Маркировка задавит многих предпринимателей

Марина Губарева Экономика 54

«Никакой шоковой маркировки», «достаточный временной интервал для маркировки остатков и адаптации российских компаний под новые условия», «незначительная финансовая нагрузка на предпринимателей» — эти «скрипты» бьют из всех официальных каналов оператора системы маркировки «Честный знак». Однако, читая яркие и запоминающиеся лозунги, предприниматели вынуждены столкнуться со страшной реальностью.

С 1 июля 2019 г. была введена обязательная маркировка обувных остатков. Началась регистрация участников оборота в системе «Честный знак». С 1 марта 2020 г. будет запрещен оборот немаркированных обувных товаров. Промаркировать складские остатки обязаны все участники торговой цепочки: производитель, импортер, оптовая, розничная компания. При этом, согласно кодам ТН ВЭД, маркировке подлежит практически вся обувь, даже домашние тапочки и сланцы.

Среднее количество обуви на остатках у российской фабрики исчисляется сотнями тысяч пар. Учтены ли разработчиками эксперимента время и средства, выраженные в трудочасах сотрудников, на маркировку огромного количества остатков? Очень сомнительно. В связи с крайне ограниченными сроками по маркировке остатков компании в конвульсивном порядке вынуждены устанавливать не предусмотренные финансовым планом скидки в надежде минимизировать остатки, подлежащие маркировке. Любому предпринимателю известно, что это потеря оборотного капитала. А каково же бизнесу, который активно использует кредитные средства?

Крупнейший маркетплейс страны объявил своим поставщикам об обязательной установке скидки не менее 25% на ранее отгруженную немаркированную обувь. За январь необходимо распродать остатки. На платной основе маркетплейс предлагает произвести маркировку по цене 50 руб. за одну пару, либо поставщику нужно промаркировать всю обувь своими силами. Так, бизнесмен должен сделать физический возврат товара, промаркировать его и снова отгрузить. Опять вопрос к разработчикам: были ли посчитаны издержки поставщиков, если маркетплейс находится в Московской области, а грузоотправитель — например, во Владивостоке? Получается, уже на стадии перехода к новой системе провал в продажах и нагрузка по расходам попросту делают нежизнеспособными огромное количество компаний. Платите и ждите — в будущем система должна будет заработать в пользу официальных производителей и поставщиков.

Наша компания уже более 15 лет занимается поставками домашней и пляжной обуви в розничные сети, главным образом в супермаркеты. Чтобы разобраться в работе системы (зарегистрироваться, адаптироваться к интерфейсу сайта, понять инструкции), нужны отдельные сотрудники. Их попросту нет в штате. Ведь в некоторых, например, районных супермаркетах директор магазина отвечает и за формирование заявок, и за контроль оплат — в общем, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Прежде всего, это связано с финансовой эффективностью. Теперь этот же директор враз должен стать и IT-специалистом, чтобы работать с «Честным знаком». Но, вероятнее всего, выбор падет в сторону отказа от поставки обуви. Сколько клиентов мы потеряем? Вряд ли это кого-то волнует.

По состоянию на 10 января 2020 г. система «Честный знак» не доработана. Отсутствует модуль 1C для маркировки остатков. Не подключен электронный документооборот. Оперативные внятные консультации со стороны операторов Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) получить невозможно. Конструктивные вопросы переадресовываются техническим специалистам, ответ приходит по электронной почте, как правило, в виде ссылок на инструкции, разобраться в которых может только IT-специалист (и то не с первого раза).

Мы обратились за помощью в компанию, которая предлагает услуги по настройке работы в кабинете «Честного знака». Специалист приехал и уехал ни с чем: когда он приступил к работе за нашим офисным компьютером, вышли обновления, о которых он не знал. К слову сказать, мы регулярно получаем электронные письма о приостановке работы системы по причине пусконаладочных работ. Адекватно ли это, когда здесь, сегодня и сейчас нужно делать маркировку многотысячных остатков обуви?

Не менее вопиющий факт — это необходимость покупки и установки дополнительного оборудования для работы с маркировкой. Например, оптовой компании нужно обзавестись принтером этикеток, причем не простым термопринтером, а термотрансферным. Обычная термопечать не подходит — напечатанная информация склонна к выгоранию, что влечет платный перевыпуск кода. До 1 марта текущего года коды для маркировки остатков выпускаются бесплатно, после этой даты один код будет стоить 50 коп.

В зависимости от объема складских остатков предпринимателю необходимо будет выбрать для своего бизнеса способ автоматизации. То есть она по умолчанию должна появиться даже в тех компаниях, где раньше прекрасно обходились без нее. Здесь с радостью потирают руки интеграторы автоматизации бизнеса.

Для изучения рынка мы сделали запрос коммерческого предложения в одну из компаний из списка рекомендованных ЦРПТ. Готовьте какие-то 100 тыс. руб. за минимальный комплекс оборудования и настроек — и будет вам счастье. А еще абонентская плата за использование одного, другого, третьего ПО. Это как игла, с которой слезть невозможно.

Вручную, «по старинке» работать уже не позволят. То есть предприниматель лишен выбора по оптимизации своих расходов. Вернее, выбор есть — между тарифными планами операторов вышеуказанных услуг. И в любом случае для небольшого бизнеса это плюс IT-специалист к штату сотрудников. Мы пока так и не поняли, где же появится та самая обещанная выгода.

Еще одна проблема обязательной маркировки — наличие постоянного доступа в Интернет. Во Владивостоке с этим затруднений нет, но в удаленных небольших поселениях связь зачастую очень плохая или отсутствует вовсе. Следовательно, торговать маркированным товаром в деревнях и поселках будет невозможно, а предприниматели (которых в отдаленных небольших поселениях и без того катастрофически мало) автоматически становятся преступниками, продолжив свою деятельность.

При несоблюдении требований об обязательной маркировке продукции предприниматели несут как административную, так и уголовную ответственность. Так, неправильная маркировка для ИП влечет штраф от 5 до 10 тыс. руб., для юрлиц — в десять раз больше. Продажа немаркированной продукции обойдется физическим лицам в 2–4 тыс. руб., ИП — 5–10 тыс., юридическим лицам — от 50 тыс. до 300 тыс. При этом весь немаркированный товар подлежит изъятию. Если стоимость немаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер (более 1,5 млн руб.), тогда для организации наступает уголовная ответственность. Приобретение, производство, продажа товара без маркировки, а также его хранение и перевозка облагаются штрафом до 300 тыс. руб. или лишением свободы до трех лет со штрафом до 80 тыс. руб.

Мы готовы предположить, что с исчезновением контрафакта (вьетнамских, китайских рынков, любых спонтанных способов торговли из-под полы) увеличится поток покупателей в сторону магазинов, где продается только официально произведенный или ввезенный в Россию оригинальный товар. То есть произойдет перераспределение рынка. Но что, если этого не будет? Что, если 1 марта 2020 г. мы выйдем на улицу, а Спортивный, Луговской, Второреченский рынок (а в стране таких тысячи!) как торговали контрафактной обувью, так и будут ею торговать? Надеяться на то, что покупатель проявит сознательность и, убедившись в том, что на обуви нет маркировки или она липовая, откажется от покупки, абсурдно. Ведь отовариваются в таких местах люди, стремящиеся экономить каждый рубль. Зачем им «Честный знак»?

По идее, устранять и наказывать продавцов контрафакта в нашей стране должны правоохранительные органы. Отслеживать движение нелегальных денежных средств — налоговая. Что мешает им исполнять свои обязанности без системы «Честный знак»? Или с началом работы системы их действия активизируются? Или с 1 марта торговля и правда станет полностью легальной и условия ведения бизнеса станут справедливы и равны для всех предпринимателей? Время покажет. Однако на сегодняшний день совершенно очевидно, что благодаря такой «заботе» о потребителе колоссально возросло давление на честных предпринимателей, и за будущее их бизнеса, к сожалению, никто не ручается.

Фото источник

Сейчас на главной
Статьи по теме