Только бизнес, и никакой политики

Владимир Викторович Волк Русранд Экономика и политика 191

У Вашингтона, если рассмотреть явление в деталях, американский бизнес является составной частью государственной политики. Бизнес может использоваться как элемент умиротворения и войны, давления и подкупа, шантажа и преференций, воспитания и перевоспитания государственных и политических деятелей. У Кремля подражание американцам чаще оборачивается конфузными ситуациями, одна из которых – транзит газа через территорию Украины.

В 2018 году российские федеральные СМИ дружно вздохнули: наконец-то Киев поставили в неловкое положение. Это после череды судебных тяжб и международных скандалов. И торжественно заявили, что с 1 января 2020 года транзит российского голубого топлива через Украину под большим вопросом. А значит, у Москвы появился мощный рычаг давления на украинскую власть, чтобы принудить её к миру и консенсусам в вопросах Крыма и Донбасса. Другими словами — перевоспитать.

Данный оптимизм основывался на бодрых прогнозах скорого запуска «турецкого» и «северных потоков» в обход украинской ГТС. Однако все эти прогнозы рассыпались, не прошло и полгода. Не Москва совместно с европейскими партнёрами начала давление на Киев, как вытекало из логики реляций и комментариев. А ровно наоборот. Рискующая остаться без российского энергоносителя Европа устроила «сеанс» шокотерапии для «Газпрома» и его кремлёвских лоббистов. Но Европа оказалась и в меру порядочной по отношению к «окучиваемой» для полного поглощения Украине, фактически вынудив Кремль нарушить сделанные год назад заявления и сесть за стол переговоров с источником дрязг и скандалов — партнёрами в лице «Нафтогаза Украины».

Как следствие: пресс секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что точная дата запуска газопровода «Турецкий поток» не определена. Хотя ранее министр энергетики РФ Александр Новак сообщал, что газ по первой нитке «Турецкого потока» пойдет по трубопроводу с 1 января 2020 года.

Что касается «Северного потока-2», то непредвиденные жалобы, проверки и большая политика имеют возможности задержать завершение строительства и введение его в строй, причём на долгие годы. Это несмотря на то, что 30 октября Дания дала долгожданное для Москвы разрешение на строительство газопровода «Северный поток — 2». Дело в том, что у США в ходе «мировой газовой войны» остаётся немало вариантов эффективных санкций против «Северного потока-2», что вкупе с деградацией российской экономики и политической системы рисует неблагоприятные картинки прогнозов.

Нужно отметить, что европейские хранилища газа заполнены почти под завязку, на 97,6%, так что речь сегодня идёт исключительно об интересах Украины иметь деньги за транзит газа, да ещё и получить значительную скидку на использование российского голубого топлива. То, что на языке кремлёвских политологов именовалось «шантажом» киевских майдановцев и нацистов, в реальной деятельности питерских искусников и гениев оказалось пшиком.

Путин заговорил об абсурдности претензии «Нафтогаза Украины» к «Газпрому» и призвал к обнулению судебных претензий между российской и украинской компаниями, связанных с урегулированием проблемы долга и подписанием контрактов на транзит и поставку газа. Глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев в свою очередь заявил, что Киев имеет претензии к «Газпрому» на 22 миллиарда долларов (вот настоящий шанатаж) и для их обнуления нужны встречные шаги со стороны России на сопоставимые суммы.

И вот они, таки пошли встречные шаги. Путин заговорил о том, что «наша страна готова к переговорам о поставках на Украину газа по значительно сниженным ценам, а также о транзите через территорию страны». В унисон заговорили эксперты, вдруг вспомнившие, что при сохранении спроса на газ в Европе России не удастся миновать территорию Украины для его экспорта.

На языке «газовой войны» эта ситуация выглядит как принуждение Москвы к миру. Причём на весьма неудобных условиях. А какие еще могут быть условия для второразрядников перед играющими с ними гроссмейстерами?

Исполнительный директор группы «Нафтогаза» Юрий Витренко озвучил цифры пересмотра транзитного тарифа, который бы успокоил Киев от дальнейших «боевых действий» — для компенсации в объеме 11–14 миллиардов долларов. Но есть и другие исковые требования, например, восполнение разницы между стоимостью газа, который Украина покупала на европейском рынке, и стоимостью газа, который «Газпром» должен поставлять по контракту после того, как предыдущий арбитраж изменил цену.

Речь здесь не только о прямых потерях «Газпрома», но и косвенных — недополучения средств российским бюджетом. А их, как известно из слов премьер-министра Дмитрия Медведева, нет.

Что по факту получила наша страна от строительства многомиллиардных по затратам обводных транзитных путей вокруг Украины? Перевоспитания Киева? Отказа его политиков от русофобии, россиефобии, нацизма и притязаний на Крым, ДЛНР и даже Кубань с Воронежем? Да ничего подобного. «Гениальный» замысел с обходом Украины и лишением ее прибыли за транзит газа дорого обошелся не только госкомпании, которая израсходовала на политизированный и коммерчески сомнительный проект десятки миллиардов евро, но и всему населению России. Хотя бенефициары есть — это подрядчики стройработ, на которых пролился щедрый бюджетный дождь. Кстати, если посмотреть на конкретные лица в череде этих подрядчиков, то можно понять истинные интересы, двигающие всем этим делом.

А ведь у Кремля во времена до прозападного майдана был в руках реальный рычаг давления на киевскую политику, для изменения её составляющих, разворота в сторону России если не махровых националистов, то крупных бизнесменов и целых политических партий, которых большинство. Только у одного Путина/Медведева этот рычаг был целых 14 лет на то, чтобы сохранить Украину и её ГТС в орбите влияния России.

Но занимались исключительно бизнесом. И никакой политики. Что касается политики, то в ней было больше надувания щёк на внутреннем информационном рынке, чтобы «пипл хавал» и тем был сыт. А сосед, обвинённый в воровстве (к слову, без исковых требований и решений международных арбитражей) обижался и отворачивался. Да, собственно, и не сосед, а (по-путински) часть самого разделённого в мире народа.


Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союза народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора