Государственно-частное партнерство по Программе Сулакшина

Русранд Степан Степанович Сулакшин Экономика 115

Как будут организованы взаимоотношения между частными и государственными промышленными предприятиями, чтобы они не вытесняли друг друга?

В макромодели страны и её экономики есть несколько очень важных соотношений. Одно из них — это доли государственной и частной собственности в ВВП. И здесь нет места ни левой, ни правой догматике — это многомерные задачи на оптимизацию (не путать с медведевско-путинской оптимизацией) в многофакторном пространстве путем выбора значений для получения максимума успешности страны.

В балансе государственной и частной собственности оптимальный выбор для нашей России (55–60)% государственной собственности. Что это означает? Государственная собственность это и гарантия, и страховка устойчивости экономической деятельности со стороны государства, у которого для этого есть большой инструментарий, в первую очередь госбюджет. В приватном секторе доходность выше, но и риски выше. Государственные предприятия в нормальной экономике, в отличие от их сегодняшнего положения скрытой приватизации, платят не только налоги, которые платят и частные предприятия, но и прибыль этих предприятий принадлежит собственнику, то есть государству, то есть бюджету.

Как будут взаимодействовать между собой частные и государственные предприятия? Прежде всего макрорегуляциями государство будет обеспечивать их оптимальное соотношение: если надо — что-то национализирует, если надо — что-то приватизирует, но сделает это исходя не из левых или правых догматик, а из их оптимального соотношения, делающего максимальным успешность страны по формуле: благо всех и каждого — всеобщее благо. Сложная такая математическая конструкция, но она совершенно прозрачна, физична, она социальна, она понятна людям. Понятно, что надо и человеку иметь доходы и источник благ для достойного существования, и обществу, имея ввиду совершенно очевидные материальные затраты на общественную солидаризированную жизнь народа, и самому государству. Эти три цели должны быть реализованы.

Существуют и сейчас законодательные попытки концессионного законодательства, законодательства о государственно-частном партнерстве — но это вещи обоюдоострые, поскольку в попытке всё коммерциализировать путинизм фактически разрушает классические неотъемлемые миссии государства, например, в части безопасности. Решения в этой сфере будут приниматься на научно обоснованных основаниях: в сферах, где это уместно, например, в дорожном строительстве — дороги общего пользования заказывает, строит, обслуживает, реконструирует государство, а граждане, экономические хозяйствующие субъекты ими пользуются, поэтому они и называются «общего пользования». А не так, как сейчас увлеклись платными дорогами. Но 3% всего лишь платных дорог по мировому опыту, остальное на балансе, на попечении государства — и это не блажь или глупость, а то самое оптимальное решение, потому что дороги — это фактор издержек большой национальной экономики.

Если коммерсанты с определенными фамилиями получают в свои руки систему «Платон», то это паразитизм чистой воды. Штрафование, административный надзор — это государственная миссия, а её передают в частные руки, по всей видимости не за просто так, учитывая беспрецедентный уровень коррупции в нашей стране. Так что в новой стране взаимодействие между частными и государственными предприятиями будет в рамках закона и в рамках принципов оптимальной, то есть наиболее эффективной экономики. Кроме того, Россия имеет свои особенности, связанные с монополизмом, но не с тем и не так, как его понимают сейчас догматики с правого крыла — как картельный сговор. Я имею ввиду естественные монополии. Они должны быть, потому что, во-первых, по определению это форма хозяйствования, которая наиболее эффективна в объективно имеющихся условиях, и поэтому это не догматика, а рационализм. Наиболее эффективная форма — чего может касаться? Конечно общенациональных вещей, таких как безопасность, оружейное производство, инфраструктур: энергетики, связи, транспорта и т. д.

И всё это будет делаться на основе многофакторной задачи оптимизации, значит получения максимальной успешности страны, значит всех и каждого. А лоббизм, коррупция это отдельная тема, которая у нас разработана куда как более детально, чем у известного и «единственного» оппозиционера в нашей стране.

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора