Ради РЖД на Байкале снесут леса

Иркутск Иркутский вестник 50

Губительный для природы законопроект был принят в Госдуме 15 июля 2020 года. Депутаты разрешили вырубать лес возле Байкала под ноль. Ни о каком лесовосстановлении речи не идёт.

Делается это ради РЖД, а именно ради строительства участков Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей. Ради строительства и реконструкции железнодорожных объектов федеральный закон об охране озера Байкал изменяется настолько, что по сути охраны и не остаётся.

Согласно поправкам, которые внесли депутаты, до 31 декабря 2024 года в центральной экологической зоне Байкальской природной территории снимаются экологические ограничения и без ограничения по срокам отменяется экологическая экспертиза при строительстве объектов инфраструктуры на особо охраняемых территориях регионального значения. Также возможно переводить земли лесного фонда в земли иных категорий, после чего допускается «проведение сплошных рубок». Более того, законопроект позволяет изменять границы особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения.В перечень необходимых для строительства магистрали объектов входят не только проекты магистралей, но также автомобильные дороги общего пользования, а также мосты, морские и речные порты.

Проще говоря, все те усилия, которые предпринимались для защиты Байкала в течение более 20 лет, исчезли. Теперь фактически на Байкале РЖД сможет возводить и строить абсолютно всё, что пожелает.

Стоит уточнить, что изначально законопроект был направлен исключительно на обеспечение строительства БАМа и Транссиба, но уже ко второму чтению депутаты изменили его, превратив в один из самых экологически опасных законов. Данный законопроект противоречит российской Конституции, нарушает права людей на благоприятную окружающую среду, а кроме того, противоречит международным обязательствам России в рамках различных конвенций, касающихся, в том числе, объектов всемирного природного наследия.

Напомним, что Байкал является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Для того чтобы оставаться в данном списке, по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, руководство страны должно способствовать сохранению уникальной экосистемы озера. Если этого не будет, то объект исключат. Тогда будет утерян самый весомый козырь в охране озера.

Статус «Объект всемирного наследия» дает следующие преимущества для объектов природного наследия:

— является дополнительной гарантией сохранности и целостности уникальных природных комплексов;

— повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений,

— способствует популяризации включенных в список объектов и развитию, например, экологического туризма;

— обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного природного наследия;

способствует организации мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов.

К примеру, в 2009 году из списка объектов исключили долину реки Эльбы у Дрездена, так как там продолжили строительство автомобильного моста в охранной зоне культурного наследия. Сделали это несмотря на протесты местных экологов.

Попытка отменить экологическую экспертизу в границах Байкальской природной территории предпринимается федеральными депутатами уже не первый раз. Ранее они были в 2006 и 2014 годах. Однако тогда после массовых обращений граждан в Думу законопроект отозвали.

Сейчас же законопроект по-тихому приняли в третьем, то есть окончательном чтении.

«Отменив экологическую экспертизу на ООПТ, депутаты и чиновники открыли возможности бесконтрольного разрушения национального достояния России в угоду сиюминутным коммерческим проектам. Под относительной защитой остались только заповедники и национальные парки, где строительство большинства объектов запрещено законом. А если примут ещё и скандальный законопроект позволяющий изымать земли национальных парков, который также внесен в Думу, то и это препятствие для разрушения заповедной системы России будет сметено в угоду продажным чиновникам и олигархам», — сообщает Гринпис России.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора