Нравственность и безнравственность

Русранд Степан Степанович Сулакшин Общество 65

ВОПРОС: Что такое нравственность?

СУЛАКШИН С.С.: Нравственность — это характеристика. Характеристика мыслей, то есть мировоззрения, характеристика интенций, то есть намерений и характеристика поведения, то есть деятельности каждого человека, его внешних проявлений уже в реальном материальном мире. Что же эта за характеристика? Любая характеристика находится в диапазоне от и до: нравственность, конечно, позитивная и в высшем смысле слова истинно человеческая характеристика. Безнравственность — её противоположность, это характеристика озверинивания, расчеловечивания, оживотливания человека и общества. Вот такие «от и до».

В рамках нашей теории существует понятие человека истинного, для людей верующих, причем всех религий, это понятие совпадает с понятием человека «по образу и подобию божьему». Этот образ божий и есть образ истинного человека в нашей терминологии, в отличие от образцов неживой и животной природы.

Человек истинный, Человек с большой буквы как об этом пишут в художественной литературе, человек идеальный при том, что, конечно, идеал недостижим, от рождения и до смерти эволюционирует. Он становится всё более человечным и приближается к образу и подобию: мыслит об этом, сознательно выбирает свой путь, планирует свои действия, и, наконец, совершает поступки, строя всю свою жизнь и двигаясь в правильную сторону. Так вот: всё что в мыслях, намерениях, в действиях человека движет его в сторону человека истинного, в сторону образа и подобия — есть нравственное и это же есть добро! А движение в противоположную сторону — это есть зло и есть безнравственное.

Таким образом нравственность — это характеристика мыслей, намерений, действий человека, которые приближают его к идеалу человека настоящего.

Здесь возникают важнейшие вопросы: а сообщества людей, государства могут быть нравственными? Исходя из определения, да, конечно. Для этого нужно сознательно выбранное и реализуемое на практике движение страны в сторону нравственного, то есть в сторону более культурной, более образованной, более воспитанной, более человечной, более гражданственной, более патриотичной страны.

В Советском Союзе такое движение предполагалось и планировалось. Существовала государственная культурная политика. Была и цензура, которая работала над отсечением всякой грязи и растления. Тем чудовищней контраст с путинским периодом, в который полным ходом идёт расчеловечивание, озверинивание, дебилизация российского народа.

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.

Фото: Лествица Иоанна Лествичника, ХVI в.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора