Доколе Москва продолжит кредитовать иностранные государства, а затем прощать им долги?

Михаил Делягин 14.12.2017 6:22 | Политика 74

За последние 17 лет Россия списала долгов иностранным государствам на 140 млрд долларов – баснословные деньжищи! И не только полунищим Никарагуа и Лаосу, с которых и взять-то нечего, но и зажиточным Анголе с Монголией, чья экономика развивается в несколько раз быстрее, чем наша.

Чудно, что прощать долги нас вынуждают те же иностранные финансово-политические структуры, которые в своё время обдирали нас как липку по долговым обязательствам СССР и даже Российской империи, не простив нам ни цента. И мало того, что мы всем прощаем, – мы продолжаем давать в долг! Чем объяснить этот «аттракцион неслыханной щедрости» и кто швыряется нашими деньгами?

«Мы им – «газики», они нам – тазики». Если вы полагаете, что эта нехитрая схема далёкой сталинской эпохи, на которой базировалась наша тогдашняя дружба с китайцами, списана на свалку истории, то спешим вас уведомить – это не так. Этим летом российские издания сообщили – со ссылкой на главу Рособоронэкспорта Александра Михеева, – что Россия выделит кредит Индонезии на покупку 10 истребителей Су-35. Стоимость одного такого самолёта для российских ВВС составляет порядка 2 млрд рублей, а значит, наш кредит Джакарте – никак не меньше 20 миллиардов. Солидные деньги. Индонезийцы вознамерились заменить нашими «сушками» американские «фридом файтеры», а для нас дело чести «умыть» янки – так что за ценой мы не постоим! И вот контракт согласован, это подтвердил глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев, но при этом ни он, ни Михеев не проронили ни слова о том, как наши партнёры собираются возвращать нам должок. А это, как выясняется, не праздный вопрос. Индонезийцы – устами министра торговли Энггартиасто Лукита – предложили нам взамен… пальмовое масло! И думаете, мы отказались? Одна морока – получить бы теперь это масло сполна, чтобы не пришлось в очередной раз прощать долги.

Одолжить, чтоб украсть?

Получается такой «бизнес по-русски»: Москва выделяет Джакарте кредит на миллиард долларов на покупку нашей же военной техники (эту сумму озвучил эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко «Ведомостям» – при отсутствии официальных данных). Затем поставляет в Индонезию то ли 10, то ли 12 «сушек» (данные разнятся). А взамен нам отдают пальмовое масло. Нормально! Если, как уверяют экономисты Минфина, это масло так легко впоследствии продать на бирже, то почему бы индонезийцам не сделать это самим и не отдать нам деньгами? А то как-то странно: мы им – кредиты, затем – истребители, а они нам взамен – некий продукт, сомнительный с точки зрения потребительской ценности? Но миллиардный заём Индонезии – это сущая ерунда в сравнении с 11-миллиардным кредитом Бангладеш. Дакка теперь «может стать новым крупным покупателем российского оружия в кредит», сообщили «Ведомости», но в правительстве разъяснили, что 11 млрд долларов выделены вовсе не на переоснащение бенгальских ВВС (на это мы им уже одолжили 1,5 млрд долларов ещё четыре года назад), а на строительство атомной электростанции. Этот кредит будет выделяться по частям, траншами, последний из которых поступит в 2024 году. А погашать долг Бангладеш начнёт не сразу же (как, к примеру, международные кредиторы заставляют это делать Украину), а начиная с 2027 года и по 2047 год включительно. Ничего себе рассрочка! Да и процент по кредиту божеский – от 1,75 до 4%, не сравнить с ипотекой для россиян. Но даже при таких условиях большинство экспертов считают этот кредит безнадёжным, ведь Бангладеш – одно из беднейших государств мира. На что же мы в таком случае рассчитываем?

В Иране мы тоже строим электростанцию, только не атомную, а тепловую. И ещё электрифицируем там железные дороги. На эти цели правительство России выделило 2,2 млрд евро в виде «экспортного кредита» – это такой заём, который дают не ради быстрой выгоды, а ради налаживания добрых отношений и неких будущих «плюшек». Какая там выгода, если кредиты даются под 2,8% годовых! Однако, как предостерегают экономисты, предоставление такого кредита связано с очень большим риском – деньги скорее не вернут, чем наоборот. Даже государственные гарантии в таких случаях не панацея. Так есть ли смысл рисковать? И кто убедил правительство выдать такой кредит – случайно не вице-премьер Аркадий Дворкович? И с кого будет спрос? Не так давно наша страна кредитовала Египет на 25 млрд долларов – те решили построить АЭС. Срок выплаты долга – 22 года. А кто-нибудь в правительстве вспомнил, как в 1976 году советских военных вынудили уйти из Египта, на содержание (в том числе и на вооружение) которого СССР тратил сотни миллионов долларов в год – в тех, намного более «дорогих» деньгах? Не стало президента Насера, и его сменщик Анвар Садат поверил посулам Генри Киссинджера: «Уберите из Египта русских, и США будут выплачивать вам по 3 млрд в год на укрепление экономики и обороны!» Нам так и не вернули ни копейки из того 2-миллиардного долга – сегодня его сумма составила бы порядка 60 миллиардов! Даже спасибо нам не сказали, не извинились. Кто же пролоббировал выделение 25 млрд кредита египтянам в 2015 году – не тогдашний ли глава «Росатома» Сергей Кириенко? А больше вроде и некому. А знаете, как МВФ кредитовал Каир всего тремя годами ранее? Заём в 4,8 млрд долларов выдали сроком на 22 месяца, а не на 22 года, как мы (первая выплата запланирована на октябрь 2029 года!). Да ещё под 12% годовых, а не под 2 с небольшим, как мы.

Денег нет, но мы поищем Примечательно, что ни о сроках возврата долгов, ни о процентных ставках правительство и Минфин широкие массы в известность не ставят – к чему почём зря трепать нервы россиянам? Месяцами депутат Госдумы Владимир Поздняков бомбардирует министров запросами, пытаясь дознаться, кто конкретно инициировал предоставление того или иного кредита. И тщетно! Одни отписки и никакой конкретики. «Как видим, у России есть деньги на то, чтобы давать баснословные кредиты зарубежным странам, многие из которых никогда не будут возвращены, – негодует народный избранник. – Мы легко кредитуем страны, в которых запросто может измениться политическая ситуация, – на это у нас деньги есть. Нет денег только для собственных граждан». Между тем опытные экономисты, в том числе и высокопоставленные сотрудники Минфина, пытаются образумить правительство. «В современных условиях, с учётом трудностей с бюджетом, предоставление Россией кредитов другим странам сопряжено с повышенными рисками, – увещевает коллег замминистра финансов Сергей Сторчак. – Принятие новых обязательств по предоставлению кредитов иностранным заёмщикам сопряжено с повышенными рисками исполнения этих обязательств в будущем». Говорят, именно с подачи Сторчака правительство пересмотрело сумму кредита, на которой настаивал Тегеран, – и в итоге уменьшило её вдвое. А сегодня Сторчак настаивает: изыскивать средства под новые кредиты нам уже просто неоткуда. Правительство, правда, всё ещё продолжает их выдавать.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...
Партия нового типа
Центр сулашкина