Политическая дружба Аристотеля и советская дружба народов

Русранд Рустем Ринатович Вахитов Политика 34

Антисоветчики-националисты любят потешаться над понятием «дружба народов» из советского дискурса. Дружба, по их мнению, возможна лишь между индивидами, причем, это сфера частной, а не политической жизни.

Между тем еще у Аристотеля было понятие «политическая дружба» и эта «политическая дружба» согласно греческому философу возникает в полисе между гражданами, союзами граждан (филами) и даже между полисами (так сказать внутригреческими политически оформленными субэтносами). Конечно, дружба здесь понимается широко — просто как дружественные, приязненные, доброжелательные отношения, но тем не менее это — тоже дружба.

Специалисты по античности утверждают, что само понятие «политической дружбы» связано со спецификой полисного общежития: полис — это не гражданское общество, а гражданская община. Его цель — обеспечение всех необходимым и самодостаточная жизнь, при которой возможно духовное развитие. Граждане полиса не конкурируют, а дружат, потому что у них — общая цель, а не отдельная цель у каждого.

Важно, что база «политической дружбы» — своеобразная редистрибутивная, раздаточная экономика. Именно «экономика» в греческом смысле, а не хрематистика, рыночное накопление. Экономика ведь от «ойкос» — дом, то есть полис — Большой Дом, где всех домочадцев нужно как минимум накормить — элементарное условие, чтоб они жили дружно. Между прочим, бедные граждане полиса имели не только натуральные и денежные выплаты и освобождение от налогов, но и право на бесплатное посещение театров, недаром немецкие филологи-классики говорили об особом античном социализме. Советский Союз был построен тоже по модели полиса, только очень большого, занимающего шестую часть суши.

В социалистическом «мега-полисе» тоже была ориентация на «экономику», а не «хрематистику», на самообеспечение и обеспечение всех, на стремление к общей цели. Это и делало возможным существование при социализме политической дружбы и такой специфической ее разновидности как дружба народов.

Рынок, в отличие от экономики раздатка, напротив, превращает всех не в сообщинников, а в конкурентов. Перенесенная на уровень отношений между народами эта модель дает картину мира национализма.

Для националиста не только люди, но и народы рассматриваются как эгоисты, борющиеся за ресурсы. Поэтому националисту и смешны разговоры о дружбе народов. В тех условиях, в которых он живет — в условиях господства рынка, восприятия принципа конкуренции как естественной данности, это и правда почти невообразимо. Но из этого не следует, что дружба народов (и политическая дружба вообще) невозможна в принципе и что и в обществах с «другой анатомией», как СССР или полисная Греция, ее не бывает.

Рустем Вахитов

Источник


Автор Рустем Ринатович Вахитов — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Башкирского государственного университета, г. Уфа., исследователь евразийства и традиционализма, замечательный политический публицист и мыслитель.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора