Почему из электронных трудовых пропадает стаж и как его вернуть

Марина Юршина Общество 27

© Пелагия Тихонова/Коммерсантъ/ Vostock photo

Переход на электронные трудовые книжки не проходит гладко. В соцсетях и СМИ появляются сообщения о том, что из цифровой базы пропадает информация о стаже работы. В Пенсионном фонде России (ПФР) заявляют, что некорректные данные передают работодатели. А юристы советуют самостоятельно следить за полнотой информации и в случае проблем забрасывать жалобами и кадровые службы, и Пенсионный фонд.

Как пишут граждане, реальный стаж, отмеченный в бумажной трудовой книжке, не совпадает с тем, который отражается в электронной версии. Могут пропасть несколько месяцев, а могут и годы. Причина в том, что предприятие проработало несколько лет и было ликвидировано, обанкротилось или реформировано, и каких-либо подтверждений, что человек там работал, в ПФР не сохранилось, либо работодатель ошибся и внес в базу некорректные данные.

Напомним, с 2020 года компании обязаны предоставлять в ПФР сведения о трудовой деятельности работников – приеме на работу, переводе на другую работу или увольнении. До 1 июля 2020-го работодатели должны были письменно уведомить всех своих сотрудников об этих изменениях и праве сделать выбор между бумажной и электронной трудовыми книжками. Работники, в свою очередь, должны были определиться и до 1 января 2021 года подать заявление о продолжении ведения бумажной трудовой или переходе на электронную. В дальнейшем те, кто выбрал бумажную, могут передумать и подать новое заявление. Наоборот – нет, отказ от бумаги становится окончательным: трудовая возвращается гражданину на руки. Те же, кто впервые трудоустраивается после 31 декабря 2020 года, выбора не получают – сведения о них формируются только в электронном виде.

Как сообщал ПФР, решение о переходе на электронную трудовую книжку приняли боле 6 млн россиян.

После того как несколько СМИ написали о пропаже стажа, Пенсионный фонд выступил с официальным заявлением. В сообщении отмечается, что электронные трудовые книжки формируются исключительно по данным, которые работодатели направляют в Пенсионный фонд. Каждый работник их может проверить в личном кабинете на сайте ведомства или на портале госуслуг. Если окажется, что данные некорректны, нужно направить обращение работодателю с просьбой их исправить либо обратиться в Пенсионный фонд. «Специалисты помогут сделать запрос работодателю либо организации-правопреемнику и в архив, если компании, в которой работал человек, уже не существует», – говорится в сообщении.

Жалобы и угрозы

Нововведение в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде изначально вызывало много вопросов как у юристов, так и у кадровиков, в том числе по вопросу сохранности данных, рассказывает адвокат МКА «Центрюрсервис» Екатерина Тютюнникова. Планировалось, что принятые поправки повысят уровень сохранности сведений о трудовой деятельности, упростят процедуру трудоустройства, снизят издержки работодателя и работника, связанные с трудоустройством.

«ПФР неоднократно описывал преимущества электронных трудовых, в том числе указывая, что такой формат практически исключает риск потери сведений. Как юриста меня цепляло слово «практически», то есть вероятность потери допускается», – отметила Тютюнникова.

На официальном сайте ПФР указано, что необходимо сохранять бумажную книжку, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В электронной версии фиксируются только сведения начиная с 2020 года, подчеркнула эксперт.

В соответствии со ст. 66.1 Трудового кодекса РФ, работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и предоставляет ее для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда РФ.

Работники, сделавшие выбор в пользу электронных трудовых книжек, должны знать, что Минтруд в своем письме от 03.07.2020 № 14-2/ООГ-10180 обратил внимание, что если работник отказался от бумажной трудовой книжки и решил остаться только с электронным вариантом, то вернуться обратно к бумажному варианту не получится. Таким образом, люди теряют возможность учета стажа в бумажной трудовой книжке.

«На данном «переходном» этапе работникам можно посоветовать постоянно отслеживать электронные данные о своем трудовом стаже. В случае возникновения вопросов сразу нужно обращаться к работодателю и в ПФР в письменном виде. В случае выдачи трудовой книжки на бумажном носителе на руки – хранить ее как одно из доказательств подтверждения трудового стажа», – посоветовала Екатерина Тютюнникова.

Адвокат Вячеслав Голенев столкнулся с аналогичной ситуацией. «Мне не учитывался адвокатский стаж. Вызвано это обычно техническими сбоями, связанными с непередачей данных от Налоговой службы в ПФР. Деньги (страхвзносы) заплачены, а ПФР платежей не видит – ФНС не передало соответствующие данные», – рассказал он.

По словам адвоката, помочь в такой ситуации могут только постоянные жалобы и угроза судебным процессом – это отрезвляюще действует на госорганы, и на ПФР в частности.

Если же работодатель не платил взносы, ситуация сложнее. Неподтверждение стажа может быть связано с тем, что человек работал «вчерную», то есть без оформления. В таком случае на учет стажа рассчитывать не стоит.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора