Когда школа откажется от отметок, мы будем жить в другой стране

Игорь Витальевич Олин Русранд Общество 44

В наступившем 2020–2021 учебном году несколько липецких школ перешли на безотметочную форму оценки успеваемости учащихся. В электронном журнале учителя делают записи о достижениях каждого школьника и сложностях в обучении.

За основу руководство Липецкой области взяло школу «Апельсин» в Санкт-Петербурге: там нет домашних работ и отметок, обязательные уроки идут только первые два часа, остальные — по выбору. Причём ученики сами решают, ходить на них или нет. В некоторых странах мира также нет отметок, например, в младших классах в Финляндии, Норвегии, Индии. Побеседовали с журналистом портала «Свой Кировский» Алёной Дмитриевой о недостатках и преимуществах традиционной пятибалльной шкалы.

Алёна замечательно и складно пишет. Публикую отрывок из материала «(Не) показатель знаний. Нужны ли отметки в школе?». Говорил я довольно сумбурно, а текст у неё вышел, что приятно читать.

«Директор средней школы посёлка Вахруши Слободского района Игорь Олин в целом поддерживает отказ от отметок, но отмечает, что существующая система образования не позволяет это сделать.

— Существующая система отметок довольно жёсткая, даже жестокая в какой-то мере, когда ребёнок в силу тех или иных причин, социальных или связанных со здоровьем, не успешен в школе. Конечно, создана система школ для детей с ограниченными возможностями здоровья и тому подобное. Но всё равно происходит такое деление: одни учатся на „пятёрки“ в силу своих способностей, другие — на „тройки“. И это нехорошо. По словам директора, количественные критерии — самые простые и понятные, но они не могут оценить всю „гамму успехов и неуспехов“. Поэтому в школах часто отслеживают качественные изменения ученика. К примеру, если двоечник раньше делал 30 ошибок, а теперь 7, то „рост очевиден, и хотя бы за трудолюбие и стремление можно поставить „тройку“.

Как отметил Игорь Олин, образовательная система в России складывалась десятилетиями, и по-другому она работать пока не умеет, поэтому в школах есть отметки и домашние задания.

— Мы живём в определённых социальных и исторических условиях, и отсутствие отметок или домашних заданий может породить некоторое снижение знаний. Если в современных условиях сказать детям, что они могут ничего не учить и заниматься добровольно, то они, скорее всего, ничего не будут делать. То же самое с отметками: если не будет „двоек“, то не будет инструмента контроля, мотивации, чтобы достичь необходимого уровня знаний к определённому сроку. А когда дети подойдут к экзаменам, то они либо их плохо сдадут, либо вообще не сдадут. И тогда что дальше?

Он добавляет, что выпускники школ получают аттестаты с отметками. На основании среднего балла после 9 класса принимают в техникумы и колледжи, вузы также учитывают средний балл при поступлении абитуриентов.
В то же время Олин считает, что отказ от отметок возможен при промежуточной аттестации. Раньше были рекомендации о том, что можно вводить безотметочную систему по музыке, танцам, физкультуре. Игорь Олин полагает, что можно придумать систему оценивания успеваемости школьников без отметок, но она будет гораздо сложнее и непонятна проверяющему.

— У нас очень много сделано для контролёров и проверяющих, — рассказывает он. — Вся система образования пронизана контролем, надзором, те же всероссийские проверочные работы, ОГЭ, ЕГЭ. Для чего это делается? Чтобы чиновник контролировал, что происходит процесс развития и роста, который выливается в определённые числа. Если чисел не будет, то никак не проконтролируешь. Да, такие системы могут быть, но они появятся после серьёзного реформирования самой отрасли. Надо начинать с того, чтобы больше было взаимного доверия к школе со стороны родителей, государства и других социальных институтов. У нас в обществе никто друг другу не доверяет, у нас считают, что все будут друг друга обманывать, врать на каждом шагу, делать во вред что-нибудь, если не контролировать. Складывается ситуация, когда на этом контроле всё держится и только ужесточается.

В целом Игорь Олин поддерживает начинания в школах Липецка. Он считает, что нужно двигаться в сторону того, чтобы у ребёнка было больше свободы в выборе того, чем заниматься в тот или иной момент. Надо изучать опыт других, без этого не будет движения. По его мнению, в России закостенелая система образования, в которой есть много недостатков, много что не устраивает и родителей, и учителей, и детей. Это надо менять, но для этого нужно создать соответствующие условия».

Полностью материал на портале «Свой Кировский».

Добавлю, что в системе, ориентированной на консервацию всей общественной жизни, эксперименты, подобные липецким (их не так мало, как может казаться), обречены. Современной российской школой управляет кто угодно, но не педагоги. Это, чаще всего, чиновники или прокуроры, которые в повседневном режиме вмешиваются в образовательный процесс по жалобам либо собственному усмотрению, проверяя его на «предмет законности» и требуя устранить «нарушения», составляя инструкции и алгоритмы, диктуя, какие мероприятия и как проводить. Творческая составляющая из школы почти изъята, человеческие отношения тоже на исходе. Бюрократия воспринимает учительство как строй солдат, обязанный исполнять самые бестолковые приказы без рассуждений. Всё постепенно превращается в формализм, показуху, мероприятия для галочки.

Всё когда-то изменится. Необходимость изменений в школе осознаётся большинством людей, чья жизнь тесно связана с этим социальным институтом. Но дело до них дойдёт лишь в случае перемен самой государственной системы, выстроенной на авторитаризме, буквоедстве, пустой статистике и фальши.

Игорь Олин

Источник


Автор Игорь Витальевич Олин — директор средней школы в поселке Вахруши в Кировской области, учитель истории, публицист и блогер.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора