Настоящая региональная война

Евгений Берсенёв Ростислав Журавлёв Политика 106

Очередное обострение конфликта между Арменией и Азербайджаном произошло в Нагорном Карабахе. В Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республике (НКР) объявлены военное положение и всеобщая мобилизация. Военное положение также введено и на части азербайджанской территории. «Октагон» исследовал причины усиления противостояния двух государств и разобрался в его истоках.

Эрдоган назвал виновника столкновения

Как и ранее, враждующие стороны дают противоречивую оценку причинам начавшегося вооружённого конфликта. Утром 27 сентября министерство обороны Армении заявило о «воздушных и ракетных атаках» на позиции военных на территории Нагорно-Карабахской Республики. В то же время азербайджанская сторона сообщила о постоянных обстрелах, которым подверглись её военнослужащие на линии соприкосновения двух армий в регионе, за чем последовали ответные действия.

Как утверждает Минобороны Азербайджана, ВС Армении потеряли более 550 военнослужащих: часть убита, часть тяжело ранена.

Помимо этого военное ведомство Азербайджана сообщило об уничтожении 22 танков и другой тяжёлой бронетехники, 18 беспилотников, 15 ЗРК «Оса» и другого вооружения. Эти сведения были опровергнуты армянской стороной – официальный представитель министерства обороны республики Арцрун Ованнисян написал в Facebook, что информация не соответствует действительности. По его словам, ВС Армении «добились существенных успехов», но ситуацию он охарактеризовал как «неспокойную», поскольку на некоторых участках армяно-азербайджанской границы «ведутся артиллерийские дуэли».

29 сентября начальник пресс-службы Минобороны Азербаджана Вагиф Даргяхлы заявил об уничтожении ВС страны третьего армянского мотострелкового полка «Мартуни». Эта информация вскоре была опровергнута военным ведомством Армении. Такая «перестрелка» сообщениями о завышенной численности уничтоженных солдат и военной техники противника говорит о том, что стороны уже фактически настроились на ведение продолжительной военной операции.

В свою очередь, премьер-министр Армении Никол Пашинян написал на своей странице в Facebook, что азербайджанские военные совершили нападение на НКР. По сообщению пресс-секретаря президента НКР Ваграма Погосяна, артиллерийским обстрелам подвергся ряд мирных населённых пунктов республики, в том числе её столица Степанакерт.

Эрдоган всё решил за всех: «Терпению Азербайджана пришёл конец, и Баку своими силами ставит точку на армянской оккупации».Фото: Burhan Ozbilici/AP/TASS

Одним из внешних, хотя и непрямых участников конфликта, судя по всему, является Турция. Как заявил её президент Реджеп Тайип Эрдоган, «терпению Азербайджана пришёл конец, и Баку своими силами ставит точку на армянской оккупации», цитирует турецкого лидера информационное агентство «Анадолу». Тем самым Эрдоган вольно или невольно указал на зачинщика нынешней вспышки военного противостояния. Эрдоган обвинил Минскую группу ОБСЕ в неспособности разрешить ситуацию, сложившуюся в Нагорном Карабахе. Пашинян между тем в разговоре с генеральным секретарём ООН Антониу Гутерришем и канцлером Германии Ангелой Меркель попросил «обуздать агрессивную политику Турции в регионе».

Жертва заигрывания с Кемалем

Конфликтная ситуация между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха имеет давнюю историю. Населённый в большинстве своём этническими армянами регион на протяжении многих веков неоднократно менял свою принадлежность к различным государствам. В первой четверти XX века, когда власть в российской столице ослабевала (или вовсе на некоторое время исчезала, как после 1917-го), эта территория становилась ареной межэтнических столкновений между армянами и азербайджанцами – в 1905–1907 и в 1918–1920 годах. В июле 1918 года население региона отказалось войти в состав Азербайджанской Демократической Республики, и была провозглашена независимость Нагорного Карабаха. Однако в 1920–1921 годах советские власти поначалу предоставили региону право самостоятельного выбора, и жители сделали его в пользу советской Армении.

Тем не менее 5 июля 1921 года пленум Кавказского бюро ЦК РКП(б) принял решение «оставить Нагорный Карабах в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую автономию».

Как полагает историк Сергей Востриков, это решение советская власть приняла в надежде на сближение с кемалистской Турцией – у этой страны были давние связи с азербайджанской территорией. Таким образом, принадлежность Нагорного Карабаха определилась внешнеполитическими заигрываниями советского руководства.

В 1937 году решением Москвы была образована Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) в составе Азербайджана, которой были предоставлены самые широкие полномочия. Однако в 1960-е годы с обострением социально-экономических проблем в регионе и в Советском Союзе в целом в НКАО произошли массовые беспорядки, участники которых обвиняли руководство Азербайджанской ССР в дискриминации Нагорного Карабаха, игнорировании проблем его жителей. Протестующие требовали передачи региона в состав Армянской ССР. Вопрос об изменении принадлежности Нагорного Карабаха в советский период поднимался в 1945, 1963, 1977 и 1983 годах, но союзное руководство посчитало это политически нецелесообразным.

Из кадровых военных – в наёмники

С началом перестройки карабахская проблема снова была поставлена перед властями страны. Участники многочисленных митингов в Армении требовали передачи НКАО в состав республики. В начале 1987 года генсеку ЦК КПСС Михаилу Горбачёву было направлено письмо с просьбой передать автономную республику в подчинение Еревана. Этот факт не остался без внимания советской прессы, тем более что призыв поддержали многие известные деятели науки и культуры.

В том же 1987 году создаётся комитет «Карабах», целью которого становится вхождение республики в состав Армении. Но в Москве тогда эта бурная деятельность была охарактеризована как «проявления национализма» и, следовательно, незаконная.

В 1987 году произошли новые столкновения в Нагорном Карабахе между армянами и азербайджанцами, появились сообщения о беженцах – по большей части азербайджанцах. А в феврале 1988-го дело дошло до вооружённых столкновений. Также в 1988 году в НКАО началась первая многодневная забастовка в поддержку передачи территории в состав Армении. Весной того же года в НКАО и Армению были введены войска для предотвращения армяно-азербайджанского конфликта. Но это не остановило развитие ситуации – в дальнейшем эскалация противостояния только нарастала. Армянская и азербайджанская стороны устраивали митинги, происходили вооружённые столкновения, из республик потянулись беженцы. Обстановку не смягчило образование союзным руководством 12 января 1989 года Комитета особого управления НКАО – единый Союз уже трещал по швам, и заинтересованные стороны стремились решить ситуацию силовым путём. Так Карабах стал свидетельством распада советской системы.

После упразднения Советского Союза в 1992 году началась самая настоящая карабахская война, в которой принимали участие вооружённые силы уже независимых Армении и Азербайджана. С обеих сторон в боевых действиях были задействованы наёмники – бывшие военнослужащие Советской армии, уволенные из рядов Вооружённых сил и вынужденные зарабатывать на жизнь как солдаты удачи.

Война завершилась 12 мая 1994 года подписанием мирного соглашения и фактическим закреплением за Нагорным Карабахом статуса независимой территории. С тех пор социально-экономическая, политическая и культурная жизнь республики проходила в тесной интеграции с Арменией. Об этом говорит тот факт, что целый ряд видных политических фигур страны, среди которых бывший премьер-министр и президент республики Роберт Кочарян, свою активную политическую деятельность начинали в Нагорном Карабахе. Кочарян, кстати, был первым президентом НКР.

Карабахская декларация больше не действует

Нынешнее обострение конфликта в Нагорном Карабахе (обе стороны довольно активно тиражируют материалы об уничтожении боевой техники противника), видимо, является концом декларации по Нагорному Карабаху, подписанной 2 ноября 2008 года президентами Армении, Азербайджана и России. Тогда Армения и Азербайджан пообещали «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе», которое должно происходить «на основе принципов и норм международного права». Обе республики обязались урегулировать положение на основе «юридически обязывающих международных гарантий всех его аспектов и этапов». Правда, дальше подписания этой декларации – к выработке конкретных мер установления мира в Нагорном Карабахе – стороны так и не продвинулись.

Это повторяется снова. Сегодня.Фото: Асатур Есаянц/Sputnik/РИА Новости

Помимо давнего армяно-азербайджанского исторического спора за территорию Нагорного Карабаха в последнее время этот конфликт усугубился внешнеполитическими обстоятельствами, такое мнение выразил в интервью «Октагону» директор Центра по изучению стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров:

– В данном случае мы наблюдаем результат очевидных имперских замашек президента Турции Реджепа Эрдогана. Влияние Турции на Азербайджан, безусловно, велико, и нынешнее противостояние в Нагорном Карабахе – результат этой турецкой политики. И сейчас налицо перерастание конфликта в полномасштабную региональную войну: идут боевые действия, обстреливаются территории, города…

«В этой ситуации Россия, скорее всего, активно в конфликт не вмешается – ограничится призывами к миру, прекращению огня и переговорам. Причина очевидна – наша внешнеполитическая слабость. Как ни печально это признавать, но мы потеряли доминирующее влияние на постсоветском пространстве, и наши позиции занимают другие».

Семён Багдасаров
директор Центра по изучению стран Ближнего Востока и Центральной Азии

В случае нарастания боевых действий армяно-азербайджанский конфликт может поставить под угрозу существование Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входит ряд стран СНГ, в том числе Армения. Договор предусматривает оказание военной помощи в случае вооружённого нападения на одного из участников. Под ударом окажется и авторитет России как государства, по инициативе которого и была создана ОДКБ.

– Нашему народу дороги и армяне, и азербайджанцы, – заявил «Октагону» депутат Госдумы, зампред комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбек Тайсаев. – Моя позиция и позиция комитета полностью совпадает с позицией, заявленной нашим министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Её мы считаем очень грамотной и взвешенной.

Ранее глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров обсудил обострение ситуации в Нагорном Карабахе во время телефонных переговоров с коллегами из МИД Азербайджана, Армении и Турции. Российский министр выразил озабоченность в связи с начавшимися широкомасштабными боевыми действиями и призвал участников к их прекращению. С аналогичным заявлением выступила Ангела Меркель в ходе переговоров с Пашиняном и Ильхамом Алиевым, помочь мирному урегулированию она попросила соседние страны. В ближайшее время ситуацию в Карабахе будет обсуждать Совбез ООН.

Между тем пока что военный конфликт развивается по нарастающей: армянские военные заявили о начале применения в Карабахе «вооружения широкого радиуса для уничтожения живой силы, движимого и недвижимого имущества, военной техники на больших площадях». Также Минобороны страны не исключило боевых действий на армяно-азербайджанской границе.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора