Импорт иранской нефти становится новым элементом конфликта США и Китая

Вести.Экономика Экономика и политика 75

Фото: Ali Mohammadi/Bloomberg

Представители руководства США и Китая обменялись резкими заявлениями по поводу продолжения импорта нефти Ирана в условиях американских санкций.

Китай, как и Россия в рамках программы «нефть в обмен на товары», остается одной из немногих стран мира, которые продолжают импортировать иранскую нефть, несмотря на давление со стороны США. В случае успешного запуска европейского механизма INSTEX страны ЕС, практически прекратившие покупки «черного золота» у Ирана на фоне санкций США, также смогут возобновить импорт иранской нефти.

Администрация Трампа, возобновившая санкции против Ирана в 2018 г., на начальном этапе предоставляла исключения ряду стран, покупавших нефть у Тегерана. Однако в мае 2019 г. данные исключения были полностью отменены.

Несмотря на это, Китай не стал прекращать закупки нефти у Тегерана. Как отмечал портал «Вести.Экономика», в июне 2019 г., по данным компании TankerTrackers, а также сообщений со стороны источников в правительстве Ирана, Китай получил новую партию иранской нефти. После появления данных сведений власти США выступили с заявлениями о применении санкций «за любые незаконные закупки иранской нефти».

Угрозы об очередном экстерриториальном применении американского законодательства прозвучали на пресс-конференции 28 июня в Лондоне со стороны спецпредставителя США по Ирану Брайана Хука.

Власти КНР в этот же день отреагировали на данные заявления: директор департамента по контролю над вооружениями МИД КНР Фу Цун по итогам встречи встрече по Ирану в Вене заявил о том, что в Китае не признают действие американских ограничений по полному запрету импорту нефти у Ирана: «Мы отвергаем одностороннее введение санкций, для нас энергетическая безопасность важна, импорт нефти важен для энергетической безопасности и жизни граждан. Мы не принимаем так называемую «политику сведения к нулю» США».

Ситуация вокруг поставок иранской нефти осложняется из-за напряженных отношений между США и Ираном, обострившихся 20 июня после уничтожения американского разведывательного дрона вооруженными силами Ирана.

Через несколько дней после этого инцидента Дональд Трамп намекнул на повышения риска транспортировки нефти в Ормузском проливе. В своем сообщении в Twitter он заявил о том, что Китай якобы «получает 91% нефти через Ормузский пролив», добавив, что США «охраняют» передвижение грузов в проливе, но в дальнейшем могут перестать осуществлять подобную охрану, из-за того что «не получают никакой компенсации».

Подобные угрозы со стороны президента США выглядят как откровенный рэкет государственного уровня. Американская «охрана» передвижения товаров, которую якобы выполняют США в Ормузском проливе, не помогла предотвратить инциденты с атаками на танкеры в мае этого года, ответственность за которые Госдепартамент США впоследствии возложил на Иран, не предоставив при этом каких-либо доказательств.

За последнее время власти США предприняли максимум усилий для того, чтобы затруднить поставки иранской нефти. В случае продолжения нефтяных закупок у Ирана со стороны Китая в Ормузском проливе в дальнейшем вполне могут произойти новые «инциденты»: как пообещал Трамп, США могут перестать «обеспечивать охрану» для безопасного передвижения танкеров в регионе.

Фото: Xinhua

В этой ситуации стоит учитывать, что Китай сделал большую ставку на морской импорт нефти из стран Ближнего Востока, в частности в плане больших инвестиций в создание Китайско-пакистанского экономического коридора и развитие глубоководного порта Гвадар, большая часть которого в 2015 г. была передана правительством Пакистана в аренду китайской государственной компании China Overseas Port Holding сроком на 43 года. В планы Китая также входит строительство железнодорожной и автомобильной ВСМ Гвадар — Кашгар и трубопроводов Гвадар — Кашгар.

Поставки по коридору Гвадар — Кашгар могли бы существенно сократить время и затраты Китая по импорту энергоносителей из стран Ближнего Востока.

Осложнение процесса импорта нефти для Китая из Ближневосточного региона и превращение иранских поставок нефти в некую «серую», нелегальную деятельность в этом плане является одним из элементов давления США на Китай в условиях долгосрочного торгового конфликта между двумя ведущими экономиками мира.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора