О ценностной основе государства социальной справедливости

Вардан Эрнестович Багдасарян Русранд Политика 43

Верен ли прогноз государства справедливости, как неизбежного эволюционного этапа института государства, с позиций научной футурологии? Закономерен ли переход к нему или его образ есть область политических мечтаний? Для ответа на эти вопросы следует выявить исторические тренды эволюции государства.


ГОСУДАРСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МЕГАЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Природа человека, в отличие от гомогенной биологической природы животных, гетерогенна. В ней есть биологическая, социальная и духовная составляющая. Как контрэволюционная проекция выделяется образ античеловека, противоположного человеку социализированному и духовному. Соответственно, могут быть выделены четыре типа организации человеческих сообществ.

Первый тип связан с естественно-биологической природой человека. Люди объединяются в данном случае для удовлетворения естественных потребностей — безопасности, питания, продолжения рода. Простейшая и универсальная форма такого объединения — семья и род. «Семьи», точнее протосемьи, создаются и животными, но у человека они приобретают социализированный характер, ориентированы не только на биологическое воспроизводство, но и на решение социальных и духовных вопросов, на целеполагание и целедостижение.

Второй тип человеческих объединений определяется социальной составляющей природы человека. Люди объединяются для совместной деятельности в решении тех или иных стоящих перед обществом или группами общества задач. Характерными объединениями такого рода являются трудовые и профессионально-трудовые объединения. К этому же типу относятся объединения на основе той или иной групповой принадлежности.

Духовная составляющая природы человека подразумевает объединение на духовной платформе. К такому типу объединений относятся религиозные общины. Объединяющим началом выступает в данном случае приверженность определенным идеям и ценностям. Соответствующие объединения могут создаваться из сторонников определенной идеологии, учения, ценностного манифеста. Объединяться люди могут не только в добре, но и во зле. Наряду с социализированными объединениями, существуют объединения асоциальной направленности. Классическим примером таких объединений выступает криминалитет. В любой из культур известны объединения, консолидируемые на основе девиаций или пороков.

В проекции исторического времени человечество движется от объединений, определяемых биологической природой к объединениям, определяемым природой социальной, и от них — природой духовной. В развертке этой эволюции находится и государство. С одной стороны, оно связано с социальной природой человека, поскольку решает проблемы общежительства. С другой, с природой духовной, поскольку достижение идеала справедливости невозможно без соответствующего уровня духовности человека (рис. 1).

Рис. 1. Эволюционная природа генезиса человеческих сообществ

Вектор эволюции в мегавременной будущей перспективе состоит в усилении социальной и далее духовной составляющей жизни человека. Осуществить с опорой на социальную солидарную составляющую прорыв к жизни духовной — перспектива мегаэволюционного проекта государства справедливости. На одном из этапов при осуществлении такой трансформации государство социальной справедливости переходит в нравственное государство. Осуществляется описанное в религиозных текстах преображение человека. Далее — переход к государству справедливости, праведному государству.

Но существует и контрэволюционный проект. Он имеет прямо противоположную направленность. Эта направленность есть десолидаризация. Вместо идеи преображенного человечества, в какой бы версии (православной или коммунистической) она не выступала — этот антропологический ориентир, если называть вещи своими именами, ориентир античеловечества (рис. 2).

Рис. 2. Истоки мировой исторической альтернативы

Отсюда оценка Александром Зиновьевым сущностных итогов «холодной войны»: «Для Запада проблема разгрома Советского Союза была не просто проблемой ослабления военного, политического, идеологического и экономического конкурента. Это была проблема уничтожения эволюционного конкурента, угрожавшего устроить мировой порядок по своему плану и имевшего на это реальные шансы»(Зиновьев А. Русская трагедия).


ИДЕОЛОГИЯ СОЛИДАРИЗАЦИИ — ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Истоки альтернативы «государство социальной справедливости — государство антропологического неравенства» связаны еще с Евангельским посланием.

Развилка исторического выбора фиксируется именно там. Один подход, на котором выстраивалась система античного мира, состоял в том, что «раб не есть человек». Варвар тоже не считался человеком в полном смысле. Утверждались дихотомии раб — господин, римляне — варвары. Пришествие Христа перевернуло античный мир. Нет ни эллина, ни иудея, не должно быть раба и господина, — говорилось в Послании апостола Павла. Нагорную проповедь Христа в ее буквальном прочтении восприняла Россия. Россия в разных исторических версиях несла идеологически Нагорную проповедь (рис. 2).

Существует всего три фундаментальные идеологии — социализм / коммунизм, либерализм и фашизм. Все остальные либо представляют собой их исторические и страновые модификации, либо — вариант идеологического гибрида. Анализ показывает, что коммунизм и фашизм находятся на разных полюсах идеологической классификации. Социализм — фундаментальное равенство, либерализм — равноправие, фашизм — антропологическое неравенство. Социализм — человек социальное существо, либерализм — человек индивидуум, фашизм — человек «волк», сверхчеловек. Социализм — солидаризация, либерализм — конкуренция, фашизм — война. Социализм — коллективная собственность, либерализм — частная собственность, фашизм — корпоративная собственность. Социализм — интернационализм, либерализм — буржуазный национализм, фашизм — расизм. Социализм — трудовые доходы, либерализм — рента, фашизм — прямая эксплуатация. Социализм — свобода как отсутствие эксплуатации, либерализм — свобода как снятие социальных обременителей, фашизм — свобода как господство свободных над несвободными. Социализм — мессианство, мировое братство, либерализм — глобальный рынок, фашизм — мировое господство. Социализм — народовластие, либерализм — власть успешных, фашизм — иерархизм (власть членов корпорации). Социализм — нравственность («не сила, а правда»), либерализм — мораль, фашизм — воинствующий аморализм (мораль силы). Социализм — ответственность за слабого, либерализм — сильный побеждает слабого (в результате конкурентной борьбы), фашизм — репрессинг слабых (ницшеанское «падающего подтолкни»).

Государство социальной справедливости и следующая стадия государство справедливости — это государство социалистической идеологии. И в либерализме, и в фашизме есть свое понимание справедливости. Но это справедливость неравенства. Справедливость социальная, справедливость в понимании большинства соотносится именно с идеологией социализма.

Как акторы классической триады «личность — общество — государство» представлены в рамках трех указанных идеологий?

Личность. Для социализированной модели человек есть социальное существо. Как перспектива следующей стадии развития в данном направлении человек — существо духовное. Для либеральной модели человек — это индивидуум. И далее в перспективе перехода от либерализма к фашизму человек — зверь.

Общество. В социализированной модели общественные интересы преобладают над частными. Ценностные ориентиры — коллективизм, социальный патернализм. При движении далее в направлении социализации появляется перспектива солидаризированного общества, утверждения ценностной парадигмы альтруизма. В развертке либеральной логики: частные интересы преобладают над общими, базовая ценность — индивидуализм, конкуренция. Отсюда следующий, уже фашистский, этап в развитии этой логики — диктатура меньшинства, власть сильных, неравенство, в том числе неравенство антропологическое.

Государство. Для социализированной модели развития — государство это социальная оболочка. Перспектива эволюции в данном направлении — государство социальной справедливости, нравственное государство, государство справедливости. Либерализм задает принципиально иную логику — освобождения индивидуума от государства. А далее — фашистская перспектива — власть избранных, государство-корпорация (рис. 3).

Рис. 3. Альтернативы развития человечества

По сути сформировались два альтернативные взгляда на исторический процесс: история как социализация и история как индивидуализация. Отсюда же вытекают две версии социальной эволюции. Первая версия: социальная эволюция как социализация человечества. Идеал будущего — всечеловеческое братство. Вторая версия: социальная эволюция как борьба за существование. Исходя из нее бытие человека мыслится как глобальная конкуренция, в которой есть успешные и неуспешные. Сильные в конкурентной борьбе побеждают слабых. Но следуем в этой логической развертке далее: глобальная война, закрепление власти сильнейших, превосходство, присвоение, неравенство. По сути дела, заявляя об эволюции и прогрессе, либерализм и вытекающий из него фашизм, приходят в итоге к контрэволюции — отрицанию самой перспективы нравственного человеческого развития. Вызов, таким образом, предъявляется в отношении самого эволюционного процесса (рис. 4).

Рис. 4. Две версии социальной эволюции

Современная дилемма — это не просто дуализм политического момента. Это развилка в эволюционном развитии человечества. С одной стороны, если мы берем за основу глобальную конкуренцию, то выстраивается перспектива общества, в котором сильные побеждают слабых. Это перспектива контрэволюции.

Человечеству нужна иная альтернативная идеология развития — развития солидарного. Социальная эволюция раскрывается в этой версии как солидаризация. Государственной же организацией будущего общества выступает государство справедливости.


Фрагмент из монографии: Государство справедливости — праведное государство (от теории к проекту). — М.: Наука и политика, 2018. — 512 с.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора