Долгая дорога в небо: как зарождалось в России производство авиационных двигателей

Легенда русской авиации – бомбардировщик «Илья Муромец»
©INTERFOTO / Vostock Photo
«Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор» – эти строки из некогда популярного советского «Авиамарша», созданного век назад, многие помнят до сих пор. Поэтические метафоры в данном случае предельно точны технически. Мотор действительно сердце самолета. Сердце всей авиации. И в прошлом России довелось преодолеть немало трудностей, прежде чем сердце отечественной авиации смогло биться надежно и ровно. «Профиль» расскажет эту историю.
Импортное сердце русской авиации
Еще знаменитый экспериментатор Александр Можайский пытался приспособить к своей крылатой конструкции американскую «газовую машину», один из первых образцов двигателя внутреннего сгорания. На исходе XIX века и прототип аэроплана, и прототип двигателя оказались слишком несовершенны. Поэтому первый сделанный в России двигатель поднял самолет в воздух только 110 лет назад, в 1911 году.
Мотор в 35 лошадиных сил был создан рижским инженером Федором Калепом на основе усовершенствованного им германского образца. К тому времени военное ведомство Российской империи уже рассматривало вопрос о закупке авиационных двигателей: самолет, пусть еще только в роли воздушного разведчика, уже становился важным фактором войны.
В итоге царские генералы выбрали самый на тот момент надежный, но, увы, не самый перспективный путь – вместо попыток наладить свое производство закупили во Франции полсотни авиамоторов, огромную для той эпохи серию. Двигатели парижской фирмы Gnome тогда действительно были из самых лучших и мощных. В 1912-м французы создали в Москве свой производственный филиал, однако русским среди первых работников был только дворник.
К началу Первой мировой войны в России уже существовало серийное производство авиамоторов. Но не более дюжины в месяц, по иностранным лицензиям и во многом из импортных комплектующих. Это привело к тому, что русская авиация, до войны по праву считавшаяся одной из лучших (вспомним знаменитый многомоторный биплан «Илья Муромец»), по количеству и качеству стала быстро отставать от противников и союзников.
За первые 20 месяцев мирового конфликта в России произвели всего 461 мотор – треть от заказанного армией у отечественных заводов после начала войны. Если, к примеру, во Франции за тот же период производство авиадвигателей выросло в 10 раз, то у нас в стране – всего вдвое.
Подавляющая часть отечественных моторов производилась с вынужденным использованием импортных деталей. Но мировая война оборвала многие производственные связи, да и союзники царской России, занятые своими фронтами, не спешили делиться ресурсами. Так, французы, на тот момент наши главные поставщики авиатехники, в разгар знаменитой битвы под Верденом (с весны и до конца 1916 года) просто запретили своим фирмам любые поставки за рубеж любых авиационных комплектующих. В итоге московский завод парижской фирмы «Гном и Рон», на тот момент крупнейший отечественный производитель авиамоторов, в марте и апреле 1916-го не передал русской армии ни одного двигателя, а в следующие несколько месяцев выпуск не превышал довоенных объемов.
«Правильная постановка производства»
Мировая война быстро показала, что авиационное двигателестроение – один из максимально непростых секторов промышленного производства. Сердце самолета, «пламенный мотор», требует массы сложной производственной кооперации, без которой любое формальное владение лицензиями остается бумажкой. Тот же московский завод фирмы «Гном и Рон» за время Первой мировой войны так и не смог найти в Российской империи надежных производителей и поставщиков всей номенклатуры деталей. В итоге поршни для двигателей в разгар войны пришлось заказывать в нейтральной Швеции и даже за океаном, в США.
В 1916 году генерал-майор Николай Пневский, первый начальник только что образованного Управления военного воздушного флота (в сущности, наш первый главком ВВС), сформулировал мысль, отсутствовавшую в штабах и министерствах до войны: «Возможность постройки аэропланов далеко не обусловливается наличностью одних только аэропланных и даже моторных заводов. Необходима правильная постановка производства сырья, т. е. специальных сортов никелевой, хромоникелевой и тому подобной стали, с выработанными марками, определяющими пригодность их в тех или иных целях, с заранее разработанными способами обработок».
Проблемы с авиационным двигателестроением усугубляли не только сложности с импортом и производственной кооперацией. Знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец» до войны производился в Риге на не менее знаменитом в нашей истории Русско-Балтийском вагонном заводе. Но этот очень удачный самолет изначально оснащался моторами германского производства. После 1914 года двигатели попытались заменить на свои. Отечественные инженеры вполне справились с этой задачей, а вот производители и управление подвели.
В Риге успели выпустить лишь пять моторов, и в 1915 году завод решили эвакуировать под угрозой немецкого наступления. Эвакуацию стратегического производства в Петербург провели столь бездарно, что завод фактически перестал существовать. Поезда со станками и оборудованием помешали воинским эшелонам, спешащим к фронту, и часть вагонов завода сбросили под откос. В итоге под откос отправилось и производство моторов для тяжелого бомбардировщика – в Петербурге до конца 1917 года их смогли произвести менее сотни штук.
В итоге именно моторостроение выглядит самым слабым и самым провальным в отечественной истории Первой мировой войны. После 1914 года царская Россия пережила и даже частично смогла справиться с целой чередой военно-технических кризисов: не до конца, но все же был преодолен дефицит винтовок на фронте, дефицит обуви, «снарядный голод», сумели решить ряд ключевых проблем с химическими производствами, до войны полностью завязанными на промышленность Германии. Но проблема «сердца» авиации, проблема моторов не была решена совершенно.
К февралю 1917-го по числу действующей на фронте авиации Россия в два раза уступала союзной Франции и в три раза – Германии. За годы Первой мировой войны все воюющие державы произвели более 200 тыс. авиамоторов; на долю России приходится чуть более 0,5% от этого числа. За годы войны для наших ВВС было куплено у иностранных производителей около 4 тыс. авиационных двигателей, и порядка 1 тыс. произвели в стране по иностранным лицензиям и образцам. Но из этой тысячи моторов собранных без импортных комплектующих наберется не более трех сотен.
Царское наследство
Нельзя сказать, что царское правительство не понимало глубины и важности проблемы с отечественными авиадвигателями. Еще в феврале 1916 года приняли большую программу по созданию пяти крупных заводов по всей стране – под Ростовом, в Москве, Ярославле и Рыбинске.

Иван Шагин / РИА Новости
Все они до революции так и не успели развернуть производство, хотя и сыграли свою роль в будущем – например, моторные заводы в Ярославле и Рыбинске заработали уже при советской власти и успешно функционируют в XXI веке. Рыбинский завод «Сатурн», задуманный еще при царе и начавший работу при большевиках с ремонта бронеавтомобилей, сегодня является ведущим производителем двигателей для гражданской авиации.
Словом, советской власти от прежней империи досталось противоречивое наследство. С одной стороны, очень печальное – почти полная зависимость «сердца» авиации от импорта. С другой – в стране уже были свои научно-технические заделы, которые при должном подходе и внимании могли дать весомые плоды.
Советской власти достался «по наследству» даже первый главком царских ВВС. Генерал Николай Пневский, выходец из потомственных дворян Варшавской губернии, не просто поддержал большевиков – на пике Гражданской войны именно он был начальником штаба Южного фронта, разгромившего главные силы белых на подступах к Москве. Позднее первый главком царской авиации занимал крупные должности в аппарате Красной армии и Научно-техническом комитете ВВС СССР.
Однако век назад, когда рождались знаменитые строки бодрого «Авиамарша», реальное положение советской авиации было довольно печальным. «Всё выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц, и в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ», – пелось в песне. Тогда как в действительности наши «птицы» заметно отставали от зарубежных аналогов и зависели от импортных поставок.
Например, по статистике 1928 года, почти 70% моторов, стоявших на советских боевых самолетах, были изготовлены за рубежом. Страна и раньше не имела развитого производства двигателей, к тому же была разорена Гражданской войной. И новой власти пришлось решать комплексную проблему. Во-первых, необходимо было создать свои работоспособные образцы моторов – за годы мировой войны и сразу после крупнейшие державы далеко продвинулись вперед в смысле мощи и количества лошадиных сил. Во-вторых, и эта проблема была даже сложнее, требовалось не просто создать свои моторы, не хуже лучших у соседей по планете, но и поставить их на поток промышленного производства.
Напомним, что в царской России удавалось создавать свои конструкции, не уступавшие зарубежным. Однако с их поточным, массовым производством имелись большие проблемы, зачастую провалы. Словом, стране требовались разнообразные моторы на лучшем мировом уровне, притом не собранные единично искусными руками специалистов из конструкторских бюро, а производимые массово на заводах.
Требовались тысячи специалистов в многочисленных и сложных цепочках производственной кооперации. Требовалось всё то, что первый царский главком ВВС в разгар мировой войны назвал «правильной постановкой производства». В СССР эту проблему решали упорно и мучительно на протяжении первых полутора десятилетий существования советского государства.

Владислав Микоша / РИА Новости
«Жалкие крохи авиационной промышленности»
Век назад, в конце января 1921 года, в «Известиях», одной из самых главных газет страны, появилась программная статья, начинавшаяся словами: «Даже по тем отрывочным сведениям, которые просочились к нам в последнее время из-за границы, мы наблюдаем колоссальные, ошеломляющие, головокружительные достижения в области покорения воздушной стихии…».
Далее официальная газета не только перечисляла успехи и новинки зарубежной авиации, но и констатировала печальное положение авиации советской: «Представим себе, что мы столкнулись не с Врангелем, Петлюрой и т. д., а с одной из капиталистических стран с такими огромными авиационными средствами… Что мы сможем противопоставить? Жалкую пару сотен старых, по нескольку раз чинёных самолетов, несколько десятков издерганных и измученных, «потерявших сердце» боевых летчиков… Отсутствует совершенно, если не считать уважаемого профессора Жуковского, научная авиационная мысль. Жалкие крохи авиационной промышленности затерялись где-то в непроходимом лесу Главков и прозябают там, лишенные тепла и света… Вот всё то, что мы можем противопоставить против десятков тысяч летчиков и усовершенствованных самолетов, против сотен лабораторий, профессоров и специалистов-инженеров, посвятивших себя этой увлекательной отрасли техники, против многих тысяч рабочих, занятых в авиационной промышленности любой капиталистической державы».
В итоге одна из первых газет страны констатировала, что необходимо создание своей мощной авиации, «если мы не хотим, чтобы нас постигла участь Афганистана». В то время Афганистан был разгромлен и оккупирован войсками Британии. Крупнейшая колониальная империя той эпохи, пользуясь внушительным развитием авиации по итогам Первой мировой войны, в 1919 году буквально смела афганские войска своими бомбардировщиками. Так что «участь Афганистана» была не иллюзорной угрозой, и для спасения от нее требовалась современная авиация, прежде всего ее современное «сердце» – моторы.
Первые шаги на этом поприще были сделаны еще в разгар Гражданской войны, когда в марте 1920-го на окраине Москвы создали Научный автомоторный институт (НАМИ). Его возглавил русский немец Николай Брилинг. Еще в XIX веке он арестовывался царской полицией за распространение газеты «Искра», что не помешало ему стать одним из ведущих научных специалистов России в области двигателей внутреннего сгорания. Кстати, и в советское время у социал-демократа Брилинга не раз были проблемы уже с ЧК и НКВД, что не помешало ему успешно работать в сталинскую эпоху, получив массу орденов за научные достижения.
НАМИ стал интеллектуальным центром будущего двигателестроения. Например, именно здесь в 1923 году учеником Брилинга начинал конструкторскую карьеру Александр Микулин, племянник знаменитого профессора Николая Жуковского, «отца русской авиации». Микулин создаст первый советский авиационный двигатель жидкостного охлаждения. Именно его двигателями в годы Великой Отечественной войны оснащался штурмовик Ил-2, самый массовый боевой самолет в мировой истории авиации.

Vostock Photo Archive
Русский авиационный мотор
Однако первые шаги советского моторостроения были мучительны. В 1923–1926 годах пробная попытка создать собственный авиамотор большой мощности фактически провалилась. РАМ – Русский авиационный мотор – пытались сделать в Москве на заводе №4, бывшем французском заводе Gnome, в итоге конструкцию признали устаревшей еще на исходе затянувшихся испытаний. Впрочем, работы не были напрасны – не случайно завод №4 известен и сегодня как «Салют», один из крупнейших производителей отечественных авиадвигателей.
В итоге к собственному «сердцу» авиации в СССР двинулись не наскоком, а методично, шаг за шагом осваивая передовой зарубежный опыт и сложнейшие для той эпохи технологии. Вообще, об этой истории технологического прорыва даже сложно рассказывать: в отличие от авиационных рекордов скорости и дальности, от боевых эпопей, это был очень незрелищный внешне, скрупулезный и нудный процесс. Процесс, состоявший из массы мелких шажков и подготовительных действий. Так, в 1925 году в США приобрели для советской авиапромышленности первый в нашей истории рентгеновский дефектоскоп – эпизод абсолютно неизвестный на фоне отечественных авиарекордов, но значимый не меньше, чем самые громкие полеты.
Советский Союз в первое десятилетие существования, подобно царской России, активно закупал иностранные авиамоторы и авиатехнику. В отдельные годы СССР был крупнейшим импортером в этой сфере. Например, в 1926 году советские заказы составили 16% от всего авиационного экспорта США, а в 1934-м – уже 20%. При этом лучшие образцы и технологии приобретали по всему миру – во Франции, в Англии, вплоть до Швейцарии.

Иван Шагин / РИА Новости
Но, в отличие от царской России, в СССР сумели организовать системную учебу наших инженеров и рабочих за границей, комплексное изучение и освоение лучшего зарубежного опыта. Так, в 1935 году только в США советские делегации изучали производство масляных фильтров на фабриках CUNO Engineering Corporation в штате Коннектикут, отдельных узлов мотора «Райт-Циклон» на заводах в штате Мичиган, методику испытаний бензиновых насосов на заводах Нью-Джерси. Пользуясь разгоревшейся Великой депрессией, Советский Союз сумел относительно недорого приобрести за рубежом немало техники и технологий.
Эти системные усилия дали плоды уже к началу 1930-х. Только за пару лет, в 1930–1931-м, число занятых в авиационной промышленности возросло на 230%. Количество производств, выпускающих авиадвигатели, за те же годы удвоилось. Показательна история Пермского моторного завода (сегодня знаменитые «Пермские моторы») – его начали строить в 1931-м, спустя три года здесь собрали первый двигатель по американской лицензии с использованием импортных комплектующих. Но уже со следующего, 1935 года на заводе начался серийный выпуск моторов исключительно из отечественных деталей, на базе собственных технологических цепочек.
Если в 1931 году в СССР произвели 1409 авиамоторов, то к 1937-му их производство выросло в 11 раз! Притом росли не только количественные, но и качественные характеристики. В итоге Вторую мировую войну наша страна встретила с собственным моторостроением, уже способным давать и отдельные уникальные образцы, и массовое производство на хорошем мировом уровне. Нет нужды говорить, какую роль это сыграло в нашем выживании в 1941-м и в нашей Победе 1945-го.
-
ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…5.02.2020 16:26 1 433 -
ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису 2008–2009 годов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…11.03.2020 12:58 1 874 -
ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…16.05.2020 21:25 1 261 -
ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…29.07.2020 19:24 474 -
ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…16.10.2020 12:35 738 -
ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…6.11.2020 22:16 284 -
ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…16.11.2020 15:52 316 -
ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…3.12.2020 19:16 158
-
ИсторияВасилий Милькин
За красивые глаза и чистую голову. Самые необычные налоги Российской империи и СССР
Заплатил — и спи спокойно Жители США платят государству налоги на подгузники, сливные бачки, крышки для кофейных стаканчиков и даже на наркотики. Современная российская система налогообложения не столь изощрённа. Однако отечественная история богата странными, необычными и временами совсем не гуманными налогами и сборами. О самых интересных из них — в материале «Секрета». Царская эпоха Пётр…27.02.2021 14:41 13 -
ИсторияАлексей Волынец
Как был учрежден Госбанк РСФСР: эпоха бешеных «лимонов»
©казначейство РСФСР В 21-й год ХХ столетия Россия вступила без банков. На пике Гражданской войны советская власть не только национализировала, но и официально ликвидировала все кредитные организации. Однако по завершении боев, по мере сворачивания военного коммунизма и перехода к нэпу – новой экономической политике потребовалось возродить банковскую систему. И 12 октября 1921 года постановлением ВЦИК…22.02.2021 12:15 37 -
ИсторияВалерий Бурт
Переводы с «детского». 115 лет назад родилась Агния Барто
Фото: Архив На книгах писательницы выросло не одно поколение маленьких читателей. Интересные факты биографии Самыми известными детскими литераторами в СССР были Корней Чуковский, Самуил Маршак, Лев Кассиль, Сергей Михалков, Николай Носов. И — Агния Барто. Она считала, что детское стихотворение должно быть непременно со смыслом, подтекстом. Если стихи пришлись по вкусу ребенку, они обязательно останутся…19.02.2021 18:30 41 -
ИсторияАлексей Волынец
Фемистокл Басиас: главный банкир Москвы из коммуналки
Фемистокл Басиас ©Vostock Photo Archive В истории античной Греции известен политик и реформатор Фемистокл. В прошлом российских финансов тоже отметился свой Фемистокл, хотя и менее знаменитый, чем его античный тезка. Понтийский грек Фемистокл Анатольевич Басиас родился в 1881 г. в Ростове-на-Дону и в юности прошел путь, нередкий для молодежи той эпохи. Студентом юридического факультета увлекся…18.02.2021 12:25 32 -
ИсторияАлексей Волынец
Долгая дорога в небо: как зарождалось в России производство авиационных двигателей
Легенда русской авиации – бомбардировщик «Илья Муромец» ©INTERFOTO / Vostock Photo «Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор» – эти строки из некогда популярного советского «Авиамарша», созданного век назад, многие помнят до сих пор. Поэтические метафоры в данном случае предельно точны технически. Мотор действительно сердце самолета. Сердце всей авиации. И в прошлом…17.02.2021 16:12 46 -
ИсторияАлександр Митрофанов
Красный Врангель: как советские моряки не отдали американцам и англичанам северный остров
Советская экспедиция на остров Врангеля на корабле «Красный Октябрь» ©Harlingue / Roger-Viollet / Roger-Viollet via AFP / East News Советской власти пришлось отстаивать суверенитет и территориальную целостность страны не только во время Гражданской войны. После того как отгремели сражения, противостояние продолжилось. На Дальнем Востоке на острова, когда-то открытые русскими мореплавателями, поднявшими там флаг Российской империи,…13.02.2021 16:54 55 -
ИсторияВасилий Милькин
Грандиозно и дорого. 8 мегапроектов царской России и СССР
Крымский мост, газопровод «Сила Сибири», космодром Восточный — эти современные проекты носят приставку «мега». Но в истории страны было достаточно грандиозных проектов, которые по масштабу как минимум им не уступают, а в чём-то даже превосходят. «Секрет фирмы» вспомнил самые масштабные мегапроекты Российской империи и СССР. «Першпективная дорога»/«Столичный тракт» Сроки: 1712–1746 (1764) Стоимость: 800 млрд–1,5 трлн…6.02.2021 11:20 39 -
ИсторияАлександр Ростовцев
Сталинградская битва продолжается. Теперь за умы
2 февраля 1943 года закончилась одна из самых жестоких и кровопролитных битв в истории человечества – сражение за Сталинград. В тяжелейших боях июля-ноября 1942 года Красной Армии удалось остановить немецкое наступление, а зимой 1942 – 1943 окружить группировку гитлеровцев и их союзников в ходе контрнаступательной операции «Уран». 6-я армия генерала Паулюса была надёжно зажата в…2.02.2021 17:07 47 -
ИсторияАлексей Волынец
Владимир Тарновский: невероятные похождения создателя золотого червонца
©Profusionstock / Vostock Photo Про обеспеченный золотом советский червонец наверняка слышали все. Зато имя его изобретателя – банкира Владимира Тарновского – знакомо лишь немногим специалистам по истории финансов. Между тем биография «отца советского червонца» вполне достойна приключенческого фильма. Сын богатого помещика, потомственный дворянин Тарновский в 1897 году покидает гвардейский полк. Причина – брак по любви…1.02.2021 14:26 48 -
ИсторияРусранд Рустем Ринатович Вахитов
Летописец или пророк?
В этом году мы празднуем 180-летие со дня рождения великого русского историка, педагога, публициста, общественного деятеля Василия Осиповича Ключевского. Ключевский, родившийся в 1841 году, то есть за 12 лет до Крымской войны, а прожил до 1911 года, неполных 6 лет не дожив до Октябрьской революции. Сам он в старости говорил, что ХХ век ему чужд и он чувствует себя человеком XIX века. Так чем же он может быть интересен и важен для нас, людей, для которых…30.01.2021 14:39 68 -
Историяruinformer.com
Снятие блокады Ленинграда
Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории русского народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 872 дня смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей города. В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью…27.01.2021 11:36 55 -
ИсторияВалерий Бурт
Великий Игорь Моисеев. Учитель танцев и мастер сцены. Шахматист и педагог
Фото отсюда Хореограф был очень талантлив. Стал любимцем Иосифа Сталина. И перешагнул рубеж в 100 лет. В числе российских знаменитостей, успешно перешагивавших 100-летний рубеж, — балерина Марина Семенова, актеры Николай Анненков и Владимир Зельдин, певица Изабелла Юрьева, художник Борис Ефимов, физик Исаак Халатников. В том же списке — хореограф, руководитель Ансамбля народного танца Игорь Моисеев….24.01.2021 12:09 37 -
Историяruinformer.com
День прорыва блокады Ленинграда
18 января для россиян и, особенно, для петербуржцев является особенной датой. В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв блокады Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух…18.01.2021 14:06 31 -
ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
«Придёт день, когда история скажет своё слово…»
Патрис Лумумба — конголезский политический и государственный деятель левонационалистического толка, первый премьер-министр Демократической Республики Конго после провозглашения её независимости в июне 1960 года, национальный герой Демократической Республики Конго, поэт и один из символов борьбы народов Африки за независимость. Основатель (1958) и руководитель партии Национальное движение Конго (НДК). На первых в стране выборах в мае 1960 года НДК получила в парламенте 44 места из 137. По итогам…18.01.2021 1:11 34 -
ИсторияВалерий Бурт
Моя милиция меня бережет. Как работала советская служба
Фото: Архив Из жизни стражей порядка. «Помни Сталинскую заботу о людях, помогай детям, старикам, слепым…» Несколько лет назад у приятеля-коллекционера узрел небольшого формата красную книжечку – «Справочник милиционера по гор. Москве», изданную столичным Управлением рабоче-крестьянской милиции в 1936 году. Вещица занятная, раритетная. Полистал ее, кое-что выписал. «Товарищ милиционер! – говорится в справочнике. — Ты являешься…17.01.2021 14:12 45 -
ИсторияАлексей Волынец
Николай Кутлер: из царских министров в советские банкиры
Николай Кутлер©К. Фишер/Matteo Omied/Vostock Photo «Наиболее деловой сотрудник во время управления мною финансами империи и как человек весьма порядочный», – говорил о нем знаменитый царский министр Витте. «Ценный человек, один из наиболее активных работников по оздоровлению нашего денежного обращения», – писал о нем спустя десятилетие глава уже советских финансов нарком Брюханов. «Ценный человек» Николай Кутлер…16.01.2021 15:18 35 -
ИсторияАлександр Ростовцев
Подвиг Ленинграда нуждается в нашей защите
12 – 18 января 1943 года – одна из важнейших памятных дат в истории нашей страны. В течение этих нескольких дней войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота прорвали кольцо блокады вокруг героического города на Неве, благодаря чему возобновилась нормальная связь Ленинграда, его жителей и защитников с Большой землёй. С этого момента Ленинград…12.01.2021 9:31 58 -
Историяruinformer.com
11 января. День в истории
1917 На территории России создан первый заповедник – Баргузинский. Учрежденный (29 декабря 1916) 11 января 1917 года Баргузинский заповедник стал первым в России охотничьим заповедником на государственных землях. В его задачу входило сохранение и изучение соболя – фаворита пушного царства. В начале 20 столетия из-за неограниченного отстрела зверёк, некогда заселявший огромную территорию от Северного Приуралья…11.01.2021 20:09 40 -
Историяanlazz
Автомобиль «Москвич» — как триумф и трагедия советского дизайна. Часть 2
Итак, как говорилось в прошлом посте, с началом 1970 годов АЗЛК (бывший МЗМА) оказался в крайне сложной ситуации. В том смысле, что необходимость строительства Волжского Автомобильного завода — вместе с целым городом Тольятти, обеспечивающим его существования — надолго оставила все остальные автозаводы без возможности инвестиций. Разумеется, подобное решение имело очевидную целесообразность, поскольку позволило не только в разы…10.01.2021 15:18 45 -
Историяanlazz
Автомобиль «Москвич» — как триумф и трагедия советского дизайна. Часть 1
Кстати, если уж начали говорить о советском дизайне, то можно привести очень хороший пример, показывающий одновременно и его сильные стороны, и его проблемы. Это — судьба автомобиля «Москвич». Разумеется, не в смысле отдельного автомобиля, а в смысле развития указанной марки. Дело в том, что МЗМА-АЗЛК имел один из самых больших в Союзе конструкторских потенциалов — ИМХО,…10.01.2021 15:01 41 -
ИсторияАлексей Волынец
Плавучий банк на просторах Волги
Пароход «Гроза»©Vostock Photo Archive Борьба за Царицын (ныне Волгоград) стала одним из ключевых эпизодов отгремевшей век назад Гражданской войны. В сражениях за город на Волге отметились многие ключевые фигуры той войны и всей нашей истории XX века. Царицын штурмовали атаман Краснов и барон Врангель, а решающую роль на первых этапах его обороны играл сам Сталин….10.01.2021 13:55 38 -
ИсторияОльга Жукова
Культурный фронт Великой Отечественной войны
RUSRAND.RU: В 2020-м году вышла из печати очень актуальная книга историка Ольги Германовны Жуковой «Культурный фронт Великой Отечественной войны». Это исследование — приговор и обличение теперешнему смутному времени запрета на государственную идеологию, а значит и осмысленную системную государственную культурную политику просвещения и возвышения народа. Вместо этого — современная «культура» деградации шоу-бизнеса или хиреющих из-за недофинансирований многочисленных бюджетных учреждений, предоставляющих теперь «услуги в сфере культурного досуга». А еще 100 лет назад, в молодом…7.01.2021 0:26 80 -
ИсторияИгорь Моржаретто
Почему нашумевшие автопроекты в России не дожили до реализации
Автомобиль Marussia ©Shutterstock/Fotodom Не так давно отечественная автомобильная общественность была взволнована и заинтригована: почти одновременно объявили о запуске целых двух новых автомобильных проектов в России. Причем в обоих случаях речь шла об инновационных моделях электромобилей! Сначала специалисты инжинирингового центра CompMechLab и Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) заявили, что они разработали новый российский электромобиль и он якобы…3.01.2021 13:36 66 -
ИсторияАлексей Волынец
Нерентабельные земли: что заставило Россию продать Аляску
©North Wind Picture Archives/Vostock Photo Осуществленная полтора века назад продажа российских владений на американском континенте до сих пор вызывает споры и исторические дискуссии. Спорят абсолютно обо всех параметрах – от суммы до коррупционного шлейфа – той сделки, что имела в итоге без преувеличения геополитические последствия. Действительно, останься Аляска в руках России, и история XX века…3.01.2021 13:27 65 -
ИсторияАлексей Волынец
Час огненной потехи: как в России появились праздничные фейерверки
©Jan Bogumil Plersch/Fine Art Images/Vostock Photo Треск и вспышки уличных фейерверков – сегодня такой же неотъемлемый элемент новогодних празднеств, как салат оливье, елка, полуночный бой курантов и бутылка шампанского. Но когда-то в нашем далеком прошлом фейерверк был не просто праздничной потехой, не просто яркой «огненной забавой». Столетия назад он был большой государственной политикой. «Профиль» расскажет…1.01.2021 11:25 67 -
ИсторияТаня Разумова
«Забытый на орбите» космонавт Сергей Крикалёв и его навык выживать в изоляции
Фото: источник Сергей Крикалёв пробыл в космосе вдвое дольше, чем планировалось и считается последним гражданином СССР. Сергей Крикалёв. https://clck.ru/SdigX Люди в теме отлично знают Сергея Крикалёва. Выдающийся космонавт и талантливый инженер, Сергей Константинович известен в мире почти так же широко, как Юрий Гагарин. Режиссёр Майкл Бэй в своём фильме «Армагеддон» создавал образ русского космонавта Льва…30.12.2020 22:54 71 -
ИсторияАнна Кочарова
От богини плодородия до советских коттеджей: музейные проекты старинного Рыбинска
©Александра Громова/ Ассоциация менеджеров культуры Своя Красная площадь, роскошная Новая хлебная биржа на берегу Волги, отреставрированные старинные здания и места съемок фильма «12 стульев» Леонида Гайдая. И магазинные вывески в старинном стиле, которые украшают сегодня все здания в пределах исторического центра. Среди других городов Ярославской области Рыбинск вошел в маршруты второго фестиваля путешествий «Музейный ретрит»,…28.12.2020 13:50 34 -
ИсторияВсеволод Родницкий
Матрёна и её детская «армия». Как смолянка спасала детей от немцев
Алексей Чкалов и Варвара Полякова, встреча в 1990 году. © / Алексей Чкалов / Из личного архива В 2020 году исполняется 78 лет операции «Дети», в ходе которой 3225 советских ребят эвакуировали с оккупированных территорий Смоленской и Тверской областей. «Руководителю» этого подвига Матрёне Вольской в Городце Нижегородской области планируют открыть памятник. Жёлтый слон В деревне Елисеевичи Духовщинского района сегодня всего один дом,…27.12.2020 23:48 41 -
Историяmaybe_elf
К 50-летию первой посадки на Венеру Роскосмос рассекретил часть документов
Роскосмос рассекретил часть материалов, посвященных подготовке автоматической станции «Венера-7» к посадке на поверхность одноименной планеты. Это событие произошло 15 декабря 1970 года. Документация включает заключение экспертной комиссии, техническое задание, проекты сообщений ТАСС о запуске станции, а также итоги выполнения плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Аппарат «Венера-7» имел повышенную теплоизоляцию, новый высотометр и был оснащен новым изоляционным материалом. Корпус из…15.12.2020 21:51 33 -
ИсторияАлексей Волынец
Колониальные рубли с французским акцентом
Пять рублей Индокитайского банка, 1919 год. ©Banque de l’Indochine Век назад Гражданская война, бушевавшая в нашей стране, полностью разрушила кредитно-финансовую систему. Достаточно сказать, что, по подсчетам историков, за время внутренней войны 1918–1922 гг. было выпущено – тут специалисты спорят – от 6 до 20 тыс. различных видов денег и денежных суррогатов. Свои рубли печатали не…13.12.2020 12:56 51
-
ИсторияАлексей Волынец
Как был учрежден Госбанк РСФСР: эпоха бешеных «лимонов»
©казначейство РСФСР В 21-й год ХХ столетия Россия вступила без банков. На пике Гражданской войны советская власть не только национализировала, но и официально ликвидировала все кредитные организации. Однако по завершении боев, по мере сворачивания военного коммунизма и перехода к нэпу – новой экономической политике потребовалось возродить банковскую систему. И 12 октября 1921 года постановлением ВЦИК…22.02.2021 12:15 37 -
ИсторияАлексей Волынец
Фемистокл Басиас: главный банкир Москвы из коммуналки
Фемистокл Басиас ©Vostock Photo Archive В истории античной Греции известен политик и реформатор Фемистокл. В прошлом российских финансов тоже отметился свой Фемистокл, хотя и менее знаменитый, чем его античный тезка. Понтийский грек Фемистокл Анатольевич Басиас родился в 1881 г. в Ростове-на-Дону и в юности прошел путь, нередкий для молодежи той эпохи. Студентом юридического факультета увлекся…18.02.2021 12:25 32 -
ИсторияАлексей Волынец
Долгая дорога в небо: как зарождалось в России производство авиационных двигателей
Легенда русской авиации – бомбардировщик «Илья Муромец» ©INTERFOTO / Vostock Photo «Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор» – эти строки из некогда популярного советского «Авиамарша», созданного век назад, многие помнят до сих пор. Поэтические метафоры в данном случае предельно точны технически. Мотор действительно сердце самолета. Сердце всей авиации. И в прошлом…17.02.2021 16:12 46 -
ИсторияАлексей Волынец
Владимир Тарновский: невероятные похождения создателя золотого червонца
©Profusionstock / Vostock Photo Про обеспеченный золотом советский червонец наверняка слышали все. Зато имя его изобретателя – банкира Владимира Тарновского – знакомо лишь немногим специалистам по истории финансов. Между тем биография «отца советского червонца» вполне достойна приключенческого фильма. Сын богатого помещика, потомственный дворянин Тарновский в 1897 году покидает гвардейский полк. Причина – брак по любви…1.02.2021 14:26 48 -
ИсторияАлексей Волынец
Николай Кутлер: из царских министров в советские банкиры
Николай Кутлер©К. Фишер/Matteo Omied/Vostock Photo «Наиболее деловой сотрудник во время управления мною финансами империи и как человек весьма порядочный», – говорил о нем знаменитый царский министр Витте. «Ценный человек, один из наиболее активных работников по оздоровлению нашего денежного обращения», – писал о нем спустя десятилетие глава уже советских финансов нарком Брюханов. «Ценный человек» Николай Кутлер…16.01.2021 15:18 35 -
ИсторияАлексей Волынец
Плавучий банк на просторах Волги
Пароход «Гроза»©Vostock Photo Archive Борьба за Царицын (ныне Волгоград) стала одним из ключевых эпизодов отгремевшей век назад Гражданской войны. В сражениях за город на Волге отметились многие ключевые фигуры той войны и всей нашей истории XX века. Царицын штурмовали атаман Краснов и барон Врангель, а решающую роль на первых этапах его обороны играл сам Сталин….10.01.2021 13:55 38 -
ИсторияАлексей Волынец
Нерентабельные земли: что заставило Россию продать Аляску
©North Wind Picture Archives/Vostock Photo Осуществленная полтора века назад продажа российских владений на американском континенте до сих пор вызывает споры и исторические дискуссии. Спорят абсолютно обо всех параметрах – от суммы до коррупционного шлейфа – той сделки, что имела в итоге без преувеличения геополитические последствия. Действительно, останься Аляска в руках России, и история XX века…3.01.2021 13:27 65 -
ИсторияАлексей Волынец
Час огненной потехи: как в России появились праздничные фейерверки
©Jan Bogumil Plersch/Fine Art Images/Vostock Photo Треск и вспышки уличных фейерверков – сегодня такой же неотъемлемый элемент новогодних празднеств, как салат оливье, елка, полуночный бой курантов и бутылка шампанского. Но когда-то в нашем далеком прошлом фейерверк был не просто праздничной потехой, не просто яркой «огненной забавой». Столетия назад он был большой государственной политикой. «Профиль» расскажет…1.01.2021 11:25 67 -
ИсторияАлексей Волынец
Колониальные рубли с французским акцентом
Пять рублей Индокитайского банка, 1919 год. ©Banque de l’Indochine Век назад Гражданская война, бушевавшая в нашей стране, полностью разрушила кредитно-финансовую систему. Достаточно сказать, что, по подсчетам историков, за время внутренней войны 1918–1922 гг. было выпущено – тут специалисты спорят – от 6 до 20 тыс. различных видов денег и денежных суррогатов. Свои рубли печатали не…13.12.2020 12:56 51 -
ИсторияАлексей Волынец
Приключения «харбинского» рубля
Русско-Азиатский банк. ©Vostock Photo Archive КВЖД, Китайско-Восточная железная дорога, и после 1917 г. оставалась единственным русским анклавом за пределами границ бывшей Российской империи. Дорога не только имела весомое значение для экономики Дальнего Востока, но и сама по себе являлась отдельным миром – свыше 2 тыс. верст путей, почти 2 млн пассажиров ежегодно, более 50 тыс….30.11.2020 16:30 56 -
ИсторияАлексей Волынец
Судьба крымских рублей 1919 года
25 рублей Крымского краевого казначейства ©Олег Попов Фотобанк Лори «Обеспечивается всем достоянием Крыма» – такая надпись на рублях, с начала 1919 г. наводнивших рынки Таврического полуострова, вызвала массу шуток у местных острословов. Ведь на крымской купюре, условно обеспеченной всем достоянием Крыма, расписался сам… Крым. Соломон Самуилович Крым – потомок караимов, тюркоязычных иудеев, издавна обитавших на…22.11.2020 14:27 89 -
ИсторияАлексей Волынец
Судьба первого советского банкира-революционера
Главный комиссар-управляющий Московской конторой Госбанка Тихон Попов©Vostock Photo Archive Тихон Иванович Попов, родившийся в 1872 г., был типичным русским той эпохи. Сын протоиерея, православного священника из, как сказали бы сейчас, среднего класса. Вырос в уездном городке Воронежской губернии, окончил гимназию (его однокашником был известный всем нам со школьных лет писатель Михаил Пришвин), поступил в Московский…31.10.2020 12:39 120 -
ИсторияАлексей Волынец
Два столетия борьбы с оспой в России: от «подвига» Екатерины II к всеобщей вакцинации
©Granger/INTERFOTO/Vostock Photo Пока человечество со дня на день ждет спасительную вакцину от коронавируса, напомним, что в России когда-то был законодательно учрежден государственный праздник в честь первой в ее истории вакцины и вакцинации. Случилось это примечательное событие незадолго до присоединения Крыма, еще в XVIII веке. Да, в этом ноябре, отслеживая клинические испытания новоизобретенной вакцины «Спутник V»,…26.10.2020 13:28 78 -
ИсторияАлексей Волынец
История советских экспериментов с отраслевыми банками
Заседание правления Народного банка РСФСР©Vostock Photo Archive К весне 1918 года в ходе процесса национализации все крупнейшие кредитные организации советской России еще не де-факто, но уже де-юре слились в единую систему – Народный банк РСФСР. При этом первый социалистический банк продолжал работать на основании устава царского Госбанка от 1894 года, с внесением лишь отдельных изменений. Все…18.10.2020 12:30 49 -
ИсторияАлексей Волынец
Почему шведы забрали российское золото перед Октябрьской революцией
Хранилище Азовско-Донского банка©Vostock Photo Archive Вскоре после захвата власти в архивах Государственного банка большевики обнаружили, как описывал один из очевидцев, «какие-то таинственные документы, доказывающие, что перед самым Октябрьским переворотом было вывезено из Питера в Стокгольм золото в слитках на 5 миллионов». Из-за инфляции такая сумма в бумажных купюрах уже не казалась слишком большой, но в…9.10.2020 15:21 73 -
ИсторияАлексей Волынец
«Выселить из всех дач буржуазию»: история внутреннего туризма после революции
Черноморское побережье Крыма, Гурзуф, 1963 год ©Владимир Акимов / РИА Новости По-настоящему массовым и общедоступным внутренний туризм станет только при Советской власти, и то далеко не сразу. Но любопытно, что ключевое решение в этой сфере правительство Ленина приняло в самый разгар Гражданской войны – 4 апреля 1919 года появился декрет о национализации всех курортов: «Лечебные…7.10.2020 14:07 38 -
ИсторияАлексей Волынец
Романтизм, скандалы и университетская вольница: как формировалась высшая школа России
©INTERFOTO/Vostock Photo «А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии?» – наверное, все узнают первые строки гоголевского «Тараса Бульбы». Но не все знают, что сыновья казацкого полковника приехали к отцу из учебного заведения, которое иногда считают первым вузом в истории России. Упомянутая Бульбой…13.09.2020 12:24 112 -
ИсторияАлексей Волынец
Последний банк русского капитализма
Хлопкоочистительный завод, Ташкент, 1900 год ©РИА Новости В сентябре 1917 года, буквально за месяц до падения, Временное правительство выдало разрешение «на открытие действий» Русско-Бухарскому банку. Едва ли в тот момент кто-либо догадывался, что эта кредитная организация станет последним коммерческим банком, учрежденным в бывшей Российской империи до социалистической революции. Впрочем, Русско-Бухарский банк даже без этого колоритного…30.08.2020 14:15 74 -
ИсторияАлексей Волынец
Заговоренные зубы России: история стоматологии от революции до наших дней (продолжение)
©Егоров Василий, Стужин Алексей / Фотохроника ТАСС Накануне крушения Российской империи в стране работало менее 5 тыс. профессиональных дантистов – весьма скромная цифра для 180 млн населения. По статистике 1916 г., в царской армии, после фронтовых мобилизаций насчитывавшей более 8 млн солдат и офицеров, официально числилось всего 39 врачей-стоматологов. Революционные потрясения и последовавшая Гражданская война…27.07.2020 14:31 94 -
ИсторияАлексей Волынец
Заговоренные зубы России: история стоматологии от Владимира Мономаха до революции
©Bridgeman Images / FOTODOM Зубная боль, вероятно, родилась с человеком, и всю историю человечества люди пытались от нее избавиться. Поэтому стоматология очень популярна, чего нельзя сказать об истории этой науки. Вот о ней-то и расскажет «Профиль», а чтобы эта история в зубах не навязла, ограничим наш рассказ о прошлом стоматологии пределами Руси и России. Святой…27.07.2020 11:39 95 -
ИсторияАлексей Волынец
За что революционеры уважали банки
©TopFoto / Vostock Photo «Крупные банки есть тот аппарат, который нам нужен для осуществления социализма и который мы берем готовым у капитализма…» – писал Ленин в октябре 1917 года, за две недели до свержения Временного правительства. Если в упрощенной агитации для широких масс вождь будущей революции применял известный лозунг о земле крестьянам и фабриках рабочим,…13.06.2020 14:17 99 -
ИсторияАлексей Волынец
Что происходило с курсом рубля накануне Октябрьской революции
©Иван Марчук / Фотобанк Лори Временному правительству досталось сложное наследство свергнутой монархии: фронт Первой мировой войны съедал ежедневно более 50 млн руб. – всего за две недели боев тратилось столько же средств, сколько уходило на армию и флот за весь мирный 1913 год. Попытки увеличить внешние и внутренние заимствования не удались, и в итоге «временным»…31.05.2020 13:16 69 -
ОбществоАлексей Волынец
Почему в Петрограде не состоялась эвакуация банков
©Wikimedia Commons «Столица, находящаяся на краю империи, подобна живому существу, у которого сердце на кончике пальца», – писал французский философ Дидро императрице Екатерине II, советуя вернуть столицу России из Петербурга в Москву. Спустя век с лишним, в разгар Первой мировой войны этот не столько политический, сколько философский совет оказался весьма актуален. К 1917 г. столичный…16.05.2020 13:21 71 -
ИсторияАлексей Волынец
Почему пресса военных лет была стратегическим ресурсом
©РИА Новости «Наш старенький тихоходный ротатор выдает последние тысячи очередного номера «Красной звезды», датированного 22 июня. Делали его накануне, до начала войны. Делали обычно. Вполне мирный номер!.. Ни одного слова о немецко-фашистских захватчиках, о гитлеровской агрессии. Даже на четвертой полосе лишь сообщения об агрессивных действиях Германии и ее союзников на Ближнем Востоке, в Африке…» –…5.05.2020 13:41 85 -
ИсторияАлексей Волынец
Как проходил исторический съезд российских банкиров XX века
©Tal Rue des Archives / Vostock photo Объединение крупнейших капиталов Российской империи произошло буквально накануне крушения как империи, так и первого издания отечественного капитализма. В июне 1916 года в здании Петроградской консерватории собрались представители 43 крупнейших банков страны. Это был третий съезд частных банкиров России за всю их историю. Первые два, в 1873 и 1903…3.05.2020 12:50 125 -
ИсторияАлексей Волынец
Как появился первый банковский профсоюз России
©К.Булла Февраль 1917 г. вызвал всплеск профсоюзного движения. Увеличения зарплат и сокращения трудового дня требовали все наемные работники. Не остались в стороне и самые благополучные из их числа – служащие коммерческих банков. Ранее в кредитном бизнесе никаких профсоюзов не существовало, но уже через неделю после свержения монархии возникла первая организация такого рода – «Совет представителей…25.04.2020 15:02 69 -
ИсторияАлексей Волынец
Как Россия пережила эпидемию холеры и всеобщий карантин
©Wikimedia Commons Пришедшая из Азии ранее неизвестная заразная болезнь, еще не научившиеся ее лечить врачи, повсеместный карантин, ежедневные сообщения в СМИ о числе заболевших и умерших, поток неясных и противоречивых распоряжений властей, подсчет бизнесом убытков от запрета торговли некоторыми товарами, разнообразные слухи об источниках новой заразы и растущая паника населения. Нет, это не про модный…18.04.2020 16:22 138 -
ИсторияАлексей Волынец
Как проходили банковские войны Петербурга и Москвы в начале XX века
©Wikimedia Commons Накануне Первой мировой войны крупнейшие банки Петербурга и Москвы контролировали почти весь общероссийский рынок частных финансовых услуг. Так, по статистике 1910 г. на их долю приходилось 93% всех вкладов, размещенных в негосударственных кредитных организациях. Период короткого экономического подъема, пришедшийся на время после революционных волнений 1905–1907 гг., в финансовой прессе тех лет именовали «погоней…12.04.2020 14:58 43 -
ИсторияАлексей Волынец
Почему российские банкиры получили отсрочку от призыва в годы Первой мировой
©РИА Новости В годы Первой мировой войны в России мобилизовали почти 16 млн человек. При этом в царской империи существовали многочисленные освобождения и отсрочки от призыва, например, до 1916 года от армейских тягот были освобождены студенты, кроме того, мусульмане Кавказа и Средней Азии, а также многие жители Сибири вообще не подлежали призыву. Таким образом, основная…4.04.2020 14:08 43 -
ИсторияАлексей Волынец
Приключения итальянских кредитов в России
©De Agostini / Biblioteca Ambrosiana / AKG-Images / Vostock foto Италия стала участником Первой мировой войны позже иных держав Европы – весной 1915 года. В те дни Россия терпела поражения, и возникновение итальянского фронта стало единственной помощью западных союзников – итальянцы оттянули на себя часть австрийских дивизий. Армия наследников античного Рима не отличалась высокой боеспособностью,…29.03.2020 13:58 76
Лента новостей
-
- НАТО приступила к учениям в Чёрном море 27.02.2021 22:25
- ВСУ развернули в 30 километрах от Крыма тактические ракетные комплексы «Точка-У» 27.02.2021 20:54
- В оппозиции Армении заявили о требовании военных отправить Пашиняна в отставку 27.02.2021 20:48
- Украина перебрасывает военную технику в Донбасс целыми железнодорожными составами 27.02.2021 20:45
- В результате удара российского Су-34 погибли 47 турецких военных 27.02.2021 20:35
- Новости экономики. 27.02.2021 27.02.2021 14:34
- Разные новости 27.02.2021 27.02.2021 13:05
- Разные новости 26.02.2021 26.02.2021 17:20
- Новости экономики. 26.02.2021 26.02.2021 12:53
- Эксперимент по контролю за оборотом товаров продлили до лета 26.02.2021 12:11
Популярное за неделю
«И мальчики кровавые в… 20.02.2021 19:27 274
Что делать или Как разбудить… 22.02.2021 19:28 219
За путинизм страна платит.… 22.02.2021 16:33 132