Денег на выплаты больничных может не хватить

Марина Юршина Общество 39
©Shutterstock/Fotodom

Специалисты Счетной палаты выявили в бюджете Фонда социального страхования (ФСС) РФ дефицит средств, предусмотренных на выплату пособий по больничным и в связи с материнством. Уже сейчас в бюджете Фонда не хватает 31 млрд рублей для этих категорий застрахованных. Такая ситуация сложилась на фоне проводимой в отрасли реформы, а экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, еще усугубил проблему. Ограничения в деятельности организаций и дополнительные меры поддержки гражданам, предприятиям и отраслям экономики по итогам 2020 года приведут к тому, что бюджет недополучит более 65 млрд рублей.

Суть реформы

Начиная с 2012 года Фонд социального страхования РФ проводит реформу, суть которой сводится к переходу с «зачетного механизма» исполнения бюджета на «прямые выплаты». По старой схеме при наступлении страхового случая (больничный, беременность, рождение ребенка и т.д.) работодатель сам выплачивал работнику пособия, а расходы вычитал из страховых взносов, перечисляемых в бюджет ФСС за всех своих сотрудников. Если объем расходов превышал сумму начисленных взносов, то Фонд возмещал разницу. По новой схеме пособия гражданину назначают и выплачивают напрямую территориальные органы Фонда, а работодатель только предоставляет в ФСС необходимые документы.

Идея реформы заключается в том, чтобы гарантировать гражданам выплату пособий вне зависимости от экономического состояния работодателя.

Например, пособия по беременности и родам и при рождении ребенка будут выплачены в срок, даже если компания обанкротилась.

Реформа реализуется поэтапно, регионы подключаются к ней постепенно вплоть до 1 января 2021 года. В этом году в проекте принимают участие уже 77 субъектов РФ.

Как показали исследования Счетной палаты, первый год после перехода практически все регионы испытывают недостаток средств на выплаты пособий. Например, в Мурманской и Костромской областях дефицит вырос почти в 6 раз. Впоследствии ситуация, как правило, выправляется, но денег все равно не хватает в большинстве регионов и в целом по России. Так, по итогам 2019 года объем профицита в 19 регионах покрыл лишь пятую часть недостающих средств в оставшихся 40.

В основном недостаток средств компенсируется за счет страховых взносов трех регионов-доноров – Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Они последними перейдут на новую систему с 1 января 2021 года, а до сих пор используют «зачетный механизм». Их взносы составляют более трети от всех поступающих в ФСС денег и позволяют Фонду сбалансировать бюджет. Однако в следующем году они тоже перейдут на новую систему и уже не смогут быть донорами для других регионов, отмечают аудиторы.

Из пустого в порожнее

Переход с «зачетного механизма» на «прямые выплаты» несет в себе ряд очевидных преимуществ, отмечается в отчете Счетной палаты. Так, механизм стал более прозрачным, а контроль за начислениями упростился. Однако он несет в себе риски финансовой неустойчивости системы соцстрахования, особенно в нынешних условиях, полагают аудиторы.

Порядка 97% дохода ФСС обеспечиваются двумя видами взносов – по временной нетрудоспособности и от несчастных случаев на производстве.

Согласно утвержденному бюджету Фонда, в 2020 году на выплаты первой категории пособий не хватит около 14 млрд рублей. Между тем, по расчетам аудиторов, уже за первое полугодие здесь образовался дефицит в 31 млрд рублей. Более того, за шесть месяцев полностью израсходованы все средства по этому виду страхования, оставшиеся от прошлых лет.

Фонд покрывает этот дефицит за счет средств страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – согласно бюджету, по этой категории в 2020 году должно остаться порядка 37 млрд рублей. Однако такой порядок перерасчетов не предусмотрен законом, поэтому налицо нецелевое использование денег, отмечают в Счетной палате. Правительство должно предусмотреть на этот случай трансферты из федерального бюджета.

В целом общий бюджет Фонда в 2020 году будет исполнен с минимальным профицитом, в пределах 1,4 млрд рублей, подсчитали аудиторы. Но уже в 2021 году переход на прямые выплаты и необходимость погашения кредиторской задолженности перед страхователями приведет к снижению финансовой устойчивости бюджета ФСС – и по страхованию на случай ВНиМ (временной нетрудоспособности и материнству), и в целом.

Например, дефицит бюджета в тройке регионов-доноров составит более 40 млрд рублей, подсчитали аудиторы. Также значительную нехватку средств будут испытывать в Пермском и Краснодарском крае, Свердловской и Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. Общий дефицит по ВНиМ на конец 2020 года может составить более 80 млрд рублей, а в 2021 году – более 56 млрд рублей.

В Счетной палате прогнозируют, что ФСС сможет преодолеть дефицит лишь в 2022 году, да и то если эпидемиологическая ситуация будет благоприятной.

Если проблему снова решать за счет средств страхования от несчастных случаев на производстве, то их резерв будет также быстро таять. К концу 2020 года он уменьшится почти в 1,8 раза, к концу 2021 года – в 2,2 раза, а значит, появятся риски уже для этого вида страхования.

Перекладывание рисков

По мнению аудиторов ведомства, в нынешних условиях схема с перераспределением средств в целом оправдана. Поэтому в законодательство следует внести изменения, позволяющие в случае нехватки средств для выплат пособий по одному виду страхования использовать средства другого вида страхования.

Однако эксперты такую позицию не поддерживают.

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) не может согласиться с предложением «узаконить незаконное», заявил председатель ФНПР Михаил Шмаков. Профсоюзы поддержали механизм прямых выплат ФСС, так как в результате реформы наемные работники получили возможность напрямую получать гарантированные государством пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе если организация находится в стадии банкротства. Но при их начислении следует руководствоваться не финансовыми возможностями правительства РФ, а принципами обязательного социального страхования, которые не предусматривают улучшение обеспечения одной группы застрахованных за счет другой. Такое решение должно быть принято социальными партнерами с определением, кому будет предоставлен «кредит» и на каких условиях по его возврату, считает глава ФНПР.

По его мнению, целесообразно решить вопрос о формировании фиксированного резерва по каждому виду обязательного социального страхования, чтобы не возникало ситуаций с необходимостью изъятия или перераспределения средств.

«Стабилизации финансового положения бюджета Фонда социального страхования РФ будет способствовать ориентированность стимулирования страхователей на управление социальными рисками. Мероприятия по улучшению условий труда будут сохранять здоровье работников и, как следствие, приведут к снижению затрат выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, несчастными случаями и профессиональными заболеваниями», – полагает Шмаков.

Предложенный порядок перераспределения финансирования за счет невостребованности средств страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является спорным, согласен представитель уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере миграционной политики и трудового законодательства Антон Степанов.

«В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пособий правительство РФ предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Следовательно, важно более детально проработать вопрос установления лимитов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и сроков их предоставления совместно с Министерством финансов РФ», – убежден он.

Если для фонда не сформируют межбюджетный трансферт или он будет недостаточен, то со временем просто увеличат проценты отчислений, чтобы закрыть дефицит, и эти обязательства переложат на бизнес, убежден член генерального совета «Деловой России» Алексей Кучмин. По его мнению, в текущей непростой экономической ситуации для предпринимателей это смерти подобно.

«В целом надо сказать, что проект «Прямые выплаты» – это финансовая цепочка всех регионов России. И чтобы она работала, надо наладить систему управления и взаимодействия центрального аппарата ФСС РФ и региональных отделений. По недавним исследованиям Счетной палаты, по направлению «Обеспечение техническими средствами реализации» показатель взаимодействия центрального аппарата и регионов крайне низкий. Это, кстати, во многом является причиной финансовой неэффективности по данному направлению. Поэтому хочу отметить, что в ходе реализации проекта «Прямые выплаты» этот показатель по взаимодействию достаточно важен, так как он станет следствием образования финансовой неустойчивости всей системы социального страхования в субъектах РФ», – подчеркнул эксперт.

Неспешная цифровизация больничных

Успех реформы также напрямую связан с внедрением электронных листков нетрудоспособности. С 1 января 2022 года именно он станет основанием для назначения и выплаты больничных, а также пособий по беременности и родам.

Внедрение электронного больничного осуществляется с 1 июля 2017 года. Однако, как показал проведенный аудиторами анализ, медицинские организации и страхователи пока не готовы к работе в цифровом формате. На сегодняшний день доля электронных больничных составляет менее 60% от общего количества выданных листков нетрудоспособности.

Только 39,6% (10,11 тыс.) российских медорганизаций выдают больничные в электронном формате. Доля же работодателей, использующих систему информационного взаимодействия, где аккумулируется вся информация, не превышает 14,8%.

На текущий момент количество медорганизаций, которые полностью перешли на электронный документооборот, все еще невелико, признает заместитель министра здравоохранения РФ Павел Пугачев. В настоящее время ведомство работает над созданием Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), которая к 2024 году должна объединить все медицинские организации в единый цифровой контур. Уже сейчас к ней подключены 58,5% организаций.

Для стимулирования отказа от ведения медицинской документации в бумажном виде Минздрав принял и утвердил ряд приказов и постановлений.

Кроме того, ведомство создает отдельные нозологические регистры учета пациентов некоторых заболеваний. Например, обеспечивается учет заболевших COVID-19 и пневмонией, что позволяет в режиме реального времени анализировать изменения эпидемиологической ситуации в различных регионах и прогнозировать увеличение страховых выплат.

Кроме того, в настоящее время ведется создание вертикально интегрированных медицинских информационных систем (ВИМИС) по онкологическим и сердечно-сосудистым заболеваниям, а также по профилям акушерство, гинекология и неонатология. Они должны обеспечить не только учет, но и мониторинг ведения и маршрутизации пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи.

«Указанные меры позволят обеспечить новый уровень анализа и прогнозирования рисков, в том числе в условиях нестабильной эпидемиологической ситуации и экономического кризиса, вызванного коронавирусом, для более точного планирования и прогнозирования бюджета Федерального фонда социального страхования. Полагаем, что эти меры позволят реализовать преимущества от перехода на систему прямых выплат как для граждан, так и для государства, и исключат риски, описанные в докладе Счетной палаты», – убежден Павел Пугачев.

Динамика развития технологии электронных листков нетрудоспособности позволит к 2022 году обеспечить полный уход от бумажной формы больничного, полагает первый заместитель председателя Фонда социального страхования РФ Татьяна Лотоцкая. Его внедрение позволило обеспечить прозрачную историю болезни работающего, сократить сроки выплаты пособий, ускорить их назначения и перейти на электронный документооборот с участниками пилотного проекта – страхователями, медицинскими организациями и другими заинтересованными органами власти и организациями.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора