Город «лишних» памятников, законов и людей. Москва за неделю

ИА Красная Весна 1.05.2019 17:49 | Общество 100
Декоммунизаторы Украины и России
Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Пока московские власти размышляют, от каких законов нужно освободиться для массового внедрения цифровых технологий, столичные декоммунизаторы шлют «привет» своим украинским единомышленникам.

Декоммунизаторы

Прошедшая неделя началась с осквернения памятников. Именно этим 22 апреля, в 149-ю годовщину со дня рождения Владимира Ильича Ленина занялись члены движения «Декоммунизация», которое возглавляет либертарианский консерватор, миниархист (в отличие от анархо-капиталистов, миниархисты разрешают государству не только защищать свободу и собственность гражданина, но и собирать немного налогов) Дмитрий Энтео. Плакат, размещенный у постамента памятника Ленину на Калужской площади гласил, что памятник «подлежит демонтажу в рамках декоммунизации». Как сообщил СМИ Энтео, плакат провисел 10 минут, а затем сам подвергся демонтажу. Аналогичная акция прошла в Екатеринбурге.

В тот же день депутат Госдумы РФ от «Единой России» Наталья Поклонская заявила, что стране не дает развиваться не ошибочная политика действующего правительства и правящей партии, в рядах которой состоит эпатажный депутат, как можно было подумать, а мавзолей В. И. Ленина.

Понимая, что эти люди играют роль псевдоправославных провокаторов, можно было бы не обращать внимания ни на них, ни на их действия. Но неонацистский шабаш на памяти основателя СССР (государства, победившего фашизм, государства, благодаря которому современная Россия находится в числе постоянных членов в Совбезе ООН с правом вето) происходит не первое десятилетие, и когда-то этому нужно положить конец.

Процесс, который в течение пяти лет разворачивался на Украине, очевидно демонстрирует, что декоммунизация нужна для триумфа современных неонацистов. Только в нашем случае это будут не бандеровцы, а власовцы. Причем это буквально так. В качестве «христианского» взгляда на коммунизм на страничке движения «Декоммунизация» в ВКонтакте приводятся дикие и человеконенавистнические высказывания отца Даниила Сысоева:

«Сталин, как и Ленин и Троцкий — исчадья ада. Это действительно так. Да, бывшим жителям СССР крайне необходимо покаяние».

«Кулаки — это просто те кто любил и умел работать. А бедняки того времени — поголовно алкоголики и тунеядцы, одержимые завистью».

«Я вообще не понимаю, какая разница между Гитлером и Сталиным. Два социалиста под красными знаменами решили завоевать весь мир».

Сам отец Даниил Сысоев, на «христианские» взгляды которого ориентируются декоммунизаторы, был известен апологетикой Власова и РОА.

Таким образом, открытые сторонники декоммунизации, связь которой с неонацизмом более чем очевидна, «перестукиваются» в столице нашей Родины со своими пришедшими к власти единомышленниками на Украине и не получают по рукам. Это очень плохой признак.

Для каких куличиков сделаны регуляторные песочницы?

Москва стала одним из четырех пилотных регионов, которые смогут работать в режиме «регуляторных песочниц». Это значит, что для апробации ряда новых технологий будут официально отброшены некоторые «устаревшие» требования законодательства. На вопрос «Известий», ради каких именно технологий будут вводиться правовые поблажки, пресс-служба мэрии Москвы не ответила.

Преждевременным посчитали такой ответ и власти другого экспериментального региона — Пермского края, зато ответили два других региона. В Калининградской области намерены сделать ставку на блокчейн и управление интеллектуальными правами — то есть на то, что нашему читателю уже, возможно, знакомо по создаваемой сейчас в Москве IT-платформе инновационного суперкластера.

В четвертом экспериментальном регионе — Калужской области — заявили, что собираются развивать технологии больших данных (big data). Нетрудно, однако, догадаться, что собственно задача обработки сверхбольших объемов данных не нуждается в специальном правовом регулировании. Затруднения возникают тогда, когда эти данные начинают затрагивать персональную информацию граждан. И тут на память приходят московские эксперименты.

Например, уже запущенный проект идентификации пассажиров метро по записям видеокамер. Одно дело, когда это делается «в целях безопасности» — тогда вся ответственность за использование технологий находится в рамках компетенции правоохранительных органов. Чтобы задержать гражданина, полиции требуется обычное человеческое основание, например, схожесть с каким-то преступником. Попытка доверить компьютерам управление свободой перемещения граждан влечет за собой правовые риски для тех, кто попытается задерживать людей, не имея на то законных оснований.

Аналогичные риски возникают и при попытке списания стоимости проезда с банковского счета пассажира: необходимо суметь доказать, что гражданин либо сам приложил свою карту к валидатору, либо потерял ее (передал другому лицу), и тогда сам несет ответственность за совершенные с ней действия. А как можно возложить на пассажира ответственность за то, что некая компьютерная нейросеть «узнала» в неком пассажире именно его? По нынешним законам, по фото нельзя достоверно узнать даже генерального прокурора. Сейчас эксперимент по идентификации пассажиров ведется на добровольцах, но хочется-то распространить это на всех в обязательном порядке. И сделать это без правовых рисков, не «потеснив» современные нормы права, практически невозможно.

Еще одно приложение регуляторных песочниц назвал журналистам представитель ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. В качестве примера он привел активную телемедицину.

Она несет в себе риски для жизни, и поэтому вывести ее на рынок без «гильотины» неудобных для нее законодательных ограничений нельзя. Вероятно, наш читатель отметит, что и эта сфера не прошла мимо Москвы — уже сейчас под видом инноваций сколковский медицинский кластер становится полигоном для испытания нелицензионных иностранных препаратов. Понятно, что «Сколково» создается не только для того, чтобы тестировать новые лекарства, но и для этой самой телемедицины. Действительно, кто будет отвечать, если в момент проведения операции пропадет интернет-связь между хирургом и операционной? А за издержки экспериментов, которые нужны западным нейросетям, чтобы научиться не делать ошибок при операциях?

Кроме того, как сообщили журналистам в пресс-службе мэра Москвы, в Москве запускается еще один пилотный инновационный проект — по поддержке креативных компаний. Как ни странно, со списком креативных видов деятельности гораздо проще: это такие отрасли, как дизайн, создание фильмов, издательское дело и производство игр. Предприятия и технопарки получат уже не суперконцептуальную правовую поддержку, а вполне обычную финансовую помощь на приобретение оборудования и на развитие имущественного комплекса.

Для оплаты проезда предъявите лицо

Цифровое будущее стоит от нас буквально в двух шагах, нравится нам это или нет.

Московский метрополитен в ближайшее время запускает в тестовую эксплуатацию систему распознавания лиц для оплаты проезда. Уже выбраны несколько станций, на которых будет монтироваться экспериментальное оборудование. Дело осталось лишь за согласованием нескольких технических параметров.

Эксперимент должен показать, насколько пригоден для промышленной эксплуатации сам принцип распознавания лиц для идентификации пассажира для оплаты проезда. Переживать, что с вашей банковской карточки случайно спишут оплату за сотню-другую поездок на метро, пока не стоит. В тестировании будут принимать участие только добровольцы, которые дали своему банку согласие на обработку биометрических данных при проведении платежей.

А кто-нибудь подумал о людях?

Не отстает от столичного метро и наземный транспорт. На днях ГБУ «МосТрансПроект» подписало соглашение с НКО «Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий» из «Сколково». Организации будут вместе готовиться к тестированию беспилотных автомобилей.

Москва уже давно и активно работает над проблемами движения беспилотного транспорта на городских дорогах общего пользования. Не первый месяц идет обкатка, тестирование и доработка беспилотных трамваев. На очереди автобусы и троллейбусы. Компания «Яндекс» серьезно занялась созданием моделей беспилотных такси.

Такому транспорту для безопасного движения необходимо использовать специально подготовленные электронные карты, на которых отмечены выделенные полосы, скоростной режим и множество другой необходимой для автоматики информации. Именно такие карты и разработал «МосТрансПроект». Теперь дело стоит за тем, чтобы «подружить» их с той электронной начинкой, которая установлена в беспилотных машинах.

Если работы пройдут успешно, то недалек тот день, когда мы будем садиться в роботизированный автобус или поданную к подъезду машину такси без водителя.

Думая о будущем, столичное правительство должно понимать, куда пойдут десятки тысяч людей, которые останутся в таком будущем без работы, а значит, и без средств к существованию. Или, может быть, какая-нибудь столичная юридическая служба уже готовит цифровизированный вариант закона о бродяжничестве?

От конки до «Витязя»

На прошлой неделе московскому трамваю исполнилось 120 лет. Столичные власти решили отметить годовщину праздничным парадом трамваев. Зрителям показали модели и самых первых, и самых современных машин, которые когда-либо ходили по рельсам московских улиц.

Трамваи действительно были прекрасны. «Мосгортранс» расстарался. Показали практически всё. От конки и самого первого бельгийского электрического трамвая до ультрасовременных составов «Витязь». Видно было, что машины холят и лелеют.

Но, в отличие от технической составляющей, подвела организация праздника. По официальным данным, за два-три часа выставки ее посетило около 250 тыс. человек. Для Чистопрудного бульвара это не много, а очень много. Организаторам даже пришлось временно перекрывать выход из ближайшей станции метро, чтобы народ не потоптал и не подавил друг друга. Слава богу, всё обошлось.

По окончании парада, видимо, на радостях, что новой Ходынки удалось избежать, мэр Москвы Сергей Собянин на страницах своих социальных сетей пообещал москвичам, что он не даст городскому трамваю умереть. «Этот безопасный, экологичный и быстрый транспорт переживает в городе второе рождение», — заверил москвичей мэр.

И действительно, городское трамвайное хозяйство, которое при Лужкове дошло до состояния полного ничтожества, постепенно начало из него выходить. Москва, заверил градоначальник, будет закупать по сотне самых современных машин ежегодно.

Однако заметного развития этого вида наземного транспорта в планах у столичного начальства не значится. Несмотря на то, что Москва серьезно расширилась как территориально, так и по количеству населения, финансирования строительства принципиально новых трамвайных линий на ближайшие годы не предусмотрено.

Ни экономичность, ни экологичность, ни надежность трамваев не сыграли в выборе приоритетов развития наземного транспорта никакой роли. Видимо, все средства ушли на закупку дорогих и капризных в эксплуатации электробусов.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора