Классики Советского Союза. Корней Чуковский
Многие из нас знакомы с его книгами ещё до того, как научились читать. Чуковского читали нам мамы и папы, показывали цветные картинки, а мы переживали и радовались вместе с его героями, рисовали их на альбомных листках, сжимая в кулачке карандаш, а потом уже сами, с выражением и гордостью, разыгрывали сюжеты с младшими братишками и сестренками. И никто из нас не задумывался о судбе автора. А судьба его была ой как непроста.
Корней Иванович Чуковский (наст. имя — Никола́й Васильевич Корнейчуко́в, 19 [31] марта 1882, Санкт-Петербург — 28 октября 1969, Москва) — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.
Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской. Николай Корнейчуков, позже взявший себе литературный псевдоним «Корней Чуковский», родился в Санкт-Петербурге 31 марта по новому стилю; часто встречающаяся дата его рождения 1 апреля появилась в связи с ошибкой при переходе на новый стиль (прибавлено 13 дней, а не 12, как должно для XIX века). Тем не менее сам Корней праздновал свой день рождения именно 1 апреля. Матерью Николая была крестьянка из Полтавской губернии Екатерина Осиповна Корнейчукова, работавшая горничной в Санкт-Петербурге в семействе Левенсонов. Она проживала в гражданском браке с сыном семейства, студентом Эммануилом Соломоновичем Левенсоном. У родившегося мальчика уже была трёхлетняя сестра Мария от этого же союза. Вскоре после рождения Николая студент Левенсон оставил свою незаконную семью и женился на женщине «своего круга». Екатерина Осиповна была вынуждена переехать в Одессу.
Детство Николай Корнейчуков провёл в Одессе и Николаеве. В Одессе семейство поселилось во флигеле, в доме Макри на Новорыбной улице, № 6. В 1887 году Корнейчуковы сменили квартиру, переехав по адресу: дом Баршмана, Канатный переулок, № 3. Пятилетнего Николая отдали в детский сад мадам Бехтеевой, о пребывании в котором он оставил следующие воспоминания: «Мы маршировали под музыку, рисовали картинки. Самым старшим среди нас был курчавый, с негритянскими губами мальчишка, которого звали Володя Жаботинский.».
Какое-то время будущий писатель учился в одесской гимназии. Одноклассником его в ту пору был Борис Житков (в будущем также писатель и путешественник), с которым у юного Корнея завязались дружеские отношения. Окончить гимназию Чуковскому так и не удалось: его отчислили, по его собственным утверждениям, из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб».
По метрике у Николая и его сестры Марии, как незаконнорождённых, не было отчества; в других документах дореволюционного периода его отчество указывалось по-разному — «Васильевич» (в свидетельстве о браке и крещении сына Николая, впоследствии закрепилось в большинстве поздних биографий как часть «настоящего имени» — дано по крёстному отцу), «Степанович», «Эммануилович», «Мануилович», «Емельянович», сестра Маруся носила отчество «Эммануиловна» или «Мануиловна». С начала литературной деятельности Корнейчуков использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество — «Иванович». После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией.
По воспоминаниям К. Чуковского, у него «никогда не было такой роскоши, как отец или хотя бы дед», что в юности и в молодости служило для него постоянным источником стыда и душевных страданий. Его дети — Николай, Лидия, Борис и умершая в детстве Мария (Мурочка), которой посвящены многие детские стихи отца — носили (по крайней мере, после революции) фамилию Чуковских и отчество Корнеевич/Корнеевна.
С 1901 года Чуковский начал писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл его близкий гимназический друг, журналист В. Е. Жаботинский. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд. Затем в 1903 году Чуковский, как единственный корреспондент газеты, знающий английский язык (которому обучился самостоятельно по «Самоучителю английского языка» Олендорфа), и соблазнившись высоким по тем временам окладом — издатель обещал 100 рублей ежемесячно — отправился корреспондентом «Одесских новостей» в Лондон, куда выехал с молодой женой.
Кроме «Одесских новостей» английские статьи Чуковского публиковались в «Южном обозрении» и в некоторых киевских газетах. Но гонорары из России поступали нерегулярно, а затем и вовсе прекратились. Беременную жену пришлось отправить обратно в Одессу. Чуковский подрабатывал перепиской каталогов в Британском музее. Зато в Лондоне Чуковский основательно ознакомился с английской литературой — прочитал в оригинале Диккенса, Теккерея. Вернувшись в Одессу в конце 1904 года, Чуковский поселился с семьёй на улице Базарной № 2 и окунулся в события революции 1905 года. Чуковский оказался захвачен революцией. Он дважды посетил восставший броненосец «Потёмкин», кроме прочего приняв письма к близким у восставших моряков. В Петербурге начал издавать сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». Его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания. Чуковский находился под арестом 9 дней.
В 1906 году Корней Иванович приехал в финское местечко Куоккала (ныне Репино, Курортный район (Санкт-Петербург)), где свёл близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.
В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский стал влиятельным критиком, громил бульварную литературу (статьи о Лидии Чарской, Анастасии Вербицкой, «Нате Пинкертоне» и др.), остроумно защищал футуристов — как в статьях, так и в публичных лекциях — от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда были ему за это благодарны; вырабатывал собственную узнаваемую манеру (реконструкция психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него). В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию.
После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников — «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский». Обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел. В 1908 году опубликованы его критические очерки о писателях Чехове, Бальмонте, Блоке, Сергееве-Ценском, Куприне, Горьком, Арцыбашеве, Мережковском, Брюсове и других, составившие сборник «От Чехова до наших дней», выдержавший в течение года три издания.
С 1917 года Чуковский принялся за многолетний труд о Некрасове, его любимом поэте. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями. Монография «Мастерство Некрасова», вышедшая в 1952 году, много раз переиздавалась, а в 1962 году Чуковский был удостоен за неё Ленинской премии. После 1917 года удалось опубликовать значительную часть стихов Некрасова, которые либо были ранее запрещены царской цензурой, либо на них было наложено «вето» правообладателями. Примерно четверть известных в настоящее время стихотворных строк Некрасова была введена в оборот именно Корнеем Чуковским. Кроме того, в 1920-е годы им были обнаружены и изданы рукописи прозаических сочинений Некрасова («Жизнь и похождения Тихона Тросникова», «Тонкий человек» и других).
Помимо Некрасова, Чуковский занимался биографией и творчеством ряда других писателей XIX века (Чехова, Достоевского, Слепцова), чему посвящена, в частности, его книга «Люди и книги шестидесятых годов», участвовал в подготовке текста и редактировании многих изданий. Самым близким себе по духу писателем Чуковский считал Чехова.
Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 году Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил». В 1923 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище». В жизни Чуковского было ещё одно увлечение изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» (1933). Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Муха-Цокотуха», вообще ничего не писал.
В феврале 1928 года в «Правде» была опубликована статья заместителя народного комиссара просвещения РСФСР Н. К. Крупской «О „Крокодиле“ Чуковского»: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, „Крокодила“ ребятам нашим давать не надо». По мнению исследователя Л. Сильного, выступление вдовы В. И. Ленина означало в то время фактически «запрет на профессию», а в среде партийных критиков и редакторов вскоре возник термин — «чуковщина». В декабре 1929 года в «Литературной газете» публикуется письмо Чуковского с отречением от сказок и обещанием создать сборник «Весёлая колхозия».
Чуковский тяжело переживал отречение (у него к тому же заболела туберкулёзом дочь): он действительно после этого не напишет ни одной сказки (до 1942 года), как, впрочем, и упомянутый сборник. 1930-е годы ознаменованы двумя личными трагедиями Чуковского: в 1931 году умерла после тяжёлой болезни его дочь Мурочка, а в 1938 году был расстрелян муж его дочери Лидии физик Матвей Бронштейн. В 1938 году Чуковский переезжает из Ленинграда в Москву.
В 1930-е годы Чуковский много занимался теорией художественного перевода («Искусство перевода» 1936 года переиздали перед началом войны, в 1941 году, под названием «Высокое искусство») и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и другие, в том числе в форме «пересказов» для детей). Начинает писать мемуары, над которыми работал до конца жизни («Современники» в серии «ЖЗЛ»). Посмертно опубликованы «Дневники 1901-1969».
В годы войны у Чуковского возникли трения с властью. Он гневно осуждал и клеймил Гитлера, что, естесственно, было поддержано обществом, но при этом осуждал репресии. В его детских произведениях власть усмотрела определенные намеки в свой адрес. Это не способствовало литературной деятельности писателя, и какое-то время он был не в чести.
В 1960-е годы К. Чуковский затеял пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлёк писателей и литераторов и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным в связи с антирелигиозной позицией Советской власти. Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Обстоятельства запрета издания позже описывал Валентин Берестов, один из авторов книги: «Был самый разгар великой культурной революции в Китае. Хунвейбины, заметив публикацию, громогласно потребовали размозжить голову старому ревизионисту Чуковскому, засоряющему сознание советских детей религиозными бреднями. Запад откликнулся заголовком „Новое открытие хунвейбинов“, а наши инстанции отреагировали привычным образом».
Книга была опубликована в 1988 году. В последние годы Чуковский -был всенародный любимцем, лауреатом ряда государственных премий и кавалером орденов.,
На даче в Переделкине, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых лётчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.
Умер Корней Иванович 28 октября 1969 года от вирусного гепатита. На даче в Переделкине, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.
Давайте ещё раз вспомним эти строки, которые родом из детства…
Телефон
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять.
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
— Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели,
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
— Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему —
Не пойму!
— Повесьте, пожалуйста, трубку!
А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
А потом позвонила свинья:
— Пришлите ко мне соловья.
Мы сегодня вдвоём
С соловьем
Чудесную песню
Споём.
— Нет, нет! Соловей
Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!
И снова медведь:
— О, спасите моржа!
Вчера проглотил он морского ежа!
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
— Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?
— Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
— Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!
А вчера поутру
Кенгуру:
— Не это ли квартира Мойдодыра?
Я рассердился да как заору:
— Нет! Это чужая квартира!!!
— А где Мойдодыр?
— Не могу вам сказать…
Позвоните по номеру сто двадцать пять.
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лёг —
Звонок!
— Кто говорит?
— Носорог.
— Что такое?
— Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
— В чём дело?
— Спасите!
— Кого?
— Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото…
— Провалился в болото?
-Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придёте,-
Он утонет, утонет в болоте,
Умрёт, пропадёт
Бегемот!!!
— Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!
Ox, нелёгкая это работа —
Из болота тащить бегемота!
Для детей, которым немножко взгрустнулось…
Радость
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.
Куры стали павами,
Лысые — кудрявыми.
Даже мельница — и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу
вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
А вы выбирали для себя на картинке приглянувшиеся туфельки?..
Чудо-дерево
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!
Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!
Стих для взрослых
Никогда я не знал,
что так весело быть стариком.
С каждым днем мои мысли
светлей и светлей.
Возле милого Пушкина,
здесь на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью
долго смотрю на детей.
И, усталого, старого,
тешит меня
Вековечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам
На этой планете,
В круговороте
кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети…
Ленинградским детям
Промчатся над вами
Года за годами,
И станете вы старичками.
Теперь белобрысые вы,
Молодые,
А будете лысые вы
И седые.
И даже у маленькой Татки
Когда-нибудь будут внучатки,
И Татка наденет большие очки
И будет вязать своим внукам перчатки,
И даже двухлетнему Пете
Будет когда-нибудь семьдесят лет,
И все дети, всё дети на свете
Будут называть его: дед.
И до пояса будет тогда
Седая его борода.
Так вот, когда станете вы старичками
С такими большими очками,
И чтоб размять свои старые кости,
Пойдете куда-нибудь в гости, —
(Ну, скажем, возьмете внучонка Николку
И поведете на елку),
Или тогда же, — в две тысячи двадцать
четвертом году; —
На лавочку сядете в Летнем саду.
Или не в Летнем саду, а в каком-нибудь
маленьком скверике
В Новой Зеландии или в Америке,
— Всюду, куда б ни заехали вы, всюду,
везде, одинаково,
Жители Праги, Гааги, Парижа, Чикаго
и Кракова —
На вас молчаливо укажут
И тихо, почтительно скажут:
«Он был в Ленинграде… во время
осады…
В те годы… вы знаете… в годы
… блокады»
И снимут пред вами шляпы.
1944
Т.М. Литвиновой
Мой друг, я знаю: песня спета,
И я не доживу до лета.
Меня убьет злодей февраль.
Но мне себя ничуть не жаль.
Я щедро взыскан был судьбою:
Я жил обласканный тобою.
Но до чего же мы бонтонны,
И чопорны, и церемонны,
Неинтересные и пресные,
Совсем друг другу неизвестные.
1967
Бывают на свете
Бывают на свете
Хорошие дети,
Но вряд ли найдутся на нашей планете
Такие, кто был бы прелестнее Пети,
Смешного, глазастого, милого Пети.
Я, жалкий обломок минувших столетий,
Изведавший смерти жестокие сети,
Уже в леденящей барахтался Лете,
Когда сумасшедший и радостный ветер
Ворвался в мой дом и поведал о Пете,
Который, прибыв в золоченой карете,
Мне вдруг возвестил, что на свете есть дети,
Бессмертно веселые, светлые дети.
И вот я напряг стариковские силы
И вырвался прочь из постылой могилы…
1969
- ПолитикаС.С.Сулакшин Самое интересное
Подпиши петицию: С.Сулакшин: «Президент Путин, дай России шанс развиваться, уйди в добровольную отставку!»
Степан Сулакшин создал(а) эту петицию, адресованную Путин, Народ России Устройство всех сфер жизни страны, политический режим в стране, его практики управления государством и результаты губительны для России и ее народа. За 20 лет путинизма все стало предельно ясно и безнадежно. Народ вымирает, падает рождаемость и растет смертность. Лучшая часть населения эмигрирует. Экономика деградирует в сырьевую…4 134 - ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…849 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…1 116 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
ПОБЕДИТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО УМНАЯ ОППОЗИЦИЯ — Университет оппозиции. Выпуск №33
2 апреля в 20:00 мск очередной прямой эфир Университета оппозиции. Канал ютуб Центра Сулакшина. Присоединяйтесь. Политическая оппозиция обязана быть умной и просвещенной,только тогда возможна ее победа и оздоровление нашего Отечества! Тема выпуска: ПОБЕДИТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО УМНАЯ ОППОЗИЦИЯ Ведущий: Степан Степанович Сулакшин359 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…497 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Результаты моделирования эпидемии коронавируса в России
Распространение коронавируса в мире в режиме пандемии пришло и в Россию. Очень важно своевременно осознать масштабы бедствия. В мире есть много работ по моделированию эпидемии коронавируса на основе официальной эмпирики, публикуемой в открытых СМИ. Например, работа «Coronavirus: Why You Must Act Now» даёт важные выводы, полученные путем моделирования, и на их основе практические рекомендации. Основные…918 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…91 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
Не быть идиотом
Разве участь быть идиотами — это и есть смысл жизни среднестатистического россиянина? Понимать, что нас заставили жить по совершенно немыслимым для нравственного общества правилам, но не делать ничего, чтобы их поменять. Ради детей и внуков. Ради того, чтобы у них перед глазами был положительный пример, человек, не променявший на ипотечную комнатушку своё Отечество и его…157
- ТворчествоЮнна Мориц
КТО — ЗА НАС?
Фото отсюда Там была я, где История былая Истребляла наши сёла, города, Зверством гитлеряческим пылая, — Но страна не рухнула тогда. Рухнула она от подлой власти, Нечисти, мечтающей о том, Что откроют ей, как высшей касте, Путь на запад, в Европейский дом. В результате — русофобской сворой Запад, всех нацистов дом родной, Окружил страну мою,…4 - ТворчествоOVOD_NEXT СНЖ
Баллада о братьях
Фото отсюда И мир ценя, и принимая бой Три брата жили дружною семьёй В своей стране, богатой и большой, Всегда едины телом и душой. Её храня, они в одном строю Кровь проливали общую свою И ежедневным творческим трудом Плечом к плечу отстраивали дом, В котором по уму, а не по лжи Их общим внукам предстояло…19 - ТворчествоРедакция "Народного Журналиста"
Самый светлый поэт России
«В разведке«, стихи Михаила Светлова К 115-летию со дня рождения Михаила Светлова Как много хорошего ушло вместе с ним. Определить, что именно – невозможно. Не только талант, как бы ни был он велик, не только доброта, остроумие, нравственное достоинство, помощь в поддержке сотням людей. Неопределимо – обаяние. А главное – Светлов был предметом общей непрестанной…19 - ТворчествоOVOD_NEXT СНЖ
10 авг, 2020
Граница лета. Дни короче. Уже таят отсветы льда И звездопад прохладной ночью, И в речке стылая вода. Утратившие свежесть листья, Росистость утренней травы. Но в небе, праздничном и чистом, Не убавлялось синевы, И солнце с ласковой отвагой Мне тихо шепчет: — Погоди, Ещё не вечер – только август, Ещё так много впереди.38 - Творчествоsoiz [1231402]
ГОД ЧЕРНОГО ПОКЕМОНА
Это было лет десять назад. Может быть, больше. Мы сидели с другом, как всегда весело о чем-то говорили. Был, кажется, свежий номер газеты «Завтра» с передовицой Проханова. А его тесты всегда имели такой особый, вдохновенно-образный характер. Очень своеобразный. Не помню, кому первому из нас пришла в голову идея написать что-то в подобном прохановском стиле. Друг…62 - ТворчествоOVOD_NEXT СНЖ
15 июля, 2020
Легкий ветер ласково качает Вдоль дороги, чахнущей в пыли, Праздничные свечи Иван-чая В именинном пироге земли. Солнце приласкало, воскресило – В небеса рванулся снизу вверх, С каждым часом набирая силы, Радостный зеленый фейерверк. Всё живое ловит с наслаждением И в себя вбирает каждый блик. Тут природа празднует рожденье, Северного лета краткий миг. Пусть погода и…44 - ТворчествоГалина Золотовская
Шило. Новые сезоны Воланда в России
Фото: источник Перезвон, перезвон… Как всегда со всех сторон – Будто наш честной народ К изменениям идет… И сам Лидер нам кивает: «Всё у нас народ решает!» Ну, ей-богу он созрел Для великих, важных дел, И пора благую весть В Конституцию занесть: Что у нас в России всей Всё вершится для людей! Правящий элитный слой…72 - ТворчествоСНЖ Софья Суворова
Путешествие во времени
фото отсюда Заглядывая порой в каталог своего жизненного опыта, вытягиваю ящички с разными датами. Сегодня попалась на глаза надпись: 1991-2000 гг. Перебираю карточки событий… …Приемная завода. Директор пересматривает папки с документами. Секретарь поливает оконные цветы. Конец рабочего дня. В комнату вваливаются мордовороты, наводят на директора пистолет, выкрикивают свои требования. Секретарша, прижимаясь к стене, как тень,…137 - ТворчествоOVOD_NEXT СНЖ
26 июн, 2020
фото отсюда В меру взросел и в меру юн Мой любимый месяц Июнь. У Июня к губам прилип Опьяняющий запах лип. У Июня нежна рука, Как легки его облака, И река, разленившись всласть, Среди теплых трав разлилась. Песня пчел шевелит листки, Снегом сыплются лепестки, С веток в теплую пыль дорог Брызжет алый вишневый сок. В…44 - Творчествоиз блогов
Цифровая Россия будущего
Доставка в недалёком будущем Наткнулся на замечательные картинки, представляющие вариации на тему нашей действительности и возможного будущего. По мне, так это просто шедевры. Смотрите! Материал для статьи взят отсюда Источник «БЛОГ НЕО-БЛОГЕРА«76 - ТворчествоБаходир Ибрагимов
Просто мысли… (притча)
Жил был баран. Он был очень дружелюбным, смиренным и добрым. Наш баран как и все его сородичи всегда был благодарен своей судьбе и своему пастуху за всё, в том числе за выпас, за корм, за воду из арыка, которую ему позволяют пить, и особенно за возможность ему и всей его семье жить в стойле. Он…17.06.2020 8:29 117 - ТворчествоOVOD_NEXT СНЖ
12 июн, 2020
фото отсюда Мы, русские, долго запрягаем, да быстро ездим… Пословица. Такая. братцы, лам — ца — ца: Уж мы-то в ней изнемогаем И от начала до конца Всё запрягаем…запрягаем, Чтобы скакать — куда и где Никак лишь не определимся, И проходив всю жизнь в узде, Спешить куда-то — не стремимся. Ну, вот такая и страна…74 - ТворчествоOVOD_NEXT
Закат…
Напугать меня псевдоСАМОизоляцией нельзя, т.к. я в таковой уже скоро шесть лет, как нахожусь. Изоляция в маленькой «одиночной камере» (в Петропавловке, пожалуй, побольше), да которую я ещё и оплачиваю, да в придачу и мзду немалую надзирателям почти пять лет платил. Изолированный бомжатский угол на выселках, какие уж тут театры да музеи, кино да рестораны! И…136 - Творчествоsoiz [1231402]
ТЕАТР
Когда-то давно я написал рассказик… Сначала стало проявляться изображение — как на фотобумаге… Но мозг ещё не мог работать в полной мере, и изображение не имело смысла… Только потом, когда появилось ощущение собственного я, начали выплывать слова — названия и имена. Я очнулся перед старинным зданием — покрытым облезшей красноватой штукатуркой, украшенным причудливой запылённой лепниной….120 - ТворчествоПавел Пряников
Иллюстрация Веры Ермолаевой к книге Л. Савельевой «Сильнее всех». 1932 год
Ещё из любимых советских художников-авангардистов 1920-30-х. На этот раз Вера Ермолаева. Её иллюстрация к книге Л. Савельевой «Сильнее всех». 1932 год. Здесь представлен советский город будущего. Угадали почти во всём. Нарисован словно современный Юго-Запад Москвы, монолитные башни и парки вокруг. ТРЦ как центр притяжения района, плотное автодвижение. С дирижаблями не угадали, но может опередили время…31.05.2020 0:51 71 - ТворчествоOVOD_NEXT СНЖ
Памяти комбата Мозгового
И вот уже пять(!) лет… Написано тогда, в мае, после убийства: Неплохо в мае умереть, Могильщику копать удобно, И соловьи все будут петь В последний раз, так бесподобно. (А.Мозговой) Светлый май. Устремляясь к святому Игнорируя зло и бои, Тихий реквием по Мозговому Днём и ночью поют соловьи, И скользит в золотой одуванчик, Как росинка, скупая…96 - ТворчествоМузей Будущего
В чём секрет фильма «Москва — Кассиопея»?
Середа приглашает на «ЗАРЮ» Слушайте A Mysterious Galaxy — Zodiac на Яндекс.Музыке Накрыла ностальгия, и я в очередной раз пересмотрел «Москву — Кассиопею». Несмотря на многогранность фантастического кино и огромные бюджеты картин, снятых позже этого фильма, творение режиссёра Ричарда Викторова хочется пересматривать снова и снова. Я задал себе вопрос: а в чём же секрет этого не похожего…95 - ТворчествоМария Март
«Лучше смерть, чем стать спекулянтом». Кем вырос Волька из «Хоттабыча»
Алеша Литвинов в роли Вольки. 1956 год. © / Кадр из фильма Фильм-сказка «Старик Хоттабыч» вышел на экраны в 1957 г. и сразу завоевал симпатию не только детского, но и взрослого зрителя. Картину демонстрировали на вечерних сеансах — и все билеты раскупались. Съемки в «Хоттабыче» стали дебютом для 13-летнего Алеши Литвинова, сыгравшего в картине главную роль — пионера Вольки Костылькова. Режиссер Геннадий Казанцев пробовал на…124 - ТворчествоАндрей Карелин
Посмертная неизвестность Тани Снежиной
фото: Архив Автору бессмертных шлягеров 90-х могло бы исполниться 48 лет За 23 года до обидного короткой жизни поэт, композитор и эстрадная певица Татьяна Снежина написала несколько сот песен. Незатейливых и простых, а ещё трогательных, женственных, проникновенных. Многие из них были настоящими шлягерами, хитами, которые могли бы принести автору славу и успех. Миг её славы…116 - ТворчествоВазген Авагян
Каждому – наш поклон памяти!
Город Уфа, в котором живём мы, представители более ста народностей, и Башкирия, ставшая нам отчим домом, и Республика Армения, откуда я родом, и ледяное Заполярье – одна большая страна. Страна нашей благодарной памяти, откуда все мы родом. Оттого совсем не чужие нам – и на Востоке и на Юге необъятной Родины – бои в Заполярье,…135 - ТворчествоРедакция "Народного Журналиста"
Я убит подо Ржевом
Я убит подо Ржевом, В безыменном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки,— Точно в пропасть с обрыва — И ни дна ни покрышки. И во всем этом мире, До конца его дней, Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей. Я — где корни…126 - ТворчествоOVOD_NEXT СНЖ
Пылают гневом в нашем стане
фото отсюда То, что в те дни было криком наших разорванных душ: НЕ ЗАБУДЕМ, НЕ ПРОСТИМ! — сегодня, по прошествии шести лет бездействия, стало уже пустым, бесполезным заклинанием, могущим вызвать у участников той, героической и прекрасной Русской Весны, разве что (в лучшем случае) раздражение. Пылают гневом в нашем стане На палачей, творивших ад В…99 - ТворчествоЮрий Данилов
Виртуальная выставка, посвящённая 75-летию Великой Победы, объединила молодых художников разных поколений
Ярослав Маркин. Зима 1943 года. 2020 г.. Учебный процесс в Воронежском художественном училище в связи с пандемией коронавируса временно проходит дистанционно. Также в онлайн режиме здесь решили организовать выставку дипломных и курсовых работ, посвящённых Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Интересно, что в экспозиции представлены живописные и графические работы, созданные студентами разных поколений за…60 - Творчествоovod-next СНЖ
Воспоминание. Письмо соратникам-николаевцам от 21 апреля 2017г.
фото отсюда Как время летит незаметно и быстро – Мы шли по Советской, мы гнали нацистов, Спиною к спине у Ольшанцев стояли И их отстояли. И всё понимали. Но буря смела нас и время делиться На тех, кто вне МКАДа и тех, кто в столице. Нас смыло в канавы и ямы невольно, А вас докатило…42 - ТворчествоЮнна Мориц
Мозгами свеж ковчег Донбасса
фото отсюда Донбасс не будет в гитлеропе, В её майданской боротьбе, — Ковчегом будет на потопе, Но сам он будет по себе! Мозгами свеж ковчег Донбасса, — Отдельность есть в его судьбе Не русофобского закваса, — И сам он будет по себе! Его отдельность — это Право Живым остаться в молотьбе, Где поступили с ним…62 - Творчествоovod-next СНЖ
Бойтесь данайцев, дары приносящих…
Timeo danaos et dona ferentes. Есть в мире ужасная страсть: Данайцы всем вам раздают комплименты, Чтоб только прорваться «во власть». И денно, и нощно лжёт их голосочек, Стремясь, простирая свой перст, Схватить хоть за щепочку, хоть за кусочек, Не ведая: ВЛАСТЬ — ЭТО КРЕСТ! Его бы взметнуть над сгустившейся ночью, Добром озарив большинство! Но кровью…128 - Творчествоovod-next СНЖ
Пасха
фото отсюда Великий праздник очищает нравы, Перерождает конченых невежд, Но — не у нас. Заполнены канавы Обломками несбывшихся надежд, Обрывками газет, знамён и песен, Уже давно растоптанных в грязи. Хоть в храмах и поют: «Христос воскресе!» — Моей стране такое не грозит. Возврат к Христу не может быть картинным, Лишь искренность прощенью подлежит. Тела несут…108 - ТворчествоВладислава Броницкая
Человеком без маски быть трудно
фото отсюда Человеком без маски быть трудно. Значит душу растить неустанно. Быть открытым в толпе многолюдной. Там, где видимость часто обманна. Человеком без маски быть больно. Очень больно, и сложно тоже. Говорить, как и думать –вольно. Кто-то плюнет – плевок на коже. Маскарад ХХI Века — Вам не Венского леса сказки. Как опасно здесь быть…108 - ТворчествоИнна Молчанова
Бабка, бабка, отрекись!
Как сказал профессор Со, ширьте рот во все лицо. Чтоб с тобою ни случилось, принимай, как божью милость. Только, вот, один вопрос: бога кто к нам в дом занёс? Куропатка ли какая али звёздная кривая? Не могла ж сама собой бабка так трясти губой?! Вышла, глянула в бумажку и подсунула какашку. Мол, заткнись, народоплесень, а…119 - ТворчествоINTERFAX.RU
Искусство против вируса
Сорокаба, Бразилия Фото: Zuma/ТАСС Работы уличных художников, посвященные пандемии коронавируса, в галерее «Интерфакса»145
- ТворчествоЮнна Мориц
КТО — ЗА НАС?
Фото отсюда Там была я, где История былая Истребляла наши сёла, города, Зверством гитлеряческим пылая, — Но страна не рухнула тогда. Рухнула она от подлой власти, Нечисти, мечтающей о том, Что откроют ей, как высшей касте, Путь на запад, в Европейский дом. В результате — русофобской сворой Запад, всех нацистов дом родной, Окружил страну мою,…4 - ТворчествоЮнна Мориц
Мозгами свеж ковчег Донбасса
фото отсюда Донбасс не будет в гитлеропе, В её майданской боротьбе, — Ковчегом будет на потопе, Но сам он будет по себе! Мозгами свеж ковчег Донбасса, — Отдельность есть в его судьбе Не русофобского закваса, — И сам он будет по себе! Его отдельность — это Право Живым остаться в молотьбе, Где поступили с ним…62 - ТворчествоЮнна Мориц
Никаких заблуждений со всеми удобствами
фото отсюда Никаких заблуждений со всеми удобствами,Которые свойственны заблуждениям,Сменным – как полотенца и простыни,Сменным – как вывеска над учреждением. Никакого снижения цен на поступки,Благородство которых не зависит от спроса, —Никакой распродажи, ломбарда и скупки.Честь и доблесть – не вещи с процентом износа. Есть высокая плотность волны просветления,Роскошь есть драгоценней, чем золота брёвна…Это – чистая лирика…130 - Самое интересноеЮнна Мориц
ПРОЗРЕНИЕ — ПРО ЗРЕНИЕ (из цикла «Мгновеники»)
(изображение взято отсюда) Великолепен Захар Прилепин, хлынуло на него прозрение: на Донбассе сражаются капиталисты за капитализм, убитый террористами Захарченко – стопроцентный Махно, которого Ленин использовал, потому что анархисты были тогда полезны для истребления врагов, общих! Украина была уже тогда, украинцы тогда уже были, а Махно – вполне их национальный герой. Прозрение очень успешного писателя, певца,…80 - ТворчествоЮнна Мориц
Будет и мне цена…
Пойду в магазин, притворюсь батоном, — Будет и мне цена, Не только бандитских властей притонам, В разврате достигшим дна. Пойду в магазин притворюсь лопатой, — Будет и мне цена, Не только разбойникам с их зарплатой, Чья роскошь — моя страна. Пойду в магазин, притворюсь бандитом, — Будет и мне цена, Не только политики троглодитам, Чей…60 - ТворчествоЮнна Мориц
С Днём Освобождения Донбасса!
Сегодня в Донбассе мог бы быть большой праздник — День Освобождения от немецко-фашистских оккупантов. Народ всегда отмечал его радостно, гордо и патриотично: возложение венков и цветов к памятникам нашим героям, традиционные поездки на Саур-Могилу: свежий воздух ранней осени, тишь минуты молчания, а потом поздравительные речи и незабвенные песни военных лет, полевая кухня, концерты, массовые гулянья…280 - ТворчествоЮнна Мориц
Классики Советского Союза. Владимир Маяковский — гениальный глашатай нового мира
Владимир Владимирович Маяковский – русский, советский поэт, яркая личность авангардного искусства 10-20-ых годов прошлого века, проявившая себя в амплуа художника, драматурга, киносценариста, кинорежиссера, киноактера, издателя. Его творчество, во многом реформаторское с точки зрения поэтики, использования языковых средств, оказало значительное влияние на поэзию XX столетия. В.В. Маяковский родился в Грузии (Кутаисская губерния, село Багдади) 19 июля…0 - ТворчествоЮнна Мориц
Классики Советского Союза: Константин Симонов
Симонов Константин Михайлович (1915-1979) – советский поэт и прозаик, общественный деятель и публицист, писал сценарии для кинофильмов. Участвовал в боях на Халхин-Голе, прошёл Великую Отечественную войну, получив звание полковника Советской Армии. Герой Социалистического Труда, долгое время работал в Союзе писателей СССР. За свой труд получил Ленинскую премию и шесть Сталинских премий. Детство, родители и…529 - ТворчествоЮнна Мориц
Выдающиеся люди России. Николай Рерих
Официальный сайт Новости Министерства Интернет-портал, посвященный рериховскому наследию, начнет работу в мае. Его запуск приурочен к очередной годовщине подписания Пакта Рериха. 15 апреля 2017 года исполняется 82 года с момента подписания Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известного как Пакт Рериха. Он назван в честь выдающегося русского художника,…23.04.2017 7:43 1 208 - ТворчествоЮнна Мориц
Таланты сражающегося Донбасса
Иногда это кажется сном. Ночным кошмаром, когда слишком устаёшь и снится нечто невозможное. Но скоро зазвонит будильник, и в комнате появится мама, поцелует, скажет, что кофе ждет, папа выйдет из ванной с полотенцем на голове, шутливо кивнет, усядется за стол. Потом мы все разбежимся по своим делам. Нормальный рабочий день. А о ночном кошмаре уже…427 - ТворчествоЮнна Мориц
Таланты Новороссии. Художница Анжела Дрерих
…612 - ТворчествоЮнна Мориц
Классики Советского Союза. Корней Чуковский
Многие из нас знакомы с его книгами ещё до того, как научились читать. Чуковского читали нам мамы и папы, показывали цветные картинки, а мы переживали и радовались вместе с его героями, рисовали их на альбомных листках, сжимая в кулачке карандаш, а потом уже сами, с выражением и гордостью, разыгрывали сюжеты с младшими братишками и сестренками….427 - ТворчествоЮнна Мориц
Классики современной России. Виктор Балдоржиев
БАЛДОРЖИЕВ Виктор Борисович (Цырен-Ханда) родился в 1954 году в Бурятии, в селе Усть-Ималке Опонского района. Учился в Благовещенском педагогическом университете имени М.И. Калинина, на историко-филологическом факультете. Работал журналистом в районных и областных СМИ. Публиковался в журналах «Байкал», «Полярная звезда», «Дальний Восток» и других. Автор повести «Огненные тропы», романов «Разные люди» и «Последние войны волков», сборника…785 - ТворчествоЮнна Мориц
Классики Советского Союза. Агния Барто
Комментарий от редактора сайта «Народный журналист»: Когда моей дочери исполнилось три годика, я прочиал ей стишок Агнии Барто. показав на картинку, с брошенным под дождем, на скамейке игрушечным зайчиком, с наддорванной от плеча левой лапкой: Зайку бросила хозяйка —Под дождем остался зайка.Со скамейки слезть не мог,Весь до ниточки промок. Надо было видеть реакцию ребенка. Ощутив,…475 - ТворчествоЮнна Мориц
Классики современной России. Юнна Мориц
Мориц Юнна Петровна — известная поэтесса, переводчица, публицист, график. Ее творчество стало воплощением чуткости и остроты восприятия автором окружающей действительности. Она пишет любовную лирику, замечательные детские стихи и произведения, в которых отстаивает свою гражданскую позицию. Стихи Юнны Петровны переведены на разные языки. Не одно поколение наших соотечественников выросло на стихах поэтессы «Ежик резиновый» («По роще…759 - ТворчествоЮнна Мориц
Шерстяная живопись с музыкой и стихами
Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде. Роден Под кожей у любого человекав комочке, называющемся сердце,есть целый мир, единственно достойныйтого, чтоб тратить краски на него.Туда фотограф никакой не влезет.Запечатлеть невидимое надо.Художник не подсматриватель жизни,а сам её творенье и творец. Евгений Евтушенко…738 - ТворчествоЮнна Мориц
Классики Советского Союза. Василий Кубанёв
Родился Василий Михайлович Кубанёв 13 января 1921 года в селе Орехово Курской области. Отец поэта сначала был писарем в сельсовете, затем служил на почте, многие годы находился на счетной работе. Василий рано пристрастился к книге и научился читать. Шестилетним мальчишкой он уже сидел за ученической партой. По словам матери поэта, Прасковьи Васильевны, удержать…285 - ТворчествоЮнна Мориц
Классики Советского Союза. Эдуард Асадов
Уверена, много еще среди нас людей, которые знают и любят произведения Эдуарда Асадова. Помнится, когда была ребенком, папа впервые принес домой сборник его стихов и позвал нас с мамой. «Слушайте, — говорит, — как пишет!» А потом открыл книжицу, маленькую, в мягком переплете и стал читать вслух. Там было о людях, об одиночестве и любви,…516 - ТворчествоЮнна Мориц
Таланты Новороссии. Павел Беспощадный
Помнится, в раннем детстве мы играли в бабушкином дворе, и одна маленькая девочка протянула мне что-то в зажатом кулачке. — Смотри, камешек-сверкач. На моей ладони оказался кусочек породы, пронизанный пластинами слюды. Тогда я не знала происхождения сего природного шедевра, и он показался мне истинным, играющим на солнце, бриллиантом. Я смотрела на него, как завороженная, впервые…2 890 - ТворчествоЮнна Мориц
Классики Советского Союза. Муса Джалиль
Муса Джалиль – известный татарский поэт. Настоящее имя поэта — Муса Мустафович Залилов. Родился Муса 2 февраля 1906 года в глухой деревушке Мустафино Оренбургской области. Он был шестым ребёнком в бедняцкой семье. Тем не менее, Мустафа Залилов (отец) и Рахима Залилова (мать) старались дать детям хорошее воспитание Когда для Мусы пришло время идти в…1 071 - ТворчествоЮнна Мориц
Минскачи
МММщики, бичи, Держиморды, стукачи, Належавшись на печи, Ходят, бродят минскачи. За кремлевских за господ Сдают Родину в расход, А народу говорят, Что политику творят: Потерпите, пусть бомбят Стариков, мужей, ребят. Это Вальцман виноват. Его скоро обвинят. Ну а Вальцман жив, здоров, Весь трещит от долларОв. Мир молчит, Ему плевать, Мы же будем минсковать И детишек…78
Лента новостей
- Разные новости 19.08.2020
- Новости экономики. 18.08.2020
- Спецсамолет ФСБ вылетел в Минск после разговора Путина и Лукашенко
- ВОЗ призвала страны больше не вводить карантин из-за коронавируса
- Мятежные военные в Мали арестовали президента и премьера
- Генерал Гладких погиб в Сирии в результате подрыва российской военной колонны
- В Киев с визитом прибыл британский военный министр
- Дегтярев пригласил лидеров хабаровских протестов в Народный совет
- Россия увеличила вложения в американские госбумаги с $5,39 млрд до $5,87 млрд — Минфин США
- США объявили о переброске солдат в Польшу на фоне белорусского кризиса