Иркутск 31.08.2020 1:32 | Иркутский вестник
48 Строительство, а вернее, — отсутствие такового применительно к дороге на байкальском острове Ольхон, исчерпывающе характеризует современное российское государство (или указывает на отсутствие всякого государства).
Хроника событий здесь столь наглядна, что даже не нуждается в подробном комментарии. Это и стыд, и смех, и позор одновременно.
В июне 2017 года, на «Прямой линии», жители острова Ольхон пожаловались президенту Владимиру Путину на отсутствие нормальных дорог на острове.
В августе 2017 года Путин прилетел в Бурятию, посетил Танхой, где провел совещание «по вопросам экологического развития Байкальской природной территории». На этих посиделках присутствовал в том числе губернатор Иркутской области Сергей Левченко, а сам г-н Путин высказался по поводу дороги предельно конкретно:
«Первое, что я хочу сказать — дорога должна быть сделана. Это вопрос только цены. Или мы заплатим эту цену за счет Байкала, и вы тут дальше будете разрабатывать карьер, или мы заплатим из бюджета просто немножко больше денег, и завезете туда больше гравия, вот и все».
Это заявление прозвучало в эфире всех федеральных каналов 4 августа 2017 года, а уже к 6 августа Сергей Левченко пообещал сделать «предварительные расчеты».
Расчеты эти выглядели так: по оценке Минстроя области, которым и тогда и сейчас руководит один человек — Светлана Свиркина, — укладка 35 километров асфальта от паромной переправы до Хужира должна была обойтись бюджету в 2 с лишним миллиарда рублей. Причем речь шла о строительстве дороги самой низкой IV категории.
Начать строительство Минстрой обещал в 2018 году, однако уже тогда было понятно, что стройку невозможно запустить без: а) определения точного статуса земель, по которым пройдет дорога; б) прохождения экологической экспертизы; в) организации сложной логистической цепочки по доставке к месту стройки гравия и асфальтобетонной смеси (изначально возить гравий собирались за 160 километров, из Баяндаевского района).
К теме с дорогой мгновенно примазалась «Единая Россия». Так депутат Госдумы от Прибайкалья Сергей Тен заявил, что строительство можно завершить уже в 2019 году. Конечно, депутат имел в виду себя, вернее — подконтрольный его семье холдинг АО «Труд», являющийся крупнейшим подрядчиком на дорогах Восточной Сибири.
Собственно, на этом история заканчивается. Никто ничего строить так и не начал. Летом 2018 года, спустя год после громких реляций Путина, Минстрой области скромно заявил, что проектные работы с учетом госэкспертизы завершатся не раньше июля 2019 года. К тому времени оценочная стоимость будущей трассы возросла до 2,5 миллиардов рублей. Окончить строительство Минстрой планировал не ранее 2023 года.
Спустя еще полтора года, осенью 2019-го, Минстрой объявил об отмене конкурса по строительству первой очереди работ из-за отсутствия соглашения с Прибайкальским нацпарком об изменении статуса земель под дорогой. Работы были перенесены на 2020 год.
В декабре 2019 года Сергей Левченко ушел в отставку, однако костяк его Правительства сохранился в неизменном виде. Это касается и Минстроя, которым все так же руководит г-жа Свиркина.
И вот, июль 2020 года. С момента радужных обещаний Путина прошло три года. Что имеем? Слово министру Свиркиной:
«Работы по капитальному ремонту начаты не были. Учитывая сопутствующие сложности, такие как отсутствие круглогодичной транспортной связи с материком, отсутствие утвержденных границ Прибайкальского национального парка, отсутствие запасов инертных материалов на острове, отсутствие возможности установки асфальтобетонного завода, правительством региона было принято решение о необходимости расторжения государственного контракта с подрядчиком».
За три года дело не сдвинулось с мертвой точки.
Тупорылое (по другому его просто нельзя назвать) природоохранное законодательство не позволяет даже косить траву на Байкале, не говоря уже о строительстве современных дорог. Со своей стороны ни федеральная, ни региональная бюрократия не в состоянии преодолеть запреты, которые она же разработала и приняла («Единой России» отдельный привет).
Что дальше? Минстрой Свиркиной собирается объявить новый аукцион со сроками исполнения контракта в конце 2022 года. Речь идет о реконструкции только первого шестикилометрового участка. На остальной дороге вообще поставлен крест — разработка проектно-сметной документации официально приостановлена. Кстати, стоимость всей несуществующей трассы к настоящему моменту чудесным образом возросла до 3 миллиардов рублей. Инфляция, однако.
Резюмируем. Государство не в силах построить 35 километров асфальтовой дороги на Ольхоне — несмотря на публичные обещания президента Путина и дружный хор подпевал в ведомствах всех уровней. Это реальный маркер того, как сегодня управляется Россия. Она никак не управляется. Государства нет.
Этот простой (хоть и печальный) факт первыми осознали именно жители Ольхонского района — «государство» сначала кинуло их с дорогой, а затем вытерло о них ноги, посадив мэра района Сергея Копылова, благодаря которому была введена в эксплуатацию другая многострадальная трасса: Еланцы-Сахюрта. В результате на голосовании за обнуление президентских сроков Путина 1 июля 2020 года жители района проголосовали против поправок в Конституцию.
Тук-тук, Владимир Владимирович, тук-тук. За вами пришли.