Долгая дорога в небо: как зарождалось в России производство авиационных двигателей
«Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор» – эти строки из некогда популярного советского «Авиамарша», созданного век назад, многие помнят до сих пор. Поэтические метафоры в данном случае предельно точны технически. Мотор действительно сердце самолета. Сердце всей авиации. И в прошлом России довелось преодолеть немало трудностей, прежде чем сердце отечественной авиации смогло биться надежно и ровно. «Профиль» расскажет эту историю.
Импортное сердце русской авиации
Еще знаменитый экспериментатор Александр Можайский пытался приспособить к своей крылатой конструкции американскую «газовую машину», один из первых образцов двигателя внутреннего сгорания. На исходе XIX века и прототип аэроплана, и прототип двигателя оказались слишком несовершенны. Поэтому первый сделанный в России двигатель поднял самолет в воздух только 110 лет назад, в 1911 году.
Мотор в 35 лошадиных сил был создан рижским инженером Федором Калепом на основе усовершенствованного им германского образца. К тому времени военное ведомство Российской империи уже рассматривало вопрос о закупке авиационных двигателей: самолет, пусть еще только в роли воздушного разведчика, уже становился важным фактором войны.
В итоге царские генералы выбрали самый на тот момент надежный, но, увы, не самый перспективный путь – вместо попыток наладить свое производство закупили во Франции полсотни авиамоторов, огромную для той эпохи серию. Двигатели парижской фирмы Gnome тогда действительно были из самых лучших и мощных. В 1912-м французы создали в Москве свой производственный филиал, однако русским среди первых работников был только дворник.
К началу Первой мировой войны в России уже существовало серийное производство авиамоторов. Но не более дюжины в месяц, по иностранным лицензиям и во многом из импортных комплектующих. Это привело к тому, что русская авиация, до войны по праву считавшаяся одной из лучших (вспомним знаменитый многомоторный биплан «Илья Муромец»), по количеству и качеству стала быстро отставать от противников и союзников.
За первые 20 месяцев мирового конфликта в России произвели всего 461 мотор – треть от заказанного армией у отечественных заводов после начала войны. Если, к примеру, во Франции за тот же период производство авиадвигателей выросло в 10 раз, то у нас в стране – всего вдвое.
Подавляющая часть отечественных моторов производилась с вынужденным использованием импортных деталей. Но мировая война оборвала многие производственные связи, да и союзники царской России, занятые своими фронтами, не спешили делиться ресурсами. Так, французы, на тот момент наши главные поставщики авиатехники, в разгар знаменитой битвы под Верденом (с весны и до конца 1916 года) просто запретили своим фирмам любые поставки за рубеж любых авиационных комплектующих. В итоге московский завод парижской фирмы «Гном и Рон», на тот момент крупнейший отечественный производитель авиамоторов, в марте и апреле 1916-го не передал русской армии ни одного двигателя, а в следующие несколько месяцев выпуск не превышал довоенных объемов.
«Правильная постановка производства»
Мировая война быстро показала, что авиационное двигателестроение – один из максимально непростых секторов промышленного производства. Сердце самолета, «пламенный мотор», требует массы сложной производственной кооперации, без которой любое формальное владение лицензиями остается бумажкой. Тот же московский завод фирмы «Гном и Рон» за время Первой мировой войны так и не смог найти в Российской империи надежных производителей и поставщиков всей номенклатуры деталей. В итоге поршни для двигателей в разгар войны пришлось заказывать в нейтральной Швеции и даже за океаном, в США.
В 1916 году генерал-майор Николай Пневский, первый начальник только что образованного Управления военного воздушного флота (в сущности, наш первый главком ВВС), сформулировал мысль, отсутствовавшую в штабах и министерствах до войны: «Возможность постройки аэропланов далеко не обусловливается наличностью одних только аэропланных и даже моторных заводов. Необходима правильная постановка производства сырья, т. е. специальных сортов никелевой, хромоникелевой и тому подобной стали, с выработанными марками, определяющими пригодность их в тех или иных целях, с заранее разработанными способами обработок».
Проблемы с авиационным двигателестроением усугубляли не только сложности с импортом и производственной кооперацией. Знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец» до войны производился в Риге на не менее знаменитом в нашей истории Русско-Балтийском вагонном заводе. Но этот очень удачный самолет изначально оснащался моторами германского производства. После 1914 года двигатели попытались заменить на свои. Отечественные инженеры вполне справились с этой задачей, а вот производители и управление подвели.
В Риге успели выпустить лишь пять моторов, и в 1915 году завод решили эвакуировать под угрозой немецкого наступления. Эвакуацию стратегического производства в Петербург провели столь бездарно, что завод фактически перестал существовать. Поезда со станками и оборудованием помешали воинским эшелонам, спешащим к фронту, и часть вагонов завода сбросили под откос. В итоге под откос отправилось и производство моторов для тяжелого бомбардировщика – в Петербурге до конца 1917 года их смогли произвести менее сотни штук.
В итоге именно моторостроение выглядит самым слабым и самым провальным в отечественной истории Первой мировой войны. После 1914 года царская Россия пережила и даже частично смогла справиться с целой чередой военно-технических кризисов: не до конца, но все же был преодолен дефицит винтовок на фронте, дефицит обуви, «снарядный голод», сумели решить ряд ключевых проблем с химическими производствами, до войны полностью завязанными на промышленность Германии. Но проблема «сердца» авиации, проблема моторов не была решена совершенно.
К февралю 1917-го по числу действующей на фронте авиации Россия в два раза уступала союзной Франции и в три раза – Германии. За годы Первой мировой войны все воюющие державы произвели более 200 тыс. авиамоторов; на долю России приходится чуть более 0,5% от этого числа. За годы войны для наших ВВС было куплено у иностранных производителей около 4 тыс. авиационных двигателей, и порядка 1 тыс. произвели в стране по иностранным лицензиям и образцам. Но из этой тысячи моторов собранных без импортных комплектующих наберется не более трех сотен.
Царское наследство
Нельзя сказать, что царское правительство не понимало глубины и важности проблемы с отечественными авиадвигателями. Еще в феврале 1916 года приняли большую программу по созданию пяти крупных заводов по всей стране – под Ростовом, в Москве, Ярославле и Рыбинске.
Все они до революции так и не успели развернуть производство, хотя и сыграли свою роль в будущем – например, моторные заводы в Ярославле и Рыбинске заработали уже при советской власти и успешно функционируют в XXI веке. Рыбинский завод «Сатурн», задуманный еще при царе и начавший работу при большевиках с ремонта бронеавтомобилей, сегодня является ведущим производителем двигателей для гражданской авиации.
Словом, советской власти от прежней империи досталось противоречивое наследство. С одной стороны, очень печальное – почти полная зависимость «сердца» авиации от импорта. С другой – в стране уже были свои научно-технические заделы, которые при должном подходе и внимании могли дать весомые плоды.
Советской власти достался «по наследству» даже первый главком царских ВВС. Генерал Николай Пневский, выходец из потомственных дворян Варшавской губернии, не просто поддержал большевиков – на пике Гражданской войны именно он был начальником штаба Южного фронта, разгромившего главные силы белых на подступах к Москве. Позднее первый главком царской авиации занимал крупные должности в аппарате Красной армии и Научно-техническом комитете ВВС СССР.
Однако век назад, когда рождались знаменитые строки бодрого «Авиамарша», реальное положение советской авиации было довольно печальным. «Всё выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц, и в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ», – пелось в песне. Тогда как в действительности наши «птицы» заметно отставали от зарубежных аналогов и зависели от импортных поставок.
Например, по статистике 1928 года, почти 70% моторов, стоявших на советских боевых самолетах, были изготовлены за рубежом. Страна и раньше не имела развитого производства двигателей, к тому же была разорена Гражданской войной. И новой власти пришлось решать комплексную проблему. Во-первых, необходимо было создать свои работоспособные образцы моторов – за годы мировой войны и сразу после крупнейшие державы далеко продвинулись вперед в смысле мощи и количества лошадиных сил. Во-вторых, и эта проблема была даже сложнее, требовалось не просто создать свои моторы, не хуже лучших у соседей по планете, но и поставить их на поток промышленного производства.
Напомним, что в царской России удавалось создавать свои конструкции, не уступавшие зарубежным. Однако с их поточным, массовым производством имелись большие проблемы, зачастую провалы. Словом, стране требовались разнообразные моторы на лучшем мировом уровне, притом не собранные единично искусными руками специалистов из конструкторских бюро, а производимые массово на заводах.
Требовались тысячи специалистов в многочисленных и сложных цепочках производственной кооперации. Требовалось всё то, что первый царский главком ВВС в разгар мировой войны назвал «правильной постановкой производства». В СССР эту проблему решали упорно и мучительно на протяжении первых полутора десятилетий существования советского государства.
«Жалкие крохи авиационной промышленности»
Век назад, в конце января 1921 года, в «Известиях», одной из самых главных газет страны, появилась программная статья, начинавшаяся словами: «Даже по тем отрывочным сведениям, которые просочились к нам в последнее время из-за границы, мы наблюдаем колоссальные, ошеломляющие, головокружительные достижения в области покорения воздушной стихии…».
Далее официальная газета не только перечисляла успехи и новинки зарубежной авиации, но и констатировала печальное положение авиации советской: «Представим себе, что мы столкнулись не с Врангелем, Петлюрой и т. д., а с одной из капиталистических стран с такими огромными авиационными средствами… Что мы сможем противопоставить? Жалкую пару сотен старых, по нескольку раз чинёных самолетов, несколько десятков издерганных и измученных, «потерявших сердце» боевых летчиков… Отсутствует совершенно, если не считать уважаемого профессора Жуковского, научная авиационная мысль. Жалкие крохи авиационной промышленности затерялись где-то в непроходимом лесу Главков и прозябают там, лишенные тепла и света… Вот всё то, что мы можем противопоставить против десятков тысяч летчиков и усовершенствованных самолетов, против сотен лабораторий, профессоров и специалистов-инженеров, посвятивших себя этой увлекательной отрасли техники, против многих тысяч рабочих, занятых в авиационной промышленности любой капиталистической державы».
В итоге одна из первых газет страны констатировала, что необходимо создание своей мощной авиации, «если мы не хотим, чтобы нас постигла участь Афганистана». В то время Афганистан был разгромлен и оккупирован войсками Британии. Крупнейшая колониальная империя той эпохи, пользуясь внушительным развитием авиации по итогам Первой мировой войны, в 1919 году буквально смела афганские войска своими бомбардировщиками. Так что «участь Афганистана» была не иллюзорной угрозой, и для спасения от нее требовалась современная авиация, прежде всего ее современное «сердце» – моторы.
Первые шаги на этом поприще были сделаны еще в разгар Гражданской войны, когда в марте 1920-го на окраине Москвы создали Научный автомоторный институт (НАМИ). Его возглавил русский немец Николай Брилинг. Еще в XIX веке он арестовывался царской полицией за распространение газеты «Искра», что не помешало ему стать одним из ведущих научных специалистов России в области двигателей внутреннего сгорания. Кстати, и в советское время у социал-демократа Брилинга не раз были проблемы уже с ЧК и НКВД, что не помешало ему успешно работать в сталинскую эпоху, получив массу орденов за научные достижения.
НАМИ стал интеллектуальным центром будущего двигателестроения. Например, именно здесь в 1923 году учеником Брилинга начинал конструкторскую карьеру Александр Микулин, племянник знаменитого профессора Николая Жуковского, «отца русской авиации». Микулин создаст первый советский авиационный двигатель жидкостного охлаждения. Именно его двигателями в годы Великой Отечественной войны оснащался штурмовик Ил-2, самый массовый боевой самолет в мировой истории авиации.
Русский авиационный мотор
Однако первые шаги советского моторостроения были мучительны. В 1923–1926 годах пробная попытка создать собственный авиамотор большой мощности фактически провалилась. РАМ – Русский авиационный мотор – пытались сделать в Москве на заводе №4, бывшем французском заводе Gnome, в итоге конструкцию признали устаревшей еще на исходе затянувшихся испытаний. Впрочем, работы не были напрасны – не случайно завод №4 известен и сегодня как «Салют», один из крупнейших производителей отечественных авиадвигателей.
В итоге к собственному «сердцу» авиации в СССР двинулись не наскоком, а методично, шаг за шагом осваивая передовой зарубежный опыт и сложнейшие для той эпохи технологии. Вообще, об этой истории технологического прорыва даже сложно рассказывать: в отличие от авиационных рекордов скорости и дальности, от боевых эпопей, это был очень незрелищный внешне, скрупулезный и нудный процесс. Процесс, состоявший из массы мелких шажков и подготовительных действий. Так, в 1925 году в США приобрели для советской авиапромышленности первый в нашей истории рентгеновский дефектоскоп – эпизод абсолютно неизвестный на фоне отечественных авиарекордов, но значимый не меньше, чем самые громкие полеты.
Советский Союз в первое десятилетие существования, подобно царской России, активно закупал иностранные авиамоторы и авиатехнику. В отдельные годы СССР был крупнейшим импортером в этой сфере. Например, в 1926 году советские заказы составили 16% от всего авиационного экспорта США, а в 1934-м – уже 20%. При этом лучшие образцы и технологии приобретали по всему миру – во Франции, в Англии, вплоть до Швейцарии.
Но, в отличие от царской России, в СССР сумели организовать системную учебу наших инженеров и рабочих за границей, комплексное изучение и освоение лучшего зарубежного опыта. Так, в 1935 году только в США советские делегации изучали производство масляных фильтров на фабриках CUNO Engineering Corporation в штате Коннектикут, отдельных узлов мотора «Райт-Циклон» на заводах в штате Мичиган, методику испытаний бензиновых насосов на заводах Нью-Джерси. Пользуясь разгоревшейся Великой депрессией, Советский Союз сумел относительно недорого приобрести за рубежом немало техники и технологий.
Эти системные усилия дали плоды уже к началу 1930-х. Только за пару лет, в 1930–1931-м, число занятых в авиационной промышленности возросло на 230%. Количество производств, выпускающих авиадвигатели, за те же годы удвоилось. Показательна история Пермского моторного завода (сегодня знаменитые «Пермские моторы») – его начали строить в 1931-м, спустя три года здесь собрали первый двигатель по американской лицензии с использованием импортных комплектующих. Но уже со следующего, 1935 года на заводе начался серийный выпуск моторов исключительно из отечественных деталей, на базе собственных технологических цепочек.
Если в 1931 году в СССР произвели 1409 авиамоторов, то к 1937-му их производство выросло в 11 раз! Притом росли не только количественные, но и качественные характеристики. В итоге Вторую мировую войну наша страна встретила с собственным моторостроением, уже способным давать и отдельные уникальные образцы, и массовое производство на хорошем мировом уровне. Нет нужды говорить, какую роль это сыграло в нашем выживании в 1941-м и в нашей Победе 1945-го.
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…2 071 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…2 321 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…1 578 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…734 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…1 399 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…566 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…678 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…308
- ИсторияВалерий Бурт
«Баба-повариха» всей России. Елена Молоховец
Фото: Соцсети Моя героиня была писательницей, но особого рода — кулинарной. Однако, достигла славы не меньшей, чем многие корифеи литературы. Ее сочинения были нарасхват, россияне, в основном женщины, читали их с вниманием, потому что пропустить строку-другую, значило испортить блюдо. Книги, написанные этой госпожой, становились руководством к действию, которое давало восхитительные результаты и непередаваемые ощущения. Составительница…19 - ИсторияСамсонов Александр
«Русский должен умереть!»
Немецкие военнослужащие у призыва, написанного на школьной доске: «Русские должны умереть, чтобы мы жили». В центре группового снимка сидит унтер-офицер люфтваффе. Оккупированный район Брянской области «Русский должен умереть!» – под этим лозунгом вторглись в Россию немецкие нацисты. Они пришли убить десятки миллионов, а немногих оставшихся сделать рабами. Гитлеровцы не щадили ни женщин, ни стариков, ни…55 - ИсторияВладимир Нагирняк
Разгадка «Энигмы»: как англичанам удалось взломать шифры вермахта
Английский эсминец «Бульдог» ©wikimedia.org В начале Второй мировой войны англичане долго пытались взломать код, использовавшийся немецкими подводниками для передачи радиосообщений. Но немецкая шифровальная машина «Энигма» была крепким орешком. Расколоть его удалось лишь после того, как «Энигма» попала в руки британцам. Это важное событие в Битве за Атлантику произошло 9 мая 1941-го, когда английский эсминец «Бульдог»…16 - ИсторияАлексей Волынец
Боевой интернационал: за что иностранцев награждали орденом Александра Невского
Орден Александра Невского ©Vostock Photo Орден Александра Невского занимает особое место среди наград Великой Отечественной войны. Самый «древний», самый исторический из именных полководческих орденов Советского Союза – ведь Суворов, Кутузов, Хмельницкий и Нахимов, в честь которых были учреждены другие высокие награды, прославились на века позднее древнерусского князя. Орден Невского еще и самый «боевой» из данной…21 - ИсторияИлья Калашников
Смертность пациентов московских эвакогоспиталей в годы ВОВ составляла только 1,5%
Военврач II-го ранга А. Ибатов, награжденный медалью «За боевые заслуги», оказывает медицинскую помощь раненому бойцу | Фото: victory.rusarchives.ru Почти 60% эвакуированных в столицу с фронта военнослужащих возвращались в строй, около 36% увольняли в запас после ранения, смертность в московских эвакогоспиталях составляла только 1,5%. При этом врачи работали с тяжелыми пациентами нейрохирургического и торакального профилей и…19 - ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
ПРИКАЗ Верховного Главнокомандующего ПО ВОЙСКАМ КРАСНОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОМУ ФЛОТУ
8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершилась, Германия полностью разгромлена. Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны. В…25 - ИсторияАлександр Митрофанов
Арктические рейсы «Литке»: как советские моряки осваивали Северный морской путь
Ледорез Earl Grey был куплен Россией у Канады в 1914 году и получил название «Федор Литке» ©Matteo Omied/Vostock Photo Начало истории Северного морского пути (СМП) неразрывно связано с тремя событиями. Первое сквозное плавание по этой трассе с запада на восток с одной зимовкой совершили в 1914–1915 годах ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» под командованием Б.А….7 - ИсторияКолесников А.В. Тренин Д.В.
Союз немыслимый, неизбежный, невозможный. Уроки сотрудничества СССР и Запада во Второй мировой войне
История союзничества СССР, США и Великобритании в ходе Второй мировой войны — пример тесного сотрудничества в исключительных обстоятельствах при наличии общего смертельного врага. Применим ли этот опыт к современным отношениям между Россией и США и Западом в целом? РЕЗЮМЕ История сотрудничества СССР, США и Великобритании в ходе Второй мировой войны — пример кооперации в исключительных…30 - ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
Верещагин: послание человечеству
Фото: Василий Васильевич Верещагин Василий Верещагин изучил войну настолько хорошо, что мог бы написать о ней целую энциклопедию. И он написал — красками на холстах. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Сам художник как-то сказал: «Я задумал наблюдать войну в различных видах…37 - ИсторияАлексей Волынец
Советский загранбанк от чайных королей
Давид Высоцкий ©Leonid Pasternak/Fine Art Images/Interfoto/Vostock Photo Не многие эмигранты, покинувшие Россию после 1917 года, сумели избежать нищеты и сохранить за рубежом значительные капиталы. К таковым счастливчикам относились купцы Высоцкие, до революции по праву именовавшиеся «чайными королями» – их семейный клан на заре XX века контролировал треть рынка чая в Российской империи. Оказавшись в парижской…21 - ИсторияАртур Приймак
Последний бой украинских «неэсэсовцев» за Гитлера
«Украинская национальная армия»* в 1945 году. Иллюстрация: «Яндекс.Фото» «Украинскую национальную армию»* создали в ведомстве Альфреда Розенберга. Главным куратором назначили статс-секретаря Розенберга Георга Лейббрандта. Лейббрандт — уроженец Одессы, прекрасно владевший русским и украинским языками, — считал: украинцев и русских лучше всего будут убивать только украинцы и русские. Главкомом УНА* немцы назначили давнего агента абвера Павла Шандрука. Из старых агентов абвера состоял и старший офицерский состав УНА*. С 2014 года…33 - Историяиз блогов
10 примеров того, сколько и что в разных странах получают ветераны Второй мировой
Сколько и что в разных странах получают ветераны II мировой войны? Пенсии российских ветеранов войны ниже, чем пенсии бывших солдат Вермахта. Как же живут теперь в материальном плане победители и побежденные — ветераны Второй мировой войны в разных странах? Сведения и цифры, правда, самые поздние 2014 года, но они за это время вряд ли существенно…4.05.2021 0:47 38 - ИсторияДмитрий Григорьев
«Второй хлеб»: как на Руси сопротивлялись картофелю
©Аркадий Пластов/В. Бабайлов/РИА Новости 26 апреля в России отмечается день вареного картофеля. Считается, что праздник стали отмечать в 1861 году, после отмены крепостного права. В этот день крестьяне ходили в гости, принося в качестве гостинцев вареный картофель. Но идиллической картине русской пасторали предшествовала драматичная история пути картофеля к животу и сердцу русского человека. Сложно представить,…24 - ИсторияВалерий Бурт
Радиоактивный ураган 1986 года. За плечом истории
Чернобыль. Фото: Союзженскихсил.рф 35 лет назад беда обрушилась на страну. Ее спасли герои того времени 26 апреля 1986 был обычным весенним днем. Еще никто в стране не знал, что на Чернобыльской АЭС уже вырвалась на свободу безудержная стихия – жестокая и беспощадная. И никто не мог предположить, сколько несчастий натворит мрачная громада реактора. …Чернобыльская атомная…36 - ИсторияАлексей Волынец
Банк для «лампочки Ильича»
Рабочие на митинге, посвященном пуску Каширской электростанции. ©РИА Новости «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны» – многие еще помнят эту крылатую фразу Ленина. В советское время именно с нее начинали все рассказы о первых шагах развития электроэнергетики СССР. Однако и прежде, и в наши дни очень редко вспоминали и вспоминают, что первые шаги…39 - ИсторияВалерий Бурт
Сергей Прокофьев: Я должен слышать русскую речь…
Сергей Прокофьев. Фото: Архив Просто гений. 130 лет назад родился российский композитор, пианист и дирижер Он был одним из самых блистательных музыкантов ХХ века. Прокофьев был любимцем вождя — шесть раз его удостаивали Сталинской премии. Самое поразительное, что они умерли в один и тот же день с разницей в сорок минут – 5 марта 1953…29 - ИсторияАлександр Митрофанов
Сквозь льды: как советские боевые корабли впервые прошли Северным морским путем
Ледорез «Литке», лидер проводки эскадренных миноносцев в Арктике, 1936 год©РИА Новости В истории освоения Северного морского пути 1936 год занимает особое место. В летнюю навигацию этого года состоялась первая Экспедиция особого назначения (ЭОН-1) по проводке отряда военных кораблей на Дальний Восток. На самом деле это была уже третья по счету ЭОН – две экспедиции прошли…31 - ИсторияАлександр Митрофанов
Сквозь льды: как советские боевые корабли впервые прошли Северным морским путем
Ледорез «Литке», лидер проводки эскадренных миноносцев в Арктике, 1936 год. ©РИА Новости В истории освоения Северного морского пути 1936 год занимает особое место. В летнюю навигацию этого года состоялась первая Экспедиция особого назначения (ЭОН-1) по проводке отряда военных кораблей на Дальний Восток. На самом деле это была уже третья по счету ЭОН – две экспедиции…47 - ИсторияВардан Эрнестович Багдасарян
ЧТО СТОИТ ЗА МИФАМИ ПРО НЭП? * Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №142
Передача с проф. д.и.н. В.Э.Багдасаряном. Не пропаганда. Правда, раздумья, честная критика, прогноз. Патриотизм и интересы. Интересы большинства народа, нашей страны, всей доброй и человечной части мира.110 - ИсторияГерман Артамонов
Между Западом и Востоком: от кого защищал Русь Александр Невский
©Afanasi Kulikov/AKG-Images/Vostock Photo В год уничтожения Киева (1240), древнерусской столицы и одного из крупнейших городов Европы, в устьях Невы высадились шведы. Одновременно под ударом крестоносцев оказался весь Северо-Запад Руси – Псков, Изборск, Новгород. С начала 50-х годов XIII века принявший католичество литовский князь Миндовг, пользуясь покровительством римского папы, начнет наступление на юго-западные русские земли. Решительный…88 - Историяиз блогов
«Мы будем с немцами до конца!». Дневник коллаборантки Олимпиады Поляковой и его исторический урок
Олимпиада Георгиевна Полякова — писательница, которая прославилась не романами и повестями, а небольшим документальным сочинением, вошедшим в историю под названием «Дневник коллаборантки». Единственным «достижением» Поляковой стало ее предательство — женщина была из тех, кто с нетерпением ждал прихода немцев и установления в России европейской «демократии». Олимпиада Георгиевна родилась в 1902 году в Новочеркасске. В 1919 году…16.04.2021 0:18 52 - ИсторияФотоблог
Угрюмые интерьеры крестьянских изб и рабочих квартир. Правдивые фото нач. ХХ века без прикрас
С 2011 года я профессионально снимаю интерьеры и архитектуру. И конечно, мне очень интересна история этого дела, а также то, как интерьеры домов и квартир выглядели раньше. И речь не об обстановке эпохи позднего СССР, который я немного застал, а о том, что было ещё раньше. Ну хотя бы, допустим, в конце 19 — начале…96 - ИсторияРИА Новости
Ракеты под контролем: как в СССР появилась космическая флотилия
© Предоставлено СЗ «Северная верфь» Покорение околоземной орбиты – это, конечно, не только полеты космических ракет, но и огромная работа на Земле. Все мы знаем о космодромах, многочисленных НИИ и центре управления полетами. Но полеты ракет контролировались не только с суши, но и с воды, так как часть их маршрута пролегала над Мировым океаном. О…44 - ИсторияДанил Коннов
Друг Гагарина рассказал героическую историю из юности космонавта
Фото: Владимир Андреев © URA.RU Первый космонавт в истории человечества Юрий Гагарин в юности помог своему сопернику на лыжных соревнованиях. Он отдал противнику свою лыжную палку, но все равно пришел к финишу первым. Об этом URA.RU рассказал одноклассник и однокурсник Юрия Гагарина, член академии космонавтики имени Циолковского Тимофей Чугунов. «Во время учебы мы были на лыжных соревнованиях. Один парень из другой группы шел к финишу первым, а Гагарин за ним,…34 - ИсторияАлексей Волынец
Ракеты без космонавтики: хроника перспективного оружия
Русско-турецкая война, 1928 год ©Heritage Image Partnership Ltd/Vostock Photo Человечество шагнуло за пределы планеты Земля именно из нашей страны – о первом спутнике 1957 года и первом космонавте 1961-го помним мы все. Но далеко не все вспомнят, что прообразами космических ракет в России активно занимались даже современники Пушкина. За век до первого искусственного спутника Земли…85 - ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
Социально-экономические условия в начале ХХ века
Смертность в пролетарских районах Петербурга в начале ХХ века, как видим, в два с лишним раза превышает уровень её в районах, заселённых главным образом зажиточным буржуазным и чиновничьим населением. Вычисления статистика С.А.Новосельского из книги Ф.Маркузона «Санитарная статистика в городах предреволюционной России». 1955 год. Из этой же книги – средняя продолжительность жизни людей, родившихся в 1896…49 - ИсторияБлог Valerongrach-а
Чтобы вразумить струсивших моряков, советские танкисты из десанта открыли огонь по буксиру, бросившему их баржу
Когда заходишь в музей техники Задорожного, то прямо у входа, с правой стороны стоят два легких танка М3 «Стюарт» разных модификаций в весьма неплохом виде, как мне кажется (кстати, кто не был в этом музее – настоятельно рекомендую найти время и съездить, если, конечно, история техники вообще и СССР в частности вам интересна). Кто-то скажет:…86 - ИсторияАлексей Волынец
«Александр Невский»: от парусника до атомной подлодки
Крейсер «Александр Невский» ©Vostock Photo Archive Память о великом князе (великом во всех смыслах – от официального титула до исторического значения), 800-летие которого Россия отмечает в этом году, настолько обширна, что составит не одну книгу. Здесь будут и православная иконография, и даже не десятки, а сотни храмов его имени. Поселения, улицы и даже мосты, названные…81 - ИсторияАндрей Бесков
Была ли масленица древним славянским праздником? Мифы и факты
Наши представления о масленице на удивление схематичны. Если поискать информацию о ней в интернете, то мы наверняка найдём такие названия дней масленицы: Встреча, Заигрыш, Лакомка, Разгул, Тёщин вечерок, Золовкины посиделки, Проводы. Однако, это всего лишь пересказ сведений из словаря Даля, да и то упрощённый и немного изменённый. У других авторов встречаются иные варианты названий. Выходит,…58 - Историяисторик.рф
10 марта 1888 года русский физик АЛЕКСАНДР СТОЛЕТОВ открыл фотоэффект
Для своих опытов великий русский физик Александр Столетов (1839–1896) основал физическую лабораторию Московского университета, считался одним из наиболее строгих профессоров. Огромных успехов он достиг в исследовательской работе. Столетов создал экспериментальный прибор, состоявший из двух плоскопараллельных дисков, один из которых был сетчатый и пропускал световые лучи. Учёный установил зависимость фототока от величины напряжения батареи и интенсивности светового…43
- ИсторияАлексей Волынец
Боевой интернационал: за что иностранцев награждали орденом Александра Невского
Орден Александра Невского ©Vostock Photo Орден Александра Невского занимает особое место среди наград Великой Отечественной войны. Самый «древний», самый исторический из именных полководческих орденов Советского Союза – ведь Суворов, Кутузов, Хмельницкий и Нахимов, в честь которых были учреждены другие высокие награды, прославились на века позднее древнерусского князя. Орден Невского еще и самый «боевой» из данной…21 - ИсторияАлексей Волынец
Советский загранбанк от чайных королей
Давид Высоцкий ©Leonid Pasternak/Fine Art Images/Interfoto/Vostock Photo Не многие эмигранты, покинувшие Россию после 1917 года, сумели избежать нищеты и сохранить за рубежом значительные капиталы. К таковым счастливчикам относились купцы Высоцкие, до революции по праву именовавшиеся «чайными королями» – их семейный клан на заре XX века контролировал треть рынка чая в Российской империи. Оказавшись в парижской…21 - ИсторияАлексей Волынец
Банк для «лампочки Ильича»
Рабочие на митинге, посвященном пуску Каширской электростанции. ©РИА Новости «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны» – многие еще помнят эту крылатую фразу Ленина. В советское время именно с нее начинали все рассказы о первых шагах развития электроэнергетики СССР. Однако и прежде, и в наши дни очень редко вспоминали и вспоминают, что первые шаги…39 - ИсторияАлексей Волынец
Ракеты без космонавтики: хроника перспективного оружия
Русско-турецкая война, 1928 год ©Heritage Image Partnership Ltd/Vostock Photo Человечество шагнуло за пределы планеты Земля именно из нашей страны – о первом спутнике 1957 года и первом космонавте 1961-го помним мы все. Но далеко не все вспомнят, что прообразами космических ракет в России активно занимались даже современники Пушкина. За век до первого искусственного спутника Земли…85 - ИсторияАлексей Волынец
«Александр Невский»: от парусника до атомной подлодки
Крейсер «Александр Невский» ©Vostock Photo Archive Память о великом князе (великом во всех смыслах – от официального титула до исторического значения), 800-летие которого Россия отмечает в этом году, настолько обширна, что составит не одну книгу. Здесь будут и православная иконография, и даже не десятки, а сотни храмов его имени. Поселения, улицы и даже мосты, названные…81 - ИсторияАлексей Волынец
Как был учрежден Госбанк РСФСР: эпоха бешеных «лимонов»
©казначейство РСФСР В 21-й год ХХ столетия Россия вступила без банков. На пике Гражданской войны советская власть не только национализировала, но и официально ликвидировала все кредитные организации. Однако по завершении боев, по мере сворачивания военного коммунизма и перехода к нэпу – новой экономической политике потребовалось возродить банковскую систему. И 12 октября 1921 года постановлением ВЦИК…57 - ИсторияАлексей Волынец
Фемистокл Басиас: главный банкир Москвы из коммуналки
Фемистокл Басиас ©Vostock Photo Archive В истории античной Греции известен политик и реформатор Фемистокл. В прошлом российских финансов тоже отметился свой Фемистокл, хотя и менее знаменитый, чем его античный тезка. Понтийский грек Фемистокл Анатольевич Басиас родился в 1881 г. в Ростове-на-Дону и в юности прошел путь, нередкий для молодежи той эпохи. Студентом юридического факультета увлекся…45 - ИсторияАлексей Волынец
Долгая дорога в небо: как зарождалось в России производство авиационных двигателей
Легенда русской авиации – бомбардировщик «Илья Муромец» ©INTERFOTO / Vostock Photo «Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор» – эти строки из некогда популярного советского «Авиамарша», созданного век назад, многие помнят до сих пор. Поэтические метафоры в данном случае предельно точны технически. Мотор действительно сердце самолета. Сердце всей авиации. И в прошлом…83 - ИсторияАлексей Волынец
Владимир Тарновский: невероятные похождения создателя золотого червонца
©Profusionstock / Vostock Photo Про обеспеченный золотом советский червонец наверняка слышали все. Зато имя его изобретателя – банкира Владимира Тарновского – знакомо лишь немногим специалистам по истории финансов. Между тем биография «отца советского червонца» вполне достойна приключенческого фильма. Сын богатого помещика, потомственный дворянин Тарновский в 1897 году покидает гвардейский полк. Причина – брак по любви…80 - ИсторияАлексей Волынец
Николай Кутлер: из царских министров в советские банкиры
Николай Кутлер©К. Фишер/Matteo Omied/Vostock Photo «Наиболее деловой сотрудник во время управления мною финансами империи и как человек весьма порядочный», – говорил о нем знаменитый царский министр Витте. «Ценный человек, один из наиболее активных работников по оздоровлению нашего денежного обращения», – писал о нем спустя десятилетие глава уже советских финансов нарком Брюханов. «Ценный человек» Николай Кутлер…47 - ИсторияАлексей Волынец
Плавучий банк на просторах Волги
Пароход «Гроза»©Vostock Photo Archive Борьба за Царицын (ныне Волгоград) стала одним из ключевых эпизодов отгремевшей век назад Гражданской войны. В сражениях за город на Волге отметились многие ключевые фигуры той войны и всей нашей истории XX века. Царицын штурмовали атаман Краснов и барон Врангель, а решающую роль на первых этапах его обороны играл сам Сталин….53 - ИсторияАлексей Волынец
Нерентабельные земли: что заставило Россию продать Аляску
©North Wind Picture Archives/Vostock Photo Осуществленная полтора века назад продажа российских владений на американском континенте до сих пор вызывает споры и исторические дискуссии. Спорят абсолютно обо всех параметрах – от суммы до коррупционного шлейфа – той сделки, что имела в итоге без преувеличения геополитические последствия. Действительно, останься Аляска в руках России, и история XX века…88 - ИсторияАлексей Волынец
Час огненной потехи: как в России появились праздничные фейерверки
©Jan Bogumil Plersch/Fine Art Images/Vostock Photo Треск и вспышки уличных фейерверков – сегодня такой же неотъемлемый элемент новогодних празднеств, как салат оливье, елка, полуночный бой курантов и бутылка шампанского. Но когда-то в нашем далеком прошлом фейерверк был не просто праздничной потехой, не просто яркой «огненной забавой». Столетия назад он был большой государственной политикой. «Профиль» расскажет…79 - ИсторияАлексей Волынец
Колониальные рубли с французским акцентом
Пять рублей Индокитайского банка, 1919 год. ©Banque de l’Indochine Век назад Гражданская война, бушевавшая в нашей стране, полностью разрушила кредитно-финансовую систему. Достаточно сказать, что, по подсчетам историков, за время внутренней войны 1918–1922 гг. было выпущено – тут специалисты спорят – от 6 до 20 тыс. различных видов денег и денежных суррогатов. Свои рубли печатали не…55 - ИсторияАлексей Волынец
Приключения «харбинского» рубля
Русско-Азиатский банк. ©Vostock Photo Archive КВЖД, Китайско-Восточная железная дорога, и после 1917 г. оставалась единственным русским анклавом за пределами границ бывшей Российской империи. Дорога не только имела весомое значение для экономики Дальнего Востока, но и сама по себе являлась отдельным миром – свыше 2 тыс. верст путей, почти 2 млн пассажиров ежегодно, более 50 тыс….58 - ИсторияАлексей Волынец
Судьба крымских рублей 1919 года
25 рублей Крымского краевого казначейства ©Олег Попов Фотобанк Лори «Обеспечивается всем достоянием Крыма» – такая надпись на рублях, с начала 1919 г. наводнивших рынки Таврического полуострова, вызвала массу шуток у местных острословов. Ведь на крымской купюре, условно обеспеченной всем достоянием Крыма, расписался сам… Крым. Соломон Самуилович Крым – потомок караимов, тюркоязычных иудеев, издавна обитавших на…95 - ИсторияАлексей Волынец
Судьба первого советского банкира-революционера
Главный комиссар-управляющий Московской конторой Госбанка Тихон Попов©Vostock Photo Archive Тихон Иванович Попов, родившийся в 1872 г., был типичным русским той эпохи. Сын протоиерея, православного священника из, как сказали бы сейчас, среднего класса. Вырос в уездном городке Воронежской губернии, окончил гимназию (его однокашником был известный всем нам со школьных лет писатель Михаил Пришвин), поступил в Московский…129 - ИсторияАлексей Волынец
Два столетия борьбы с оспой в России: от «подвига» Екатерины II к всеобщей вакцинации
©Granger/INTERFOTO/Vostock Photo Пока человечество со дня на день ждет спасительную вакцину от коронавируса, напомним, что в России когда-то был законодательно учрежден государственный праздник в честь первой в ее истории вакцины и вакцинации. Случилось это примечательное событие незадолго до присоединения Крыма, еще в XVIII веке. Да, в этом ноябре, отслеживая клинические испытания новоизобретенной вакцины «Спутник V»,…87 - ИсторияАлексей Волынец
История советских экспериментов с отраслевыми банками
Заседание правления Народного банка РСФСР©Vostock Photo Archive К весне 1918 года в ходе процесса национализации все крупнейшие кредитные организации советской России еще не де-факто, но уже де-юре слились в единую систему – Народный банк РСФСР. При этом первый социалистический банк продолжал работать на основании устава царского Госбанка от 1894 года, с внесением лишь отдельных изменений. Все…52 - ИсторияАлексей Волынец
Почему шведы забрали российское золото перед Октябрьской революцией
Хранилище Азовско-Донского банка©Vostock Photo Archive Вскоре после захвата власти в архивах Государственного банка большевики обнаружили, как описывал один из очевидцев, «какие-то таинственные документы, доказывающие, что перед самым Октябрьским переворотом было вывезено из Питера в Стокгольм золото в слитках на 5 миллионов». Из-за инфляции такая сумма в бумажных купюрах уже не казалась слишком большой, но в…85 - ИсторияАлексей Волынец
«Выселить из всех дач буржуазию»: история внутреннего туризма после революции
Черноморское побережье Крыма, Гурзуф, 1963 год ©Владимир Акимов / РИА Новости По-настоящему массовым и общедоступным внутренний туризм станет только при Советской власти, и то далеко не сразу. Но любопытно, что ключевое решение в этой сфере правительство Ленина приняло в самый разгар Гражданской войны – 4 апреля 1919 года появился декрет о национализации всех курортов: «Лечебные…45 - ИсторияАлексей Волынец
Романтизм, скандалы и университетская вольница: как формировалась высшая школа России
©INTERFOTO/Vostock Photo «А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии?» – наверное, все узнают первые строки гоголевского «Тараса Бульбы». Но не все знают, что сыновья казацкого полковника приехали к отцу из учебного заведения, которое иногда считают первым вузом в истории России. Упомянутая Бульбой…116 - ИсторияАлексей Волынец
Последний банк русского капитализма
Хлопкоочистительный завод, Ташкент, 1900 год ©РИА Новости В сентябре 1917 года, буквально за месяц до падения, Временное правительство выдало разрешение «на открытие действий» Русско-Бухарскому банку. Едва ли в тот момент кто-либо догадывался, что эта кредитная организация станет последним коммерческим банком, учрежденным в бывшей Российской империи до социалистической революции. Впрочем, Русско-Бухарский банк даже без этого колоритного…88 - ИсторияАлексей Волынец
Заговоренные зубы России: история стоматологии от революции до наших дней (продолжение)
©Егоров Василий, Стужин Алексей / Фотохроника ТАСС Накануне крушения Российской империи в стране работало менее 5 тыс. профессиональных дантистов – весьма скромная цифра для 180 млн населения. По статистике 1916 г., в царской армии, после фронтовых мобилизаций насчитывавшей более 8 млн солдат и офицеров, официально числилось всего 39 врачей-стоматологов. Революционные потрясения и последовавшая Гражданская война…111 - ИсторияАлексей Волынец
Заговоренные зубы России: история стоматологии от Владимира Мономаха до революции
©Bridgeman Images / FOTODOM Зубная боль, вероятно, родилась с человеком, и всю историю человечества люди пытались от нее избавиться. Поэтому стоматология очень популярна, чего нельзя сказать об истории этой науки. Вот о ней-то и расскажет «Профиль», а чтобы эта история в зубах не навязла, ограничим наш рассказ о прошлом стоматологии пределами Руси и России. Святой…104 - ИсторияАлексей Волынец
За что революционеры уважали банки
©TopFoto / Vostock Photo «Крупные банки есть тот аппарат, который нам нужен для осуществления социализма и который мы берем готовым у капитализма…» – писал Ленин в октябре 1917 года, за две недели до свержения Временного правительства. Если в упрощенной агитации для широких масс вождь будущей революции применял известный лозунг о земле крестьянам и фабриках рабочим,…107 - ИсторияАлексей Волынец
Что происходило с курсом рубля накануне Октябрьской революции
©Иван Марчук / Фотобанк Лори Временному правительству досталось сложное наследство свергнутой монархии: фронт Первой мировой войны съедал ежедневно более 50 млн руб. – всего за две недели боев тратилось столько же средств, сколько уходило на армию и флот за весь мирный 1913 год. Попытки увеличить внешние и внутренние заимствования не удались, и в итоге «временным»…69 - ОбществоАлексей Волынец
Почему в Петрограде не состоялась эвакуация банков
©Wikimedia Commons «Столица, находящаяся на краю империи, подобна живому существу, у которого сердце на кончике пальца», – писал французский философ Дидро императрице Екатерине II, советуя вернуть столицу России из Петербурга в Москву. Спустя век с лишним, в разгар Первой мировой войны этот не столько политический, сколько философский совет оказался весьма актуален. К 1917 г. столичный…73 - ИсторияАлексей Волынец
Почему пресса военных лет была стратегическим ресурсом
©РИА Новости «Наш старенький тихоходный ротатор выдает последние тысячи очередного номера «Красной звезды», датированного 22 июня. Делали его накануне, до начала войны. Делали обычно. Вполне мирный номер!.. Ни одного слова о немецко-фашистских захватчиках, о гитлеровской агрессии. Даже на четвертой полосе лишь сообщения об агрессивных действиях Германии и ее союзников на Ближнем Востоке, в Африке…» –…103 - ИсторияАлексей Волынец
Как проходил исторический съезд российских банкиров XX века
©Tal Rue des Archives / Vostock photo Объединение крупнейших капиталов Российской империи произошло буквально накануне крушения как империи, так и первого издания отечественного капитализма. В июне 1916 года в здании Петроградской консерватории собрались представители 43 крупнейших банков страны. Это был третий съезд частных банкиров России за всю их историю. Первые два, в 1873 и 1903…137
Лента новостей
- Азербайджанская армия продвинулась ещё на 2 километра вглубь территории Армении
- ВСУ вторые сутки наносят массированные удары по Донбассу под руководством инструкторов НАТО
- Украина стянула к Крыму реактивные «Ураганы»
- Четыре ученика пострадали от взрыва игрушки в московской школе № 1515
- Украина обзаведется новым видом войск
- Разные новости 15.05.2021
- Пашинян попросил Путина о военной помощи
- Мэрия Новосибирска задумалась над арендной платой за стоянку самокатов
- США стали лидером среди покупателей российского мороженого
- Новости экономики. 14.05.2021