Почему инвестиции не могут остановить разрушение российской деревни

Марина Юршина Общество 97
©Владимир Вяткин/РИА Новости

Госпрограммы, направленные на развитие жилищного строительства и повышение уровня благоустройства в селах, не работают. Сейчас в России таких программ целых пять, но в реальности большая часть сельских жителей не могут ими воспользоваться из-за низких доходов и шаткого финансового положения. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты РФ по итогам проведенных проверок. По мнению экспертов, первостепенная задача государства – ликвидировать бедность в российских деревнях.

Неизведанная территория

По данным Росстата, в селах проживают почти четверть россиян – более 37 млн человек. При этом сельские жители часто лишены очень многого, что имеет городской житель, напоминает директор центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Наталья Шагайда. Поход в районную поликлинику нередко превращается в испытание: плохие дороги, нет надежного транспорта, низкие доходы, чтобы нанять машину, сама поликлиника может быть в десятках километрах от села.

Продолжительность жизни в селе ниже, чем в городе. С 2017 года стали ниже и показатели по числу рождаемости. В 73% российских сел проживает менее 200 человек. Уровень безработицы в российских селах почти в два раза выше, чем в городе, а среднедушевой доход 22% сельского населения ниже прожиточного минимума. «Строго говоря, число постоянно проживающих в селе людей неизвестно, так как их высвобождение из сферы сельского хозяйства (с 50% до 15% от всех трудоспособных за 20 лет) не поглощается новыми местами занятости: многие уезжают на работу на другие территории каждый день, на рабочую неделю, сезон, до отпуска. Село превратилось в территорию, где число детей и пенсионеров на одного работающего выше, чем в городе», – говорит эксперт.

Несмотря на то, что государство ежегодно выделяет средство на комплексное развитие сельских территорий, средний уровень обеспеченности жильем в сельской местности составляет 27,3 кв. м на человека. В Европе этот показатель достигает 30–40 кв. м.

Жилищный вопрос

По данным Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, 3,3% площади сельского жилищного фонда страны имеет износ жилья более 70% (в городе – 1%). Больше всего таких домов в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах (7,9 и 7% соответственно). По благоустройству сельский жилищный фонд более чем вдвое уступает городскому. В 19 регионах лишь 50% помещений оборудованы всеми видами благоустройства, а в 12 регионах – менее 10%.

В России действуют пять программ, направленных на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства. Среди них – предоставление социальных выплат, обустройство площадок под компактную жилищную застройку, новые механизмы льготного кредитования на приобретение жилья и на его благоустройство, строительство муниципального жилья. Однако, по экспертным оценкам, 88% селян этими инструментами не пользуются, а решают свои жилищные проблемы преимущественно за счет собственных и привлеченных средств.

Продолжительность жизни в селе ниже, чем в городе, а скорая может доехать не до каждой деревни
Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Неработающие инструменты

До 2019 года основным механизмом государственной поддержки были социальные выплаты. Они предоставлялись гражданам, живущим и работающим в сельской местности и признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также молодым семьям и специалистам, работающим в сфере АПК или социальной сфере. По условиям программы, получатель выплаты должен самостоятельно оплатить не менее 30% стоимости жилья.

По информации Минсельхоза, на 1 января 2018 года в программе захотели участвовать более 63 тыс. семей, на 1 января 2019 года – 69 тыс. семей. Однако с начала 2020 года список сократили на 42%, исключив из него тех, кто не работает в сфере АПК или социальной сфере. В результате часть граждан, постоянно проживающих на селе и стоящих в очереди более 10 лет, утратила право на соцвыплату. При этом охват сельских жителей выплатами составляет лишь 11%, а среднее время ожидания – 5 лет.

На финансирование программы из федерального бюджета выделялось 3,7 млрд рублей в 2018 году, 6,8 млрд рублей в 2019 году и 2,1 млрд рублей в 2020 году. На 2021 год на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 0,7 млрд рублей. Как подсчитала Счетная палата, при таком уровне финансирования на обеспечение жильем нуждающихся потребуется более 28 лет, и то если не включать в списки новых заявителей. Между тем в отчетности регионов по этому вопросу аудиторы нашли недостоверные сведения и пришли к выводу, что мониторинг Минсельхоза носит формальный характер. Кроме того, они обратили внимание на множественные факты несоблюдения очередности при предоставлении соцвыплат и указали на риски нарушения прав заявителей.

Новое, но не лучшее

По замыслу разработчиков программ, более перспективным инструментом, приходящим на замену соцвыплатам, должна была стать «льготная сельская ипотека», которая действует с января 2020 года. Ее предоставляют гражданам на строительство или приобретение дома на сельских территориях, на срок до 25 лет по льготной ставке от 0,1 до 3% годовых с максимальным размером кредита до 5 млн рублей. Однако, как выяснили аудиторы, инструмент «не в полной мере» направлен на улучшение жилищных условий жителей села. По сути, ипотека им просто недоступна из-за низкой платежеспособности и высокой долговой нагрузки. На самом деле почти половина получателей – городские жители, покупающие себе дачу на лето в ближайших к городу районах.

Также с 2020 года действует еще один механизм льготного кредитования, аналогичный сельской ипотеке, но, в отличие от нее, предусматривающий повышение уровня благоустройства домовладений. Кредит выдается на срок до 5 лет по льготной ставке от 1% до 5% годовых с максимальным размером до 300 тыс. рублей. Потратить их можно на ремонт или приобретение и монтаж оборудования для инженерной инфраструктуры. На эти цели в 2020 году были предусмотрены 53,5 млн рублей, но по итогам года объем был сокращен до 3,5 млн рублей. Фактически по состоянию на 1 октября 2020 года было выдано всего 15 таких кредитов на общую сумму 2,4 млн рублей.

Еще одна программа, также направленная на решение жилищных проблем, – комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, также не показала высоких результатов. В 2019 году на обустроенных площадках было построено всего 297 домов – 25% от планового показателя. Между тем в 2020 году на строительство новых площадок было направлено около 2 млрд рублей плюс 0,7 млрд рублей на финансирование ранее начатых проектов. Минсельхоз не показал качественного мониторинга и в этой области.

Ликвидация бедности и высокоскоростной интернет

Для того чтобы ускорить темпы строительства жилья в сельской местности, регионы должны создавать комфортные условия для работы инвесторов, говорит председатель КСП Омской области Талгат Шугулбаев. По его мнению, одним из перспективных способов решения проблем, связанных с формированием качественной инфраструктуры, является использование государственно-частного партнерства. Также необходимо стимулировать комплексную застройку и расширять программу строительства муниципального жилья для бюджетников, разрабатывать и совершенствовать механизм льготного ипотечного кредитования. В 2020 году в рамках государственной программы Омской области «Комплексное развитие сельских территорий» были предоставлены социальные выплаты на строительство и приобретение жилья более чем ста семьям на сумму свыше 87 млн рублей. В 2021 году продолжится предоставление таких выплат, рассказал аудитор.

Цели программ развития сельских территорий должны быть увязаны с национальными целями развития РФ на долгосрочный период – например, ликвидация бедности, говорит руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова Александр Петриков. «Более половины бедных в России – это сельские жители, в то время как доля сельского населения – около 25%. Между тем ни в одной из государственных программ, реализуемых в сельской местности, в том числе в Государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий», не поставлена специальная цель по снижению сельской бедности. Вместо этого в качестве цели сформулирована задача сблизить уровень среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств. Но при этом неясно, как сократится сельская бедность», – пояснил профессор. По его мнению, в качестве основного целевого индикатора госпрограммы должно быть выделено сокращение сельской бедности, а круг необходимых для этого мероприятий – значительно расширен.

Госпрограмма ставит задачу не только улучшения уровня жизни современных сельских жителей, но и создания таких условий, которые бы привлекли во внегородские поселения новых жителей, подчеркивает директор по аграрной политике НИУ ВШЭ Евгения Серова. «Это мировой тренд: во всех развитых странах средний класс стремится жить вне крупных городов, крупнейшие компании переносят свои штаб-квартиры в малые города и поселения. Пандемия 2020 года продемонстрировала, с одной стороны, возможности удаленной работы, удаленного получения социальных и государственных услуг, а с другой – негативные стороны скученного проживания в условиях крупных мегаполисов. Это создало стимулы для перемещения части населения из городов. При этом также мировым трендом становится постепенное исчезновение института постоянного места проживания: люди живут часть года в одном месте, другую часть года – в другом. В этой связи нецелесообразно требование сельской «прописки» для получателей, например, ипотечных субсидий. Нужно понимать, что ускоренное строительство жилья даже для некоренных сельчан будет содействовать прогрессу сельской местности, так как повлечет за собой вложения в инфраструктуру», – считает профессор.

По ее мнению, также важно создавать в сельской местности условия жизни для работников разных сфер деятельности, прежде всего формирование коммуникаций – транспорта и связи, высокоскоростного интернета.

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора