Доколе Москва продолжит кредитовать иностранные государства, а затем прощать им долги?

Михаил Делягин 14.12.2017 6:22 | Политика 60

За последние 17 лет Россия списала долгов иностранным государствам на 140 млрд долларов – баснословные деньжищи! И не только полунищим Никарагуа и Лаосу, с которых и взять-то нечего, но и зажиточным Анголе с Монголией, чья экономика развивается в несколько раз быстрее, чем наша.

Чудно, что прощать долги нас вынуждают те же иностранные финансово-политические структуры, которые в своё время обдирали нас как липку по долговым обязательствам СССР и даже Российской империи, не простив нам ни цента. И мало того, что мы всем прощаем, – мы продолжаем давать в долг! Чем объяснить этот «аттракцион неслыханной щедрости» и кто швыряется нашими деньгами?

«Мы им – «газики», они нам – тазики». Если вы полагаете, что эта нехитрая схема далёкой сталинской эпохи, на которой базировалась наша тогдашняя дружба с китайцами, списана на свалку истории, то спешим вас уведомить – это не так. Этим летом российские издания сообщили – со ссылкой на главу Рособоронэкспорта Александра Михеева, – что Россия выделит кредит Индонезии на покупку 10 истребителей Су-35. Стоимость одного такого самолёта для российских ВВС составляет порядка 2 млрд рублей, а значит, наш кредит Джакарте – никак не меньше 20 миллиардов. Солидные деньги. Индонезийцы вознамерились заменить нашими «сушками» американские «фридом файтеры», а для нас дело чести «умыть» янки – так что за ценой мы не постоим! И вот контракт согласован, это подтвердил глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев, но при этом ни он, ни Михеев не проронили ни слова о том, как наши партнёры собираются возвращать нам должок. А это, как выясняется, не праздный вопрос. Индонезийцы – устами министра торговли Энггартиасто Лукита – предложили нам взамен… пальмовое масло! И думаете, мы отказались? Одна морока – получить бы теперь это масло сполна, чтобы не пришлось в очередной раз прощать долги.

Одолжить, чтоб украсть?

Получается такой «бизнес по-русски»: Москва выделяет Джакарте кредит на миллиард долларов на покупку нашей же военной техники (эту сумму озвучил эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко «Ведомостям» – при отсутствии официальных данных). Затем поставляет в Индонезию то ли 10, то ли 12 «сушек» (данные разнятся). А взамен нам отдают пальмовое масло. Нормально! Если, как уверяют экономисты Минфина, это масло так легко впоследствии продать на бирже, то почему бы индонезийцам не сделать это самим и не отдать нам деньгами? А то как-то странно: мы им – кредиты, затем – истребители, а они нам взамен – некий продукт, сомнительный с точки зрения потребительской ценности? Но миллиардный заём Индонезии – это сущая ерунда в сравнении с 11-миллиардным кредитом Бангладеш. Дакка теперь «может стать новым крупным покупателем российского оружия в кредит», сообщили «Ведомости», но в правительстве разъяснили, что 11 млрд долларов выделены вовсе не на переоснащение бенгальских ВВС (на это мы им уже одолжили 1,5 млрд долларов ещё четыре года назад), а на строительство атомной электростанции. Этот кредит будет выделяться по частям, траншами, последний из которых поступит в 2024 году. А погашать долг Бангладеш начнёт не сразу же (как, к примеру, международные кредиторы заставляют это делать Украину), а начиная с 2027 года и по 2047 год включительно. Ничего себе рассрочка! Да и процент по кредиту божеский – от 1,75 до 4%, не сравнить с ипотекой для россиян. Но даже при таких условиях большинство экспертов считают этот кредит безнадёжным, ведь Бангладеш – одно из беднейших государств мира. На что же мы в таком случае рассчитываем?

В Иране мы тоже строим электростанцию, только не атомную, а тепловую. И ещё электрифицируем там железные дороги. На эти цели правительство России выделило 2,2 млрд евро в виде «экспортного кредита» – это такой заём, который дают не ради быстрой выгоды, а ради налаживания добрых отношений и неких будущих «плюшек». Какая там выгода, если кредиты даются под 2,8% годовых! Однако, как предостерегают экономисты, предоставление такого кредита связано с очень большим риском – деньги скорее не вернут, чем наоборот. Даже государственные гарантии в таких случаях не панацея. Так есть ли смысл рисковать? И кто убедил правительство выдать такой кредит – случайно не вице-премьер Аркадий Дворкович? И с кого будет спрос? Не так давно наша страна кредитовала Египет на 25 млрд долларов – те решили построить АЭС. Срок выплаты долга – 22 года. А кто-нибудь в правительстве вспомнил, как в 1976 году советских военных вынудили уйти из Египта, на содержание (в том числе и на вооружение) которого СССР тратил сотни миллионов долларов в год – в тех, намного более «дорогих» деньгах? Не стало президента Насера, и его сменщик Анвар Садат поверил посулам Генри Киссинджера: «Уберите из Египта русских, и США будут выплачивать вам по 3 млрд в год на укрепление экономики и обороны!» Нам так и не вернули ни копейки из того 2-миллиардного долга – сегодня его сумма составила бы порядка 60 миллиардов! Даже спасибо нам не сказали, не извинились. Кто же пролоббировал выделение 25 млрд кредита египтянам в 2015 году – не тогдашний ли глава «Росатома» Сергей Кириенко? А больше вроде и некому. А знаете, как МВФ кредитовал Каир всего тремя годами ранее? Заём в 4,8 млрд долларов выдали сроком на 22 месяца, а не на 22 года, как мы (первая выплата запланирована на октябрь 2029 года!). Да ещё под 12% годовых, а не под 2 с небольшим, как мы.

Денег нет, но мы поищем Примечательно, что ни о сроках возврата долгов, ни о процентных ставках правительство и Минфин широкие массы в известность не ставят – к чему почём зря трепать нервы россиянам? Месяцами депутат Госдумы Владимир Поздняков бомбардирует министров запросами, пытаясь дознаться, кто конкретно инициировал предоставление того или иного кредита. И тщетно! Одни отписки и никакой конкретики. «Как видим, у России есть деньги на то, чтобы давать баснословные кредиты зарубежным странам, многие из которых никогда не будут возвращены, – негодует народный избранник. – Мы легко кредитуем страны, в которых запросто может измениться политическая ситуация, – на это у нас деньги есть. Нет денег только для собственных граждан». Между тем опытные экономисты, в том числе и высокопоставленные сотрудники Минфина, пытаются образумить правительство. «В современных условиях, с учётом трудностей с бюджетом, предоставление Россией кредитов другим странам сопряжено с повышенными рисками, – увещевает коллег замминистра финансов Сергей Сторчак. – Принятие новых обязательств по предоставлению кредитов иностранным заёмщикам сопряжено с повышенными рисками исполнения этих обязательств в будущем». Говорят, именно с подачи Сторчака правительство пересмотрело сумму кредита, на которой настаивал Тегеран, – и в итоге уменьшило её вдвое. А сегодня Сторчак настаивает: изыскивать средства под новые кредиты нам уже просто неоткуда. Правительство, правда, всё ещё продолжает их выдавать.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Партия нового типа
Центр сулашкина