
Он сражался за Родину
Фронтовой корреспондент Михаил Шолохов в конце войны в звании полковника.Фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова 115 лет Михаилу Шолохову. Внук писателя рассказал о трагической судьбе его последнего романа «Они сражались за Родину». Первой исторической вехой, которая стала одновременно и важнейшей вехой в жизни и творчестве Шолохова, была, конечно, Гражданская война. И он был первый, кто с…83 - ИсторияСветлана Цыганкова
Ночной штурм: как русские войска взяли турецкую крепость Туртукай
21 мая 1773 года в ходе Русско-турецкой войны войска генерал-майора Александра Суворова взяли крепость Туртукай в ходе ночного штурма. Турки не смогли отстоять свои позиции и бежали. Русские захватили знамена, орудия, лодки и суда. Однако через месяц Суворов вынужден был снова брать эту же крепость. Крепость Туртукай, в которой находился четырехтысячный гарнизон, контролировала переправу через…77 - ИсторияRussiainphoto.ru
Боялись, сдавали, отмечали: вспоминаем майские экзамены в СССР
«Весенние экзамены в школе перед войной» Сергей Васин, июнь 1938 года, г. Москва, МАММ/МДФ. Тревожное волнение до и мало с чем сравнимая радость после — вспоминаем сегодня при помощи снимков из нашего архива эту эмоциональную пору экзаменов в конце учебного года. Экзамен по военно-химическому делу в военном училище связи Неизвестный автор, 1952 год, Владимирская обл., г. Муром,…45
- ПолитикаРусранд
Внимание! Прими участие в опросе
Центр научной политической мысли и идеологии продолжает мониторинг политической температуры — показателя политической энергетики в обществе. Мониторинг позволяет прогнозировать приближение больших политических изменений в стране, что очень важно и ответственно. Очередной замер политической температуры проводится с 15 по 28 сентября 2020 года Приглашаем наших друзей, читателей принять участие в опросе. Свой ответ необходимо ввести в электронную анкету,…64 - ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Россия: петля на шее затягивается
ВОПРОС: Последнее время постоянно идут сообщения о провокациях НАТО по границам России в воздушном и водном пространстве. Сообщают, что британские военные самолеты и корабли значительно увеличили интенсивность патрулирования у российских границ, чтобы найти слабости российской обороны и иметь возможность использовать их в будущем. Эта операция беспрецедентна. Так, 28 самолетов Королевских ВВС Великобритании были замечены в районе Черного моря и у побережья Кольского полуострова. С сегодняшнего дня начинается самая…20 - ПолитикаКравченко Л. И. Русранд
Страна под санкциями
Можно сколько угодно слушать от пропагандистов, что санкции делают нас сильнее и что их главная задача — ослабить сильную Россию, помешать ее развитию, но факт останется неизменным: дело не в том, нужна ли миру сильная Россия, а в том, что подобно многим авторитарным государствам для западного мира действующий политический режим является неприемлемым, так как подавляет права и свободы россиян. Что же касается самих россиян, то для нас этот режим…18 - ОбществоДмитрий Андреевич Прокофьев Русранд
Хворь на выдумки хитра
Новость о появлении в аптеках «Арепливира», российского лекарства от COVID-19, почти совпала с появлением новых данных Росстата. Государственная статистика сообщает, что по итогам первого полугодия «бедными» оказались 13,6% всех россиян — почти каждый седьмой. Во втором квартале 2020 года количество граждан с доходом ниже прожиточного минимума (11 468 руб.) выросло на 1,3 млн человек по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составило 19,9 млн человек. При этом Росстат в своих расчетах…22 - ПолитикаРусранд Степан Степанович Сулакшин
Должна ли у политической оппозиции быть программа?
В нашей стране политический правящий режим эксплуатирует серьёзные интеллектуальные силы профессионалов для тонкой манипуляции массой. В том числе создавая искусственную, имитационную, фальшивую, поддельную оппозицию, этакие медные тазики, в которые собирают недовольство, народную протестацию, а затем попросту сливают ее в никуда. Кому-то кажется, что в протестации все просто: нужно выйти на улицу, покричать кричалки или пробиться на ютубовские или телевизионные каналы и там заявить правду-матку. Именно это простаки…28 - ПолитикаРусранд Степан Степанович Сулакшин
Будет ли Путин в «Списке Навального»?
Европарламент выдвинул идею формирования «Списка Навального» — аналога «Закона Магнитского», в который войдут фигуранты расследований ФБК Навального и на чей счёт будут приняты международные политические и государственные решения по замораживанию их активов. Отсюда обратным ходом будет нетрудно предположить тех, кто мог бы быть реальным интересантом отравления Навального. Тех, для кого такого рода «внимание» со стороны Запада было бы, мягко говоря, нежелательным. Эти интересанты не люди с улицы,…83 - ОбществоИгорь Олин Русранд
На кого работает кубышка Путина
С развитием пандемии либеральные YouTube-каналы предрекали, что у власти закончатся деньги к началу сентября. Видимо, они сравнивали положение с временами Гайдара, Чубайса и прочих «реформаторов», у которых в государственных закромах денег никогда не было, чего не скажешь об их карманах — там всего хватало для скупки казённых активов, пусть и за бесценок. Они не учли один существенный фактор. Путин и его ближайшее окружение превратили государственную казну в свою личную сберегательную книжку, а потому относятся к ней…25.09.2020 1:58 27 - ОбществоРусранд Сулакшин С.С.
В ад ведут не только благие намерения
ВОПРОС: Больные коронавирусом получили письменное предписание о штрафе в 150 тысяч рублей за выход из дома, но ни о волонтёрах с продуктами, ни о врачах с таблетками никто не озаботился. А имеет ли в этом случае власть право требовать штраф от людей за поход в магазин за продуктами или в аптеку за лекарствами? И есть ли ум у такой власти? СУЛАКШИН С.С.: Начну с конца. Мы оценивали коэффициент интеллекта IQ у разных эшелонов власти, и, поскольку она практически не меняется последние 20 лет, то и наши выводы, я полагаю,…57 - ПолитикаВолк В.В. Русранд
О справедливости в государстве и остановке дерибана страны
На одном из сетевых ресурсов Центра Сулакшина зацепил вопрос в комментариях, который был задан профессору Степану Сулакшину Эркином Таджибаевым. Понятное дело, что Степан Степанович физически не может вести просветительскую деятельность и при этом перечитывать все поступающие комментарии и вопросы, так как их сотни и тысячи. Поэтому взял инициативу на себя, исходя из своего понимания сути Программы Сулакшина. Таджибаев с неким лёгким налётом сарказма пишет: «Я тоже задам вопрос С….35 - ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Сулакшин: Какой мы будем строить Россию без Путина. Выпуск 42 ◄24.09.2020►
Прощание с путинизмом. Как будем строить нашу Россию. Вокруг чего объединяться. Новая Конституция и Программа Сулакшина в деталях. Смотрим в 20:00 МСК.10 - ОбществоРусранд Сергей Александрович Варзин
НАРОД И CЕМЬЯ — ЧАС ВАРЗИНА ◄23.09.2020►
В 20:00 МСК смотрите новый выпуск еженедельной передачи «Час Варзина» о наиболее важных событиях в нашей стране и Санкт-Петербурге за предшествующие дни. Информация будет сопровождаться ее анализом на основе теории, созданной профессором Сулакшиным и его соратниками. Ведущий Сергей Александрович Варзин – доктор медицинских наук, профессор медицинского вуза, хирург, ученый, живет в Санкт-Петербурге.12 - ЭкономикаИгорь Алексеевич Николаев Русранд
Повышали пенсионный возраст зря
Такой категоричный вывод можно сделать по многим основаниям. Но, полагаю, и одного достаточно, зато очень и очень весомого — того, что происходит с размером и динамикой дефицита бюджета Пенсионного фонда России. В проекте бюджета Пенсионного фонда России на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов предусмотрено, что трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду составит в 2021 году более 3,5 трлн рублей (38% всех доходов Фонда). Трансферт — это…36 - ЭкономикаАлександр Тамерланович Габуев Русранд
Цифра не поможет
Александр Габуев о перспективах криптоюаня. На встречах с недавно вернувшимися из отпусков российскими чиновниками я все чаще слышу вопросы, скоро ли Китай выпустит цифровой юань, насколько он в состоянии бросить вызов гегемонии доллара, а главное — сможет ли РФ использовать инструмент для международных расчетов в сценарии ужесточения санкций? Короткий ответ — нет. И вот почему. Народный банк Китая запустил пилоты по цифровому юаню в апреле, а сейчас собирается масштабировать эксперимент на мегаполисы, включая Пекин…25 - ОбществоРусранд Рустем Ринатович Вахитов
Либеральный университет
В Интернете идет дискуссия по поводу увольнений преподавателей ВШЭ за «либеральные взгляды». Одна сторона заявляет, что политическим активистам прозападного толка не место в заведение, которое задумывалось как «образцовый отечественный университет». Другие возражают — университет-де не может не быть свободным и либеральным по самой природе. Если можно «встрять» со своим мнением (я все-таки несколько лет своей жизни отдал изучению «истории и философии университетов»), то я бы предположил, что не правы обе стороны. Не думаю, что хорошая…28 - ПолитикаИгорь Витальевич Олин Русранд
Слободской секретарь горкома КПРФ: «Ты был прав, не поддержав Мамаева»
RUSRAND.RU: Статья И.Олина показательна иллюстрацией в судьбе автора и на региональном, местном уровне процессов деградации КПРФ в целом. Я был исключён из КПРФ за принципиальную позицию, поддержав голосом муниципального депутата на роль губернатора кандидатуру Никиты Юрьевича Белых. Не вдаваясь в подробности уголовного дела, по которому он осуждён на 8 лет, я и сейчас о своём выборе не жалею. Целый десант из обкома тогда не смог меня убедить изменить мнение. Даже преступник (если так, в чем…32 - ПолитикаДмитрий Витальевич Тренин Русранд
Последняя страница. Как дело Навального изменило отношения России и Германии
Дело об отравлении Алексея Навального стало поворотным пунктом в отношениях России и Германии. Собственно, детали самого дела, до сих пор во многом неясные, уже не важны. В Берлине в сентябре 2020 года принято важнейшее для немецкой внешней политики решение: Германия больше не будет проводить в отношении России какую-то особую политику. Не будет пытаться понять мотивы другой стороны, стремиться к взаимопониманию и хотя бы минимальному взаимодействию. Берлин не станет выступать и в роли переводчика с русского…39 - ОбществоРусранд Сергей Григорьевич Шелин
Коронавирусная паника-2 в мире и ковид-шоу в России
В других странах власти спорят с народами, возобновлять ли карантины. У нас верхи фонтанируют выдумками, а низы питаются слухами. Из-за недостатка информации одни россияне живут в панике, а другие пренебрегают любыми мерами предосторожности. Новый всплеск пандемии, называйте его «второй волной» или как угодно иначе, происходит сейчас во многих странах. И особенно там, где считали, что сумели более или менее задавить ковид. В Испании, Франции, Британии цифры инфицированных…40 - ПолитикаРусранд Степан Степанович Сулакшин
#ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы. Разговор с народом — Выпуск №78 ◄22.09.2020►
Степан Степанович отвечает на вопросы зрителей. С чего начинается познание мира и осознание себя в этом мире? Понимание своего положения и своего долга, решения на следующий шаг? С вопроса! Задай себе 1000 вопросов и заработает твоя мысль. Ты переберешь 1000 вариантов и найдешь ответ. В науке говорят — самое сложное это задать вопрос, поставить задачу. Задай свой вопрос на передачу «Страна станет другой! Вопросы и ответы» на канале Сулакшина…21 - ЭкономикаРусранд Степан Степанович Сулакшин
Как убивают Россию
Бюджетные ассигнования в 2021 году по словам Министра финансов Силуанова сократят на 927 миллиардов рублей. С учетом того, что доходы составляют 20 триллионов рублей, это сокращение составит почти 5%. В 2022 году бюджет урежут на 970 миллиардов рублей, а в 2023 на 900 миллиардов. Итого за плановый период почти на 15%. Вот так либералы «кастрируют» государство. Нет бы развивать. У них противоположная задача. Сокращать долю госбюджета в ВВП и перекачивать потоки в карманы. Но при…78 - ЭкономикаВладимир Викторович Волк Русранд
Эхо питерской подворотни
Взяться за перо подтолкнула публикация в одном из блогов под заголовком «Всё хуже, чем я думал» — заброшенный маслоэстракционный завод в Очамчире!». Автор рассказывает о том, как рухнула промышленность процветавшей в советские годы Абхазии. И, в частности, упомянутый завод, превратившийся в руины. Указывается, что Очамчира один и наиболее пострадавших во время грузино-абхазского конфликта городов. После развала СССР и последующего военного конфликта, а также затянувшегося экономического кризиса население города уменьшилось с двадцати, до пяти…116 - ПолитикаРусранд
Презрительное молчание властей
Я обратила внимание на одну особенность управления, свойственную российским властям всех уровней. Если власть (не дай Бог, сам Президент РФ) выступает с какой-нибудь инициативой, а она оказывается мертворожденной или кажется населению несправедливой, то власть не находит нужным объясняться и уж тем более извиняться, власть презрительно молчит и делает хорошую мину при плохой игре. Пройдемся по некоторым инициативам сверху, касающимся детей и сферы школьного образования. В 2020 по решению Президента РФ были…48 - ОбществоИгорь Витальевич Олин Русранд
Настроение четверти граждан: «Кончилась Россия…»
ТАСС проанализировал сентябрьский опрос ВЦИОМ о восприятии россиянами международного положения своей страны. Три года назад, в 2017 г., 57% жителей заявляли о величии России. За прошедшее время показатель катастрофически рухнул. Нынче всего лишь 37% респондентов полагают, что Россия может считаться великой державой. Четверть опрошенных считает, что в обозримом будущем подобный статус нашему государству не светит. Между ними большинство, надеющееся на возвращение авторитета и мощи державы…36 - ПолитикаРусранд
Под покровом капчи. Как ЦИК защитила выборы от электоральных аналитиков
Открытое письмо Шпилькина, Шульман и других исследователей. В последние годы «Новая газета» публиковала анализ основных избирательных кампаний, основанный на статистическом анализе данных. В этот раз такого анализа не будет. Вместо него мы публикуем текст открытого письма, которое известные российские электоральные аналитики, политологи и социологи направляют в адрес Центризбиркома. Из него вы можете узнать, почему статистическое изучение результатов выборов больше невозможно. ЦИК сломала свой же инструмент, делавший анализ электоральных…35 - ПолитикаРусранд Степан Степанович Сулакшин
ИТОГИ НЕДЕЛИ со Степаном Сулакшиным 21.09.2020
Дорогие друзья! В понедельник, 21 сентября 2020 года в 20-00 по московскому времени — очередной выпуск еженедельной информационно-аналитической передачи «Итоги недели». События в мире, России, нашей жизни. Не пропаганда. Правда, раздумья, честная критика, прогноз. Патриотизм и интересы. Интересы большинства народа, нашей страны, всей доброй и человечной части мира. Ведущий — Степан Степанович Сулакшин.23 - ОбществоРусранд Степан Степанович Сулакшин
Остаться честным: можно, трудно, рискованно
ВОПРОС: Судя по последним расследованиям Навального, в регионах России сложились устойчивые полукриминальные системы, при которых власть сама организовывает и контролирует весь значимый бизнес в регионе и в силу монопольного положения получает гигантские прибыли. Скорее всего эта практика повсеместна. Как предполагаете справиться с таким наследством? И ещё один вопрос. Можно ли остаться честным человеком в такой системе? СУЛАКШИН С.С.: О том, что коррупция в России эволюционировала и достигла своей высшей…24 - ПолитикаЛюдмила Кравченко Русранд
РОССИЯ ПОД САНКЦИЯМИ — ПУЛЬС СТРАНЫ с Людмилой Кравченко ◄18.09.2020►
Тема передачи: «Россия под санкциями». В 20:00 мск смотрим анализ эксперта Людмилы Игоревны Кравченко.27 - Альтернативное мнениеАнатолий Евгеньевич Несмиян Русранд
Шутки в сторону
Навального выдвигают в номинанты Нобелевской премии мира. Что логично — на литературный Нобель его труды не тянут, остальные премии — точно не его. При всей очевидной политической подоплеке (премия мира — самая ангажированная и наиболее девальвированная, но статус Главной премии мира так или иначе, но остается), так вот, при явной политизации в этом событии есть очевидный положительный момент. Точнее, их даже много. Даже номинация Навального на премию мира…58 - ОбществоИгорь Витальевич Олин Русранд
Все итоги региональных выборов — 2020 в одном отдельно взятом посёлке
В поселке Московский Тюменской области местная администрация и участковая избирательная комиссия забили на выборы. Мы не знаем, по какой причине, но это и не важно. Демарш мог быть принципиальным, или люди ушли в запой, но благодаря им теперь можно увидеть всю политическую палитру страны в случае, когда отступает административный ресурс. Если выражаться словами главы ЦИК Эллы Памфиловой, то организованные ею выборы и их результаты действительно полный «хлам» (как она, в свою очередь, охарактеризовала…56 - ПолитикаРусранд Степан Степанович Сулакшин
КГБизация России состоялась?
ВОПРОС: Степан Степанович, можете назвать критерий или критерии, по которым Вы определяете «подставух», то есть ведущих оппозиционную деятельность за деньги или по службе? И можете ли Вы быть абсолютно уверенным, что ошибка невозможна? СУЛАКШИН С.С.: Всегда в таких случаях стараюсь рассуждать в пространстве вероятностей: «вероятность того, что «такой-то» — это подставуха составляет 90%. 10% конечно же остается на возможность ошибки. Как возникает такой «диагноз»? С многими такими деятелями я лично знаком, имел…61 - ЭкономикаЛюдмила Кравченко Русранд
Финансы поют романсы
2020 год стал периодом, подтвердившим еще раз ошибочность экономического курса на сохранение сырьевой модели, которая уже привела к застою и кризису. Падение цен на энергоресурсы в 2020 году показало, что чрезмерная зависимость от внешних обстоятельств в первую очередь бьет по россиянам, а уже затем поражает в целом сектора экономики. Весь год мы наблюдали так называемую ползучую девальвацию, когда российский рубль плавно сдавал позиции. Если в начале года…52
Лента новостей
- Новости экономики. 28.09.2020
- «Это бесценный опыт»: гробы «для психологической разгрузки» появились в Томске
- Москву с Казанью будут соединять китайцы
- Иркутское правительство потратит сотни тысяч на новые ковры
- В Воронежской области возникла угроза распространения лесного пожара
- В ходе акции протеста в Минске задержали около 140 человек
- Ростовчанам, заболевшим коронавирусом, предложили сдавать детей в приют
- Правительство России одобрило планы повышения тарифов на свет, газ и ж/д перевозки
- В Подмосковье обрушился надземный пешеходный переход, 39 человек пострадали
- Разные новости 27.09.2020