Дорога до Китая важнее Байкала?

Иркутск 31.08.2020 0:16 | Иркутский вестник 38

Продолжают раскрываться подробности законопроекта о Байкале, который так внезапно приняли депутаты Госдумы. По всей видимости, это грандиозный (для кого-то) проект предусматривает не просто реконструкцию и расширение железнодорожных путей, но создание основного пути сообщения между Европой и Азией.

Об этом уже писал председатель комитета Госдумы по природным ресурсам на своей странице в Инстаграм: Как Коля-Омуль продал Байкал. Депутат чётко расставляет приоритеты: железная дорога была создана рядом с Байкалом ещё до создания Байкальской природной территории и вообще всей охранной деятельности вокруг озера.

Как оказалось, проект «Европа-Западный Китай» был создан ещё в 2018 году. Он есть в указе Президента от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Напомним, что реконструкция железной магистрали как раз рассчитана до конца 2024 года.

В целом развитие внешних экономических отношений — перспектива отличная и вполне необходимая для нашей страны. Жаль только, что ради этого правительство готово погубить природные богатства. Дело в том, что согласно действующему на сегодняшний день 643 постановлению «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ)», проводить реконструкцию железной дороги в том виде, в котором планируется, запрещено. Более того, все строительства, осуществляемые в пределах БПТ, обязаны проходить экологическую экспертизу. Именно по её результатам выдаётся разрешение или запрет на строительную деятельность. И ради реконструкции железной дороги правительство намерено, во-первых, изменить 643 постановление, а именно изменить список запрещенных видов деятельности. Во-вторых, полностью отменить экологическую экспертизу.

Таким образом, четыре года на Байкале не будет действовать никаких запретов. Каждый желающий сможет построить на Байкале абсолютно всё, что ему вздумается. Это как минимум может привести к застройке и деградации прибрежных территорий, увеличению площади, свободной от растительности, изменениям и увеличению стоков в Байкал, изменению эрозионных процессов.

В частности, снимается запрет на сжигание отходов без очистки выбросов до нормативов, вырубку в кедровых лесах, добычу минеральных вод, строительство на незатронутых человеческой деятельностью территориях.

Депутаты якобы прописали в законопроекте пункт «строительство осуществляется только с одобрения губернатора области или правительства РФ». Но кто будет это контролировать и кто будет брать разрешение? Более того, в проекте чётко прописано «введенные ограничения не будут распространяться на инвестиционные проекты». Это даёт безграничные возможности всем, чьи проекты будут считаться «инвестиционными». А ими может быть всё, что угодно, вплоть до захоронения радиоактивных отходов.

Возмущенные экологи обратились в Министерство природных ресурсов и просят ведомство оставить большинство видов деятельности в списке запрещенных, иначе это приведёт к непоправимым проблемам. Но ведомство не посчитало нужным послушать специалистов. Ни экологов, ни общественность к работам привлекать не планируется.

Подобным образом уже строили один проект на Байкале. Им был Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат.

Миша Ковальски

© Babr24.com

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора